ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-55468/13 от 31.07.2013 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40-55468/2013

07 августа 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 07 августа 2013г.

Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2013г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

судьи Полукарова А.В. (шифр судьи: 154-524)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи – Даньшиной Ю.А.

рассматривает в открытом судебном заседании дело по заявлению

истца (заявителя): ОАО «СОРТС»

к ответчику: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы

об отмене постановления от 03.04.2013г. № 361-НФ-13 о привлечении к административной ответственности

в судебное заседание явились:

от истца (заявителя): неявка (извещен)

от ответчика: по доверенности № 6-06-12395 от 19.09.2011г. ФИО1

суд,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «СОРТС» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Государственной инспекции по недвижимости г. Москвы (далее – ответчик, административный орган) от 03.04.2013г. по делу № 361-НФ-13 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 9.7 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, а также прекращении производства по делу.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на недоказанность и отсутствием вины общества.

Ответчик требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая, что заявитель привлечен к административной ответственности на законных основаниях.

Представитель Заявителя в заседание не явился, о дате, месте, времени слушания дела надлежаще извещен. Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы ответчика, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемым постановлением ОАО «СОРТС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях: за использование объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, с нарушением установленного порядка изменения целевого назначения нежилого помещения (его части), занимаемого на правах аренды (субаренды), без наличия соответствующего разрешения.

Деятельность Госинспекции по недвижимости регулируется Законом г. Москвы «О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве» от 03.06.2009 № 17 и Положением о Госинспекции по недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 № 184-ПП.

В силу п. 1.1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2012 № 184-ПП «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы» Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы.

Статьей 9.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за использование объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, с нарушением установленного порядка изменения целевого назначения нежилого помещения (его части), занимаемого на правах аренды (субаренды), без наличия соответствующего разрешения.

В силу ст. 16.5 КоАП города Москвы протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 16.3 КоАП города Москвы.

В соответствии с п. 10 ст. 16.3 указанного Закона дела об административных правонарушениях ответственность, за которые предусмотрена ст.ст. 9.3 - 9.10 настоящего Кодекса, в том числе за использование объектов нежилого фонда находящихся в собственности города Москвы, с нарушением установленного порядка изменения целевого назначения нежилого помещения (его части), занимаемого на правах аренды (субаренды), без наличия соответствующего разрешения рассматривается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по контролю за использованием нежилого фонда и земель.

Как следует из материалов дела, Басманным межрайонным прокурором города Москвы, в присутствии представителя ОАО "СОРТС" ФИО2. (по доверенности) проведена проверка соблюдения порядка использования объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: Москва, пр. Гольяновский, Д.4А, стр.1.

Проверкой было установлено, что нежилое помещение по вышеуказанному адресу занимает и использует ОАО «СОРТС» на основании договора аренды №1-402/06 от 03.04.2006, заключенного с Департаментом имущества города Москвы. Цель использования по договорам - под социальный магазин без права перепрофилирования.

В соответствии с п.5.4.1 Договора арендатор обязан использовать объект аренды исключительно по целевому назначению.

В результате проверки установлено, что подвальное нежилое помещение, общей площадью 505, 9 кв.м используется ОАО «СОРТС» под жилое помещение в качестве гостиницы (Хостел Гольяново) с максимальным пребыванием людей более 50 человек, имеются 5 душевых кабин, 7 раковин. Изменения в договора аренды не вносились.

Разрешение специально уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы на изменение целевого назначения нежилого помещения ОАО «СОРТС» отсутствует.

Данный факт зафиксирован в постановлении Басманного межрайонного прокурора города Москвы от 28.02.2013 и подтвержден материалами дела.

Из объяснений, данных представителем организации при вынесении постановления, следует, что помещение передано другой организации по договору простого товарищества.

Из объяснений, данных представителем организации при рассмотрении материалов дела, следует, что проверка организации проводилась по факту пожарной безопасности.

На данный момент в нежилых помещениях проводится косметический ремонт и в данных помещениях временно размещаются рабочие. Фотографии, приобщенные к материалам дела, не подтверждают факт использования помещений под гостиницу.

Кроме протокола об административном правонарушении доказательствами по делу являются: акт проверки от акта проверки от 07.02.2013г., копия договора аренды от 03.04.2006г. №1-402/06, где в пункте 1.3 указаны цели использования арендуемых заявителем нежилых помещений и пунктом 5.4.1 договора аренды установлена обязанность арендатора использовать арендуемое помещение исключительно по целевому назначению, указанному в п. 1.3 данного договора аренды, копии поэтажного плана, экспликация, фотоснимки, информация (распечатка) с сайта из сети Интернет.

Указанные документы содержат фактические сведения, имеющие значение для правильного разрешения дела, и в соответствии с п.п. 1, 2 ст.26.2, п.п.1, 2 ст.26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются доказательствами по делу об административном правонарушении.

Таким образом, в действиях ОАО "СОРТС" содержится состав административного правонарушения, выразившегося в использовании объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, с нарушением установленного порядка изменения целевого назначения нежилого помещения (его части), занимаемого на правах аренды (субаренды), без наличия соответствующего разрешения.

Вышеуказанные действия образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.7 КоАП г.Москвы.

Как было сказано выше согласно договору аренды от 03.04.2006г. №1-402/06, предоставленное нежилое помещение должно использоваться под социальный магазин без права перепрофилирования.

Государственным стандартом Российской Федерации «Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 N 242-ст закреплен перечень определений, которые тесным образом связаны с торговлей. Некоторые из них:

торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей - продажей товаров и оказанием услуг покупателям;

услуга торговли - результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при

купле - продаже товаров;

магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Однако, как видно из материалов дела ОАО «СОРТС» использует часть вышеназванного нежилого помещения под гостиницу (хостел).

В соответствии Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1997г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» гостиницей называется - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.

Национальным стандартом Российской Федерации «Туристические услуги. Средства размещения. Общие требования. ГОСТ Р 51185-2008», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008г. № 518-ст закреплен перечень определений, которые тесным образом связаны с коллективными средствами размещения. Некоторые из них:

Коллективные средства размещения

К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, апартотели, сюит-отели, мотели, молодежные гостиницы (хостелы), курортные отели, кемпинги, базы отдыха, туристические базы, рекреационные центры (центры отдыха), туристские деревни (деревни отдыха), прогулочные корабли, детские оздоровительные лагеря;

гостиницы - предприятия, предоставляющие услуги размещения и в большинстве случаев услуги питания, имеющие службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг;

Молодежные гостиницы (хостслы) - предприятия, предоставляющие услуги размещения и питания, управление которыми осуществляется некоммерческой организацией; проживание - в многоместных номерах, питание - с ограниченным выбором блюд и/или наличие оборудования для самостоятельного приготовления пищи; предоставление дополнительных услуг, включая развлекательные и образовательные программы, в основном для молодежи.

Из сравнительного анализа данных терминов усматривается, что ОАО «СОРТС» использует часть указанного нежилого помещения под цели, отличные от той, которая указана в договоре аренды, тем самым Общество нарушило порядок изменения целевого назначения объекта нежилого фонда, занимаемого на праве аренды.

Под порядком изменения целевого назначения объекта нежилого фонда, занимаемого на правах аренды (субаренды) понимается получение пользователем (арендатором субарендатором) решения уполномоченного органа на изменение целевого назначения нежилого помещения (части его) с соблюдением процедуры согласования, предусмотренной соответствующим правовым актом города Москвы.

В соответствии п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Кроме того, Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы № 540-ПП от 29.06.2010 закрепляет основные положения использования объектов нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы.

В соответствии с п. 2.1.5 постановления Департамент имущества города Москвы вправе в установленном порядке изменить назначение объекта нежилого фонда по согласованию с функциональными, отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города Москвы, а также на основании заключений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного пожарного, санитарно-эпидемиологического, технического и иного надзора. Порядок изменения назначения объекта нежилого фонда определяется Департаментом имущества города Москвы.

Согласно п. 2.1.6. постановления в договоре с пользователем объекта нежилого фонда Департаментом имущества города Москвы могут быть конкретизированы виды деятельности пользователя в рамках установленного назначения объекта нежилого фонда.

Объекты нежилого фонда подлежат использованию с учетом их функционального назначения, текущего состояния и иной специфики (п. 3.1 постановления).

Тем самым, постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 № 540-ПП закреплены основные понятия, условия и порядок учета и оформления прав на объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелось возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами Субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как усматривается из материалов административного дела, у ОАО «СОРТС» имелась возможность для соблюдения требований законодательства, однако им не были предприняты достаточные меры для их соблюдения.

Суд первой инстанции полагает, что наличие события, вины заявителя, состава административного правонарушения установлено Госинспекцией по недвижимости правильно с учетом всех имеющихся в деле доказательств, порядок и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено и заявителем не оспаривалось. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10, суд не усматривает, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.

Судом первой инстанции рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявления и расцениваются, как направленные на уклонение от административной ответственности.

Кроме того, судом установлен, что ОАО «СОРТС» пропущен срок на подачу заявления об оспаривании постановления от 03.04.2013 года по делу №361-НФ-13 по уважительным причинам, а также не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Согласно п. 2 ст. 208 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Суд считает срок на обжалование соблюденным заявителем.

В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст.ст.1.6, 2.1, 25.1, 25.4, 26.1, 26.2, 28.2, 29.7, 30.1 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст.64, 65, 74, 75, 123, 156, 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

Заявление ОАО «СОРТС» о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 03.04.2013г. № 361-НФ-13 о привлечении ОАО «СОРТС» ОГРН <***> к административной ответственности по ч.1 ст.9.7 КоАП г. Москвы- оставить полностью без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья А.В. Полукаров