ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-57757/17 от 29.05.2017 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

5 июня 2017 года

Дело № А40-57757/2017 -144-522

Резолютивная часть решения  изготовлена 29 мая 2017 года

Мотивированное решение изготовлено 5 июня 2017 года

Арбитражный суд города Москвы

в составе судьи Папелишвили Г.Н.

рассмотрев в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК РФ) дело по заявлению АО НПК «НК.ЛТД»

к ответчику: Управление Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям

о признании незаконным и отмене постановления от 16.03.2017 № 05-111/2017

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ: АО НПК «НК.ЛТД» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям от 16.03.2017 № 05-111/2017.

Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи, с чем спор рассмотрен, в том числе в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

В своем заявлении общество ссылается на незаконность и необоснованность оспариваемого постановления в связи с отсутствием в действиях общества события административного правонарушения.

Ответчик представил заверенные копии материалов дела об административном правонарушении, а также отзыв в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя необоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.3 ст.30.1 КРФоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в арбитражный суд.

В соответствии с ч.1 ст.30.3 КРФоАП, ч.2 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Судом установлено, что срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КРФоАП, ч.4 ст.198, ч.2 ст.208 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления заявителем не пропущен.  

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.

Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям от 16.03.2017 № 05-111/2017 АО НПК «НК.ЛТД» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений, в связи с чем привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному наказанию в виде наложения штрафа на основании ст. 10.12 КРФоАП в размере 9 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы АО НПК «НК.ЛТД»  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно п.7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Суд установил, что полномочия административного органа, составившего протокол об административном правонарушении и принявшего оспариваемое постановление, предусмотрены ст.23.15 КРФоАП, срок давности привлечения предприятия к административной ответственности, установленный ст.4.5 КРФоАП, административным органом соблюден.

Суд установил, что протокол об административном правонарушении от 02.03.2017 №05-111/2017 составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление от 16.03.2017 № 05-111/2017 о назначении административного наказания вынесено с соблюдением требований ст.ст.25.1, 25.4, 25.5, 28.2 и 29.7 КРФоАП без участия законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени проведения указанных процессуальных действий.

Процессуальных нарушений, не позволивших административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности, судом не установлено.

Согласно п.4 ст.210 АПК РФ с учетом положений п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со ст.24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что все семена поставленные в ЗАО «Торговый Дом Перекресток» внесены в временный Государственный реестр - выписка из которого была представлена ответчику.

Семена не входящие в государственный реестр хранящиеся на складе не реализовываются в России и их хранение и использование не является правонарушением.

Однако с указанным доводом нельзя согласиться.

Так, из материалов дела следует, что 17.02.2017 на основании распоряжения № 26-РС от 31.01.2017, была проведена плановая выездная проверка АО Научно-производственная корпорация   «НК.ЛТД», с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок Управления на 2017 год, утвержденного Руководителем Управления, согласованного с Генеральной прокуратурой РФ.

В ходе проверки установлен факт нарушения правил хранения и использования семян сельскохозяйственных растений.

Установлено, что АО НПК «НК.ЛТД» закупает пакетированные семена овощных и цветочных культур у ООО «Семена НК», согласно копий счет-фактур № 119 от 31.01.2017, № 160 от 06.02.2017. Документов, подтверждающих фитосанитарное состояние партий подкарантинной продукции - пакетированных семян овощных и цветочных культур в ходе проведения плановой выездной проверки не предоставлено.

На момент проведения проверки установлен факт нарушения Федерального закона от 17.12.97 N 149-ФЗ "О семеноводстве", приказа Минсельхозпрода от 18 октября 1999 года № 707 «Об утверждении порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений».

Согласно, предоставленной копии товарной накладной УТ-120 от 05.01.2017 года в адрес грузополучателя ЗАО «Торговый Дом Перекресток», 142^326, Московская область, Чеховский район. Баранцевский со., д.Новоселки, вл.11. были отгружены пакетированные семена овощных и цветочных культур в ассортименте, в количестве 20 675 штук. Отпуск разрешил генеральный директор АО НПК «НК.ЛТД» ФИО1, главный (старший) бухгалтер ФИО2, отпуск товара произвел зав.складом ФИО3

Позиция 12, товарной накладной УТ-120 от 05.01.2017, семена подсолнечника Луна и Солнце, позиция 16, товарной накладной УТ-120 от 05.01.2017, семена льна Небесная лазурь, позиция 66, товарной накладной УТ-120 от 05.01.2017, семена клещевины Занзибарская, позиция 83, товарной накладной УТ-120 от 05.01.2017, семена табака Ночной костер - данные семена не входят в Государственный реестр, селекционных достижений, допущенных к использованию. (МСХ РФ,2017год).

В соответствии со ст.30 (абзац 1,2) Федерального закона от 17.12.1997 №149 «О семеноводстве» допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр, селекционный достижений, допущенных к использованию. Согласно п.2.1 порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденного приказом Минсельхозпрода РФ от 18.10.1999 № 707, реализация семян сортов, включенных в государственный реестр селекционных достижений. Допущенных к использованию, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества. Семена, реализуемые оптовыми партиями для розничной торговли сопровождаются свидетельством на семена.

Таким образом, оборот партий семян сельскохозяйственных растений допускается только в случае их включения в Государственный реестр, селекционных достижений, допущенных к использованию.

27 февраля 2017 года в 11 часов 00 минут в складском помещении, принадлежащем АО НПК «НК.ЛТД» на правах аренды, был произведен отбор проб семян овощных культур пакетированных с целью установления фитосанитарного состояния и для определения посевных качеств семян. Отобрано 18 проб, образцы переданы на экспертизу в ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», образцы отбирались в присутствии представителей АО НПК «НК.ЛТД».

Установлен факт нахождения на складе следующих партий семян овощных культур, не включенных в Государственный реестр, селекционных достижений, допущенных к использованию:

- морковь МО, партия 6265, в количестве 68 600 шт.,

- морковь МИНИКОР, партия 3506,2421, в количестве 25 400 шт.,

- морковь без сердцевины F1 Пралине, партия 9201, в количестве 22 800 шт.,

- морковь Пурпур, партия 3822, в количестве 25 000 шт.,

- редис Порат, партия 2874, в количестве 9200 шт.,

- салатная смесь Бейби ливз зеленый, партия 6187, в количестве 2 200 шт. -капуста брюссельская Изабелла, партия 1024, в количестве 26 200 шт.

При проверке штрихкодов, нанесенных на пакеты семян установлен факт владельца кода, ; именно АО НПК «НК.ЛТД», 141101, Московская область, Щелковский район, ул.Заводская, д. 15 ИНН <***>. Global Trade Item Number - GTIN - идентификационный номер <***> дл единичной или групповой упаковки товара наносится в виде штрихового кода на упаковку товар в виде кода EAN-13 или EAN-8. Является уникальным идентификатором товара, следовательно данные пакетированные семена овощных культур, предназначены для реализации в торговые сети Так, если бы, штрихкоды были бы присвоены для внутреннего пользования в организации, т они бы начинались  с цифры 2 - это префикс внутренних кодов организаций, такие коды н пройдут валидацию в торговой сети, потому как перед заключением договора торговая сеть просит предоставить им присвоенные штрих-коды, после чего торговая сеть проверяет штрих-коды в двух официальных системах штрихового кодирования: в системе DiSAI и в системе <***> на предмет их легальности и после положительной проверки заносят штрих-коды в свою базу данных что позволяет в дальнейшем их считывать на кассах в данной торговой сети. На все пакетах штрих- код начинается с цифры 4, следовательно партии пакетированных семян готовились для отправки и выпуск в оборот в торговые сети.

На всех пакетах семян овощных культур указан ГОСТ 3292-2013 «Международный стандарт. Семена овощных, бахчевых культур, кормовых корнеплодов и кормовой капусты. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия». Указаны сортовые характеристики семян, что является заведомо ложной информацией, так семена не прошли сортовой и грунтовой контроль на территории РФ.

Следовательно, выпуская в оборот данные партии пакетированных семян АО НПК «НК.ЛТД» нарушает действующее законодательство в сфере семеноводства и подлежит привлечению к административной ответственности по статье 10.12 КоАП РФ.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КРФоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КРФоАП формы вины (статья 2.2 КРФоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КРФоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КРФоАП). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КРФоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Согласно п.2 ст.2.1 КРФоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возмож­ность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что зая­вителем сделано не было.

Таким образом, административный орган с достоверностью установил факт нарушения обществом правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растенийи правомерно привлек АО НПК «НК.ЛТД» к административной ответствен­ности по ст.10.12 КРФоАП.

Все доводы заявителя по настоящему делу являются безосновательными и направлены не на соблюдение им действующего законодательства, в частности Федерального закона от 17.12.1997 №149-ФЗ "О семеноводстве" и норм КРФоАП, а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что событие и вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.10.12 КРФоАП, и имеющего формальный состав, доказаны ответчиком в полном объеме, в связи с чем суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.

Кроме того суд также указывает, что в соответствии с ч.1 ст.3.1 КРФоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.1.5, 2.1, 2.2, 2.10, 8.7, 25.1, 25.4, 25.5, 26.1, 26.2, 26.11, 28.2, 29.6-29.7, 29.10 КРФоАП и ст.ст.66, 71, 167-170, 176, 180, 181, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления АО НПК «НК.ЛТД» о признании незаконным и отмене постановления Управление Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям от 16.03.2017 № 05-111/2017 отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня принятия решения в полном объеме.

Судья

                                      Г.Н. Папелишвили