Тел. 8 (495)600-98-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва Дело №А40-58326/2020-146-437
19 октября 2020 года
Резолютивная часть решения вынесена 12 октября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 19 октября 2020 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе: | |
Председательствующего судьи | В.А. Яцевой |
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Макеевой В.Н. | |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «ВК Комфорт» (101000, <...>, этаж 3 ком 15, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.09.2009, ИНН: <***>) к Публичному акционерному обществу «Московская объединенная энергетическая компания» (119526, <...>, эт/каб 20/2017, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2004, ИНН: <***>) третье лицо: ООО «ЦТП МОЭК» (125009, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>). об обязании направить в адрес ООО «ВК Комфорт» оформленный надлежащим образом договор теплоснабжения в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...>; <...>; <...>, | |
при участии:от истца – ФИО1 (Паспорт, Доверенность № 284 от 20.07.2020, Диплом); от ответчика – ФИО2 (Паспорт, Доверенность Б/№ от 30.10.2018, Диплом), ФИО3 (Паспорт, Доверенность Б/№ от 30.10.2018, Диплом); от третьего лица – ФИО4 (Паспорт, доверенность № 12 от 20.12.2019, Диплом); |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «ВК Комфорт» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу «Московская объединенная энергетическая компания» об обязании направить в адрес ООО «ВК Комфорт» оформленный надлежащим образом договор теплоснабжения в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...>; <...>; <...>.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «ЦТП МОЭК».
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований, мотивы изложены в письменном отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание явился, возражал против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, оценив представленные письменные доказательства, арбитражный суд установил, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО «ВК Комфорт» (далее - Истец) является организацией, предоставляющей услуги по управлению и эксплуатации многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...>, корп. 1,2,3 (далее - многоквартирные дома).
Истец осуществляет управление многоквартирными домами на основании решений общих собраний собственников помещений Многоквартирных домов, оформленных протоколами от 27.11.2017, от 01.12.2017 и от 01.12.2017, Распоряжения Мосжилинспекции от 16.11.2018 № 3631-РЛ и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 077000602 от 11.06.2015.
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.12.2016 №1363 и Федеральным законом 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» ПАО «МОЭК» (далее - Ответчик) является единой теплоснабжающей организацией на территории города Москвы, согласно утвержденной схеме теплоснабжения.
Из иска следует, что 14.12.2018 Истец направил в адрес Ответчика заявку (оферту) на заключение договора (контракта) теплоснабжения объектов, расположенных по адресам: <...>, корп. 1,2,3 (Исх. № 3372 ЦО от 14.12.2018).
Письмом от 17.01.2019 № 02-Ф11/02-1886/19 Ответчик уведомил Истца о приостановлении рассмотрения заявки на заключение договора теплоснабжения и горячего водоснабжения и о необходимости предоставления в 30-ти дневный срок недостающих документов, а именно:
1.Технические условия с отметкой об их исполнении, наряды-допуски теплоснабжающих организаций (в случае, если подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющей установки осуществлено до вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»);
2.Акт о подключении, присоединении - в случае, если подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющей установки осуществлено после вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
3.Разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, его территориальным органом (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капительного строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию);
4.Разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капительного строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию);
5.Проект внутренних систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения (листы из проекта: разделы OB, ВК с указанием тепловых нагрузок) или расчет тепловых нагрузок, произведенный проектной организацией (при отсутствии проектных данных), согласованный с теплоснабжающей организацией (на каждую теплопотребляющую установку отдельно);
6.Акт готовности теплопотребляющих установок Потребителя к отопительному периоду, составленный в установленном законодательством РФ порядке.
Письмом от 20.02.2019 № 02-Ф11/02-8480/19 Ответчик уведомил Истца о прекращении заявки АО «ВК Комфорт» и возврате ранее представленных документов.
Истец, с целью получения недостающих документов, направил запросы адрес ПАО «МОЭК» (письма Исх. № 2038 ЦО, Исх. № 2039 ЦО от 10.06.2019, Исх. № 2322 ЦО от 28.06.2019), в адрес Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (письмо Исх. № 2785 ЦО от 02.08.2019), в адрес Комитета государственного строительного надзора города Москвы (Исх. № 2408 ЦО от 08.07.2019).
В ответ на указанные запросы от Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и Комитета государственного строительного надзора города Москвы Истцом были получены письма об отсутствии в указанных органах запрашиваемых документов.
Также, с целью истребования технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...>, корп. 1,2,3, АО «ВК Комфорт» обращалось к организации, управляющей указанными многоквартирными домами ранее - ТСЖ «Северный Парк» (ОГРН <***>).
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-200213/17-35-1778 от 27.11.2018 исковые требования АО «ВК Комфорт» были удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2018 по делу № А40-200213/17 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ТСЖ «Северный Парк» - без удовлетворения.
Истец ссылается на то, что ТСЖ «Северный Парк» решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2018 по делу № А40-200213/17 в части передачи технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирными домами не исполнило.
Согласно позиции Истца, он лишен возможности предоставить документы, запрашиваемые Ответчиком в письме от 17.01.2019 № 02-Ф11/02-1886/19 для заключения договора теплоснабжения объектов, расположенных по адресам: <...>, корп. 1,2,3.
Истец полагает, что не заключив с Истцом договор теплоснабжения в отсутствие вышеуказанных документов, Ответчик фактически уклоняется от заключения договора теплоснабжения с Истцом.
АО «ВК Комфорт» считает уклонение Ответчика от заключения договора теплоснабжения незаконным, в связи с чем обратился с настоящим иском в суд.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения иска, в связи со следующим.
Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств (п. 2 ст. 9 АПК РФ).
Как установлено частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Стороны согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
При этом суд исходит из того, что по смыслу положений ст. 268 АПК РФ доказательства должны быть представлены в суд первой инстанции, который разрешает спор по существу.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии с п.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п.3 ст. 426 ГК РФ, отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Из содержания нормы, изложенной в п. 4 ст. 445 ГК РФ, следует, что истцу в споре о понуждении обязанного лица к заключению договора необходимо доказать следующие обстоятельства:
- наличие у ответчика обязанности по заключению с истцом такого договора;
- факт необоснованного уклонения ответчика от заключения договора.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) теплоснабжающая организация -организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно п. 28 ст. 2 Закона о теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа (п. 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила № 808).
В соответствиями с положениями п. 2 Правил № 808 зоной деятельности единой теплоснабжающей организации является одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых единая теплоснабжающая организация обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии.
Согласно пунктам 3 и 4 Правил № 808 орган местного самоуправления определяет в каждой из систем или на несколько систем теплоснабжения единую теплоснабжающую организацию
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.12.2016 № 1363 и Федеральным законом «О теплоснабжении» ПАО «МОЭК» является единой теплоснабжающей организацией на территории города Москвы, согласно утвержденной схемы теплоснабжения.
Порядок заключения договоров теплоснабжения предусматривает наличие у заявителя статуса управляющей компании и одновременное наличие у теплоснабжающей организации статуса ЕТО по заявленному адресу расположения объекта теплоснабжения.
При этом на основании ст. 2 Закона о теплоснабжении исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, УК) отнесены к потребителям тепловой энергии
Обязанность по заключению договора теплоснабжения в интересах лиц, пользующихся помещениями в многоквартирном жилом доме, возложена на теплоснабжающую организацию и потребителя - исполнителя коммунальных услуг, что следует из статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Договор теплоснабжения, о понуждении заключения которого просит истец, согласно положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признается публичным договором.
Порядок заключения договоров теплоснабжения предусмотрен Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, а также правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124).
В соответствии с п. 5, 6 Правил № 124 исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения. К заявке (оферте) прилагаются документы или их копии, заверенные руководителем исполнителя или уполномоченным им лицом.
Пунктами 6, 7 Правил № 124 установлен перечень документов, обязательных для представления управляющей компанией вместе с заявкой на заключение договора.
а) правоустанавливающие документы исполнителя (свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя, а в случае, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, - копия паспорта гражданина Российской Федерации);
а(1)) лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - для управляющих организаций;
б) документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и по предоставлению соответствующей коммунальной услуги потребителям или обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в случае заключения в соответствии с настоящими Правилами договора ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического
присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к
централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым
осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии;
г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета);
д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято);
е) документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;
ж) иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами,
регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения).
Представление исполнителем документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящих Правил, не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения. В этом случае ресурсоснабжающая организация сообщает исполнителю в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата исполнителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов, если стороны не договорились об ином. В случае если недостающие (правильно оформленные) документы не будут представлены исполнителем ресурсоснабжающей организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, ресурсоснабжающая организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы исполнителю. Исполнитель вправе направить заявку (оферту) этой же ресурсоснабжающей организации повторно после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения рассмотрения заявки (оферты).
Как следует из фактических обстоятельств дела, в ПАО «МОЭК» поступили заявки АО «ВК Комфорт» о заключении договоров ресурсоснабежния в отношении многоквартирных домов, находящихся по сведениям Истца в его управлении, однако предусмотренные Правилами заключения договоров ресурсоснабжения перечень документов представлен не был.
При рассмотрении заявок ПАО «МОЭК» было выявлено их несоответствие п. п, 5, 6 Правил № 124 (в комплекте с заявкой не представлены в полном объеме документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме).
На основании п. 14 Правил № 124 ПАО «МОЭК» в адрес АО «ВК Комфорт» были направлены дозапросы необходимых сведений и документов, рассмотрение заявок и представленных документов приостановлено на период до устранения недостатков, а именно о представлении и ПАО «МОЭК» следующих документов в отношении МКД, указанных в заявках (п.п. «в» п. 6 Правил № 124):
в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии;
Поскольку Истцом выявленные недостатки по представленным документам в установленный законом срок не были устранены, ПАО «МОЭК» в соответствии с п. 14 Правил № 124 уведомило Истца о прекращении рассмотрения заявок и возвратило заявки и представленные в комплекте с ними документы АО «ВК Комфорт»
Таким образом, Истцом при обращении в теплоснабжающую организацию с заявкой на заключение договора не представлены все документы, входящие в обязательный перечень сведений, подлежащих предоставлению, в связи с чем обоснованное приостановление заявки в порядке п. 14 Правил № 124 по причине непредставления заявителем установленных законом документов, не может быть квалифицировано как уклонение от заключения договора.
В связи с непредставлением АО «ВК Комфорт» в ПАО «МОЭК» документов, подтверждающих факт надлежащего подключения теплопотребляющей установки, у последней отсутствуют правовые основания для заключения договора теплоснабжения.
На основании п. 14 Правил № 124 исполнитель коммунальных услуг вправе направить заявку (оферту) этой же ресурсоснабжающей организации повторно после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения рассмотрения заявки (оферты).
Вопреки доводам Истца, заявки АО «ВК Комфорт» о заключении договоров теплоснабжения рассмотрены ПАО «МОЭК» в установленном порядке, ПАО «МОЭК» не отказывало в заключении договора теплоснабжения, а на законных основаниях прекратило рассмотрение заявок в связи с не устранением причин приостановления рассмотрения заявок.
Кроме того, суд отмечает следующее.
Положениями Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» регламентирован порядок заключения договора о подключении, а также договора теплоснабжения.
Законом о теплоснабжении разграничены процедуры подключения объектов к системам теплоснабжения и процедуры заключения договора теплоснабжения.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, планирующие подключение к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение в порядке, установленном статьёй 14 Закона о теплоснабжении.
Согласно части 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статье 15 данного закона.
Установленный законодательством порядок заключения договора теплоснабжения предусматривает сначала выполнение мероприятий по подключению объекта к системе теплоснабжения, и только после выполнения процедур по подключению позволяет потреблять тепловую энергию, приобретая ее по договору теплоснабжения.
Таким образом на основании положений части 2 статьи 14 Закон о теплоснабжении подключение осуществляется на основании договора о подключении.
В силу положений части 10 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения заключается потребителем тепловой энергии с теплоснабжающей организацией в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808.
Процедура заключения договора теплоснабжения регламентирована пунктами 35-43 правил организации №88.
Согласно требованиям абзаца 5 пункта 36 Правил № 808 заявитель в целях заключения договора теплоснабжения в обязательном порядке должен представить теплоснабжающей организации документы, подтверждающие наличие надлежащего подключения теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения.
Отсутствие документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения является основанием для отказа от заключения договора теплоснабжения (абзац 5 пункта 36, пункт 41 Правил №808).
Согласно пункту 15 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Р от 05.07.2018 №787 (далее- Правила №787) подключение к системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке:
На основании п. 15 Правил подключения, подключение к системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю заявки о подключении к системе теплоснабжения;
б) заключение договора о подключении;
в) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных условиями
подключения и договором о подключении;
г) составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя;
д) составление акта о подключении.
Таким образом, законодательством установлен определенный порядок для потребителей тепловой энергии, планирующих подключение к системе теплоснабжения, а именно первоначальным этапом выступает подача заявки о подключении к системе теплоснабжения.
Вместе с тем, суд отмечает, заявки в адрес ООО «ЦТП МОЭК» на подключение объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <...>; <...>; <...> к системе теплоснабжения от Истца не поступали. Доказательств иного суду не представлено.
Также, суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно п. 36 постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 808), к заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются в том числе документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения.
На основании п. 43, 44, 50 Правил подключения, при исполнении договора о подключении составляются следующие акты:
- акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя, подтверждающий выполнение заявителем условий подключения;
- акт о подключении, подтверждающий надлежащее завершение подключения (пункт 50 Правил №787).
Указанные документы со стороны Истца не были своевременно представлены.
Согласно п. 50 Правил подключения, осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами подтверждающего выполнение сторонами обязательств по договору о подключении и содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон акта о подключении 2(технологическом присоединении) объекта к системе теплоснабжения.
ООО «ЦТП МОЭК» осуществляет деятельность по заключению, исполнению и расторжению договоров о подключении к системам теплоснабжения ПАО «МОЭК» в рамках заключенного с ПАО «МОЭК» агентского договора от 21.10.2019 №10-00/19-4928 и контролирует процесс надлежащего и безопасного теплоснабжения - пуска тепла.
Таким образом, ООО «ЦТП МОЭК» выдает акт о подключении, который является обязательным документом для заключения Договора теплоснабжения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия Истца, в свою очередь, направлены на уклонение от соблюдения установленной процедуры надлежащего подключения к системе теплоснабжения.
Тепловые энергоустановки и тепловые сети Объектов обладают признаками опасности, установленными Приложением № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Ввод в эксплуатацию тепловой энергоустановки и тепловых сетей осуществляется в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с положениями Закона о теплоснабжении и Правил подключения, лица, заинтересованные в подключении к системам теплоснабжения, обращаются в единую теплоснабжающую организацию для заключения договора.
В соответствии с актуализированной Схемой теплоснабжения города Москвы на период до 2032 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.03.2019 №249, ПАО «МОЭК» является единой теплоснабжающей организацией в зоне расположения Объекта Заявителя.
Согласно п. 3 ст. 23.7 Закона о теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, Определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и сроками, указанными в схеме теплоснабжения.
В силу пп. «б» п. 2 Приложения №1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
Данное положение также закреплено в Приказе Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
Таким образом, система теплопотребления является опасным производственным объектом.
Согласно пункту 36, Правил организации теплоснабжения в РФ, утв. постановлением Правительства РФ 08.08.212 № 808, наличие акта о подключении и разрешения МТУ Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей Объектов является обязательным условием заключения договора теплоснабжения, а так как данные документы у Истца отсутствуют, равно как и отсутствует законное подключение Объектов к системе теплоснабжения, отказ ПАО «МОЭК» от заключения договора теплоснабжения правомерен и основан на требованиях действующего законодательства.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в период производства по делу, 11.09.2020 была проведена комплексная проверка многоквартирных домов по адресу: Ленинградское шоссе, д. 25, корп.1, 2, 3 с участием представителей ПАО «МОЭК» и АО «ВК Комфорт».
По результатам проверки составлен Акт № 266-09/02-20-ОТИ (далее - Акт), подтверждающий вмешательство в отопительную систему Объектов.
Актом проверки зафиксировано, что многоквартирными домами по адресу: Ленинградское шоссе, д. 25, корп. 1,2,3 осуществляется теплопотребление по системе горячего водоснабжения. Кроме того, техническими отчетами предусмотрено, что тепловой ввод горячего водоснабжения оборудован без схемы аварийного теплоснабжения (не установлена перемычка между подающим и обратным трубопроводом, нет слива возвратной воды с теплообменников в дренаж).
Система подпитки, подогрева и циркуляции теплоносителя для систем приточной вентиляции (воздушного отопления) смонтирована, но не эксплуатируется. Тепловые нагрузки этой системы самовольно перенесены на систему водяного отопления.
Регулировка режимов и водяного отопления и ГВС осуществляется при помощи запорно-регулирующей арматуры на вводе теплоносителя персоналом вручную, так как система автоматизации неисправна.
При этом большинство конвекторов и радиаторов в технических помещениях по системе отопления демонтированы или вовсе не работают. Некоторые участки подводящих теплотрубопроводов разморожены и полопались.
Тепловые нагрузки системы воздушного отопления перенесены на систему водяного отопления. Тепловые завесы над въездными и выездными воротами подземной автостоянки установлены и подключены к контуру теплоснабжения вентиляционных камер и не эксплуатируются.
Все вышеперечисленные нарушения, зафиксированные комиссионным осмотром и подтверждены, представленными Истцом техническими отчетами о проведении энергетического обследования теплового оборудования в многоквартирных домах по адресу: Ленинградское шоссе, д. 25 корп. 1,2,3.
Кроме того, в акте зафиксировано, что установить фактические нагрузки по системе ЦО и ГВС на многоквартирные дома по адресу: Ленинградское шоссе, д. 25, корп. 1,2,3 не представляется возможным в связи с отсутствием проектной документации, а также отсутствием документов, подтверждающих подключение многоквартирных домов по адресу: Ленинградское шоссе, д. 25, корп. 1,2,3 к системе теплоснабжения, что создает угрозу аварий для жителей многофункционального жилого комплекса.
В акте проверки от 11.09.2020 № 266-09/02-20-ОТИ Истцу предложено представить проектную документацию по всем видам теплопотребления, а также представить документы, подтверждающие надлежащее подключение Объекта к системе теплоснабжения. Акт подписан представителем АО «ВК Комфорт».
Вместе с тем проектная документация, а также документация, подтверждающая надлежащее подключение Объекта к системе теплоснабжения, не представлена.
В этой связи в настоящее время Объекты подлежат обязательной проверке государственным органом энергетического надзора и теплоснабжающей организацией в рамках процедуры подключения.
До осуществления указанной процедуры заключение договора теплоснабжения Объекта противоречит требованиям Правил № 124 и законодательства в сфере теплоснабжения, а также принципу безопасности теплоснабжения.
ПАО «МОЭК» письмом от 03.09.2020 №АП/07-9359/20 направило запрос в МТУ Ростехнадзора о выдаче разрешения на допуск в постоянную эксплуатацию теплопотребляющих устройств многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...>, корп. 1,2,3.
В ответ на обращение ПАО «МОЭК» МТУ Ростехнадзора письмом от 21.09.2020 № 200-29716 сообщило об отсутствии информации о выдаче разрешения на допуск в постоянную эксплуатацию тепловых энергоустановок, расположенных по адресу: <...>, корп. 1,2,3, что подтверждает отсутствие у МКД законного технологического присоединения к системе теплоснабжения.
С учетом ответа МТУ Ростехнадзора, а также установленных в Акте осмотра и технических отчетах фактов в настоящее время у ПАО «МОЭК» отсутствуют основания для заключения договора теплоснабжения Объектов.
Довод АО «Комфорт» о том, что факт ненадлежащего подключения многоквартирных домов к системе теплоснабжения не препятствует заключению договора теплоснабжения, а фактически ПАО «МОЭК» заключило прямые договоры на многоквартирный дом по адресу: Ленинградское шоссе, д.25, корп.3, не обоснован.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <...> собственниками указанного жилого дома принято решение перейти на прямые расчеты со всеми ресурсоснабжающими организациями, включая региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Из пояснений ответчика следует, что в связи с отсутствием документов, подтверждающих подключение многоквартирного дома по адресу: Ленинградское шоссе, д. 25, корп. 3 к системе теплоснабжения, ПАО «МОЭК» не заключило с жителями спорного МКД договоры. Доказательств, опровергающих указанные доводы, суду не представлено.
Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством прекращение теплоснабжения жилого дома невозможно, в связи с чем с жителями ведутся расчеты за фактическое потребление тепловой энергии.
В этой связи фактическое потребление собственниками МКД тепловой энергии не свидетельствуют о надлежащем технологическом присоединении спорного МКД и наличии заключенного договора с ПАО «МОЭК».
В данном случае ПАО «МОЭК» в соответствие с действующим законодательством не может прекратить теплоснабжение жилого дома, поскольку данные действия могут привести к нарушению прав третьих лиц, к повреждению общего имущества собственников помещений многоквартирных домов и нарушению условий пригодности проживания, что, в свою очередь, не отменяет обязанности Истца по осуществлению мероприятий по подключению многоквартирных домов к системе теплоснабжения в соответствии с установленным законодателем порядке.
На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Расходы по госпошлине распределены в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании ст. ст. 8, 11, 12, 421, 426, 445, 539 ГК РФ, частей 1, 2 статьи 13, части 2 статьи 14, части 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пунктов 35-41 Правил № 808, пункта 15 Правил № 787, руководствуясь ст. ст. 65, 66, 71, 101-103, 110, 112, 123, 156, 167-171, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Акционерного общества «ВК Комфорт» отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:В.А. Яцева