ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-58490/2021-120-363 от 28.07.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва      

Резолютивная часть объявлена 28 июля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 03 августа 2021 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи – Блинниковой И.А.

протокол ведет секретарь судебного заседания  Тетерин А.Н.

Рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по  заявлению : ООО «Авангард-Строй»

Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы

О признании недействительным распоряжение Департамент городского имущества г. Москвы № 38627 от 16.11.2020 г. в части изъятия для государственных нужд части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:255 и расположенного на нем здания с кадастровым номером 77:17:0120303:7357

с участием:

От заявителя: ФИО1 (доверенность от 22.01.2021), ФИО2 (доверенность № 22.07.2021)

От ответчика: ФИО3 (доверенность № 33-Д-1507/20 от 23.12.2020)

УСТАНОВИЛ:

ООО «Авангард-Строй» (далее по тексту заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании недействительным распоряжение Департамент городского имущества г. Москвы № 38627 от 16.11.2020 г. в части изъятия для государственных нужд части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:255 и расположенного на нем здания с кадастровым номером 77:17:0120303:7357.

Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик по заявлению возражал, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого акта, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из заявления, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:255 и расположенного на нем здания с кадастровым номером 77:17:0120303:7357 (здание контрольно-пропускного пункта), расположенных по адресу: г. Москва, пос. Сосенское, <...> влд. 30, которые используются заявителем в предпринимательской деятельности (для обслуживания расположенных на земельном участке офисного и торгового зданий).

Департамент городского имущества города Москвы распоряжением №38627 от 16.11.2020 года принял решение изъять для государственных нужд часть земельного участка заявителя  и здание контрольно-пропускного пункта.

Так в распоряжении указано: «Изъять для государственных нужд - для целей, указанных в Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2019-2022 годы: «Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро «Столбово» (1 этап). Реконструкция ул. Фитаревская», «Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро «Столбово» (2 этап). Реконструкция ул. Сосенский Стан», у правообладателей объекты недвижимого имущества (приложение)».

Указанные объекты недвижимого имущества изымаются, т.к. они расположены в зоне планируемой реконструкции улицы Сосенский Стан (с существующего места расположения улицы ее запланировано сместить на место изымаемой части земельного участка и расположенного КПП).

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО «Авнград-Строй» в арбитражный суд.

В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Срок, установленный ст. 198 АПК РФ, на обращение в суд заявителем соблюден.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности в абзаце втором пункта 1 установлено, что  если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, для признания недействительным обжалуемого Заявителем распоряжения необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения прав заявителя.

Обязанность заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении -№ Положения о Департаменте городского имущества города Москвы», Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.

В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 43-ФЗ), положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в ст. 2 настоящего Федерального закона.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории, резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставление земельных участков, установление сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения или регионального значения, указанных в ч. 2 настоящей статьи, осуществляются по правилам настоящего Федерального закона до 01.01.2020.

В силу вышеуказанных ч.ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, изъятие у правообладателей принадлежащих объектов недвижимости осуществляется в рамках названного Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ.

Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, переход прав на изымаемое недвижимое имущество, а также образование из объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию, иных объектов недвижимого имущества не влечет за собой необходимость принятия нового решения об изъятии недвижимого имущества.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлениями Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы», от 25 февраля 2014 г. №77-ПП «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы», от 19 июля 2019 г. № 903-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейных объектов участков улично-дорожной сети - Фитаревская улица, улица Сосенский Стан, Ясная улица и проектируемый проезд № 2-5-2 в поселке Коммунарка поселения Сосенское города Москвы», а также в целях реализации Постановления Правительства Москвы от 15 октября 2019 г. № 1323-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2019-2022 годы», в связи с обращением Департамента развития новых территорий города Москвы от 03 ноября 2020 г. № ДРНТ-2-7215/0:

Изъят для государственных нужд - для целей, указанных в Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2019-2022 годы: «Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро «Столбово» (1 этап). Реконструкция ул. Фитаревская», «Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро «Столбово» (2 этап). Реконструкция ул. Сосенский Стан», у правообладателей объекты недвижимого имущества.

Судом принято во внимание, что решением Московского городского суда от 23.03.2021г. в удовлетворении административного искового заявления (наименование организации) о признании частично недействующим Постановления Правительства Москвы от 19 дата №903-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейных объектов участков улично-дорожной сети -адрес, адрес, адрес и проектируемый проезд №2-5-2 в адрес адрес адрес» отказано.

Так, согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации № 190-ФЗ и Определению Конституционного Суда РФ № 468-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации.

Согласно статье 7 Закона адрес № 28 "Градостроительный кодекс адрес" к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относится в том числе:

- утверждение документации по планировке территорий;

- определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти адрес.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 1.1 данной статьи.

Согласно статье 40 Закона № 28 "Градостроительный кодекс» основанием для разработки проекта планировки территории является правовой акт Правительства Москвы  или уполномоченного органа исполнительной власти адрес, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

На основании пунктов 4.1 и 4.2.6 приложения к Постановлению Правительства Москвы от дата № 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству адрес" Москомархитектура принимает решения о подготовке проектов планировки территории, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов по проектам планировки территории.

Москомархитектурой издано распоряжение № 792, на основании которого подготовлен проект планировки территории.

Согласно части 2 статьи 1, части 2 статьи 2, части 3 статьи 4 Федерального закона № 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" документация по планировке территории утверждается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принято в отношении объекта, включенного в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, для которого применяются особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, резервирования земель, изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставления земельных участков, установления сервитутов, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правительством Москвы издано постановление № 680-ПП "Об утверждении перечня объектов регионального значения, подлежащих размещению на территориях, присоединенных с дата к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве", в соответствии со статьей 1 которого в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на территориях, присоединенных с дата к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве, входят объекты, для размещения которых в адресной инвестиционной программе адрес предусматривается строительство, реконструкция на указанный адрес.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от дата N 1233-ПП "Об Адресной инвестиционной программе адрес  Адресная инвестиционная программа содержала положения, относящиеся к оспариваемому проекту планировки территории: пункт 293 (Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро "Столбово" (1 этап). Реконструкция адрес), пункт 299 (Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро "Столбово" (3 этап). Реконструкция улицы от адрес до адрес), а также пункт 296 (Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро "Столбово" (2 этап). Реконструкция адрес).

Аналогичная информация содержится в действующем Постановлении Правительства Москвы от дата N 1871-ПП "Об Адресной инвестиционной программе адрес на дата" (подпрограмма «Развитие транспортной системы», пункты 286, 289, 292).

Также информация об отсутствии оснований для проведения процедуры публичных слушаний и о включении рассматриваемых объектов в Адресную инвестиционную программу содержится в пояснительной записке к проекту Постановления Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя о нарушении статьи 4 Закона адрес N 28 "Градостроительный кодекс адрес", поскольку из приведенных выше положений нормативных правовых актов следует, что проведение публичных слушаний или общественных обсуждений по рассматриваемому проекту планировки территории не требовалось.

В соответствии с частью 5 статьи 40 Закона № 28 решение об утверждении проекта планировки территории принимает Правительство Москвы.

В соответствии со статьей 19 Закона адрес от дата N 65 "О Правительстве Москвы", правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Постановления Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы.

Правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом адрес и Законом № 25 "О правовых актах".

Согласно пунктам 1, 4 статьи 19 Закона № 25 нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале «Вестник Мэра и Правительства Москвы».

Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановление Правительства Москвы от дата N 903-ГШ об утверждении проекта планировки территории, как уже указывалось выше, опубликовано в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 34, дата.

Генеральный план утвержден Законом № 17 "О Генеральном плане", с учетом изменений, внесенных Законом № 10 "О внесении изменений в Закон N 17 «О Генеральном плане» в отношении территории, присоединенной в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от дата N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой ".

В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1.3 части 2 Книги 1 Генерального плана адрес развитие территории в соответствии с Генеральным планом направлено на обеспечение учета общественных интересов и обеспечение социальных гарантий жителям в части экологической, санитарно-эпидемиологической и технической безопасности городской среды, сохранности объектов природного и культурного наследия, доступности жилища, социально значимых объектов и территорий общего пользования, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктур адрес, коммунальных объектов городского хозяйства, в том числе в части:

развития функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры адрес путем развития территории как части системы расселения Центрального федерального округа за счет опережающего развития транспортной инфраструктуры;

- комплексного развития транспортной инфраструктуры и транспортного обслуживания населения адрес путем, приоритетного развития на присоединенных территориях системы общественного транспорта и преимущественного осуществления пассажирских перевозок скоростными внеуличными видами транспорта; повышения уровня доступности транспортных услуг и качества транспортного обслуживания населения адрес, в том числе маломобильных граждан, на присоединенных территориях; сбалансированного развития на территории адрес за пределами адрес транспортной инфраструктуры на основе формирования улично-дорожной сети районного уровня и обеспечения транспортировки пассажиров к железнодорожным станциям.

Из содержания абзаца 1 раздела 2.1 положения о размещении линейных объектов в составе утвержденного проекта планировки территории следует, что проект подготовлен в соответствии с Законом N 17 "О Генеральном плане адрес", включает в себя, в том числе, магистральную улицу районного значения  и предусматривает, в частности:

- реконструкцию участка, включая строительство подпорной стенки на примыкании;

 - организацию движения наземного городского пассажирского транспорта: на первую очередь - на участке до разворотной площадки у линии метрополитена, на расчетный срок - на участке до разворотной площадки у линии метрополитена, на участке проектируемого проезда N 2-5-2 ".

Таким образом, проект планировки территории, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от дата N 903-ПП, соответствует Генеральному плану и направлен на реализацию его целей и задач.

Таким образом, оспаривание распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы № 38627 от 16.11.2020 г. в части изъятия для государственных нужд части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:255 и расположенного на нем здания с кадастровым номером 77:17:0120303:7357 законно и обоснованно.

Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

Расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя согласно ст.110 АПК РФ.

  На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 16, 29, 49, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 110, 123, 156, 167-170, 176, 181, 182, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации, ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», заявление ООО «Авангард-Строй» о признании недействительным распоряжение Департамент городского имущества г. Москвы № 38627 от 16.11.2020 г. в части изъятия для государственных нужд части земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:255 и расположенного на нем здания с кадастровым номером 77:17:0120303:7357 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья:

И.А. Блинникова