ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-5873/12
11-52
16 мая 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 16 мая 2012 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: судьи Давыдовой О.В. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сеничкиным В.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску ОАО ММЗ "Серп и молот" (ОГРН <***>, местонахождение 111033, Москва, Золоторожский вал, 11)
к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (ОГРН <***>, местонахождение, 125009, Москва, Газетный пер., д. 1/12)
третьи лица: 1) Префектура ЮВАО г.Москвы; 2)Департамент имущества г. Москвы; 3) Правительство Москвы.
о понуждении принять в собственность г. Москвы общежитие в части жилых помещений по адресу: <...>
при участии представителей:
от истца - ФИО1 дов. №ДП1/38 от 15.02.12г.
от ответчика - ФИО2 дов. №328-д от 29.06.11г., ФИО3 дов. №364-д от 02.08.11г.;
от третьих лиц:1) Префектура ЮВАО г. Москвы - ФИО4 дов. №02/324 от 01.08.11г.; 2) Департамент имущества г.Москвы - ФИО5 дов. №5-Д от 10.01.12г., 3) Правительство Москвы – представитель не явился, был извещен;
УСТАНОВИЛ:
ОАО ММЗ "Серп и молот" обратилось в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании принять на баланс общежитие (часть здания) в части жилых помещений с 3-го по 16 этажи включительно расположенное по адресу: Таможенный проезд, д. 12 общей площадью 8 663,8 кв.м. из них: жилые помещения 7726,3 кв.м. не жилые помещения 937,5 кв.м. (в том числе бытовое обслуживание 210,1 в.м., прочие 727,4 кв.м.) с объектами инженерного и коммунального назначения (с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ судом уточнений истцом исковых требований).
Требования мотивированы со ссылкой на ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ, тем, что Правительством города Москвы в лице уполномоченных органов уклоняется т приема в жилой фонд города Москвы в части жилых помещений, общежития, расположенного по адресу: Москва, Таможенный проезд, д. 12, что противоречит действующему законодательству.
Ответчик, исковые требования не признал.
Третьи лица, Префектура ЮВАО г.Москвы; Департамент имущества г. Москвы, позицию ответчика поддержали, письменных пояснений по делу не представили.
Третьи лицо, Правительство Москвы, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения споры извещено надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть спор в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Суд, выслушав стороны, представителей третьих лиц, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что Распоряжением 623-р от 27 октября 1992 года Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 1992 года №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», государственное предприятие «Московский металлургический завод «Серп и Молот» было преобразовано в акционерное общество. Так же был утвержден план приватизации «Московского металлургического завода «Серп и Молот».
В состав приватизированного имущества, согласно Плана приватизации, были включены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения (общежития) (п. 5 части II Первого раздела Плана приватизации в части объектов жилого фонда (объекты №1.1., П. 4, П. 5 - примечания к пункту)), в том числе общежитие расположенное по адресу: <...>.
Остаточная стоимость жилых помещений указанных в п. 5 части II Первого раздела Плана приватизации в части объектов жилого фонда (объекты №1.1., П. 4, П. 5 - примечания к пункту) в размере 2 025 909 руб. была включена в уставный капитал завода.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 июля 1998 года по иску Прокуратуры города Москвы к Мингосимущество и АООТ «Московский металлургический завод «Серп и Молот» по делу № А40-15023/98-2-168 о признании частично недействительной сделки приватизации, пункт 5 части II Первого раздела Плана приватизации в части объектов жилого фонда (объекты №1.1., П. 4, П. 5 - примечания к пункту) были признаны недействительными и исключены из плана приватизации, а так же признан недействительным пункт 5 Устава АООТ Московского металлургического завода «Серп и Молот» в части стоимости жилых домов и общежитий в размере 2 025 909 руб.
Данное решение Арбитражного суда города Москвы вступило в законную силу 3 августа 1998 года, обжаловано в порядке предусмотренном АПК РФ не было.
С 2009 года Префектурой ЮВАО Москвы совместно с ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот» в соответствии с постановление Правительства Москвы от 28 июля 2009 года №709-ПП «Об утверждении порядка передачи и приема в собственность города Москвы и Порядка предоставления жилых помещений (мест) в общежитиях специализированного жилищного фонда города Москвы», был подготовлен и прошел согласование во всех структурах Правительства города Москвы проект распорядительного документа Правительства города Москвы «О приеме ведомственного общежития ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот» по адресу: Таможенный проезд, 12 в собственность города Москвы» со сроком передачи общежития до конца 2010 года
В соответствии с данным распоряжением в собственность города Москвы должно было перейти общежитие (часть здания) в части жилых помещений с 3-го по 16 этажи включительно расположенное по адресу: Таможенный проезд, д. 12 общей площадью 8 663,8 кв.м. из них: жилые помещения 7726,3 кв.м. не жилые помещения 937,5 кв.м. (в том числе бытовое обслуживание 210,1 в.м., прочие 727,4 кв.м.). Остальная часть здания (общежития), а именно: нежилые помещения (подвальное помещение, 1-ый и 2-ой этажи где располагаются Музей завода, Профсоюзный комитет завода, Совет ветеранов завода, газета «Мартеновка» и структуры социального комплекса завода) общей площадью 1 540, 9 кв.м. (в том числе бытовое обслуживание 245,8 кв.м., учрежденческие помещения 1 010,5кв.м., прочие помещения 284,6 кв.м.), остается в собственности ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот».
До настоящего времени распорядительный документ «О приеме в части жилых помещений общежития ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот» по адресу: Таможенный проезд, 12 в собственность города Москвы» не согласован.
Что послужило обращением в суд с настоящими требованиями.
Истец также указывает, что поскольку данное Общежитие находится на балансе ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот» его содержание приносит большие убытки заводу, а именно за период с 2002 года по настоящее время затраты на содержание жилых помещений общежития составили 82 886 522,42 руб.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна быть завершена до 31.12.2004 в соответствии с порядком, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235.
Согласно пункту 4 постановления N 235 объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что общежитие как объект социально-культурного и коммунально-бытового назначения подлежит передаче в муниципальную собственность города Москвы.
Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» был определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения.
При этом, в соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской федерации от 27.12.91 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Исходя из смысла данной нормы муниципальные органы власти (или уполномоченные на то органы) города Москвы обязаны принять в собственность объекты, указанные в Приложении 3, к данному постановлению.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе, и организация содержания муниципального жилого фонда.
Согласно Распоряжению Префекта ЮВАО от 21.07.2006 года о программе ликвидации общежитий, расположенных на территории округа и в целях исполнения постановлений Правительства Москвы от 14.12.1993 года №1150 «О мерах, направленных на сокращение общежитий на территории города Москвы и переводе их в жилищный и гостиничные фонды города» и №976 от 25.10.1994 года «О мерах, направленных на совершенствование использования общежитий» Общежитие, переводилось в жилой фонд города и передавалось на баланс ГУП «Жилищник-1».
Ответчик обязан был с 1998 принять на себя финансирование содержания и обслуживания трех жилых домов и общежития, но не исполнил свою обязанность, в связи с чем, данные убытки несет истец, при этом невыполнение предусмотренной нормативными актами обязанности по приему-передаче общежития приводит к нарушению право граждан, проживающих в указанном общежитии.
С учетом изложенного, у суда не имеется оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Расходы по оплате госпошлины распределяются судом в порядке ст. 110 АПК РФ с учетом положений ст.ст. 333.21, 333.37 НК РФ и возвращаются истцу из федерального бюджета.
На основании ст.ст. 8, 11, 12, ГК РФ, ст. 30 ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ руководствуясь ст.ст. 65, 66-68, 71, 110, 112, 123, 137, 156, 163, 167-171, 176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Департамент жилищной политики города Москвы принять в собственность г. Москвы общежитие (часть здания) в части жилых помещений с 3-го по 16 этажи включительно расположенное по адресу: Таможенный проезд, д. 12 общей площадью 8 663,8 кв.м. из них: жилые помещения 7726,3 кв.м. не жилые помещения 937,5 кв.м. (в том числе бытовое обслуживание 210,1 в.м., прочие 727,4 кв.м.) с объектами инженерного и коммунального назначения.
Возвратить ОАО «Московский металлургический завод «Серп и молот» из федерального бюджета госпошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятом Арбитражном апелляционном суде.
Судья О.ФИО6