ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-58869/2021-25-403 от 24.08.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

27 августа 2021 г.

Дело № А40-58869/21-25-403

Резолютивная часть решения объявлена 24.08.2021

Полный текст решения изготовлен  27.08.2021

Арбитражный суд в составе: судьи Мороз К.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Озиевым А. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>)

к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>; дата регистрации: 20.06.1991; 117997, <...>)

третьи лица:

Министерство экономического развития Российской Федерации (ИНН <***>)

Государственная корпорация «ВЭБ.РФ» (ИНН: <***>, 107078, <...>)

Федеральная налоговая служба РФ (ИНН: <***>, 127381, <...>),

Государственное учреждение - Пенсионный фонд РФ (ИНН: <***>, 115419, <...>)

о признании незаконным решение публичного акционерного общества «Сбербанк России» о переводе кредитного договора №8612CTKRD1ZRGQ0AQ0QZ3F от 26.06.2020 в «Период погашения Договора» с 01.12.2020 г., перевести кредитный договор №8612CTKRD1ZRGQ0AQ0QZ3F от 26.06.2020 в «Период наблюдения по Договору» с 01.12.2020 и возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 уплаченные денежные средства ПАО «Сбербанк России» за «Период погашения Договора» в размере 336 438,46 руб.

при участии:

от истца: представитель не явился, извещен,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 15.04.2019

от третьих лиц:

Государственное учреждение - Пенсионный фонд РФ – ФИО3 по доверенности от 29.01.2018,

Министерство экономического развития Российской Федерации – представитель не явился, извещен,

Государственная корпорация «ВЭБ.РФ» - представитель не явился, извещен,

Федеральная налоговая служба РФ - представитель не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд г. Москвы к ПАО СБЕРБАНК с исковыми требованиями:

1. Признать незаконным решение ПАО Сбербанк о переводе кредитного договора №8612CTKRD1ZRGQOAQOQZ3F от 26.06.2020 в «Период погашения Договора» с 01.12.2020.

2. Обязать ПАО Сбербанк устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального ел предпринимателя ФИО1, путем перевода кредитного договора №8612CTKRD1ZRGQOAQOQZ3F от 26.06.2020 в «Период наблюдения по Договору» и возвратить Истцу уплаченные денежные средства Ответчику за «Период погашения Договора» в размере - 336 438, 46 руб.

Истец и Третьи лица (Министерство экономического развития Российской Федерации, ГК «ВЭБ.РФ», ФНС РФ) в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.

Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения спора в отсутствие полномочных представителей указанных лиц, учитывая, что о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Истец представил письменные пояснения по иску.

Ответчик по иску возразил по изложенным в письменном отзыве доводам.

Третье лицо (Министерство экономического развития Российской Федерации) представило письменные пояснения по иску; заявило о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Исследовав письменные доказательства, суд установил.

Между ИП ФИО1 (Истец, Заемщик) и ПАО СБЕРБАНК (Ответчик, Банк) заключен кредитный договор №8612CTKRDlZRGQ0AQ0QZ3F от 26.06.2020 в форме заявления о присоединении к общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя №1. Заявление на открытие кредитной линии «на возобновление деятельности» по ставке 2% Заемщиком было подано 10 июня 2020 г., а оферта акцептирована 25.06.2020.

По условиям кредитного договора №8612CTKRD1ZRGQOAQOQZ3F от 26.06.2020 заключенного в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденными Постановлением Правительства №696 от 16.05.2020 Банком предоставлен Заемщику лимит кредитной линии в размере 362 680 руб. (п.1 Договора).

Кредит предоставлен на возобновление деятельности (п.2 Договора).

На базовый период Договора и периода наблюдения по Договору устанавливается процентная ставка 2% годовых. Начисленная сумма процентов за период с даты заключения договора до наступления периода погашения по Договору переносится в основной долг по договору на дату окончания Базового периода Договора, а также на дату окончания периода наблюдения по Договору (п.3 Договора).

Согласно п.7 Договора по окончанию Базового периода Договора, Договор переводится на период наблюдения по Договору при соблюдении следующих условий:

- численность работников Заемщика в течение Базового периода Договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.

- в отношении заемщика по состоянию на 25 ноября 2020 г. не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо Заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

При невыполнении любого из вышеуказанных условий, Договор переходит на период Погашения.

Истец указывает, что им были выполнены оба условия.

Так у ИП ФИО1. по состоянию на 01.06.2020 численность работников составляла - 3 человека, и в течение Базового периода численность работников не поменялась, что подтверждается Формами СЗВ-М, СЗВ-ТД и иными кадровыми документами.

Истец указывает, что Банк в отсутствие оснований и в нарушение условий Договора, перевел Договор на Период погашения, а не на период наблюдения.

Как пояснил Истец, при принятии решения о присоединении к общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя №1 №8612CTKRD1ZRGQOAQOQZ3F, Истец ориентировался на первоначальную редакцию правил льготного кредитования «на возобновление деятельности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 №696 (далее - Правила), а именно на п. 11 Правил в редакции действовавшей до 02.12.2020, где одним из основных условий сохранения льготной ставки по кредиту «на возобновление деятельности» и дальнейшего погашения кредита и процентов за счет государства являлось сохранение численности работников заемщиков в течение базового периода не менее 80% от численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020г.

В п.24 Правил содержалось положение, относившееся к определению максимальной суммы кредитного договора, о том, что численность работников заемщика, определяется банком на основании сведений о застрахованных лицах, подаваемых заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состояния на 01 июня 2020 г.

Вместе с тем, как указывает Истец, задним числом 17 июля 2020 г., Минэкономразвития России выпустило ненормативный документ, разъясняющий, что п.24 Правил применим не только для целей определения максимального размера кредита, но и для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, а первоисточником информации о численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г. является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд РФ. При этом, с учетом сроков предоставления отчетности по форме СЗВ-М по состоянию на 1 июня 2020 г. в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 г. А 2 если заемщик обратился за получением льготного кредита после 15 июня 2020 г. в информационном сервисе ФНС России были доступны сведения о численности работников по итогам мая 2020 г.

Впоследствии изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 №1976, положения аналогичные содержащимся в разъяснениях Минэкономразвития России, были нормативно закреплены в тексте Правил.

Кроме того, в условиях Договора, буквально указанных в п.7, регламентировано, что Договор переводится на период наблюдения если численность работников Заемщика в течение Базового периода Договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020г, и в отношении Заемщика не введена процедура банкротства или он не прекратил свою деятельность, что и было соблюдено Истцом в полной мере.

Также в п.6 Договора указано, что Заемщик согласен о списании задолженности Заемщика по договору по возврату Кредитору полученного кредита и уплате процентов за пользование им и других платежей, при соблюдении одновременно следующих условий:

А) В отношении заемщика на дату завершения Периода наблюдения по Договору не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо Заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Б) Численность работников Заемщика в течение периода наблюдения по Договору на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.

Истец указал, что в период с 01 июня 2020 г. им соблюдались все условия предусмотренные договором.

Тем не менее, письмом №201204-0573-432000 от 18.12.2020 Истец был уведомлен Ответчиком, что кредитный договор №8612CTKRD1ZRGQOAQOQZ3F от 26.06.2020 переводится с 01 12.2020 на период погашения.

Истцом во избежание задолженности и связанных с этим штрафных санкций кредит и проценты за пользование кредитом были возвращены Ответчику.

Указанные обстоятельства и выводы истца явились основаниями для обращения истца с иском в суд.

Исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме по следующим основаниям.

16.05.2020 Постановлением Правительства РФ № 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила предоставления субсидий).

Как установлено судом, 10.06.2020 Истцом подана в Банк заявка на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий.

На основании предоставленных ФНС сведений о возможности участия заемщика в программе кредитования Банк принимает решение о выдаче кредита (порядок использования платформы размещен на официальном сайте ФНС).

Согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям значение численности работников Истца на дату подачи заявки по данным ФНС на 01.06.2020 составляет 4 человека.

После обработки заявки Истца на Платформе ФНС и получения информации о численности работников Истца и установленного кредитного лимита, в соответствии с Правилами предоставления субсидий 26.06.2020 между Банком и Истцом заключен Кредитный договор № 8612CTKRDIZRGQ0AQ0QZ3F (с учетом дополнительного соглашения от 06.08.2020. подписанного Истцом 12.08.2020) (далее - Кредитный договор), путем принятия Банком заявления о присоединении к Общим условиям кредитования.

Истцу был предоставлен лимит в сумме 362 680 руб. на возобновление деятельности, за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности.

Кредитование было произведено в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденными Постановлением Правительства № 696 от 16.05.2020.

В соответствии с условиями Кредитного договора в течение действия Кредитного договора установлены следующие периоды.

Базовый период Кредитного договора - период с даты заключения Кредитного договора до 01.12.2020.

Период наблюдения по Кредитному договору - период с 01.12.2020 по 31.03.2021.

Период погашения по Кредитному договору - период продолжительностью 3 месяца по окончанию Базового периода Кредитного договора, либо по окончании Периода наблюдения по Кредитному договору, в случае, если Кредитором не принято решение о списании задолженности Заемщика, в который Заемщиком осуществляется возврат Кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, в сроки и на условиях Кредитного договора.

По окончании Базового периода Кредитного договора. Кредитный договор переводится на Период наблюдения по Кредитному договору при соблюдении следующих случаев:

- численность работников Заемщика в течение Базового периода Кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80% численности работников Заемщика по состоянию на 01.06.2020:

- в отношении Заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, либо деятельность Заемщика нс приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ. либо Заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

При невыполнении любого из указанных условий Кредитный договор переходит на Период погашения Кредитного договора (п. 11 Правил предоставления субсидий, п. 7 Кредитного договора).

В связи с тем, что согласно сведениям Платформы ФНС численность работников Истца по итогам июня, июля, августа, сентября, октября (3 человека) снизилась по сравнению с численностью работников по состоянию на 01.06.2020 (4 человека) более чем на 20% (снижение до 75%), о чем до Банка доведена информация посредством размещения на Платформе ФНС, Кредитный договор в силу п. 11 Правил предоставления субсидий и п. 7 Кредитного договора был переведен с 01.12.2020 на период погашения. 

Действия ПАО Сбербанк по переводу Кредитного договора в период погашения, являются законными и обоснованными по следующим основаниям.

1. Кредитные отношения регулируются Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий, утвержденными Постановлением Правительства от 16.05.2020 №696, которыми предусмотрено, что Банк не проводит расчет численности работников заемщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС.

Преамбулой Кредитного договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий.

Следовательно, положения Правил предоставления субсидий непосредственно регулируют правоотношения между Банком и заемщиком.

Пунктом 11 Правил предоставления субсидий установлено, что Кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по Кредитному договору по окончании базового периода Кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода Кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы Кредитного договора в соответствии с п. 24 Правил предоставления субсидий.

Согласно п. 24 Правил предоставления субсидий численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе ФНС. Аналогичное правило определения численности работников заемщика установлено Кредитным договором.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Письме Минэкономразвития от 07.07.2020 № Д13и-21227, Письме Минэкономразвития от 13.11.2020 № 37876-ТИ/Д13и, при снижении численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 кредитный договор не может быть переведен на период наблюдения и, соответственно, по нему не может быть предоставлена субсидия по списанию.

Подпунктом "м" п. 18 Правил предоставления субсидий устанавливает обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису ФНC.

Согласно абз. 7 п. 24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.

Абз. 3 п. 24 Правил предоставления субсидий предусматривает, что численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе ФНС.

Такой порядок определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается также в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 №Д13и-22474.

Пунктом 1.2. Дополнительного соглашения № I от 06.08.2020 к Кредитному договору также установлено, что в рамках исполнения обязательств по Договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно кредитору, в т.ч., но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.

Исходя из изложенных положений, Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС. Иного порядка определения численности работников заемщика Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий не предусмотрено.

Согласно сведениям информационного сервиса ФНС численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 составляла 4 чел. и снизилась до 3 чел. в июне (снижение численности до 75%), что подтверждается сведениями Платформы ФНС, в связи с чем Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями Кредитного договора был обязан перевести Кредитный договор на период погашения.

Указание о снижении численности работников Истца более 20% доведено до Банка путем размещения сведений на Платформе ФНС и является обязательным для Банка при определении возможности перевода заемщика на период наблюдения по договору.

При этом, у Банка отсутствуют какие-либо полномочия по изменению данных о численности работников Истца на Платформе ФНС, в связи с чем Банк не несет ответственности за размещенные на платформе ФНС сведения.

Таким образом, действия Банка соответствовали требованиям Правил предоставления субсидий и положениям Кредитного договора.

2. Численность работников заемщика определяется Банком на основании сведений информационного сервиса ФНС, отображающего данные о поданных заемщиком в ПФР отчетов о численности работников но форме СЗВ-М, в связи с чем доводы Истца о необходимости учета Банком фактической численности работников противоречат Правилам предоставления субсидий.

Доводы Истца о том, что численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 должна определяться исходя из фактической численности работников заемщика на момент обращения в Банк, а не исходя из сведений Платформы ФНС, противоречит Правилам предоставления субсидий и условиям Кредитного договора.

В силу прямого указания Правил предоставления субсидий определяющее значение для проверки соблюдения заемщиком условий о сохранении численности работников имеют сведения, размещенные на Платформе ФНС (п. 24 Правил предоставления субсидий).

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Согласно п. 3 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.

В Письме Минэкономразвития от 17.07.2020 № Д13и-22474, Письме Минэкономразвития от 29.06.2020 № 20822-ТИ/Д13и разъяснено, что источником данных для информационного сервиса ФПС России являются официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России - Единый государственный реестр юридических лиц. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. полученные по официальным каналам от 11енсионного фонда Российской Федерации.

Сведения о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15- го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).

В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 17.07.2020 № Д13и-22474 первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М. передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд РФ в порядке и сроки, установленные постановлением Правления 11енсионного фонда РФ от 1 февраля 2016 г. № 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".

С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 г. в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников но итогам апреля 2020 г., при этом, сведения о численности работников по итогам мая 2020 г. страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд РФ до 15 июня 2020 г. В связи с этим для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФПС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

Также в данном Письме Минэкономразвития указано, что данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 г. и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М но итогам мая 2020 года.

Согласно поданным Истцом отчетам по форме СЗВ-М, сведения о которых отражены на Платформе ФНС , численность работников по итогам апреля 2020 года, а также мая 2020 года, составила 4 человека, в связи с чем по состоянию на 01.06.2020 численность работников Истца определена в количестве 4 человека.

В связи с изложенным для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных п.п. 11. 12 Правил предоставления субсидий, а также п. 7 Кредитного договора, получателю субсидии необходимо использовать данные о численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, размещенные в информационном сервисе ФНС России на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

Для Платформы ФНС источником таких сведений являются поданные заемщиком отчеты по форме СЗВ-М за соответствующий месяц, сведения о которых отражены на Платформе Ф1IC до момента регистрации заявки клиента. Истцу на момент обращения с заявкой на получение кредита и подписания кредитного договора было достоверно известны сведения о какой численности работников им были поданы по форме СЗВ-М, в связи с чем довод Истца о том, что он знал, какие данные будут использоваться Платформой ФНС для мониторинга численности, являются необоснованными.

Доводы Истца о том, что при определении численности работников необходимо использовать сведения о численности работников Истца по итогам июня 2020 года являются необоснованными, так как данный подход противоречит Правилам предоставления субсидий и условиям Кредитного договора.

В связи с изложенным доводы Истца о том, что Банк, при проверке соблюдения Истцом требований Правил предоставления субсидий о сохранении численности работников, должен был руководствоваться фактическим количеством сотрудников Истца, а не данными Платформы ФНС, являются необоснованными.

В соответствии с изложенным порядком Банк получил сведения из Платформы ФНС о численности работников заемщика для проверки соблюдения Истцом требований о сохранении численности работников и перевел договор на период погашения.

3. Применение изложенного Истцом толкования Правил предоставления субсидии повлечет отказ в выплате субсидий исключение заемщика из программы кредитования.

Согласно положениям, н. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в бюджет Российской Федерации.

В соответствии с и. 27 (2) Правил предоставления субсидий основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии по списанию может являться установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации. В силу п. 33 Правил предоставления субсидий в случае нарушения получателем субсидии условий и порядка предоставления субсидии сумма полученных в рамках программы денежных средств подлежит возврату получателем субсидии, допустившим указанное нарушение, в доход федерального бюджета.

В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 03.07,2020 № Д13и-21082, при принятии решения Минэкономразвития о предоставлении субсидий по Программе 696 в соответствии с п. 27 Правил предоставления субсидий будет осуществляется проверка представленных кредитными организациями сведений на предмет соответствия информации, размещенной на соответствующей платформе ФПС России.

Таким образом, т.к. изложенное Истцом толкование правил определения численности работников заемщика противоречит положениям п.п. 11, 24 Правил предоставления субсидий и не соответствует сведениям, размещенным на Платформе ФНС, перевод Банком Кредитного договора на период наблюдения повлечет отказ в выплате субсидии по Кредитному договору и невозможность участия заемщика в программе льготного кредитования.

При толковании положений Правил предоставления субсидий и Кредитного договора о порядке определения численности работников заемщика необходимо принимать во внимание цели и существо льготного кредитования, предусматривающие отказ в субсидировании при отклонении от условий государственной программы.

В соответствии со ст.. 431 ГК РФ, при толковании условий договора, судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если обозначенные правила нс позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

Преамбулой Кредитного договора закреплено, что он заключается в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696.

Согласно п. 1 Правил предоставления субсидий данные правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям па возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.

Таким образом, целью заключения сторонами Кредитного договора являлось предоставление Банком заемщику льготного кредитования для возобновления деятельности с условием дальнейшего получения Банком субсидии в связи с предоставленным кредитом.

Предусмотренное субсидирование предоставленного кредита являлось существенным для заключенного договора, обусловившим кредитование Банком заемщика на нерыночных условиях, в т.ч.:

- ставкой за пользование кредитом в размере 2% годовых (п.3 Кредитного договора);

- отсрочкой погашения предоставленного кредита (п.7 Кредитного договора);

- возможностью полного списания предоставленного кредита и начисленных процентов (п.6 Кредитного договора).

Банк является коммерческой организацией, основной целью которой является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ: ст. 1 Закона "О банках и банковской деятельности"), при этом Банк также наделен исключительным правом привлечения во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещения указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.

Следовательно, заключая Кредитный договор, Банк рассчитывал на компенсацию потерь и упущенной выгоды, образовавшихся в связи с предоставлением заемщику кредита на явно нерыночных условиях (с отсутствием условий о возвратности и платности в случае сохранения заемщиком предусмотренной Правилами предоставления субсидий численности работников). Предоставление денежных средств на безвозвратной и безвозмездной основе не соответствует целям деятельности кредитной организации и противоречит положениям Закона "О банках и банковской деятельности".

В соответствии с н. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного поведения (пункт 4 статьи I ГК РФ). При этом толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью нс могли имен, в виду. Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом, а также с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.

Изложенное истцом толкование Кредитного договора противоречит положениям Правил Предоставления субсидий.

Следовательно, применение такого толкования приведет к отказу в выплате субсидии в связи с предоставленным Банком истцу кредитованием, что противоречит существу регулирования отношений, связанных с государственной программой льготного кредитования, а также приведет к получению истцом преимуществ из поведения, противоречащего Правилам предоставления субсидий.

4. Новая редакция Правил предоставления субсидий по существу не изменяет порядок определения численности работников заемщика для проверки соблюдения требований о сохранении численности, в связи с чем, доводы Истца о неприменении новой редакции являются необоснованными.

Правила предоставления субсидий в редакции Постановления Правительства РФ № 1976 от 30.11.2020 не ухудшают правовое положение Истца, т.к. редакция Правил предоставления субсидий, действовавшая на момент заключения кредитного договора, предусматривала аналогичный порядок определения численности работников заемщика.

Так. п. 11 Правил предоставления субсидии (редакция, действовавшая на момент заключения Кредитного договора) установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.

В силу п. 24 Правил предоставления субсидий (редакция, действовавшая на момент заключения Кредитного договора) численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на I июня 2020г. В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил.

Таким образом, действовавшая на момент заключения Кредитного договора редакция Правил предоставления субсидий предусматривала идентичный порядок определения Банком численности работников заемщика па основании сведений Платформы ФНС, данный порядок был лишь уточнен в новой редакции Правил предоставления субсидий и такое изменение не ухудшает правовое положение Истца.

5. Не подлежат возврату денежные средства в сумме 336 438,46 руб., уплаченные Истцом в счет погашения задолженности по Кредитному договору.

В соответствии с п. 8 Правил Заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита. Получатель субсидии рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми получателем субсидии.

Получатель субсидии определяет стандартную процентную ставку на период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у получателя субсидии.

Пунктом 3 Кредитного договора, заключенного с Истцом, была предусмотрена стандартная процентная ставка, которая составляет 15 процентов годовых.

Положения п. 7 Кредитного договора также содержат условия перевода Кредитного договора на период погашения, критерии перевода которого также соответствуют выработанной Правительством РФ порядку, а также график погашения кредита в случае наступления периода погашения с даты, следующей за датой окончания базового периода при не переходе Кредитного договора в соответствии с условиями Кредитного договора на период наблюдения.

Поскольку Истцом не исполнены обязательства по Кредитному договору в части сохранения численности работников, у него обоснованно возникла обязанность по погашению кредита в соответствии с графиком погашения, предусмотренным абз. 7 п. 7 Кредитного договора.

В связи с чем, что вывод суда о правомерном переводе Кредитного договора в период погашения, взыскание с Банка денежных средств, уплаченных Истцом в погашение задолженности по Кредитному договору в сумме 336 438.46 руб., не будет являться обоснованным.

Резюмируя изложенное, суд приходит к следующим выводам, действия Банка по переводу Кредитного договора в период погашения с 01.12.2020 являются правомерными, поскольку:

1. При выдаче кредита ИП ФИО1 Банк руководствовался и применял положения Правил предоставления субсидий;

2. На дату обращения клиента использовал данные с сайга ФНС, которые являются единственным источником получения информации для кредитной организации в рассматриваемом случае;

3. По окончании Базового периода Договора - 30.11.2020 - Банком было установлено снижение численности работников Заемщика более чем на 20% по итогам июня, июля, августа, сентября, октября 2020 г. (3 человека) по сравнению с численностью работников Заемщика по состоянию на 01.06.2020 (4 человека).

Иные доводы Истца в обоснование своей позиции направлены не перекладывание истцом ответственности за допущенные нарушения условий предоставления кредита на Банк.

Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании ст. ст. 8, 9, 11, 12, 307, 309, 310, 421 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 4, 16, 64, 65, 71, 101, 102, 110, 167-171, 180-182 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                     К.Г. Мороз