Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2019 г.
Решение в полном объеме изготовлено 01 июля 2019 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Ереминой И.И. (единолично),
рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ, дело по иску АО «Талтэк Транс»
к ОАО «РЖД»
о возмещении расходов на ремонт вагонов в размере 466 302,22 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании 466 302,22 руб. расходов на ремонт.
Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, не заявили, в связи с чем спор рассмотрен, в том числе в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик представил отзыв, просит в иске отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что заявленный иск подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в течение 2018 года вагоны, согласно расчету иска, отцеплены перевозчиком по коду неисправности 107 - выщербина обода колеса, для проведения текущего ремонта.
АО «ТалТЭК Транс» владеет указанными вагонами на основании договоров субаренды, в соответствии с условиями которых ремонт вагонов производится Истцом за свой счет. Факт отцепки вагонов и проведение ремонта подтверждаются уведомлениями ВУ23М на ремонт вагонов, ВУ-36М о приемке вагонов из ремонта, дефектными и расчетно-дефектными ведомостями.
Отнесение возникновения «ползунов» и как их следствие - «выщербин» к ответственности перевозчика/Ответчика/ОАО «РЖД» имеет свое обоснование в Классификаторе ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенным в действие с 01 января 1979 года. Классификатор до настоящего времени не отменен и в силу Закона №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» является действующим.
Классификатор ИТМ1-В Министерства путей сообщения среди неисправностей колесных пар выделяет износы, дефекты поверхности катания, трещины и изломы.
Ползун определяется, как плоское место, глубиной более допускаемой и относится не к категории износов, а к категории дефектов поверхностей катания. Ползун возникает при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона. Основными причинами заклинивания колесных пар и образования ползунов являются неисправности тормозных приборов, нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива.
Классификатор также устанавливает, что «выщербины» - это выкрошившиеся участки поверхности катания более допускаемых размеров или с наличием в них трещин и расслоений, идущих вглубь металла (их обнаруживают и измеряют так же как ползуны).
Приказом Министерства транспорта РФ от 03.06.2014 № 151 принят к руководству и исполнению протокол шестидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (6-7 мая 2014), которым утверждены Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил контроль соблюдения требований Правил возлагается руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
Согласно ст. 2 - 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» Ответчик является единым хозяйствующим субъектом, в уставный капитал которого внесено имущество федерального железнодорожного транспорта в процессе его приватизации. Таким образом, Ответчик является владельцем инфраструктуры.
Уставом Ответчика и ст. 6 указанного федерального закона установлено, что видами деятельности Ответчика являются эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, перевозка грузов, оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги.
В силу пункта 81 Правил техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживанию контролирует ответственный работник (старший по смене, старший осмотрщик вагонов, руководитель смены).
Пунктом 151 Правил установлено, что управление тормозами при следовании поездом осуществляет локомотивная бригада.
Согласно пункту 2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (далее - Инструкция) ”ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-2ЗМ (ВУ-2З) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей. колесных пар, буксового узла. рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу пункта 2.5.3. Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
Пунктами 2.5.4, 3.2.1 Инструкции установлено, что запрещается подавать под погрузку вагоны, имеющие такое повреждение, как ползун, навар, неравномерный прокат, кольцевые выработки и выщербины).
Истец обеспечил исправное состояние своих вагонов, что подтверждается принятием их Ответчиком к перевозке.
В соответствии с пунктами 2 и 6 Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИКГ/277, утверждённой 16.05.1994, с дополнениями и изменениями, утвержденными указаниями МПС России от 11.06.1997 № B705у и от 19.02.1998 № B-181y, техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером или бригадиром, и приемщиком локомотивных депо ОАО «РЖД».
Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ОАО «РЖД», выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 № 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный № 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Истец как владелец железнодорожного подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов. Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО «РЖД»).
Причиной появления на колёсных парах «выщербин», по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары. Следовательно, ОАО «РЖД» повредило вагоны АО «ТалТЭК Транс» посредством неправильной эксплуатации колёсных пар.
Согласно расчетно-дефектным ведомостям, актам о выполненных работах (оказанных услугах), счетам-фактурам стоимость ремонта вагонов составила 466 302,22 руб. без НДС.
Стоимость ремонта вагонов оплачена истцом в полном объеме.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика была направлена претензия, которую ответчик оставил без удовлетворения.
Суд, руководствуясь ст. 71 АПК РФ, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, находит, что доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, подлежат отклонению, поскольку они опровергаются материалами дела и не освобождают стороны от исполнения своих обязательств по спорному договору.
В соответствии с заявленными требованиями АО «ТалТЭК Транс» просит суд взыскать денежные средства за ремонт 16 вагонов по неисправности «выщербина обода колеса» (код 107), ранее оплаченный на основании договоров ОАО «РЖД» как лицу, проводившему ремонт, а также иным организациям. По мнению Истца денежные средства, выплаченные им за ремонт, подлежат возврату только потому, что на колесных парах устранялась неисправность «выщербина обода колеса» (код 107 К ЖА 2005).
Истец добровольно оплатил текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов по устранению указанной неисправности колесных пар вагонов, принял работы, а теперь желает за счет ОАО «РЖД» вернуть уплаченные за ремонт денежные средства.
В исковом заявлении речь идет об убытках, то есть, о тех расходах, которые Истец понес для восстановления нарушенного права.
Наступлением обязанности Ответчика по возмещению ущерба является не заключение договора на ремонт вагонов, а заключение договора перевозки, путем оформления транспортной железнодорожной накладной в соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, требования Истца основаны на Классификаторе ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенным в действие с 01 января 1979 года, утвержденным Министерством путей сообщения и до настоящего момента действующим и никем не отмененным.
Для взыскания суммы убытков достаточно тех документов, которые представлены в материалы дела (уведомления формы ВУ-23,36 с указанием кода отцепки 107 «выщербина», железнодорожные накладные, акты выполненных работ на текущий отцепочный ремонт, расчётно-дефектные ведомости, дефектные ведомости и платежные поручения (подтверждающие размер понесенных расходов и т.д.).
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в редакции от 23.07.2008; далее - УЖТ РФ) и других федеральных законов.
Классификатор КЖА 2005 04, размещенный в сети Интернет, не содержит информации об его утверждении, а содержит лишь ссылку на то, что он разработан одной из комиссий Совета по железнодорожному транспорту Государств – участников содружества.
Указанный документ не является классификатором, а является «таблицей распределения основных неисправностей грузовых вагонов по причинам их распределения», что следует из содержания самого документа.
Вопреки доводам Ответчика, классификатор КЖА 2005 04 не был утвержден/введен в действие приказом Минтранса России № 481 от 23.12.2013. Данный приказ размещен на официальном сайте министерства и содержит текст приказа, протокол пятьдесят девятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников содружества, а также 63 приложения к протоколу. Ни один из перечисленных документов не содержит ссылки на классификатор К ЖА 2005 04.
Таким образом, классификатор К ЖА 2005 04 не является частью законодательства Российской Федерации и не может применяется к отношениям между Истцом и Ответчиком.
Отнесение возникновения «ползунов» и как их следствие - «выщербин» к ответственности перевозчика/Ответчика/ОАО «РЖД» имеет свое обоснование не только в Классификаторе неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, но и в Классификаторе ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенным в действие с 01 января 1979 года, который в силу Закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» является действующим и не отмененным Минтрансом.
Классификатор ИТМ1-В Министерства путей сообщения среди неисправностей колесных пар выделяет износы, дефекты поверхности катания, трещины и изломы.
Ползун определяется, как плоское место глубиной более допускаемой и относится не к категории износов, а к категории дефектов поверхностей катания. Ползун возникает при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона. Основными причинами заклинивания колесных пар и образования ползунов является: неисправности тормозных приборов, нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива.
Классификатор также устанавливает, что «выщербины» - это выкрошившиеся участки поверхности катания более допускаемых размеров или с наличием в них трещин и расслоений, идущих вглубь металла (их обнаруживают и измеряют так же как ползуны).
Приказом Министерства транспорта РФ от 03.06.2014 №151 принят к руководству и исполнению протокол шестидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (6-7 мая 2014), которым утверждены Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил контроль соблюдения требований Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
Согласно ст. 2 – 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» Ответчик является единым хозяйствующим субъектом, в уставный капитал которого внесено имущество федерального железнодорожного транспорта в процессе его приватизации. Таким образом, Ответчик является владельцем инфраструктуры.
Уставом Ответчика и ст. 6 указанного федерального закона установлено, что видами деятельности Ответчика в частности являются эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, перевозка грузов, оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги.
В силу пункта 81 Правил техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживания. Выполнение работ контролирует ответственный работник (старший по смене, старший осмотрщик вагонов, руководитель смены).
Пунктом 151 Правил установлено, что управление тормозами при следовании поездом осуществляет локомотивная бригада.
Согласно приложению №5 «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 21 декабря 2010 г. N 286 ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Истец обеспечил исправное состояние своих вагонов, что подтверждается принятием их Ответчиком к перевозке.
Ответчиком не предоставлены какие-либо доказательства повреждения колесных пар по причинам, отличным от причин, установленных в Классификаторе ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенным в действие с 01 января 1979 года.
Согласно п. 11 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утв. приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286, работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение настоящих Правил, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Таким образом, факт приёма вагона пути общего пользования подтверждает его техническую и коммерческую исправность. Ответчиком искажено понятие «эксплуатационная неисправность», содержащаяся в классификаторе «Основные неисправности грузовых вагонов» (КЖА 2005 04): эксплуатационная - это неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта. Каким-либо образом от ответственности за данное повреждение действующее законодательство перевозчика не освобождает.
Следовательно, Ответчик принял вагоны к перевозке исправными, что подтверждается представленными в материалы дела накладными. Истец обеспечил исправное состояние своих вагонов, что подтверждается принятием их Ответчиком к перевозке.
На основании статей 20, 105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации ответственность за повреждение или утрату вагонов или их узлов и деталей, принадлежащих другим юридическим лицам, возлагается на перевозчика. Перевозчик такие вагоны обязан отремонтировать, либо возместить владельцу вагонов стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения или утраты.
На основании ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Из представленных документов следует, что вред, причиненный истцу и несение им расходов на ремонт в этой связи, явилось следствием нарушения ответчиком обязательств по договору.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования по заявленным истцом основаниям являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 8, 12, 15, 307-310, 431, 784, 1064 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 9, 41, 64-68, 71, 75, 110, 123, 156, 159, 167-170, 176, 180, 181, 227-229 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ОАО «РЖД» в пользу АО «Талтэк Транс» (ИНН <***>) расходы на ремонт вагонов в размере 466 302,22 руб., а также 12 326 руб. расходов на оплату госпошлину.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение 15-ти дней со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд, а в случае составления мотивированного решения - в течение 15-ти дней со дня принятия решения в полном объеме. Подача апелляционной жалобы не приостанавливает исполнение решения.
СУДЬЯ | И.И.Еремина |