ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-61358/13 от 06.08.2013 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

13 августа 2013 года Дело № А40-61358/2013

Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2013 года

Полный текст решения изготовлен 13 августа 2013 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А. (шифр судьи 106-449)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козицыной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания

по заявлению ОАО «Основа Телеком» (ОГРН <***>)

к ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ОГРН <***>)

3-е лицо: Минобороны РФ

о признании недействительным решения об аннулировании заключения экспертизы, оформленного письмами от 08.04.2013 №24766, 10.04.2013 №26066

при участии:

от заявителя – ФИО1 по дов от 24.06.2013 №133

ФИО2 по дов от 06.05.2013 №55

от ответчика - ФИО3 по дов от 11.06.2013 №Др-63

от третьего лица – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 30 июля по 06 августа 2013 года.

ОАО «Основа Телеком» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительными решений Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр», в соответствии с которыми были признаны недей­ствительными и аннулированы заключения экспертизы возможности использования заявленных радио­электронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для ис­пользования радиоэлектронными средствами: № 12-3-015995 от 22.01.2013, № 12-3-015944 от 17.01.2013, № 12-3-015948 от 17.01.2013, № 12-3-015946 от 17.01.2013, № 12-3-015961 от 17.01.2013, № 12-3-015945 от 17.01.2013, № 12-3-015947 от 17.01.2013, № 12-3-015998 от 22.01.2013, № 12-3-016018 от 17.01.2013, №12-3-015973 от 17.01.2013, № 12-3-015990 от 18.01.2013, № 12-3-016030 от 28.01.2013, № 12-3-016022 от 22.01.2013, № 12-3-016028 от 28.01.2013, № 12-3-016037 от 28.01.2013, №12-3-016012 от 22.01.2013, № 12-3-015978 от 22.01.2013, №12-3-015979 от 28.01.2013, № 12-3-016002 от 28.01.2013, № 12-3-015953 от 28.01.2013, № 12-3-015950 от 28.01.2013, № 12-3-016005 от 28.01.2013, № 12-3-016021 от 17.01.2013, № 12-3-015991 от 17.01.2013, № 12-3-016029 от 13.02.2013, №12-3-015952 от 13.02.2013, № 12-3-016010 от 13.02.2013, № 12-3-015980 от 13.02.2013, № 12-3-016032 от 13.02.2013, № 12-3-016003 от 13.02.2013, № 12-3-015976 от 13.02.2013, № 12-3-015937 от 13.02.2013, № 12-3-015993 от 13.02.2013, №12-3-016013 от 13.02.2013, № 12-3-015967 от 13.02.2013, № 12-3-015936 от 13.02.2013, № 12-3-015941 от 13.02.2013, № 12-3-016004 от 13.02.2013, № 12-3-015971 от 13.02.2013, № 12-3-016000 от 13.02.2013, № 12-3-015943 от 13.02.2013, №12-3-015963 от 13.02.2013, № 12-3-016041 от 13.02.2013, № 12-3-015966 от 13.02.2013, № 12-3-015997 от 13.02.2013, № 12-3-016006 от 13.02.2013, № 12-3-016016 от 13.02.2013, № 12-3-015942 от 13.02.2013, № 12-3-015999 от 13.02.2013, №12-3-016025 от 13.02.2013, № 12-3-015957 от 13.02.2013, № 12-3-016001 от 27.02.2013, № 12-3-015977 от 27.02.2013, № 12-3-015969 от 27.02.2013, № 12-3-015972 от 27.02.2013, № 12-3-015964 от 28.02.2013, № 12-3-015970 от 27.02.2013, №12-3-015992 от 01.03.2013, № 12-3-015982 от 01.03.2013, оформленные письмами от 08.04.2013 № 24766, от 10.04.2013 № 26066; обязании ответчика письменно уведомить Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о действительности поименованных в п.1 заключений экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (с учетом уточнений заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ).

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на нарушение ответчиком при принятии решения об аннулировании ранее выданных заключений экспертизы положений Федерального закона «О связи», не предусматривающих возможности аннулирования заключения экспертиз, в том числе, в связи с изменением оснований для их подготовки и выдачи, но устанавливающим иной порядок рассмотрения данного вопроса. Приняв оспариваемые решения, ответчик, по мнению заявителя, превысил свои полномочия, осуществив действия, не предусмотренные законом, нарушив при этом права и законные интересы лицензиата на прохождение установленной законом процедуры получения разрешения на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов. Кроме того, экспертиза бала проведена на основании заявки ОАО «Основа Телеком» в соответствии с заключенным с ФГУП «ГРЧЦ» договором на ее проведение, в связи с чем в действиях ответчика также усматриваются нарушения ст.724 ГК РФ, предусматривающих возможность устранения недостатков работы, на которые ссылается ответчик, до момента сдачи работ, в то время как в настоящем случае были аннулированы результаты уже выполненных работ, что также не предусмотрено гражданским законодательством. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании против их удовлетворения возражал по доводам, изложенным в отзыве, указав на то, что основанием для аннулирования заключений экспертизы явилось аннулирование Министерством обороны РФ ряда своих заключений о возможности использования запрашиваемых радиочастот, на которые ранее давались положительные заключения, по условиям электромагнитной совместимости с РЭС военного назначения. Поскольку договором на проведение экспертизы предусмотрена 2-х летняя гарантия ФГУП «ГРЧЦ» на надлежащее исполнение им своих договорных обязательств, то при получении соответствующих писем Министерства обороны о невозможности использования частоты, в отношении которой уже была проведена экспертиза, ответчик правомерно аннулировал выданные им ранее экспертные заключения. Полагает, что отсутствие такого положения в Федеральном законе «О связи» и Положении о проведении экспертизы, не свидетельствует о нарушении прав заявителя.

Минобороны РФ, извещенное в соответствии со ст. 123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило. Спор рассмотрен в порядке ч.5 ст.156 АПК РФ в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела, решением Государственной комиссии по радиочастотам (далее – ГКРЧ) от 28.12.2010 № 10-10-03-1 «Об использовании полосы радиочастот 2300-2400 МГц радиоэлектронными средствами мобильного беспроводного доступа» признано возможным использование полосы радиочастот 2300-2400 МГц для создания опытной сети мобильного беспроводного доступа; по предложению Министерства обороны Российской Федерации создание опытной сети связи поручено ОАО «Основа Телеком»(т.1, л.д.42, 43)

Решением ГКРЧ от 08.09.2011 № 11-12-02 ОАО «Основа Телеком» выделена полоса радиочастот 2300-2400 МГц для применения радиоэлектронных средств на территории Российской Федерации в сети связи мобильного беспроводного доступа (т.1, л.д.16-44).

Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ОАО «Основа Телеком» выданы лицензии на оказание слуг подвижной радиотелефонной связи от 26.01.2012 №№ 95309, 95311, - № 95312 , 95316 (т.1, л.д.45-60), согласно условиям которых лицензиат обязан начать оказание услуг связи не позднее 26.01.2014.

Между ОАО «Основа Телеком» и ФГУП «ГРЧЦ» был заключен договор по проведению экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств (далее – РЭС) и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС (т.3, л.д.48-56).

В соответствии с обращениями ОАО «Основа Телеком» от 16.07.2012 и представленными им исходными данными, на основании экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, с учетом заключений заинтересованных в/ч Министерства обороны Российской Федерации, ФГУП «ГРЧЦ» в период с 17.01.2013 до 01.03.2013 ОАО «Основа Телеком» были выданы заключения о возможности использования радиоэлектронных средств (т.1, л.д.61-150, т.2, л.д.1-31).

При подготовке экспертных заключений были использованы письма в/ч Министерства обороны Российской Федерации о возможности использования на вторичной основе ОАО «Основа Телеком» номиналов радиочастот для организации сети связи общего пользования, предоставленных в ФГУП «ГРЧЦ» в ноябре-декабре 2012 года (т.3, л.д.60-122).

На основании данных заключений экспертизы, в установленном законом порядке, в период с 05.02.2013 до 01.03.2013 ОАО «Основа Телеком» обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с заявлениями на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов (т.2, л.д.33-150).

В то же время, письмами от 08.04.2013 № 24766 и от 10.04.2013 № 26066 ФГУП «ГРЧЦ» уведомило ОАО «Основа Телеком» о том, что в связи с поступлением письма в/ч Министерства обороны Российской Федерации от 09.04.2013 выданные ранее заключения экспертизы ЭМС признаются недействительными и аннулируются (т.1, л.д.12, 13).

Не согласившись с данными решениями, явившимися впоследствии основанием для снятия с рассмотрения Роскомнадзором заявлений ОАО «Основа Телеком» на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Порядок выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов предусмотрен ст.24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон), согласно которой:

- в полосах радиочастот категорий совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения и преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств любого назначения, а в полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется государственной комиссией по радиочастотам с учетом заключений о возможности такого выделения, представленных членами государственной комиссии по радиочастотам (ч.2);

- присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц с учетом результатов проводимой радиочастотной службой экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертиза электромагнитной совместимости).

Решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также по другим обращениям граждан должны приниматься федеральным органом исполнительной власти в области связи не позднее чем через тридцать пять рабочих дней со дня обращения (ч.3);

- порядок проведения экспертизы электромагнитной совместимости, рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, а также переоформления таких решений или внесения в них изменений устанавливается и публикуется государственной комиссией по радиочастотам.

Вопреки доводам ответчика, Федеральным законом «О связи» предусмотрены механизмы защиты государственных интересов, путем отказа в выделении пользователям полос радиочастот (ч.7 ст.24), отказа в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотного канала (ч.8 ст.24), прекращения разрешения на использование радиочастотного спектра во внесудебном порядке (ч.11 ст.24), в то время как такой способ, как аннулирование ранее выданных на законных основаниях заключений проведенной экспертизы, законно либо каким-то иным нормативным правовым актом не предусмотрне.

Более того, в каждом перечисленном случае, законом предусмотрены основания для отказа либо прекращения присвоения полосы.

Так, согласно ч.7 ст.24 Закона отказ в выделении пользователям радиочастотным спектром полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения допускается по следующим основаниям:

- несоответствие заявленной полосы радиочастот Таблице распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации;

- несоответствие параметров излучения и приема заявленных радиоэлектронных средств требованиям, нормам и национальным стандартам в области обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

- отрицательное заключение о возможности выделения полос радиочастот, представленное одним из членов государственной комиссии по радиочастотам.

Состав государственной комиссии по радиочастотам утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 № 901-р, в состав которой входят представители Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, при возникновении ситуации изменения электромагнитной обстановки, отрицательное заключение (которым в настоящем случае явились письма в/ч 21882), подлежит направлению членом Государственной комиссии по радиочастотам в уполномоченный орган, и является основанием для отказа в выделении полос радиочастот.

В ч.8 ст.24 Закона установлены основания для отказа в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотного канала пользователям радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а именно:

- отсутствие документов на заявленные для использования радиоэлектронные средства о подтверждении соответствия в случаях, если такое подтверждение является обязательным;

- несоответствие заявленной деятельности в области связи установленным для данного вида деятельности требованиям, нормам и правилам;

- отрицательное заключение экспертизы электромагнитной совместимости;

- отрицательные результаты проведения международной процедуры координации использования радиочастотного присвоения, если такая процедура предусматривается Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи и другими международными договорами Российской Федерации.

Основания для прекращения разрешения на использование радиочастотного спектра во внесудебном порядке или отказа в продлении срока действия такого разрешения указаны в ч.11 ст.24 Закона, которыми являются:

- заявление пользователя радиочастотным спектром;

- аннулирование лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, если такая деятельность связана с использованием радиочастотного спектра;

- истечение срока, указанного при присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, если этот срок не был продлен в установленном порядке или если заблаговременно, не менее чем за тридцать дней, не была подана заявка на его продление;

- использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств в противоправных целях, наносящих вред интересам личности, общества и государства;

- невыполнение пользователем радиочастотным спектром условий, установленных в решении о выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала;

- невнесение пользователем радиочастотным спектром платы за его использование в течение тридцати дней со дня установленного срока платежа;

- ликвидация юридического лица, которому было выдано разрешение на использование радиочастотного спектра;

- неустранение нарушения, послужившего основанием для приостановления разрешения на использование радиочастотного спектра;

- невыполнение правопреемником реорганизованного юридического лица установленного пунктами 15 и 16 настоящей статьи требования о переоформлении решения о выделении полос радиочастот и разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов;

- принятие государственной комиссией по радиочастотам обоснованного решения о прекращении использования полос радиочастот, указанных в решении государственной комиссии по радиочастотам, с возмещением владельцу радиоэлектронных средств убытков, причиненных досрочным прекращением действия решения о выделении полос радиочастот.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, наличие отрицательного заключения экспертизы электромагнитной совместимости, законодателем определено в качестве основания для отказа в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотного канала пользователям радиочастотным спектром (ч.8 ст.24 Закона).

В то же время, в настоящем случае, лицензиату уже были выданы положительные заключения, прошедшие все необходимые согласования.

Как следует из материалов дела, на момент принятия ФГУП «ГРЧЦ» оспариваемых решений об аннулировании ранее выданных положительных заключения экспертизы, заявления ОАО «Основа Телеком» уже находились на рассмотрении в уполномоченном для принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотного канала государственном органе – Роскомнадзоре, который в силу ч.8 ст.24 Федерального закона «О связи» имел возможность для принятия решения по поданным заявлениям общества, в том числе, с учетом поступивших позднее писем Министерства обороны Российской Федерации.

В то же время, какой нормой права предусмотрена возможность аннулирования ФГУП «ГРЧЦ» ранее выданных экспертных заключений, подготовленных на основании заключенного гражданско-правового договора и прошедших предусмотренные законом согласования, ответчик в судебном заседании пояснить не смог.

Порядок проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, утвержден решением ГКРЧ от 20.12.2011 № 11-13-02.

Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) с учетом результатов экспертизы электромагнитной совместимости, проводимой радиочастотной службой, на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц, а также федеральных органов исполнительной власти.

Экспертиза электромагнитной совместимости, а также взаимодействие с Минобороны России, ФСО России и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в рамках экспертизы электромагнитной совместимости осуществляется организацией радиочастотной службы - федеральным государственным унитарным предприятием "Главный радиочастотный центр" (п.3 Порядка).

Роскомнадзор организует определение возможности использования конкретных радиочастот или радиочастотных каналов для целей телерадиовещания, а также проведение торгов на получение права осуществлять телерадиовещание.

Победитель конкурса направляет документы в соответствии с п.8 настоящего Порядка в ФГУП "ГРЧЦ" для оформления заключения экспертизы электромагнитной совместимости в установленном порядке (п.10).

В соответствии с п.12 Порядка после проведения согласования возможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения и их ЭМС с действующими и планируемыми для использования РЭС, обеспечивающими связь для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Порядком, организация радиочастотной службы в рамках проведения экспертизы электромагнитной совместимости:

разрабатывает условия возможного использования радиочастот или радиочастотных каналов, вносимые в заключение экспертизы электромагнитной совместимости, с учетом расчетов ЭМС (в случае их проведения) и поступивших заключений Минобороны России, ФСО России и/или ФСБ России;

разрабатывает планы частотно-территориального размещения РЭС с учетом расчетов ЭМС (в случае их проведения) и заключений Минобороны России, ФСО России и/или ФСБ России;

указывает возможность снятия ограничений использования радиочастот или радиочастотных каналов по результатам натурных испытаний (в случае их проведения) на ЭМС заявленных РЭС гражданского назначения с действующими и планируемыми для использования РЭС гражданского назначения и заявленных РЭС гражданского назначения с действующими и планируемыми для использования РЭС, обеспечивающими связь для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, на основании заключений Минобороны России и ФСО России.

После получения соответствующих заключений Минобороны России, ФСО России и/или ФСБ России организация радиочастотной службы в течение 15 рабочих дней выполняет работы, предусмотренные п.12 настоящего Порядка, после проведения процедуры согласования возможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения и их ЭМС с действующими и планируемыми для использования РЭС, обеспечивающими связь для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, и направляет заявителю документы, являющиеся основанием для оплаты работ. При этом заключение экспертизы электромагнитной совместимости при условии исполнения заявителем договорных обязательств оформляется организацией радиочастотной службы в течение 10 рабочих дней.

Организация радиочастотной службы при наличии необходимости согласования возможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения и/или мест размещения заявленных стационарных РЭС гражданского назначения направляет в срок не более 5 рабочих дней со дня завершения работ, предусмотренных п.12 настоящего Порядка, в Минобороны России и/или ФСО России и/или ФСБ России в согласованном порядке в электронной форме или в форме документа на бумажном носителе материалы радиочастотной заявки и/или сведения о планируемых присвоениях заявленных РЭС гражданского назначения.

Для согласования возможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения с Минобороны России материалы радиочастотной заявки и сведения о планируемых присвоениях заявленных РЭС гражданского назначения направляются ФГУП "ГРЧЦ" в войсковую часть 21882.

Согласно п.18 Порядка Минобороны России и/или ФСО России после получения материалов радиочастотной заявки в срок не более 50 рабочих дней со дня их регистрации готовит и направляет в организацию радиочастотной службы в согласованном порядке в электронной форме или в форме документа на бумажном носителе заключение о возможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения и их ЭМС с действующими и планируемыми для использования РЭС, используемыми для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (далее - заключение).

Заключение Минобороны России и/или ФСО России должно содержать вывод:

либо о возможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов;

либо о возможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов с техническими ограничениями;

либо о невозможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов.

Заключение о возможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов с техническими ограничениями для РЭС гражданского назначения может содержать условия о снятии ограничений по результатам натурных испытаний на ЭМС заявляемых РЭС гражданского назначения с действующими РЭС, используемыми для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (п.19 Порядка).

Отсутствие заключения Минобороны России и/или ФСО России по истечении срока, установленного п.18. настоящего Порядка, учитывается как согласование возможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения.

При этом организация радиочастотной службы уведомляет Минобороны России и/или ФСО России о выдаче заключения экспертизы электромагнитной совместимости в течение 3 рабочих дней с момента его выдачи (п.20 Порядка).

Согласно п.22 Порядка в заключениях Минобороны России и ФСО России срок использования планируемых присвоений для РЭС гражданского назначения не ограничивается.

При отрицательном решении о присвоении (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов, переоформлении и продлении срока действия разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов Роскомнадзор в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения уведомляет в письменной форме пользователя радиочастотным спектром о принятом решении с обоснованием причин (п.65 Порядка).

Из системного толкования положений п.7 ст.24 Федерального закона «О связи» и п.п.18-20 Порядка проведения экспертизы следует, что согласующими органами отрицательное заключение о возможности использования полосы радиочастот, может быть выдано в любое время, независимо от этапа получения лицензиатами соответствующих разрешений, однако с учетом данных этапов такое заключение имеет различные правовые последствия – от отказа в выделении радиочастот до принятия решения о прекращении использования полос.

Этим обусловлена и установленная Порядком возможность подготовки ГКРЧ положительного заключения экспертизы электромагнитной совместимости и при отсутствии такого согласования, расценивающегося в таком случае, как согласие (п.18).

Таким образом, указанным Порядком предусмотрен как порядок обращения, так и сроки и порядок их рассмотрения и согласования с соответствующими органами, а также дальнейшие действия лицензиата и государственного органа после получения заключения экспертизы.

В то же время, Порядком проведения экспертизы такое действие органа, как аннулирование ранее выданных заключений, подготовленных в полном соответствии с требованиями закона, при наличии всех необходимых согласований, не предусмотрено, при установлении, в то же время, как законом, так и Порядком, в качестве оснований для принятия решений, касающихся возможности присвоения (выделения) полосы, наличия отрицательного заключения согласующих органов.

Суд считает несостоятельной ссылку ответчика на возможность аннулирования результатов работы по договору в течение 2-х лет с момента исполнения обязательств, по следующим основаниям.

Как предусмотрено п.5.1. договора между ОАО «Основа Телеком» и ФГУП «ГРЧЦ» по проведению экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств (далее – РЭС) и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с договором, а в части, им неурегулированной, в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 724 ГК РФ, на которую ссылается ответчик, предусматривает возможность предъявления требований, связанных с недостатками результата работы, со стороны заказчика в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлен законом, договором или обычаями делового оборота.

Аналогичное положение предусмотрено и договором, согласно п.5.2 которого предусмотрена обязанность исполнителя по устранению недостатков работы, выявленных в связи с ненадлежащим качеством услуг, в течение 2-х лет с момента получения заключения экспертизы.

При этом, под услугами ненадлежащего качества понимаются услуги, результат которых не соответствует п.2.1.5. договора, именно по вине исполнителя.

Таким образом, из буквального толкования положений договора следует, что он считается исполненным в момент оказания услуги исполнителем (в данном случае – выдачи заключений экспертиза заказчику).

Раздел же 5 договора, на который ссылается ответчик как на возможность, по его мнению, аннулирования результатов выполненных работ в одностороннем порядке, предусматривает лишь ответственность сторон и порядок разрешения споров, тем более, что договор предусматривает освобождение от ответственности сторон в случае принятия полномочными органами новых актов, препятствующих исполнению обязательств по договору (.п.5.3).

Согласно установленному Федеральным законом «О связи» порядку, после получения экспертизы, лицензиат обязан обратиться с соответствующим заявлением в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с заявлениями на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов, что заявителем и было сделано – после получения экспертизы и до получения ФГУП «ГРЧЦ», выполнившего свои обязательства по договору на проведение экспертизы, писем Министерства обороны о невозможности использования спорной полосы.

Суд считает несостоятельной ссылку ответчика на отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемыми решениями, поскольку в связи с аннулированием результатов экспертизы, он был лишен возможности на рассмотрение Роскомнадзором его заявлений на присвоение (назначение) радиочастот, а также, в случае несогласия с принятыми по ним решениями, обжалования их в установленном порядке.

В то же время, ФГУП «ГРЧЦ» не указало нормы права, которой предусмотрена возможность аннулирования заключений экспертизы при наличии процедуры рассмотрения заявлений на присвоение (назначение) радиочастот в уполномоченном органе.

В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый не­нормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют за­кону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и дей­ствий (бездействия) незаконными.

В то же время, удовлетворяя данное заявление, суд считает, что заявленный ОАО «Основа Телеком» способ защиты нарушенного права, в виде обязания ответчика письменно уведомить Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о действительности поименованных в п.1 заключений экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, не подлежащим удовлетворению, поскольку законом либо иными нормативными актами не предусмотрена обязанность ответчика по направлению сведений, касающихся действительности подготовленных на основании договоров с лицензиатами экспертных заключений, а их подготовка является основанием для подачи заинтересованным лицом соответствующего заявления с комплектов документов, в который входит данное заключение, в Роскомнадзор на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными решения Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр», в соответствии с которым были «признаны недей­ствительными и аннулированы» заключения экспертизы возможности использования заявленных радио­электронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для ис­пользования радиоэлектронными средствами: № 12-3-015995 от 22.01.2013, № 12-3-015944 от 17.01.2013, № 12-3-015948 от 17.01.2013, № 12-3-015946 от 17.01.2013, № 12-3-015961 от 17.01.2013, № 12-3-015945 от 17.01.2013, № 12-3-015947 от 17.01.2013, № 12-3-015998 от 22.01.2013, № 12-3-016018 от 17.01.2013, №12-3-015973 от 17.01.2013, № 12-3-015990 от 18.01.2013, № 12-3-016030 от 28.01.2013, № 12-3-016022 от 22.01.2013, № 12-3-016028 от 28.01.2013, № 12-3-016037 от 28.01.2013, №12-3-016012 от 22.01.2013, № 12-3-015978 от 22.01.2013, №12-3-015979 от 28.01.2013, № 12-3-016002 от 28.01.2013, № 12-3-015953 от 28.01.2013, № 12-3-015950 от 28.01.2013, № 12-3-016005 от 28.01.2013, № 12-3-016021 от 17.01.2013, № 12-3-015991 от 17.01.2013, № 12-3-016029 от 13.02.2013, №12-3-015952 от 13.02.2013, № 12-3-016010 от 13.02.2013, № 12-3-015980 от 13.02.2013, № 12-3-016032 от 13.02.2013, № 12-3-016003 от 13.02.2013, № 12-3-015976 от 13.02.2013, № 12-3-015937 от 13.02.2013, № 12-3-015993 от 13.02.2013, №12-3-016013 от 13.02.2013, № 12-3-015967 от 13.02.2013, № 12-3-015936 от 13.02.2013, № 12-3-015941 от 13.02.2013, № 12-3-016004 от 13.02.2013, № 12-3-015971 от 13.02.2013, № 12-3-016000 от 13.02.2013, № 12-3-015943 от 13.02.2013, №12-3-015963 от 13.02.2013, № 12-3-016041 от 13.02.2013, № 12-3-015966 от 13.02.2013, № 12-3-015997 от 13.02.2013, № 12-3-016006 от 13.02.2013, № 12-3-016016 от 13.02.2013, № 12-3-015942 от 13.02.2013, № 12-3-015999 от 13.02.2013, №12-3-016025 от 13.02.2013, № 12-3-015957 от 13.02.2013, № 12-3-016001 от 27.02.2013, № 12-3-015977 от 27.02.2013, № 12-3-015969 от 27.02.2013, № 12-3-015972 от 27.02.2013, № 12-3-015964 от 28.02.2013, № 12-3-015970 от 27.02.2013, №12-3-015992 от 01.03.2013, № 12-3-015982 от 01.03.2013, оформленные письмами от 08.04.2013 № 24766, от 10.04.2013 № 26066.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Проверено на соответствие ФЗ «О связи».

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» (ОГРН <***>) в пользу Открытого акционерного общества «Основа Телеком» (ОГРН <***>) расходы по уплате госпошлины в размере 2000 (две тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.А. Кузнецова