Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-61950/2015
26 июня 2015 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
судьи Поляковой А.Б. (единолично) (шифр судьи 17-486),
рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ, дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» Министерства здравоохранения Российской Федерации к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
об оспаривании постановления от 17.03.2015г. № 03-15/222-5
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 17.03.2015г. № 03-15/222-5 о привлечении к административной ответственности на основании ст.15.13 КоАП РФ.
Определением от 13.04.2015г. заявление ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.
Заявленные требования мотивированны тем, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, так как в действиях ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный 15.13 КоАП РФ.
От ответчика 05.05.2015г. через канцелярию суда поступил письменный отзыв и материалы дела об административном правонарушении. В отзыве ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого постановления, соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 1,2 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон, по материалам, представленным заявителем и ответчиком.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 17.03.2015г. № 03-15/222-5 ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушение положений и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 09.08.2012 №815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231 «О порядке заполнения деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 № 198 «О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».
ФГУП «НПО «МИКРОГЕН» МИНЗДРАВА РОССИИ» допущено нарушение, выразившееся в искажении информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей: искажена информация при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей за 1 квартал 2014 года в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения №7 (далее - декларация №7), к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее - Правила), с информацией, отраженной в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения №6 (далее - декларация №6 к Правилам) представленных ОАО «БАШСПИРТ» ИНН <***> за 1 квартал 2014 г., а именно: в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения №7 к Правилам, ФГУП «НПО «МИКРОГЕН» МИНЗДРАВА РОССИИ» ИНН <***> за 1 квартал 2014 года отражена закупка спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (код вида продукции - 020) в объеме в объеме 2267,87 дал по ТТН от 19.03.2014 №0231/3 у ОАО «БАШСПИРТ» ИНН <***>. Однако, согласно декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения №6 к Правилам, представленной ОАО «БАШСПИРТ» ИНН <***> за 1 квартал 2014 года отражена поставка спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (код вида продукции - 020) ФГУП «НПО «МИКРОГЕН» МИНЗДРАВА РОССИИ» ИНН <***> в объеме 2350,02 дал по ТТН от 20.03.2014 №0231/3, ответственность за которое предусмотрена ст.15.13 КоАП РФ и обществу назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
Заявитель, посчитав постановление от 17.03.2015г. №03-15/222-5 незаконным и необоснованным обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Суд установил, что полномочия административного органа, принявшего оспариваемое решение, предусмотрены ст.23.50 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Постановление Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу №03-15/222-5 от 17.03.2015г. вынесено на основании протокола об административном правонарушении №03-15/222-4 от 03.03.2015г.
Суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено, с соблюдением порядка привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 25.1, 25.4, 28.2, 29.7 КоАП РФ). Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10, судом не установлено.
При составлении протокола об административном правонарушении от 03.03.2015г. №03-15/222-4 присутствовал представитель ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России ФИО1 по доверенности от 02.08.2014г. №232, законный представитель извещен уведомлением, направленным по электронной почте и извещением от 10.02.2015г. направленным заказным письмом с уведомлением, что подтверждено списком почтовых отправлений и получено предприятием 24.02.2015г., что подтверждается уведомлением о доставке.
Копию протокола об административном правонарушении от 03.03.2015г. №03-15/222-4 представитель ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России ФИО1 получила на руки.
Оспариваемое постановление №03-15/222-5 от 17.03.2015г. принято при участии представителя ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России ФИО2 по доверенности от 12.03.2015г. №93, законный представитель извещен по электронной почте.
В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России (далее - Общество) вменено совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушение ст. 14 Федерального закона №171-ФЗ, ФГУП «НПО «МИКРОГЕН» МИНЗДРАВА РОССИИ» в искажении информации в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения №7 к Правилам за 2 квартал 2014 года, а именно: несоответствие данных отраженных в декларации по форме согласно приложению №7 к Правилам, с информацией представленной в первичных документах
При анализе декларации ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения №7 за 2 квартал 2014 года, установлено, что в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения №7 к Правилам, ФГУП «НПО «МИКРОГЕН» МИНЗДРАВА РОССИИ» за 1 квартал 2014 года отражена закупка спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (код вида продукции - 020) в объеме в объеме 2267,87 дал по ТТН от 19.03.2014 №0231/3 у ОАО «БАШСПИРТ» ИНН <***>. Однако, согласно декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения №6 к Правилам, представленной ОАО «БАШСПИРТ» ИНН <***> за 1 квартал 2014 года отражена поставка спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (код вида продукции - 020) ФГУП «НПО «МИКРОГЕН» МИНЗДРАВА РОССИИ» в объеме 1132,36 дал по ТТН от 07.03.2014 №0207/3, что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России указывает, что расхождение в 82,15 дал, установление которого послужило основаниям для административного расследования по настоящему делу не связано с наличием намеренного искажения данных в Декларации № 7 со стороны должностных лиц Предприятия, ответственных за заполнение деклараций в 1 квартале 2014 г. по филиалу Предприятия в г. Уфа «Иммунопрепарат» в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку заполнение декларации произведено в установленном законом порядке и сроки, по факту приемки спирта полными мерниками согласно отгрузочным документам и внесенным в ЕГАИС сведениям об отгрузке №10260000001290885 и 10260000001289324, предоставленным Стерлитамакским спирто-водочным комбинатом (филиалам ОАО «Башспирт») по ТТН №0231/3 от 20.03.2014 в объеме 1132,36 и по ТТН №0207/3 от 07.03.2014 в объеме 1135,51 дал, поэтому предприятие считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения по 15.13 КоАП РФ.
Суд находит доводы ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России необоснованными в виду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В пункте 4 данной статьи указано, что порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается: искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 №815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» утверждены формы и правила представления деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
Согласно п. 20 Правил при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 №231 «О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» утвержден Порядок заполнения деклараций и Классификатор видов продукции (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1.7 Порядка, во всех графах декларации показатели указываются в физическом выражении декалитрах или тоннах до третьего знака после запятой.
В силу п. 9.2 Порядка, в графе 20 «объем закупленной продукции» - отражается объем продукции, закупленный (перемещенный) согласно сопроводительным документам.
В соответствии с Классификатором видов продукции - спирту ректификованного из пищевого сырья присвоен код вида продукции - 020.
Административным органом правильно установлено, что в нарушение ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ, ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России допущено искажение информации в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения №7 к Правилам за 2 квартал 2014 года, а именно: несоответствие данных отраженных в декларации по форме согласно приложению №7 к Правилам, с информацией, представленной в первичных документах.
ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 №815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 №231 «Об утверждении порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», в части включения в поданную декларацию достоверных данных, так как располагало товаросопроводительными документами, указанными в статье 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ, но ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.
Суд считает, что у Предприятия отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения предусмотрена административная ответственность.
Доказательств обратного лицо, привлекаемое к административной ответственности, не представило.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что совершенное им правонарушение является малозначительным, суд отклоняет.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности, затрагивает экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг.
Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
В статье 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случае, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Так как состав правонарушения, предусмотренный статьей 15.13 КоАП РФ, предполагает нарушение требований законодательства, предъявляемых к производству и обороту алкогольной продукции, а именно требований о порядке декларирования, отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам не может служить основанием для признания указанного нарушения малозначительным.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд установил, что совершенное предприятием административное правонарушение по своему характеру, степени общественной опасности и роли правонарушителя не является малозначительным, а наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Судом не установлены обстоятельства, которые в рассматриваемом случае свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным.
Административный штраф наложен МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в минимальном размере санкции, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ – в размере 50 000 руб.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления. При этом, в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Заявитель указывает на то, что получил копию оспариваемого постановления 18.03.2015 г., а заявление в суд подано 08.04.2015 г. в электронном виде, то есть с пропуском установленного законом срока. Ходатайство о восстановлении срока обжалования с указанием уважительных причин пропуска срока подано не было.
Пропуск процессуального срока на обращение в суд и отсутствие причин к его восстановлению является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя согласно ст. 115 АПК РФ.
Согласно ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о законности вынесенного в отношении заявителя постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст.ст. 1.2, 1.5, 1.7, 2.1, 4.1, 15.13, 24.1, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 26.11, 28.2, 28.3, 29.10, 30.1 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 121- 123, 156, 167- 170, 176, 207, 210, 211 АПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 17.03.2015 г. № 03-15/222-5 о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» Министерства здравоохранения Российской Федерации (место нахождения: 115088, <...>, ОГРН <***>) к административной ответственности на основании ст.15.13 КоАП РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: А.Б. Полякова