именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
04 августа 2017 г.Дело № А40-62561/17-6-572
Резолютивная часть решения объявлена – 01.08.2017 г.
Решение в полном объеме изготовлено – 04.08.2017 г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи Н.Н. Селиверстовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аветисян К.А.
дело по иску Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ОГРН <***>, юридический адрес: 101000, <...>)
к ответчику: Государственному унитарному предприятию города Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" (ОГРН <***>, юридический адрес: 127576, <...>)
о взыскании 384 152,07 руб.
при участии:
от истца - не явился, извещен
от ответчика - ФИО1 дов. №78 от 27.07.2017 года, ФИО2 дов. №79 от 27.07.2017 года, ФИО3 дов. №060 от 16.05.2017 года
от третьего лица - не явился, извещен
Определением Арбитражного суда города Москвы от 02.06.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суд не явились. Дело слушается в порядке ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца и третьего лица.
Ответчик в судебное заседание явился, возражает по заявленному иску, по мотивам, изложенным в отзыве.
Заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования не обоснованны и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что нежилое помещение площадью 1 112,1 кв.м. по адресу: <...> передано Ответчику в хозяйственное ведение, что подтверждается выпиской из ЕГРП № 90-15214408 от 20.02.2016 года. Указанные помещения являются защитным сооружением гражданской обороны (ЗС ГО).
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с п. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно п. 3 ст. 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии п. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно п. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Пунктом 3. 1 ст. 75 Закона г. Москвы от 27.01.2010 № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» установлен шестимесячный срок с официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по истечении которого у собственников помещений возникает обязанность внесения взносов на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 № 832-ПП «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы» многоквартирный жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчику нежилое помещение, включен в региональную программу капитального ремонта.
Следовательно, обязанность внесения взносов за капитальный ремонт возникла у ответчика с 01.07.2015г.
В соответствии с п. 3 ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 № 834-ПП учрежден Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, являющийся региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.
В отсутствие доказательств выбора собственниками помещений в здании по адресу: . Москва, ул. Вешняковская, д. 14, корп. 1 способа формирования фонда капитального ремонта, формирование фонда капитального ремонта в отношении такого дома, в соответствии с ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, производится на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП установлен минимальный размер взносов на капитальный ремонт в размере 15 руб. на кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц.
Как указывает истец, ответчиком не исполнена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с июля 2015 года по март 2017 года, включительно, в результате чего за ответчиком образовалась задолженность в размере 350 311,50 руб.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Ответчик, возражая по заявленному иску, указывает, что находящиеся в хозяйственном ведении ответчика помещения, являющиеся защитным сооружением гражданской обороны не имеют общих конструктивных элементов (стен, фундамента, потолков) с жилым домом и является отдельным автономным объектом капитального строительства. ЗС ГО является защитным сооружением класса II и построено по отдельно разработанному проекту A-II-1200-84/2 ИИТЭП. Инженерные системы ЗС ГО не связаны с инженерными системами жилого дома. В соответствии с требованиями законодательства Ответчик самостоятельно осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание и выполняет работы, связанные с содержанием и ремонтом всех инженерных систем и оборудования ЗС ГО.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно статье39ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения взносов
-на текущее содержание общего имущества (уборка, техническое обслуживание, текущий ремонт т.п.);
-на капитальный ремонт общего имущества, под которым в соответствии с Градостроительным кодексом РФ понимается восстановление строительных конструкций (элементов таких конструкций), замена и (или) восстановление систем и сетей инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, состав общего имущества многоквартирного дома для текущего содержания и для капитального ремонта является одинаковым. Но порядок, суммы взносов, их период и периодичность уплаты и адресат, которому перечисляются взносы разный.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 1 статьи169Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25.12.2012 года № 271-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи170Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Таким образом, что обязанность по несению расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе уплата взносов на капитальный ремонт, может быть возложена на собственника нежилого помещения только в отношении встроенно-пристроенного нежилого помещения, если данное помещение и многоквартирный дом являются единым объектом капитального строительства.
В данном случае, спорный объект, принадлежащий ответчику, является самостоятельным объектом вещных прав, не имеет общего имущества с многоквартирным домом, и по своему назначению является защитным сооружением гражданской обороны (ЗС ГО). ЗС ГО по определению не может классифицироваться как нежилое помещение жилого дома: постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», СНиП 2.01.51-90 (раздел 2 защитные сооружения гражданской обороны), что подтверждается судебной практикой по арбитражным делам (№№ А40-31734/2007, А40-54016/2013).
ЗС ГО не имеет общих конструктивных элементов (стен, фундамента, потолков) с жилым домом и является отдельным автономным объектом капитального строительства. ЗС ГО является защитным сооружением класса II и построено по отдельно разработанному проекту А-II-43/2240-80/1 МНИИТЭП. Инженерные системы ЗС ГО не связаны с инженерными системами жилого дома.
ЗС ГО расположено ниже уровня поверхности земли. Часть ЗС ГО находится под техническим этажом жилого дома серии П44/17.
Вентиляционные оголовки, входы и выходы из ЗС ГО отдельностоящие и расположены на выделенном земельном участке, находящемся на расстоянии от жилого дома.
Общая площадь ЗС ГО составляет 1112,1 кв.м, из которых 848,9 кв.м (помещения в гермозоне) размещаются под техническим этажом многоквартирного дома, помещения площадью 263,2 кв.м располагаются на отдельном земельном участке, на удалении от многоквартирного дома. ЗС ГО и многоквартирный дом не имеют общих входов/выходов, проходы из ЗС ГО в помещения многоквартирного дома и соответственно обратно отсутствуют. Все входы/выходы в ЗС ГО расположены на значительном удалении от многоквартирного дома. ЗС ГО полностью автономно и не входит в состав нежилых помещений многоквартирного дома.
Между Ответчиком и Департаментом земельных ресурсов города Москвы (Департамент городского имущества города Москвы) заключен договор земельного участка от 27.11.2006 № М-03-027598 в отношении земельных участков, на которых расположено ЗС ГО, по адресу: ул. Вешняковская, вл. 14, корп. 1. Земельный участок предоставлен в пользование ГУП СППМ на условиях аренды для эксплуатации ЗС ГО. ГУП СППМ выполняет работы по благоустройству прилегающей территории, условия эксплуатации городских подземных и наземных коммуникаций, сооружений, дорог и проездов и т.п., расположенных на земельном участке.
В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 и Положением о техническом обслуживании и ремонте защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве, утвержденным 18.10.2004 первым заместителем Мэра Москвы, руководителем Комплекса городского хозяйства ФИО4 и календарным планом- графиком, проводятся работы по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту строительных конструкций, инженерно-технического и специального оборудования ЗС ГО.
ЗС ГО имеет независимые от жилого дома вводы тепло- и водоснабжения. ГУП СППМ самостоятельно заключает договоры на оказание коммунальных услуг с соответствующими организациями (ПАО «Мосэнергосбыт», ПАО «Мосэнерго», АО «Мосводоканал», ПАО МГТС и др.) и полностью обслуживает ЗС ГО.
Содержание и использование ЗС ГО в мирное время осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время». ГУП СППМ самостоятельно выполняет работы по подготовке и сдаче системы теплоснабжения ЗС ГО к отопительному сезону, по очистке пристенного дренажа, проводит мероприятия по приведению в порядок территорий и помещений, выполняет замену оборудования, аварийные и другие работы.
ЗС ГО не является помещением в многоквартирном доме.
В соответствии с ГОСТ Р 51929-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие Приказом Госстандарта от 11.06.2014 N543-ст, нежилое помещение многоквартирного дома это, помещение, которое не является жилым помещением и/или общедолевым имуществом собственников, которое встроено (находящееся) в многоквартирном доме или пристроено и имеет с многоквартирным домом общий фундамент и (или) крышу.
ЗС ГО не имеет с многоквартирным домом общего фундамента и (или) крыши, многоквартирный дом надстроен над ЗС ГО, которое имеет собственный фундамент, и в отношении, которого в свою очередь, как следует из письма истца от 14.09.2016 № ФКР- 04-7021/6, истец не будет проводить работы по капитальному ремонту.
В соответствии с законодательством Российской Федерации ЗС ГО по определению не может классифицироваться как нежилое помещение жилого дома: постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», СНиП 2.01.51-90 (раздел 2 защитные сооружения гражданской обороны).
В соответствии с п. 3.4 СП 88.13330.2014 (Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны СНиП 11-11-77*) защитное сооружение гражданской обороны специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействий средств нападения противника.
В соответствии с требованиями законодательства Ответчик самостоятельно осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание и выполняет работы, связанные с содержанием и ремонтом всех инженерных систем и оборудования ЗС ГО.
Указанное ЗС ГО полностью автономно и не может входить в состав нежилых помещений жилого дома. ЗС ГО имеют отдельные входы/выходы, инженерные системы, конструктивные элементы (стены, фундамент, потолки) за содержание которых собственники имущества многоквартирного дома взносы не осуществляют.
Учитывая указанные обстоятельства, расходы по капитальному ремонту не могут быть отнесены на Ответчика, в связи с чем, требование о взыскании задолженности в размере350 311,50 руб. удовлетворению не подлежит.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки по состоянию на 03.04.2017 года в размере 33 840 руб. 57 коп.
Неустойка являются акцессорным требованием по отношению к требованию о взыскании долга, в связи с чем, оснований для удовлетворения последнего также не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь ст. ст. 4, 64, 65, 71, 101, 102, 110, 156, 167-170, 176, 180-182 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течении месяца с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Н. Н. Селиверстова