Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
08 июня 2012 г.
Дело № А40-65446/12
92-597
Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2012 года
Полный текст решения изготовлен 08 июня 2012 года
Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Себельдиной Д.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «МЗИА»
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
об оспаривании постановления от 24.04.2012г. №0910-66\2012 по делу об административном правонарушении
с участием:
от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности от 31.05.2012г. № б/н., ФИО2 представитель по доверенности от 31.05.2012г. № б/н.;
от ответчика: ФИО3 представитель по доверенности от 13.04.2012г. № 05-08-970/12;
УСТАНОВИЛ:
ОАО «МЗИА» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 24.04.2012г. №0910-66\2012 по делу об административном правонарушении.
Заявление ОАО «МЗИА» мотивировано тем, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы не вправе осуществлять государственный экологический контроль за деятельностью общества.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее – Департамент) представил суду отзыв и материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя. Представитель Департамента в судебном заседании возражал против заявления по основаниям, изложенным в отзыве, указал, что факт совершения вмененного заявителю административного правонарушения доказан, его вина установлена, порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ соблюден. Размер штрафа определен правильно с учетом правил назначения наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и административного органа, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Заявление об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 24.04.2012г. №0910-66\2012 подано заявителем в арбитражный суд с соблюдением срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как следует из материалов дела, старшим государственным инспектором по охране природы города Москвы ОЭК ВАО и СВАО на основании протокола об административном правонарушении от 18.04.2012г. №0910-66/2012 вынесено постановление о назначении административного наказания от 24.04.2012г. №0910-66\2012, в соответствии с которым ОАО «МЗИА» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 4.36 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100.000 рублей.
Согласно п. 6 ст. 16.3 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного Законом г. Москвы № 45 от 21.11.2007г., (далее – КоАП г. Москвы) дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 4 Кодекса рассматривает орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
С учетом положений п.п. 1.1, 5.6.6 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.11.2002г. № 939-ПП, ч. 1 ст. 16.5 КоАП г. Москвы, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, суд считает, что протокол составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом Департамента в пределах предоставленных им полномочий.
Из материалов дела следует, что представителями Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в период с 29.03.2012г. по 04.04.2012г. была проведена документарная проверка исполнения требований природоохранного законодательства в отношении ОАО «МЗИА» по адресу: Москва, ул. 16-я Парковая, д. 30, осуществляющего хозяйственную и предпринимательскую деятельность, связанную с образованием отходов производства и потребления и с обращением с отходами, на объекте по адресу: Москва, ул. 16-я Парковая, д. 30.
В результате проверки было установлено, что заявителем, осуществляющим хозяйственную деятельность, связанную с образованием отходов по адресу: Москва, ул. 16-я Парковая, д. 30, не представлены сведения в Сводный кадастр отходов г. Москвы за 2010 год, в связи с чем талон регистрации в указанном кадастре отсутствует.
Основными видами деятельности общества являются монтаж и сборка измерительных приборов из готовых комплектующих, сдача в аренду нежилых помещений под офисы и склады. Отходы, образующиеся от данной деятельности, включены в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный и утвержденный в 2008 г.
В соответствии с указанным проектом от хозяйственной деятельности ОАО «МЗИА» и арендаторов образуются отходы 24 наименований 1, 2, 3, 4, 5 классов опасности (из них 11 видов отходов 1, 2, 3, 4 классов опасности). Представлены документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 24.11.2008г. № 08-28329, сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2011 г., паспорта опасных отходов, лабораторные измерения по подтверждению отнесения отходов к классам опасности для окружающей природной среды, договоры на вывоз отходов, талоны о сдаче отходов на полигон. Приказом назначено ответственное лицо, допущенное к обращению с опасными отходами, с профессиональной подготовкой, подтвержденной свидетельством.
В ходе проведенной проверки установлено, что ОАО «МЗИА» в установленном порядке не представляло данные, необходимые для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, и не получало талон регистрации в Сводном кадастре отходов г. Москвы за 2010 год, являясь лицом обязанным в соответствии со ст. 18 Закона города Москвы от 30.11.2005 № 68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве», постановления Правительства Москвы от 21.10.2008 №981-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП» направлять такие данные.
В соответствие со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 2.9 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 14.10.2003г. № 865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы» поставщиками информации для кадастрового учета отходов являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 14.10.2003г. № 865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы», определяющего порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы, индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, предоставляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 19.11.2002г. № 939-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охране окружающей среду» данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм. После предоставления и ввода информации в соответствующие разделы кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период. Кадастр, представляющий собой периодически пополняемый систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования, и обезвреживания отходов, включает в себя: классификационный каталог отходов производства и потребления г. Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания и реестр объектов размещения.
Из постановления Правительства Москвы от 19.11.2002г. №939-ПП «Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» следует, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы имеет полномочия по рассмотрению, ведению административных дел в области охраны окружающей среды города Москвы, а также вынесению Постановления за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным лицом на том основании, что ОАО «МЗИА» относится к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, судом отклонены, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009г. N285.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства России N 285 на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации возлагается утверждение списков конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в соответствии с Перечнем, утвержденным данным Постановлением.
По смыслу перечисленных норм права, субъекты Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль по тем объектам хозяйственной деятельности, которые не отнесла к своим объектам Российская Федерация, имея в виду, что отнесение конкретного хозяйствующего субъекта к объекту федерального экологического контроля относится к исключительной компетенции Минприроды России.
Приказом МПР от 09.09.2010 г. №379 утвержден список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности на территории города Москвы, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в котором ОАО «МЗИА» не значится.
Частью 1 ст. 4.36 КоАП Москвы установлена ответственность за непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что заявителем сделано не было.
Суд пришел к выводу о том, что вина ОАО «МЗИА» в совершении административного правонарушения выражается в том, что у него имелась возможность для своевременного представления данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правовыми актами города Москвы требований.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10, судом не установлено.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы, предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 1.5, 1.6, 2.1, 4.5, 25.1, 25.4, 26.4, 28.2, 29.7, ч. 3 ст. 30.1, 30.3 КоАП РФ, ст. 4.10 КоАП г. Москвы, ст.ст. 64-68, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 180, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований по заявлению Открытого акционерного общества «Московский завод измерительной аппаратуры» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы об оспаривании постановления от 24.04.2012г. №0910-66\2012 по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Уточкин И.Н.