ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-66254/2018-119-327 от 04.06.2018 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

03 июля 2018 года

Дело № А40- 66254/2018-119-327

Резолютивная часть решения  в порядке ч.1 ст.229 АПК РФ от 04 июня 2018 года

Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2018 года

Арбитражный суд города Москвы

в составе судьи Головачевой Ю. Л.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело

по заявлению АО «ТД «Столото»

к ответчику/заинтересованному лицу:  ИФНС России № 22 по г. Москве

о признании незаконным и отмене постановления ИФНС  России № 22 по г.Москве (Постановление №5/ю от 19.03.2018г.)

без вызова лиц, участвующих в деле

УСТАНОВИЛ:

АО «ТД «Столото» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС № 22 по г.Москве от 19.03.2018 №5/ю.

Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи, с чем спор рассмотрен, в том числе в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

В своем заявлении и письменных дополнениях к нему АО «ТД «Столото» ссылается на незаконность и необоснованность оспариваемого постановления

Ответчик представил заверенные копии материалов дела об административном правонарушении, и отзыв в котором возражал против удовлетворения заявленных требований со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого постановления и доказанность в действиях общества состава вмененного оспариваемым постановлением административного правонарушения.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования обществазаявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в арбитражный суд.

Судом установлено, что срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ и ч.2 ст.208 АПК РФ, на подачу в арбитражный суд заявления об оспаривании постановления заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела, АО «Торговый Дом «Столото» с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте распространителя лотерей www.stoloto.ru приобретены следующие лотерейные билеты:

- билет № 742 третьей тиражной всероссийской государственной лотереи в поддержку развития физической культуры и спорта «ВГЛ 3 Спорт» (алгоритм розыгрыша № 2, коммерческое наименование - «Рапидо», участвующий в тираже № 109063 от 25.01.2018;

- билет № 353 пятой тиражной всероссийской государственной лотереи в поддержку развития физической культуры и спорта «ВГЛ 5 Спорт» (алгоритм розыгрыша № 2 , коммерческое наименование «Гослото «7 из 49»), участвующий в тираже № 6567 от 25.01,2018. Организатором указанных лотерей является Министерство спорта Российской Федерации.

При приобретении лотерейного билета № 742 стоимостью 60 рублей участник лотереи указал на сайте www.sloloto.ru номер телефона, для оплаты с помощью СМС-сообщеиия списаны средства в размере 60 рублей с номера телефона оператора связи «МТС» (транзакция 508E5F5738), оплата лотерейного билета № 353 Гослото «7 из 49» была произведена дистанционным способом в сети интернет с помощью системы Онлайн Сбербанк.

Выигрыш по лотерейному билету № 742 лотереи «Рапидо» составил 300 рублей. С целью получения выигрыша участником лотерен на сайте www.stoloto.ru зарегистрирован «Личный кошелек», для этого по прилагаемой форме были указаны номер телефона, фамилия, имя н отчество участника лотереи, а так же серия и номер документа, подтверждающего его личность (паспорт). Перевод средств из Личного кошелька участника осуществлен на сайте www.stoloto.ru путем зачисления на карту Visa /MasterCard Российского банка. Иная идентификация участника лотерей распространителем лотерен АО «ТД «Столото» не осуществлялась.

Таким образом, АО «Торговый Дом «Столото» было допущено нарушение, а именно: не исполнено законодательство в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.

В связи с указанными обстоятельствами и выводами было вынесено в отношении Заявителя Постановление ИФНС России № 22 по г. Москве №5/ю от 19.03.2018 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об отмене вышеуказанного постановления.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном  правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судом проверено и установлено, что срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ст. 30.3 КоАП РФ  для обжалования  решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем  не пропущен.

В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, в целях предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и руководствуясь ст. 4 Закона №115-ФЗ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом необходимо соблюдать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно осуществлять организацию и осуществление внутреннего контроля.

Частью 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны, в том числе:

- до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя;

- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах Росфинмониторинг.

АО «Торговый Дом «Столото» в соответствии со ст. 5 Закона №115-ФЗ является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Из материалов административного дела следует, что в распоряжении Инспекции поступило письмо УФНС России по г. Москве от 07.02.2018 № 17-14/025822@ о проведении контрольных мероприятий по факту нарушений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а именно: осуществление реализации лотерейных билетов и выплаты выигрыша на сайте www.stoloto.ru без проведения идентификации участника лотерей.

С помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте распространителя лотерей www.stoloto.ru приобретены следующие лотерейные билеты:

Билет № 742 третьей тиражной всероссийской государственной лотереи в поддержку развития физической культуры и спорта «ВГЛ 3 Спорт» (алгоритм розыгрыша № 2, коммерческое наименование - «Рапидо», участвующий в тираже № 109063 от 25.01.2018;

билет № 353 пятой тиражной всероссийской государственной лотереи в поддержку развития физической культуры и спорта «ВГЛ 5 Спорт» (алгоритм розыгрыша № 2, коммерческое наименование «Гослото «7 из 49»), участвующий в тираже № 6567 от 25.01,2018. Организатором указанных лотерей является Министерство спорта Российской Федерации.

При приобретении лотерейного билета № 742 стоимостью 60 рублей участник лотереи указал на сайте www.sloloto.ru только номер телефона, для оплаты с помощью СМС-сообщеиия списаны средства в размере 60 рублей с номера телефона оператора связи «МТС» (транзакция 508E5F5738), оплата лотерейного билета № 353 Гослото «7 из 49» была произведена дистанционным способом в сети интернет с помощью системы Онлайн Сбербанк.

Выигрыш по лотерейному билету № 742 лотереи «Рапидо» составил 300 рублей. С целью получения выигрыша участником лотереи на сайте www.stoloto.ru зарегистрирован «Личный кошелек», для этого по прилагаемой форме были указаны номер телефона, фамилия, имя и отчество участника лотереи, а так же серия и номер документа, подтверждающего его личность (паспорт). Перевод средств из Личного кошелька участника осуществлен на сайте www.stoloto.ru путем зачисления на карту Visa /MasterCard Российского банка. Иная идентификация участника лотерей распространителем АО «ТД «Столото» не осуществлялась.

На основании п. 4 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ сотрудниками налогового органа было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 5/ю от 12.02.2018, в котором было указано, что Заявителем нарушен Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а именно: осуществление реализации лотерейных билетов и выплаты выигрыша на сайте www.stoloto.ru без проведения идентификации участника лотерей.

В  рамках  проведения  проверки  Федерального  закона  от  07.08.2001   N   115-ФЗ   "О противодействии   легализации   (отмыванию)   доходов,   полученных   преступным   путем,   и финансированию терроризма" АО «ТД «Столото» в адрес Заявителя было выставлено Определение от 12.02.2018 об истребовании сведений необходимых для проведения проверки. Данное определение было вручено представителю АО «ТД «Столото» по доверенности.

В Инспекцию было представлено информационное письмо АО «ТД «Столото» от 19.02.2018 (вх. № 020492), из которого следует, что согласно п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" идентификация не проводится в случае, если сумма, на которую совершается операция по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, не превышает 15 000 руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб. (за исключением случаев, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма. Заявителем сумма операции с денежными средствами при приеме от потенциального участника лотереи платежа в оплату лотерейного билета не превысила 15 000 рублей, данные операции в соответствии п. 1.1 ст. 7 Федерального закона не требовали проведения процедуры идентификации.

Организации, проводящие лотереи (операторы и распространители лотерей) обязаны при реализации  лотерейных билетов  независимо  от стоимости лотерейных билетов  проводить идентификацию клиентов в соответствии с перечнем, размещенным в сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного органа.

Правилами внутреннего контроля Акционерного общества «Торговый Дом «Столото», утвержденные генеральным директором ФИО1 01.10.2017, являющимся распространителем лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, осуществляющего прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотерен Акционерного общества «Торговый Дом «Столото» (страница 12) предусмотрено поручение идентификации клиента (физического лица, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца) другой организации на основании договора, что не соответствует нормам, изложенным в Пунктах 1.5, 1.5-1, 1.5-2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, так как организации, организующие и проводящие лотереи, в том числе в электронной форме, правом поручать проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента не наделены.

Правила внутреннего контроля Акционерного общества «Торговый Дом «Столото», утвержденные генеральным директором ФИО1 01.10.2017, составлены формально, и не содержат положения о том, что в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, н финансированию терроризма при: распространении (реализации, продажи) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок среди участников лотереи, выплате, передаче или предоставлении выигрышен участникам лотереи независимо от суммы, в т.ч. при осуществлении указанных действий в интернет-сайте https://www.stoloto.ru. необходимо проводить идентификацию клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев.

Вышеуказанные обстоятельства указывают на то, что разработанные правила внутреннего контроля Акционерного общества «Торговый Дом «Столото», утвержденные генеральным директором 01.10.2017, не соответствуют требованиям Федерального закона №115-ФЗ.

Акционерное общество «Торговый Дом «Столото» с помощью ннтернет-сайта https://www.stoloto.ru (без прохождения процедуры регистрации клиента) реализовало лотерейные билеты (электронных квитанций, электронных лотерейных билетов, приняло лотерейную ставку) на общую сумму 60 руб. при этом нарушив п.1 ст.7 Федервльного закона №115-ФЗ.

Следовательно, Акционерным обществом «Торговый Дом «Столото» допущено нарушение п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а именно: осуществление реализации лотерейных билетов и выплаты выигрыша на сайте www.stoloto.ru без проведения идентификации участника лотерей и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Таким образом, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом ст. 5, пп. 4 п. 1 и п. 2 ст. 6, ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ и как следствие наличии в действиях общества состава административного правонарушения по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

В силу ст.1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, и отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в пользу этого лица.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КРФоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КРФоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КРФоАП формы вины (ст.2.2 КРФоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КРФоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КРФоАП). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КРФоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

При этом вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 244-О).

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что поскольку стоимость лотерейного билета составляла менее 15 000 рублей, то в силу ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ идентификация клиента не должна проводиться.

Кроме того заявитель указывает, что Федеральным законом от 07.03.2018 №52-ФЗ статья 20 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" дополнена частью 6.1, согласно которой заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не проводится.

С указанными доводами заявителя нельзя согласиться в силу следующего.

Согласно статье 5 Федерального закона №115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, определенные статьей 5 упомянутого закона, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ.

Вместе с тем получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, в том числе в электронной форме, не является платежом за предоставляемые услуги (товары) и не подпадает под положения пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, при этом положения Федерального закона №115-ФЗ не содержат изъятий в части осуществления идентификации клиентов организаций, проводящих азартные игры, в том числе в электронной форме, в зависимости от суммы денежных средств, внесенных за участие в азартных играх.

При таких обстоятельствах оснований для освобождения заявителя от обязанности проводить идентификацию клиентов согласно требованиям Федерального закона №115-ФЗ не имеется.

Данный вывод суда не противоречит действующему законодательству РФ, сложившейся судебной арбитражной практике и корреспондирует позиции Верховного Суда РФ, изложенной, в определениях от 23.03.2018 №305-АД18-1189 по делу №А40-114817/2017, а также от 18.05.2018 №305-АД18-4974 по делу №А40-135180/2017.

Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 15.27 КРФоАП, и вина общества в его совершениях установлены ответчиком в полном объеме, в связи с чем, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.

Кроме того, суд также указывает, что в соответствии с ч.1 ст.3.1 КРФоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При этом суд не находит оснований для признания оспариваемого постановления не подлежащим исполнению в связи с отсутствием совокупности обстоятельств поименованных в п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 №37.

Согласно ст.211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.1.5, 2.1, 2.2, 2.10, 8.2, 25.1, 25.4, 25.5, 26.1, 26.2, 26.10-26.11, 28.1, 28.2, 28.3, 29.6-29.7, 29.10 КРФоАП и ст.ст.66, 71, 167-170, 176, 180, 181, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановление Межрайонной ИФНС России № 22 по г. Москве от 19.03.2018г. №5/ю о назначении административного наказания АО «ТД «Столото» (ИНН <***>) к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. - отказать.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                                    Ю. Л. Головачева