Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
15 июля 2016 года Дело № А40-67973/16
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2016 года.
Арбитражный суд в составе:судьи Л.А. Дранко (шифр 79-581),
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ермишкиным С.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление АО «Дальневосточная генерирующая компания»
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо Департамент по тарифам Приморского края
о признании незаконными решений от 21.01.2016 г. №СП/2587/16, от 21.01.2016 г. №СП/2592/16, от 21.01.2016 г. №СП/2849/16, от 21.01.2016 г. №СП/2847/16
при участии:от заявителя: ФИО1, паспорт, дов. от 01.02.2015 г.
от антимонопольного органа: ФИО2, удостов. № 14371 от 05.05.2016 г., дов. от 21.09.2015 г.
от третьего лица - не явка
УСТАНОВИЛ:
АО «Дальневосточная генерирующая компания» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о признании незаконными решений от 21.01.2016 г. №СП/2587/16, от 21.01.2016 г. №СП/2592/16, от 21.01.2016 г. №СП/2849/16, от 21.01.2016 г. №СП/2847/16.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на неисполнение ФАС России обязанности, предусмотренной п.9 ч.2 ст.7 ФЗ"О теплоснабжении".
Представитель ФАС России в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо, в судебное заявление не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, через канцелярию суда представило письменные пояснения относительно предмета спора.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд оставляет заявленные требования без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, такие основания для признания оспариваемых решений незаконными в совокупности судом не установлены.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также — Закон о теплоснабжении. Закон № 190-ФЗ) АО «ДГК» обратилось в ФСТ России с заявлениями о признании тарифов на тепловую энергию для потребителей на 2015 год, установленных постановлениями Департамента по тарифам Приморского края (далее также — Департамент) от 19.12.2014 № 64/36, от 19.12.2014 № 64/7; о признании тарифов на тепловую энергию для потребителей на 2014 год, установленных постановлениями Департамента от 18.12.2013 № 79/12, 18.12.2013 № 79/10 (далее вышеперечисленные постановления Департамента вместе — Постановления Департамента), экономически необоснованными и не соответствующими положениям Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее также— Основы ценообразования).
Приказами ФСТ России от 09.04.2015 № 687-д, от 20.03.2015 № 461-д, от 14.03.2014 № 351-д, от 24.03.2014 № 476-д заявления Общества были приняты к рассмотрению.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» полномочия ФСТ России переданы ФАС России.
ФАС России, рассмотрев вышеуказанные заявления, принял решения от 21.01.2016 № СП/2587/16, от 21.01.2016 № СП/2592/16, от 21.01.2016 № СП/2549/16, от 21.01.2016 № СП/2847/16 (далее вышеперечисленные решения ФАС России вместе Решения ФАС России) о прекращении рассмотрения заявлений АО «ДГК» о досудебном рассмотрении споров с Департаментом по тарифам Приморского края.
Заявитель, не согласившись с обжалуемыми решениями, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу действия части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Законом № 190-ФЗ, в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения. Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения,утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
Законом о теплоснабжении антимонопольный орган наделен полномочиями по досудебному рассмотрению споров в сфере теплоснабжения.
Однако действующим законодательством не определен порядок рассмотрения данных споров, в связи с чем рассмотрение споров в сфере теплоснабжения, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, осуществляется на основании общих принципов, установленных Законом № 190-ФЗ, в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения при наличии поданного в ФАС России заявления о досудебном рассмотрении спора в сфере теплоснабжения.
С учетом изложенного доводы Заявителя в части применения Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 № 669, не могут быть приняты во внимание.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу, что нормативный правовой акт, предусматривающий сроки рассмотрения досудебных споров антимонопольным органом, равно как определяющий основания прекращения рассмотрения досудебных споров, отсутствует.
В соответствии с Законом о теплоснабжении постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Положением о департаменте по тарифам Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 № 214-па «О переименовании региональной энергетической комиссии Приморского края и об утверждении Положения о департаменте по тарифам Приморского края»:
-постановлением Департамента от 19.12.2014 № 64/36 установлены и введены в действие с 01.01.2015 по 31.12.2015 тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям филиала «ЛуТЭК» открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», согласно приложению № 1; установлены и введены в действие с01.01.2015 по 31.12.2015 тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии филиала «ЛуТЭК» открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» согласно приложению № 2.
-постановлением Департамента от 19.12.2014 № 6471 установлены и введены в действие с 01.01.2015 по 31.12.2015 тарифы на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (филиал «Приморская генерация») согласно приложению.
-постановлением Департамента от 18.12.2013 № 79/12 установлены и введены в действие с 01.01.2014 по 31.12.2014 тарифы на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (филиалы «Приморские тепловые сети», «Приморская генерация») согласно приложению; признано утратившим силу постановление департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2012 № 87/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (филиалы «Приморские тепловые сети», «Приморская генерация») потребителям Приморского края.
-постановлением Департамента от 18.12.2013 № 7910 установлены и введены в действие с 01.01.2014 по 31.12.2014 тарифы на тепловую энергию для потребителей филиала «ЛуТЭК» открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» согласно приложению; признано утратившим силу постановление департамента по тарифам Приморского края от 19.12.2012 № 83/17 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей филиала «ЛуТЭК» Дальневосточная генерирующая компания» п. Лучегорск».
Основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии и платы за подключение к системе теплоснабжения (далее — цены (тарифы)) содержатся в Основах ценообразования (пункт 1 Основ ценообразования).
По смыслу пункта 7 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о теплоснабжении, настоящим документом. Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки (далее также — НВВ). определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
НВВ по смыслу абзаца 11 пункта 2 Основ ценообразования — экономически обоснованный объем финансовых средств,необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Однако в случае,если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта (пункт 13 Основ ценообразования).
Оспариваемые Постановления Департамента приняты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере регулирования тарифов и опубликованы в установленном законом порядке.
Как указано в Решениях ФАС России, антимонопольный орган не наделен полномочиями по отмене или принятию решений, в результате которых необходимо внесение изменений в правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые фактически утратили силу и на момент рассмотрения спора не действуют.
В случае несогласия с установленными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения тарифами, организация вправе обратиться в ФАС России с соответствующим заявлением в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе с аналогичными требованиями, если они не были учтены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при тарифном регулировании на соответствующий период.
Кроме того, при вынесении решения о прекращении рассмотрения заявления в досудебном порядке вопрос по существу заявленных требований антимонопольным органов не рассматривался, в связи с чем пояснительные записки равно как протоколы коллегиальных органов ФАС России не составлялись. Более того, в структуре ФАС России отсутствуют контрольно-ревизионная служба ФАС России и контрольная комиссия антимонопольного органа, в связи с чем представление актов указанных органов не представляется возможным.
При изложенных обстоятельствах требования заявителя о признании незаконными решений от 21.01.2016 г. №СП/2587/16, от 21.01.2016 г. №СП/2592/16, от 21.01.2016 г. №СП/2849/16, от 21.01.2016 г. №СП/2847/16 ФАС России не могут быть удовлетворены.
В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судебные расходы согласно ст.ст. 102, 110 АПК РФ возлагаются на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований АО «Дальневосточная генерирующая компания» к Федеральной антимонопольной службе России - отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Л.А. Дранко |