Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-68211/20 140-1159 |
августа 2020 г.
Арбитражный суд в составе судьи Паршуковой О.Ю.
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/заседаний ФИО1
с участием сторон по Протоколу судебного заседания от 27.07.2020 г.
Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы (440026, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2004, ИНН: <***>)
к ответчику: Индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 03.11.2010)
о взыскании неуплаченной в добровольном порядке суммы недоимки и пени на общую сумму 18 954 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взымаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: за 2015 г. в размере 937 руб., за 2016 г. в размере 1 722 руб., за 2017 г. в размере 16 295 руб.
УСТАНОВИЛ:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы (далее – заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее - ответчик, налогоплательщик, Предприниматель) о взыскании неуплаченной в добровольном порядке суммы недоимки и пени на общую сумму 18 954 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взымаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: за 2015 г. в размере 937 руб., за 2016 г. в размере 1 722 руб., за 2017 г. в размере 16 295 руб.
Определением от 23.04.2020 г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Ввиду поступления 07.05.2020 г. от ответчика возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд, определением от 04.06.2020 г. перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (по правилам административного судопроизводства), предусмотренное частью 5 статьи 227 АПК РФ.
Заявитель и ответчик, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Дело в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) слушалось в отсутствии представителей ответчика и заявителя.
Налоговый орган поддержал заявленные требования по доводам пояснений; ответчик определение суда от 04.06.2020 не исполнил, мотивированный отзыв с документальным обоснованием возражений, а также доказательством его заблаговременного направления сторонам, участвующим в деле (заказная корреспонденция с уведомлением о вручении) с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов не представил, ограничившись подачей возражений с изложением ходатайства о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (по правилам административного судопроизводства) от 07.05.2020 г.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Так, из материалов дела следует, что Инспекция обращалась в мировой суд за взысканием с ФИО2 имущественных налогов, о чем 02.09.2019 года вынесен судебный приказ № 2а-147 СП/19. В связи с поступившими возражениями налогоплательщика судебный приказ отменен определением от 17.09.2019 года, в котором указано, что заявленное требование в отношении должника-налогоплательщика может быть предъявлено в порядке административного искового производства.
Инспекцией в соответствии со ст. ст. 124, 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации было подано административное исковое заявление в Гагаринский районный суд г. Москвы о взыскании с ФИО2, неуплаченной в добровольном порядке суммы недоимки и пени на общую сумму 18 954 руб.
Определением от 17.03.2020 года Гагаринский районный суд г. Москвы направил административное дело в отношении ФИО2 по подсудности, на том основании, что в силу ч. 2.1 ст. 27 КАС РФ выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Материалами дела установлено, что согласно сведениям, представленным в Инспекцию Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области Предприниматель имеет в собственности имущество, которое является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, а именно: 1) «Иные строения, помещения и сооружения», расположенные по адресу: 440000, <...>, кадастровый номер 58:29:4005017:1528, площадь 26,80, дата регистрации права 01.11.2013; 2) «Иные строения, помещения и сооружения»,расположенные по адресу: 440000, <...>, кадастровый номер 58:29:4005017:1529, площадь 42,00, дата регистрации права 01.11.2013; «Иные строения, помещения и сооружения», расположенные по адресу: 440000, Пензенская обл.. г. Пенза, ул. Московская, 27-30. кадастровый номер 58:29:4005017:1530, площадь 15,00, дата регистрации права 31.10.2013.
В соответствии со ст. 2 Решения Пензенской городской думы от 28 октября 2005 г. № 218-15/4, на основании вышеуказанных сведений налоговый орган произвел исчисление налога на имущество физических лиц, подлежащего к уплате в бюджет.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (действовавший до 31.12.2014) плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Кодекса.
Статьей 1 Закона Пензенской области от 18.11.2014 № 2639-ЗПО «О единой дате начала применения на территории Пензенской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что на территории Пензенской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения применяется с 1 января 2015 года.
Подпунктом 1 пункта 2 Решения Пензенской городской Думы от 28.11.2014 № 38-4/6 "О налоге на имущество физических лиц на территории города Пензы" установлены ставки налога на имущество физических лиц с 1 января 2015 года, в зависимости от кадастровой стоимости в следующих размерах: 1) установить налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости в следующих размерах: до 500 тыс. рублей 0,1 процента, от 500 тыс. рублей до 1000 тыс. рублей 0,2 процента, свыше 1000 тыс. рублей 0,3 процента в отношении следующих объектов налогообложения: жилых домов, жилых помещений; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2) 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении миллионов рублей; 3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объектов налогообложения (ст. 402 Кодекса).
Сведения о кадастровой стоимости в целях исчисления указанного налога представляются налоговому органу из государственного кадастра недвижимости органами, осуществляющими государственный кадастровый учет (п. 4 ст. 391. 403 Кодекса).
По правилу, действующему с 1 января 2014 года, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (п. 6 ст. 52 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 409 Кодекса налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть налог за 2015 год подлежит уплате не позднее 01.12.2016 года, налог за 2016 год подлежит уплате не позднее 01.12.2017 года, налог за 2017 год подлежит уплате не позднее 03.12.2018 года.
ФИО2 был исчислен налог на имущество за 2015-2017 в сумме 18 954 руб. из расчета, указанного в уведомлениях.
Расчет суммы налога на имущество за 2015-2017 г. содержится в налоговых уведомлениях.
Так, расчет суммы налога на имущество (налоговый период 2015) - налоговое уведомление № 123391274 от13.09.2016: "Иные строения, помещения и сооружения", адрес: 440000, <...>. 441 978 руб. (налоговая база)* 1/2 (доля) * 0,50 % (ставка налога) - 41,43 руб. (налог за 2014 г.) * 12/12 (количество месяцев владения)* 0.2 (коэффициент к налоговому периоду) + 41,43 руб. (налог за 2014 г.) = 254 руб. "Иные строения, помещения и сооружения", адрес: 440000, Пензенская обл.. г. Пенза, ул. Московская. 27-41. 692 652 руб. (налоговая база)* 1/2 (доля) * 0.50 % (ставка налога) - 64,93 руб. (налог за 2014г.) * 12/12 (количество месяцев владения)* 0.2 (коэффициент к налоговому периоду) + 64,93 руб. (налог за 2014г.) = 398,0 руб. "Иные строения, помещения и сооружения", адрес: 440000, Пензенская обл.. г. Пенза, ул. Московская, 27-30. 247 375 руб. (налоговая база)* 1 (доля) * 0,50 % (ставка налога) - 46,98 руб. (налог за 2014г.) * 12/12 (количество месяцев владения)* 0.2 (коэффициент к налоговому периоду) + 46,98 руб. (налог за 2014г.) =285,0 руб.
Расчет суммы налога на имущество (налоговый период 2016) - налоговое уведомление № 15848141 от 21.09.2017. "Иные строения, помещения и сооружения", адрес: 440000, <...>. 441 978 руб. (налоговая база)* 1/2 (доля) * 0,50 % (ставка налога) - 41.43 руб. (налог за 2014г.) * 12/12 (количество месяцев владения)* 0.4 (коэффициент к налоговому периоду) + 41,43 руб. (налог за 2014) = 467,0 руб. "Иные строения, помещения и сооружения", адрес: 440000, РОССИЯ, <...>. 692 652 руб. (налоговая база)* 1/2 (доля) * 0,50 % (ставка налога) - 64,93 руб. (налог за 2014г.) * 12/12 (количество месяцев владения)* 0.4 (коэффициент к налоговому периоду) + 64,93 руб. (налог за 2014г.) = 732,0 руб. "Иные строения, помещения и сооружения", адрес: 440000, Пензенская обл.. г. Пенза, ул. Московская, 27-30. 247 375 руб. (налоговая база)* 1 (доля) * 0,50 % (ставка налога) - 46,98 руб. (налог за 2014г.) * 12/12 (количество месяцев владения)* 0.4 (коэффициент к налоговому периоду) + 46,98 руб. (налог за 2014г.) -523,0 руб.
Расчет суммы налога на имущество (налоговый период 2017) н/у № 74809840 от 06.09.2018. "Иные строения, помещения и сооружения", адрес: 440000, <...>. 441 978 руб. * 1/2 (доля) * 2 % (ставка налога) * 12/12 (количество месяцев владения) = 4 420,0 руб. "Иные строения, помещения и сооружения", адрес: 440000, Пензенская обл.. г. Пенза, ул. Московская. 27-41. 692 652 руб. * 1/2 (доля) * 2 % (ставка налога) * 12/12 (количество месяцев владения) = 6 927,0 руб. "Иные строения, помещения и сооружения", адрес: 440000, РОССИЯ, <...>. 247 375 руб. * 1 (доля) * 2 % (ставка налога) * 12/12 (количество месяцев владения) = 4 948,0 руб.
Неисполнение ФИО2 направленных в его адрес налоговых уведомлений № 123391274 от 13.09.2016г. со сроком уплаты до 01.12.2016г., согласно которому надлежало уплатить за 2015 г. 937,0 руб., № 15848141 от 21.09.2017 г. об уплате за 2016г. 1 722,0 руб. со сроком уплаты до 01.12.2017г., за 2017 г. содержится в налоговом уведомлении № 74809840 от 06.09.2018 г. в размере 16 295,0 руб. со сроком уплаты до 03.12.2018г., послужило основанием для обращения в районный суд с заявлением о взыскании задолженности.
Налоговые споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде при соблюдении требований к субъектному составу спора (юридические лица или индивидуальные предприниматели) и к существу спора, поскольку необходимо, чтобы спор возник из применения законодательства о налогах и сборах в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рамках данного дела налоговым органом заявлено требование к ФИО2, являющемуся индивидуальным предпринимателем, о взыскании налога на имущество физических лиц.
Удовлетворяя заявленные требования суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 400 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса, согласно которой объектом признается следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из вышеизложенного следует, что плательщиками налога на имущество являются физические лица. И поскольку налоговым законодательством индивидуальные предприниматели не выделены в качестве плательщиков данных налогов они уплачивают их как физические лица.
Предусмотренные нормами Налогового кодекса Российской Федерации основания возникновения обязанности по уплате налога на имущество связаны с фактом владения имуществом на праве собственности (глава 32 НК РФ). При этом порядок исчисления указанных налогов не поставлен в зависимость от цели и вида использования объектов налогообложения.
Гагаринским районным судом г. Москвы установлено и подтверждается материалами дела, что поводом для предъявления заявленного требования в районный суд явилось неисполнение ФИО2, как физическим лицом обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога. Требования об уплате указанных налогов, а также пеней предъявлено налоговым органом к физическому лицу, что следует из досудебной процедуры урегулирования спора, а именно направленных в адрес ФИО2 налоговых уведомлений № 95123391274, №15848141, №74809840, требования об уплате задолженности №12692 по состоянию на 17.12.2018г.
Наличие у ФИО2 статуса индивидуального предпринимателя и применение специального налогового режима, не освобождает от уплаты налога на имущество физических лиц только в отношении объектов административно-делового, торгового и бытового назначения, включенных в соответствующий перечень.
В силу п. 3 ст. 346.11 Кодекса (в ред. с 01.01.2015) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в том числе налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ.
То есть до 01.01.2015 в соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривало их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.
Таким образом, с 01.01.2015 индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, уплачивают налог на имущество физических лиц с определенных видов имущества, исходя из их кадастровой стоимости.
На основании вышеизложенного, освобождение от исполнения обязанностей по уплате налога на имущество физических лиц, как индивидуального предпринимателя, перешедшего в установленном порядке на упрощенную систему налогообложения, не обосновано.
Согласно п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Из содержания указанных норм следует, что: в отношении спорных объектов налоговая база должна определяться исходя из кадастровой стоимости, кадастровая стоимость должна определяться исходя из стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Суд обращает внимание на то, что ни в п. 3 ст. 402 НК РФ, ни в других нормах, изложенных в главе 32 НК РФ, отсутствуют ссылки на возможность применения правил, изложенных в п. 6 ст. 378.2. Кодекса, к отношениям, регулирующим исчисление налога на имущество физических лиц. Имеются только ссылки на правила, изложенные в пунктах 7 и 10 ст. 378.2 Кодекса. При этом отсутствует положение о том, что при исчислении налога на имущество физических лиц возможно применение положений ст. 378.2 Кодекса в полном объеме, без изъятий, с первого по пятнадцатый пункты, таким образом, применение положений п. 6 ст. 378.2 НК РФ к настоящему спору не применимо.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса предусмотрено, что в перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения включаются административно-деловые центры, торговые центры и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости или документам технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей.
Перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения формируется ежегодно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным в Инспекцию Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО2 имеет в собственности имущество, которое является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, которые входят в перечень, закрепленный в приложении к приказу от 28.11.2016 г. №432-пр Департамента государственного имущества Пензенской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пп.1, 2 п.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость».
Использование объектов имущества ФИО2 для осуществления предпринимательской деятельности не имеют значения, в связи с тем, что данные объекты недвижимого имущества, указаны в пп.1, 2 п.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость.
Таким образом, ФИО2 налоговая льгота на объекты недвижимости, с кадастровыми номерами: 58:29:4005017:1528, 58:29:4005017:1529, 58:29:4005017:1530 предоставлена быть не может, что также подтверждается правоприменительной практикой, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 17.08.2018г. №309-КГ18-11719.
Помимо этого, по вопросу начисления налога на имущество за 2015-2016гг. следует отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующим на момент возникновения спорных правоотношений, при возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Довод Предпринимателя о том, что требование №12692 по состоянию на 17.12.2018г. вынесено в адрес физического лица - ФИО2 не приниматеся судом во внимание, так как он является индивидуальным предпринимателем, которые в вопросе уплаты налога на имущество приравнены по статусу к физическим лицам, они самостоятельно налог не рассчитывают и декларацию не представляют. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения, налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 408, 409 НК РФ). При этом правила исчисления налога на имущество с кадастровой стоимости одинаковы для организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 378.2 НК РФ).
Следовательно, наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты налога на имущество физических лиц правового значения не имеет.
С учетом вышеизложенного, требования налогового органа о взыскании налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: за 2015 г. в размере 937,0 руб., за 2016 г. в размере 1 722,0 руб., за 2017 г. в размере 16 295,0 руб. подлежат удовлетворению судом.
Так как при обращении в суд заявитель расходов по уплате государственной пошлины не понес (освобожден от ее уплаты), то неуплаченная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, в соответствии со статьями 65, 110, 167-170, 176, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 03.11.2010) сумму недоимки и пени на общую сумму 18 954 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взымаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: за 2015 г. в размере 937 руб., за 2016 г. в размере 1 722 руб., за 2017 г. в размере 16 295 руб. в доходы соответствующих бюджетов.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход Федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | О.Ю. Паршукова |