Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
24 июля 2017 года Дело № А40- 93/17 -93-612
Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 июля 2017 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Позднякова В.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шувариковым А.С.,
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по исковому заявлению ООО "ЖКХ "УРАЛ" (ОГРН <***> ИНН/КПП <***>/020101001; Дата регистрации 02.09.2008; 453605, <...>)
к МИНФИНУ РОССИИ (ОГРН <***> ИНН/КПП <***>/771001001; Дата регистрации до 1 июля 2002 года 19.01.2000; 109097, <...>, СТР.1)
о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями ведущего специалиста- эксперта Белорецкого территориального комитета Минэкологии РФ ФИО1, за счет казны РФ расходов, понесенных в связи с необоснованным привлечением к административной ответственности в размере 25 000 руб.,
при участии:
от истца – не явился, извещен
от ответчика – ФИО2 (дов. 01-10-08/10 от 10.03.2017).
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЖКХ "УРАЛ" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к МИНФИНУ РОССИИ о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями ведущего специалиста- эксперта Белорецкого территориального комитета Минэкологии РФ ФИО1, за счет казны РФ в виде расходов, понесенных в связи с необоснованным привлечением к административной ответственности в размере 25 000 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что в результате незаконного привлечения ООО ЖКХ «Урал» к административной ответственности ему был причинен материальный вред, который подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета.
Минфином России представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан не входит в структуру федеральных органов государственной власти, на основании чего, сумма ущерба не подлежит компенсации из средств федерального бюджета.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.
ООО "ЖКХ "УРАЛ", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания в соответствии со ст. 123 АПК РФ, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru, своего представителя в суд не направило. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя заинтересованного лица, оценив представленные суду доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, судом признаются заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением государственного инспектора Белорецкого территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО1 от 23 сентября 2016 года ООО ЖКХ «Урал» признано виновным в совершении административного правонарушения., предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан Янузаковой Д.К. от 08 ноября 2016 года постановление государственного инспектора Белорецкого территориального комитета. Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 23.09.2016, вынесенное в отношении ООО «ЖКХ «Урал.» отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ООО «ЖКХ «Урал» состава административного правонарушения.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ООО ЖКХ «Урал», был привлечен в качестве защитника адвокат Абзелиловского филиала БРКА Гиззатов Д.З.
Истец указывает, что сумма материального вреда складывается из того, что в отношений ООО ЖКХ «Урал» неправомерно было вынесено постановление об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, ООО ЖКХ «Урал» было вынуждено обратиться за юридической помощью и воспользоваться услугами защитника. Сумма оплаты услуг защитника составила 25 000 рублей - за составление жалобы по делу об административном правонарушении в Абзелиловский районный суд, за участие по делу об административном правонарушении в Абзелиловском районом суде по договору от № 354 от 07.10.2016, что подтверждается квитанцией об оплате № 139037 от 07.10.2016.
Кроме этого, ООО ЖКХ «Урал» были понесены судебные расходы на оплату услуг адвоката Гиззатова Д.З. по составлению настоящего искового заявления в сумме 3000 рублей, что подтверждается квитанцией №139069 от 30 ноября 2016 года.
Полагая, что в связи с незаконными действия должностного лица Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан обществу причинен ущерб на сумму 25 000 руб., заявитель обратился с настоящим заявлением.
Согласно разделу II Приложения к Указу Президента Республики Башкортостан от 29.09.2014 № УП-255 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан входит в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан.
Минприроды Республики Башкортостан не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и не является территориальным органом - структурным подразделением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 № 200 «Об утверждении Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан» (далее - Положение), Минприроды Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции и управление, регулирование, контроль и надзор в областях государственного управления, в частности, в области обращения с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1.4 Положения Минприроды Республики Башкортостан осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные подразделения.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения финансовое обеспечение деятельности Минприроды Республики Башкортостан осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренных на содержание республиканских органов исполнительной власти, а также за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией.
Согласно пунктам 3.110 и 3.111 Положения Минприроды Республики Башкортостан осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Башкортостан на осуществление им функций и полномочий.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 25.11.2015 № 289-3 «О бюджете Республики Башкортостан на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» (приложение 8) Минприроды Республики Башкортостан является главным администратором доходов Республики Башкортостан в виде прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации (код бюджетной классификации 890 116 90020 02 0000 140).
Согласно Закону Республики Башкортостан от 01.12.2016 № 427-3 «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (приложение 8) Минприроды Республики Башкортостан является главным администратором доходов Республики Башкортостан по аналогичной категории доходов бюджета Республики Башкортостан (КБК 890 116 90020 02 0000 140).
Таким образом, исходя из указанных норм права, с учетом решения Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 08.11.2016, указанный в решении государственный орган, должностное лицо которого вынесло незаконное постановление, не имеет отношения к структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, входит в структуру органов исполнительной власти Республики Башкортостан, является главным распорядителем и получателем средств бюджета Республики Башкортостан, а также главным администратором доходов, поступающих от взыскания штрафов и иных сумм в бюджет Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 4 статьи ГК РФ Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В этой связи ни Министерство финансов Российской Федерации, ни Российская Федерация не могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, поскольку отсутствует прямая и непосредственная причинно-следственная связь между действиями (бездействием) должностных лиц федерального органа исполнительной власти Российской Федерации и вредом, причиненным заявителю должностным лицом органа (территориального органа) исполнительной власти Республики Башкортостан.
Согласно статьям 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению, в данном случае, с казны Республики Башкортостан, так как положения указанных статей ГК РФ предусматривают взыскание причиненного вреда не только с казны Российской Федерации, но и с казны субъектов Российской Федерации (то есть республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и областей) или муниципального образования, в зависимости от принадлежности органов власти и их должностных лиц к соответствующему уровню властей и структуре органов власти публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации) или муниципального образования.
Указанные доводы подтверждаются также положениями пункта 3 статьи 158 и пунктов 1 и 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Понятие казны соответствующего публичного-правового образования и муниципального образования дано в абзаце втором пункта 4 статьи 214 ГК РФ.
Таким образом, иск ООО «ЖКХ «Урал» предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Поскольку исковые требования не подлежат удовлетворению, судебные расходы на составление настоящего заявления также не подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 71, 75, 167-170, 176 АПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ООО "ЖКХ "УРАЛ" (ОГРН <***>) – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Д. Поздняков