ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-69842/12
20 июня 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 июня 2013 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Скачковой Ю.А. (единолично)
при ведении протокола секретарем Судиловской Р.А.
рассмотрел дело по иску ОАО "1470 УМТО" (ОГРН <***>)
к ответчику Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН <***>) (ОГРН <***>)
третьи лица 1. Управление Росреестра по Москве, 2. Росимущество;
о признании права собственности
в заседании приняли участие:
от истца: ФИО1, доверенность №1-9/1-491 от 25.12.12г.
ответчика: ФИО2, доверенность №212/2/201 от 20.05.13г.
от третьего лица: 1, 2 не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "1470 управление материально-технического обеспечения" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 30.06.2009г., место нахождения: 119530, <...>) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 27.02.2003г., место нахождения: 119160, <...>) о признании права собственности на объекты недвижимого имущества (здания), расположенные по адресу: <...> общей площадью 35,7 кв.м. и стр. 13 общей площадью 298,6 кв.м.
Иск заявлен со ссылкой на ст. 8, 12, 217 ГК РФ и мотивирован тем обстоятельством, что имущество является собственностью Российской Федерации, было передано ему в качестве вклада в уставный капитал учредителем – МО РФ как принадлежащее ранее правопредшественнику истца на праве хозяйственного ведения, право собственности возникло у истца в силу ст. 217 ГК РФ. Ввиду не оформления ответчиком в установленном порядке права федеральной собственности на имущество истцу было отказано в государственной регистрации права собственности.
Ответчик оставил вопрос об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда.
Третье лицо Управление Росреестра по Москве, в заседание не явилось, представило отзыв на иск, в котором указало, что признание права за истцом будет возможно лишь в случае установления судом того факта, что спорные объекты недвижимого имущества находились в собственности Российской Федерации, а ОАО "1470 УМТО" является законным правопреемником ФГУП "1470 УМТО", просило суд разрешить вопрос о признании права с учетом позиции Управления.
Третье лицо ТУ Росимущества по Москве поддержало доводы истца, представило письменную позицию, содержащую доводы, повторяющие доводы искового заявления, оставив вопрос удовлетворения иска на усмотрение суда с учетом позиции Росимущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2012г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012г., в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.02.2013г. решение от 25.09.2012г. Арбитражного суда города Москвы и постановление от 27.11.2012г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-69842/12-37-261 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя принятые по делу судебные акты, суд кассационной инстанции указал на необходимость суду первой инстанции установить, установить, входило ли спорное имущество в приватизируемый комплекс, было ли передано истцу по передаточному акту, кто владеет спорным имуществом, возможно ли использование спорного имущества от дельно от приватизированного комплекса, расположено ли спорное имущество на принадлежащем истцу земельном участке.
При новом рассмотрении истец исковые требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в иске, а также письменных пояснениях. Указал, что спорные объекты входят в состав имущественного комплекса подлежащего приватизации правопредшественником истца. При этом на земельный участок, 20 строений и 8 сооружений, включая инженерные сети по адресу: ул. Искры, д. 33, которые также были включены в состав приватизируемого имущества ФГУП, право собственности истца зарегистрировано в установленном порядке. Вместе с тем, государственная регистрация ранее существовавшего права собственности РФ и хозведения ФГУП в настоящее время невозможны.
Ответчик отзыв на иск, с учетом указаний ФАС МО, не представил.
Третьи лица, в заседание не явились, письменные пояснения по иску, с учетом указаний ФАС МО, не представили, дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010г. № 228-ФЗ) информация о принятии искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания опубликована на официальном сайте Арбитражного суда города Москвы: www.msk.arbitr.ru, а также на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru.
Суд, рассмотрев исковые требования, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом указаний суда кассационной инстанции считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество "1470 управление материально-технического обеспечения» образовано путем преобразования Федерального государственного унитарного предприятия "1470 управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 мая 2009г. № 399 "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "1470 управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации".
Указанным приказом был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "1470 УМТО", в том числе: объекты по адресу: <...>, а именно земельный участок с кадастровым номером 177:02:14008:077 площадью 3,0234 (номер 8 пункта 1.1. раздела "Основные средства") с расположенными поименованными в пункте 1.3. "Здания (помещения "Основные средства" под номерами 94-102, 104-113, 115, в пункте 1.4. "Сооружения (2)" раздела "Основные средства" под номерами 82-85, в пункте 1.10. "Прочее" раздела "Основные средства" под номерами 27-39.
В состав имущественного комплекса по указанному адресу также включены:
- под номером 98 пункта 1.3. "Здания (помещения в зданиях)" раздела "Основные средства" объект "Контрольно-технический пункт" площадью 35,7кв.м. по адресу: Москва, ул. Искры, д. 33, строение 11, литер 02302861, инвентарный номер 6,
- под номером 104 пункта 1.3. "Здания (помещения в зданиях)" раздела "Основные средства" объект "Тарный цех № 13" площадью 17 кв.м. по адресу: <...>, литер 02302862, инвентарный номер 17,
- под номером 85 пункта 1.4. "Сооружения (2)" раздела "Основные средства" объект "Электроцех и отопительный пункт № 13" площадью 189,2 кв.м. по адресу: <...>.
Согласно кадастрового паспорта от 28.04.2009г. и технического паспорта от 06.08.2007г. "электроцех и отопительный пункт № 13" и "тарный цех № 13" являются единым объектом недвижимости - строением 13 дома 33 по ул. Искры, общей площадью 298,6 кв.м.
Указанное недвижимое имущество было передано ОАО "1470 УМТО" по Передаточному акту подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "1470 управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" 16 мая 2009г.
21.07.2009г. Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества по адресу: <...> и стр. 13, поскольку заявитель, ссылаясь на возникновение права федеральной собственности в силу разграничения государственной собственности на основании Постановления ВС РСФСР от 27.12.1991г. № 3020-1, не представил документы, позволяющие сделать вывод принадлежности зданий к федеральной собственности в соответствии с критериями указанного нормативного акта. Регистратор указал, что представленная заявителем выписка из реестра федерального имущества не является документом-основанием возникновения права собственности Российской Федерации на такой объект.
Как указал истец, вышеуказанные спорные объекты до приватизации являлись собственностью Российской Федерации в силу закона в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 № 3020-1, согласно которому исключительно к федеральной собственности были отнесены в том числе объекты, поименованные в п. 2 раздела II приложения 1 к Постановлению - имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных войск... и других учреждений, финансирование которых осуществлялось из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Обращение с настоящим иском истец мотивировал невозможностью зарегистрировать право собственности по вине ответчика, не осуществившего регистрацию своего права собственности перед принятием решения о приватизации, тем самым создавшим препятствия для регистрации права собственности акционерного общества на переданное в порядке приватизации недвижимое имущество.
Истец ссылается на то обстоятельство, что имущество передано Министерством обороны РФ в счет оплаты уставного капитала по передаточному акту от 16 мая 2009 года. Как указал истец, на момент приватизации ни право собственности Российской Федерации, ни право хозяйственного ведения правопредшественника истца зарегистрированы не были.
Возникновение права собственности на имущество истец основывает на положениях ст. 217 ГК РФ, ст.ст. 11, 14 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно Приказу Министра обороны РФ № 399 от 15.05.2009 и Приложению № 1 к приказу в состав приватизируемого имущества включены только объекты, входящие в состав имущественного комплекса ФГУП "1470 УМТО". Иные объекты приватизируемому предприятию в процессе приватизации не передавались.
Согласно Передаточному акту, ФГУП "1470 УМТО" приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия, в состав которого входят спорные объекты недвижимого имущества.
В качестве оснований приватизации в Приказе Министра обороны РФ № 399 от 15.05.2009Г. указаны Федеральный закон от 21 декабря 2001г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", указы Президента Российской Федерации от 16 августа 2004г. № 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", от 15 сентября 2008г. №1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и от 17 ноября 2008г. № 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008г. № 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008г. № 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и от 29 декабря 2008г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007г. № 543-р, а также документы, представленные федеральным государственным унитарным предприятием "1470 управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации".
Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", одним из способов приватизации является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.21.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в редакции по состоянию на 19.05.2009г., состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения.
Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.
В соответствии со ст. 14 того же закона в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается: состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона; перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ, открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Таким образом, в процессе приватизации истцом могло быть приобретено только то имущество, которое входило в имущественный комплекс государственного унитарного предприятия.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование исковых требований, а именно – что спорное имущество входило в состав имущественного комплекса государственного унитарного предприятия – правопредшественника истца.
Как указано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010г., в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В материалы дела истцом представлены выписка из реестра федерального имущества от 15.05.2009г. № 557/1 и 05.02.2009г. № 1029/126 на спорные объекты по адресу: <...> и стр. 13 соответственно. В качестве правообладателя в указанных выписках указано ФГУП "1470 УМТО", в качестве документов-оснований: Распоряжение Минимущества России № 1052-р от 25.04.2002г., передаточный акт от 04.06.2003г.
В соответствии с п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010г., доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Как указано в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Судом установлено, что государственная регистрация права собственности на спорные объекты, являющаяся в силу ст. 2 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ единственным доказательством существования зарегистрированного права, не произведена, что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Москве об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о такой регистрации.
На основании Постановления Верховного Совета РФ №3020-1 от 27 декабря 1991г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР было отнесено к федеральной собственности.
Уполномоченным органом по распоряжению федеральной собственностью является Правительство Российской Федерации и Министерство имущественных отношений РФ.
Статьей 25 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ предусмотрено, что государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в том числе при учреждении открытых акционерных обществ.
Как следует из материалов дела, решение о приватизации спорных объектов принято Министерством обороны РФ, уполномоченным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 осуществлять функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведении или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществлять мероприятия по приватизации имущества подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Таким образом, для подтверждения полномочий МО РФ распоряжаться спорным имуществом, находящимся в государственной собственности Российской Федерации, необходимо подтвердить принадлежность такого имущества подведомственному МО РФ федеральному государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Согласно материалам дела, Решением исполнительного комитета московского городского совета депутатов трудящихся № 94/2 от 27.12.51г. и Протоколом № 24 заседания исполнительного комитета Бабушкинского городского совета депутатов трудящихся Московской области от 16.10.56г. с 1-го января 1957 года в бессрочное пользование за Военстройснабом Главвоенстроя Министерства Обороны СССР закреплен земельный участок площадью до 10,0 га по Медведковскому шоссе, дом № 41 под размещение Центральной материальной базы Военстройснаба с водопроводом и канализацией.
Суду представлены инвентарные карточки основных средств на объекты расположенные по адресу <...>, из которых следует, что спорные объекты находились на балансе войсковой части 52717.
В соответствии с директивой Заместителя Министра обороны СССР - Начальника строительства и расквартирования войск от 14 декабря 1960г. № Т/797764 Условное наименование войсковая часть 52717 присвоено 231 Центральной конторе материально-технического снабжения Главного военно-строительного управления (ВОЕНСТРОИСНАБ). Согласно Дислосписка № 2 по учету полевых почт, соединений частей и учреждений от 14 декабря 1960 г. место дислокации войсковой части 52717 г. Бабушкин Московской области, Медведковское шоссе, дом 41.
Между государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и государственным предприятием "231 Центральная контора материально-технического снабжения Главного военно-строительного управления МО РФ" заключен договор о закреплении за государственным хозрасчетным предприятием "231 ЦК МТС ГВСУ МО РФ" государственного имущества на праве хозяйственного ведения № 01-13/2082 от 05.06.95г., согласно которому Комитет на основании статей 295 и 299 Гражданского кодекса российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ, введенного в действие с 1 января 1995г. Федеральным Законом Российской федерации от 30 ноября 1994г. № 52-ФЗ, закрепляет за Предприятием на праве хозяйственного ведения государственное имущество, находящееся на балансе Предприятия по состоянию на 01 октября 1994г.
Имущественный комплекс, расположенный по адресу <...>, в том числе спорные объекты, включен в перечень имущества, закрепленного за государственным предприятием 231 ЦК МТС ГВСУ МО РФ на праве хозяйственного ведения, являющегося приложением № 1 к указанному договору.
10 ноября 1993 года Московской регистрационной Палатой зарегистрировано государственное предприятие "2231 Центральная контора материально-технического снабжения Главного военно-строительного управления МО РФ".
15 сентября 1995 года государственное предприятие "231 ЦК МТС ГВСУ МО РФ" в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 11 июля 1995 года № 314/8/1326 и директивой заместителя Министра обороны Российской Федерации - начальника строительства и расквартирования войск от 6 сентября 1995 года № 156/1/1750 передано в состав Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ без изменения пункта дислокации, а Главное военно-строительное управление МО РФ - расформировано.
В связи с проведенными организационно-штатными мероприятиями, государственное предприятие "231 ЦК МТС ГВСУ МО РФ" в соответствии с требованиями ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит переименованию, а его Устав и учредительные документы - приведению в соответствие с требованиями ст. ст. 113 и 114 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, Приказом Заместителя Министра обороны Российской Федерации № 120 от 22.12.1995г. в составе Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ создано государственное унитарное предприятие "231 Центральная контора материально-технического снабжения главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации" (ГУП "231 ЦК МТС ГлавКЭУ МО РФ" путем переименования государственного предприятия "231 ЦК МТС ГВСУ МО РФ".
Между ГУП "231 Центральная контора материально-технического снабжения Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ" и ГУП "3362 Центральная база материально-технического снабжения МО РФ", на основании с Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1997 года № 1173 "О государственных унитарных предприятиях, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской Федерации", распоряжения Министерства государственного имущества Российской Федерации от 30 января 1998 года № 153-Р, приказа Министра обороны РФ 1997 года № 441 "О реформировании Государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской Федерации", 21.05.2001г. подписан акт приемки-передачи земельных участков 6,096 га и имущество реорганизуемого предприятия, перечисленное в инвентаризационных описях по состоянию на 1 декабря 2000 года на общую сумму 98 338 тыс. руб.
Согласно выписке из директивы заместителя Министра обороны РФ № 156/1/106 3362 центральная база материально-технического снабжения переформирована в 1470 управление материально-технического обеспечения (Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации).
Распоряжением № 1052-р от 25.04.2002г. Министерство имущественных отношений Российской Федерации разрешило ФГУП "1470 УМТО" передать ФГУП "231 материальный склад" - дочернему предприятию ФГУП "1470 УМТО" недвижимое имущество, расположенное по адресу: <...>, согласно приложению.
Указанным распоряжением недвижимое имущество, указанное в приложении к нему, закреплено за ФГУП "231 материальный склад" на праве хозяйственного ведения.
Согласно Приложению к Распоряжению Минимущества России № 1052-р от 25.04.2002г. - Перечню имущества, передаваемого ФГУП "231 материальный склад" - дочернему предприятию ФГУП "1470 УМТО", ФГУП "231 материальный склад" переданы в том числе электроцех и отопительный пункт ЦТП (инвентарный номер 12), тарный цех (помещения АХО) (инвентарный номер 17) и контрольно-пропускной пункт № 1 (инвентарный номер 55).
Как пояснил истец, указанный в пункте 5 электроцех и отопительный пункт ЦТП с инвентарным номером 12 и указанный в пункте 7 тарный цех (помещения АХО) с инвентарным номером 17 образуют строение 13, а указанный в пункте 19 контрольно-пропускной пункт № 1 с инвентарным номером 55 является строением 11.
В качестве доказательств тождественности имущества, приватизированного истцом и переданного Распоряжением № 1052-р от 25.04.2002г, истец представил передаточный акт от 14.04.2003г. и Акты (накладные) приемки-передачи основных средств.
Согласно справки Северо-Восточного ТБТИ от 15.04.2009г. № 93-810 по адресу: ул. Искры, домовл. 33 учтены нежилые строения базы материально-технического снабжения. Адрес территории утвержден распоряжением префекта № 1647 от 04.07.2001г. При этом, в архиве ТБТИ сохранены альтернативные адреса вышеуказанной территории: Медведковское шоссе, 41 и Ленская ул., 31Б.
Таким образом, судом установлено, что спорное имущество было передано ФГУП "1470 УМТО" дочернему предприятию ФГУП "231 материальный склад".
Согласно п. 1.1. устава федерального государственного унитарного предприятия "1470 Управление материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" согласованного распоряжением Минимущества России от 02.12.03г. № 6716-р, утвержденного приказом начальника и расквартирования войск – заместителя Министра обороны РФ от 10.12.03г. № 265, на основании распоряжений Минимущества России от 11 апреля 2003 года № 1123-р "О реорганизации государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской федерации", от 9 сентября 2003 года № 3893-р, от 4 ноября 2003 года № 6102-р "О внесении дополнений в распоряжение Минимущества РФ от 11 апреля 2003 года № 1123-р" ФГУП "1470 УМТО" реорганизовано путем присоединения дочерних предприятий, в том числе ФГУП "231 Материальный склад", являясь их правопреемником по всем правам и обязательствам.
В связи с чем, спорное имущество вновь перешло к ФГУП "1470 УМТО", что подтверждается Приложением № 1 к указанному уставу.
Таким образом, судом установлено, что владение и пользование имущественным комплексом, расположенным по адресу: <...> (отнесенному к федеральной собственности) осуществлялось военными организациями подчинения Министерства обороны РФ – правопредшественниками истца, а также было передано его правопредшественнику в хозяйственное ведение, до введения Закона о регистрации.
Соответственно Министерство обороны РФ на законных основаниях в соответствии с предоставленными Правительством РФ полномочиями приняло решение о приватизации ФГУП "1470 УМТО".
В материалы дела представлен акт от 27.05.2013г. обследования зданий (сооружений) № 11, № 13, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Искры, д. 33, согласно которому строение № 11 общей площадью 35,7 кв.м. (наименование по документам БТИ: "Контрольно-технический пункт") фактически используется под хранение товарно-материальных ценностей филиала ОАО "1470 УМТО" - МС "Свиблово".
Строение № 13 общей площадью 298,6 кв.м. (наименование по документам БТИ – "Электроцех и отопительный пункт; тарный цех № 13" фактически используется под ответственное хранение товарно-материальных ценностей поклажедателей. В части помещений, установлено оборудование для теплоснабжения базы.
Строения №11, №13 расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0014008:77 площадью 30 234,42 кв.м., находящимся в собственности ОАО "1470 УМТО" (свидетельство на право собственности от 24.05.2012г. № 77 ОАО 108896).
Согласно данным БТИ имущественный комплекс базы материально-технического снабжения по указанному адресу, включает в себя нежилые строения с 1 по 23.
Поскольку спорные объекты располагаются внутри имущественного комплекса базы и по своему назначению являются его частью, суд приходит к выводу, что их использование отдельно и автономно невозможно.
Кроме того, в материалы дела представлены копии свидетельств о государственной регистрации права собственности от 2010г. на земельный участок № 77:02:0014008:77, стр. 1-10, 12, 14-22, канализацию, теплосеть, водопровод, а также иные открытые площадки. При этом, основанием регистрации права послужили Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.05.2009г. № 399 и передаточный акт от 16.05.2009г.
На момент приватизации на спорные объекты (стр. 11 и 13) ни право собственности Российской Федерации, ни право хозяйственного ведения правопредшественника истца зарегистрированы не были, что стало препятствием в осуществлении государственной регистрации права собственности акционерного общества.
При этом государственная регистрация ранее существовавшего права собственности Российской Федерации и хозведения ФГУП в настоящее время невозможны, поскольку ФГУП преобразован в ОАО, а Российская Федерация в лице Минобороны уже передала данное имущество в собственность акционерного общества.
Учитывая отказ Управления Росреестра по Москве от 2009г. в регистрации права собственности Российской Федерации на спорное имущество, указанные препятствия неустранимы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на весь имущественный комплекс, расположенный по адресу: <...>, кроме стр. 11 общей площадью 35,7 кв.м. и стр. 13 общей площадью 298,6 кв.м. за истцом зарегистрировано право собственности.
В силу ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.2).
В соответствии со ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В материалы дела представлены доказательства, подтверждающие волеизъявление собственника на передачу спорного объекта, находящегося у истца в хозяйственном ведении в период до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" № 122-ФЗ от 21.07.1997г., в собственность истцу.
На основании изложенного, суд считает требования ОАО "1470 УМТО" о признании права собственности объекты недвижимого имущества (здания), расположенные по адресу: <...> общей площадью 35,7 кв.м. и стр. 13 общей площадью 298,6 кв.м. подлежащими удовлетворению.
Таким образом, судом выполнены все указания суда кассационной инстанции, изложенные в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.02.2013г.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится ответчика. Принимая во внимание, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по иску, государственная пошлина, оплаченная истцом, подлежит возврату ОАО "1470 УМТО" из федерального бюджета.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 209, 214, 294, 296 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 65, 102, 110, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ОАО "1470 УМТО" (ОГРН <***>) к Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН <***>) (ОГРН <***>) удовлетворить.
Признать право собственности ОАО "1470 УМТО" (ОГРН <***>) на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...> общей площадью 35,7 кв.м. и <...> общей площадью 298, 6 кв.м.
Возвратить ОАО "1470 УМТО" (ОГРН <***>) из федерального бюджета 4 000 (четыре тысячи) руб. 00 коп. госпошлину. На возврат госпошлины выдать справку.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня его принятия и в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Ю.А. Скачкова