ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
17 сентября 2020 года Дело № А40-73421/20-15-538
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17 сентября 2020 года.
Арбитражный суд в составе: судьи Ведерникова М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Балтаевой М.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о взыскании долга по соглашению о предоставлении субсидии
и приложенные к исковому заявлению документы
при участии представителей сторон:
от истца – ФИО1 по дов. б/н от 09.04.2019г., ФИО2 По дов. №60-10/19-Д от 14.10.2019г.;
от ответчика – ФИО3 по дов. №343-Др от 17.07.2020г.
УСТАНОВИЛ:
ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (далее – Истец)обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Минобрнауки России(далее – Ответчик) о взыскании основного долга в размере 85 000 000 рублей.
Истец в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.
Ответчик исковые требования не признал, по доводам, изложенным в отзыве.
Суд, исследовав материалы дела, изучив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, считает требования истца не подлежащими удовлетворению в связи с нижеследующим.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
03.10.2017 между федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (далее по тексту - КНИТУ-КАИ, получатель субсидии) и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее по тексту - Минобрнауки России) было заключено соглашение о предоставлении субсидии № 14.580.21.0011 (далее по тексту - Соглашение)
В соответствии с п. 1.1. Соглашения Минобрнауки России предоставляет субсидию из федерального бюджета Получателю субсидии для финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с проведением прикладных научных исследований и экспериментальных разработок (далее ПНИЭР) (выполнением проекта) по лоту шифр 2017-14-582-0001 (далее субсидия).
По результатам этапа 2017 года Минобрнауки России была проведена экспертиза, по результатам которой было выдано экспертное заключение № 2017-14.580.21.0011-1-001 по отчетным материалам и результатам работ по промежуточному этапу № 1 проекта №14.580.21.0011, в соответствии с которым:
- комплектность отчетной документации, состав выполненных работ и оформление отчетной документации соответствуют требованиям соглашения о предоставлении субсидии, техническому заданию и плану-графику исполнения обязательств и нормативной документации;
- достигнутые значения показателей результативности частично превышают запланированные, например, по количеству мероприятий по демонстрации и популяризации результатов и достижений науки;
- проверка отчетных документов на некорректные заимствования и семантическую близость показала, что основное совпадение в отчете о заимствовании указывает на заявку той же организации;
-оценка семантической близости выявляет заявки и публикации основных исполнителей и индустриальных партнеров заявителей, что подтверждает оригинальность отчетной документации;
-рекомендуется принять выполненные работы без замечаний, так как отчетная документация представлена в полном объеме и соответствует требованиям Соглашения;
-продолжение работ целесообразно, рекомендуется продолжить финансирование проекта.
Также о надлежащем исполнении обязательств КНИТУ-КАИ на этапе 2017 года Плана-графика по Соглашению свидетельствует экспертное заключение АО «ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ КОРПОРАЦИИ» от 19.01.2018 № 14.580.21.0011-1/2.
15.06.2018 между КНИТУ-КАИ и Минобрнауки России был подписан Акт № 1 о выполнении условий предоставления субсидии по Соглашению о предоставлении субсидии от 03.10.2017 №14.580.21.0011 за отчетный период с 03.10.2017 по 29.12.2017 об исполнении КНИТУ-КАИ надлежащим образом и в полном объеме обязательств, указанных в пункте 1.2 Соглашения по 1 этапу.
В свою очередь, Минобрнауки России нарушило сроки предоставления средств субсидии на 2018 год. Согласно п. 2.1. Соглашения Минобрнауки России обязано было предоставить средства субсидии в объеме 100% от размера субсидии 2018 года до 15.07.2018.
В соответствии с абз. 4 п. 2.1. Соглашения предоставление средств субсидии в объеме 100 % от размера субсидии 2018 года осуществляется в 30-дневный срок с даты подписания акта о выполнении условий предоставления субсидии за отчетный период с даты заключения Соглашения по 31.12.2017 по результатам рассмотрения отчетных документов, представленных Получателем субсидии.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, в целях предотвращения срыва проекта, КНИТУ-КАИ продолжил работы по Соглашению.
31.12.2019 Минобрнауки России в адрес КНИТУ-КАИ направило уведомление исх. № МН-5.8/2715 о расторжении Соглашения от 03.10.2017 № 14.580.21.0011 в одностороннем порядке в соответствии с пунктами 8.4 (пп. 8.4.1, 8.4.2, 8.4.4, 8.4.5) Соглашения с возвратом Получателем полученной в 2018 году субсидии в размере 8 029 896 (Восемь миллионов двадцать девять тысяч восемьсот девяносто шесть) рублей 72 копеек. В соответствии с данным уведомлением КЫИТУ-КАИ возвратил Минобрнауки России денежные средства в размере 8 029 896 (Восемь миллионов двадцать девять тысяч восемьсот девяносто шесть) рублей 72 копеек.
В соответствии с п. 8.5 Соглашения в случае расторжения настоящего Соглашения в соответствии с пунктами 8.4.1, 8.4.3-8.4.5 Получатель субсидии обязан возвратить полученную в текущем бюджетном году субсидию в полном объеме в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления от Минобрнауки России, если не докажет, что невозможность достижения результатов работ или показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с условиями, предусмотренным настоящим Соглашением, возникла не по вине Получателя субсидии.
В обоснование заявленных требований истец настаивал, что Минобрнауки России неправомерно расторгло Соглашение в одностороннем порядке в соответствии с п. 8.4. Соглашения не учитывая пункты 8.2., 8.3. Соглашения, так как невозможность получения запланированных результатов возникла не по вине КНИТУ-КАИ.
Истец полагает, что полном объеме выполнил работы согласно Техническому заданию и Плану-графику исполнения обязательств по Соглашению.
Неисполнение своих обязательств Индустриальным партнером по Соглашению не является основанием для отказа финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с выполнением проекта.
По мнению истца, Минобрнауки России не выполнило свои обязательства по Соглашению, а именно не предоставило субсидию из федерального бюджета Получателю субсидии для финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с выполнением проекта в размере 85 000 000 (Восемьдесят пять миллионов) рублей 00 копеек.
В соответствии с п. 4.1 Соглашения Сторона (Минобрнауки России), не исполнившая свои обязательства по настоящему Соглашению или исполнившая эти обязательства ненадлежащим образом, несет за это ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательств по Соглашению оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).
В связи с изложенным, истец обратился в суд требованием о взыскании задолженности по соглашению.
Суд непосредственно исследовав доводы истца в указанной выше части пришел к выводу об их отклонении, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам и не подтверждены документально.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 № 426 утверждена Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» (далее -Программа). Государственным заказчиком, координатором и основным разработчиком Программы являлось Министерство образования и науки Российской Федерации.
Руководствуясь Правилами предоставления субсидий в целях реализации Программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1096, и на основании протокола заседания Конкурсной комиссии от 28.09.2017 № 2017-14-582-0001-3, между Министерством образования и науки Российской Федерации и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (далее - Получатель) заключено соглашение от 03.10.2017 № 14.580.21.0011 о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу (далее -Соглашение).
Как установлено пунктом 1.1 Соглашения его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2017-2019годах субсидии для финансового обеспечения (возмещения затрат), связанных с ПНИЭР (выполнение проекта) по лоту 2017-14-582-001 (далее - субсидия).
Предоставление субсидии осуществлялось в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах бюджетных ассигнация и лимитов бюджетных обязательства, утверждённых Министерству образования и науки Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении устанавливается нормативными правовыми актами, отвечающими общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3.1 названной выше статьи в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
При предоставлении субсидии обязательным условием их предоставления, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1060 «О проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий в целях реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» и предоставлении указанных субсидий» (принятым взамен утратившего силу Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1096) определен порядок проведения конкурсного отбора на предоставление субсидий (в том числе грантов в форме субсидий) в целях реализации указанной федеральной целевой программы (далее - Порядок), а также установлена ответственность за нарушение положений соглашения, включая порядок возврата сумм, использованных получателем субсидии, в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством образования и науки Российской Федерации и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения условий предоставления субсидии.
Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с передачей всех функций по управлению имуществом, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности.
В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2018 г. № 1256, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1060 внесены изменения в Программу и Порядок согласно которым государственным заказчиком федеральной целевой программы, координатором и основным разработчиком, а также организатором конкурса на предоставление субсидий является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России, Министерство).
Согласно пункту 1.2 Соглашения размер субсидии составляет 250 000 000 рублей, в том числе: в 2017 г. - 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей; в 2018 г. - 100 000 000 (сто миллионов) рублей; в 2019 г. - 100 000 000 (сто миллионов) рублей.
В соответствии с условиями указанного договора в 2018 году Минобрнауки России перечислило Получателю субсидию из федерального бюджета в размере 8 029 896,72 рублей с целью реализации данного Соглашения.
Согласно раздела 3 Получатель обязался получить результаты выполнения работ для обеспечение целей предоставления субсидии в рамках реализации программы по мероприятием 1.4, провести ПНИЭР (выполнить проект) в соответствии с требованиями к работам и результатам, указанным в техническом задании на выполнение ПРИЭР (Приложение 1 Соглашения), составом работ и сроки, заданными в Плане-графике исполнения обязательств при проведении ПНИЭР (выполнение проекта- (Приложение 2 к Соглашению), предоставить или передать права на результаты ПГИЭР (проект), включая результаты интеллектуальной деятельности, выполнить установленные требования по достижению значений показателей результативности предоставления субсидии (приложение 3 к Соглашению) и использовать субсидию на финансовое обеспечение расходов.
Как следует из раздела 3 Соглашения, Минобрнауки России обязано, в том числе, осуществлять контроль за соблюдением Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и Соглашением (пункт 3.1-3.22 Соглашения).
Комиссией Министерства по оценке исполнения получателями субсидий обязательств, выполняемых в рамках реализации мероприятий 1.2 и 1.3, 1.4 федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» по направлению «в соответствии с подпунктами «б» и «е» пункта 20 Стратегии научно-технического развития Российской Федерации (далее - Комиссия) установлено, что исполнения обязательств по Соглашению получателем допущены многочисленные нарушения исполнения обязательств по Соглашению.
В этой связи Комиссией принято решение признать обязательства получателем субсидии на этапе № 2 Плана-Графика по Соглашению о представлении субсидии от 03.10.2017 № 14.580.21.0011 не исполненными в связи с нарушениями п.п.3.2.,3.4, 3.7 и 3.8 Соглашения.
Минобрнауки России рекомендовано: в связи с невыполнением работ признать по пункта 2.24 плана-графика, необоснованными и нецелевыми работами по пункту 2.18 ПГ в размере 15 млн. рублей (пункт 2.18 ПГ) и неисполненными индустриальным партнёром своих обязательств по софинансированию ПНИЭР в 2018 г., а также в связи с отказом от исполнения обязательств в дальнейшем из-за сложившейся критической финансовой ситуации на предприятии, признать нецелесообразным дальнейшее субсидирование работ к проекту и в соответствии с пунктами с 8.4, 8.4.1, 8.4.2, 8.4.4, 8.4.5 Соглашения данное соглашение расторгнуть в одностороннем порядке с возвратом субсидии.
Согласно пункту 18 Порядка в случае нарушения получателем субсидии целей и условий предоставления субсидии или недостижении им показателей результативности использования субсидии, предусмотренных соглашением, полученные им средства субсидии подлежат возврату в доход федерального бюджета в случае получения предписания органа государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации или в течение 15 рабочих дней со дня получения требования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о возврате средств субсидии.
Пунктом 8.4 Соглашения предусмотрено, что Соглашение может быть расторгнуто досрочно в одностороннем порядке по требованию Минобрнауки России при письменном извещении об этом Получателя и указании причины расторжения в случаях, предусмотренных пунктами 8.4.1 - 8.4.5 Соглашения.
Пунктом 8.5 Соглашения установлено, что в случае расторжения Соглашения в соответствии с пунктами 8.4.1, 8.4.3-8.4.5 Получатель субсидии обязан возвратить полученную в текущем бюджетном году субсидию в полном объеме в течение 15 рабочих дней с момента получения соответствующего уведомления Минобрнауки России, если не докажет, что невозможность достижения результатов прикладных научных исследований (проекта) или показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с условиями, предусмотренными Соглашением, возникла не по вине Получателя. При наличии таких доказательств Получатель обязан возвратить неиспользованную часть субсидии, полученную в текущем бюджетном году, в течение 15 рабочих дней с момента получения соответствующего уведомления Минобрнауки России.
Согласно пункту 8.6 в случае расторжения настоящего Соглашения в соответствии с пунктом 8.4.2 Получатель субсидии обязан возвратить полученную в текущем бюджетном году субсидию в полном объеме в течение 15 рабочих дней с момента получения соответствующего уведомления Минобрнауки России рассчитанную в таблице пункта 8.6. Соглашения.
Учитывая изложенное, на основании рекомендации Комиссии, а также в соответствии с пунктом 8.4 Соглашения Минобрнауки PФ было принято решение о расторжении Соглашения с КНИТУ-КАИ с полным возвратом полученной в 2018 году субсидии в размере 8 029 896.72 рублей, о чем в адрес Получателя было направлено уведомление от 31.12.2019 № МН-5.8/2715.
Факт расторжения договора в установленном законом порядке не оспорен, более того, как указывает истец денежные средства в размере 8 029 896,72 рублей были возвращены в адрес ответчика.
Таким образом, с учетом указанных фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что при отсутствии факта оспаривания расторжения соглашения, требования истца о взыскании задолженности по Соглашению не имеют надлежащего правового обоснования.
Требования истца заявлены в рамках уже расторгнутого соглашения по причине недостижения результатов работ, возражений в отношении этого факта на момент расторжения не истцом не представлялось.
В связи с этим возникшая, по мнению истца, на стороне заказчика задолженность не подлежит оплате как предоставленная во исполнение несуществующего обязательства по расторгнутому договору (Соглашению), в связи с чем правовые основания для взыскания денежных средств в рассматриваемом случае судом не установлены.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца являются не обоснованными и подлежащими отклонению в полном объеме.
В соответствии со ст. 64 АПК РФ - доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим кодексом и другими Федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио-видеозаписи, иные документы и материалы.
Согласно ст. 65 АПК РФ - каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ - доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Доказательства, на основании которых лицо, участвующее в деле, обосновывает свои требования и возражения должны быть допустимыми, относимыми и достаточными.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ.
В соответствии с указанной статьей обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Достаточность доказательств можно определить как наличие необходимого количества сведений, достоверно подтверждающих те или иные обстоятельства спора.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием не признавать требования лица, участвующего в деле, обоснованными (доказанными).
При таких обстоятельствах суд также пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на истца.
При таких обстоятельствах, на основании ст.ст. 4, 65, 75, 110, 121, 123, 156, 167-171 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Девятом арбитражном апелляционном суде.
СУДЬЯ: М.А. Ведерников