ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Москва Дело №А40-73538/2020-32-720
03 августа 2020 года
Резолютивная часть решения принята 02 июля 2020 года
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2020 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Куклиной Л.А., единолично,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску СПАО «ИНГОССТРАХ»
к ПАО «АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ»
о взыскании 87 837 руб. 26 коп.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Трансойл» (далее – Истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ООО «ВРП «Новотранс» (далее – Ответчик) 424 713 руб. 34 коп. убытков на основании ст.ст.12, 15, 309, 310, 393, 401, 965 ГК РФ.
Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства, в соответствии со ст.ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи с чем, спор рассмотрен в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик через канцелярию суда в электронном виде представил отзыв, в котором просил в иске отказать.
02 июля 2020г. судом в порядке ст. 226, ст. 229 АПК РФ изготовлена резолютивная часть решения по настоящему делу.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приняв на себя обязательства по доставке груза, ООО «ЭФЭмДЖи Шиппинг энд Форвардинг» (Страхователь) застраховало экспедиторскую ответственность в СПАО «Ингосстрах» (Страховщик) по договору страхования № 483-068648/17/CMR/FF от 25.10.2017г.,в соответствии с которым страховщик обязуется за обусловленную договором страхования плату при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая возместить причиненный вследствие этого ущерб застрахованному имуществу либо ущерб, в связи с иными имущественными интересами.
Экспедиторская ответственность АО «Фрейт Линк» на момент осуществления перевозки была застрахована в СПАО «Ингосстрах» согласно полису № 451-070913/18 от 01.10.2018г.
В обоснование исковых требований истец указывает, что АО «Фрейт Линк» передало груз для доставки ПАО "АЭРОФЛОТ" в соответствии с авианакладной № 555-1468-3933 по маршруту: Москва - Алматы.
В силу ст. 105 Воздушного кодекса РФ договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
При выдаче груза грузополучателю было обнаружено его частичное повреждение, что подтверждается Актом о неисправностях при перевозках грузов № 84674 от 30.11.2018г., Актом приема-передачи груза № 1611405 от 28.11.2018г., согласно которым была обнаружена недостача по весу - 32 кг.
Сумма причиненного ущерба составила 87 837,26 руб. согласно претензии грузовладельца ООО «Приват Трейд» № 22 от 25.01.2019г., адресованной ТОО «Пони Экспресс».
Поскольку экспедиторская ответственность АО «Фрейт Линк» была застрахована в СПАО «Ингосстрах», страхователю было выплачено возмещение в сумме 87 837,26 руб. в счет возмещения ущерба за повреждение груза, что подтверждается платежным поручением № 787894 от 09.08.2019г.
В соответствии со ст.965 ГК РФк страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Таким образом, к СПАО «Ингосстрах» перешло право требования в пределах выплаченной суммы, к лицам, ответственным за убытки, возмещенные в результате страхования.
АО «Фрейт Линк» в адрес ПАО "АЭРОФЛОТ" направлена претензия №555 1468 3933 от 11.03.2019г. с требованием возместить причиненный ущерб.
Кроме того, в адрес ПАО "АЭРОФЛОТ" истцом направлялась претензия от 07.02.2020 о возмещении ущерба в размере 87 837 руб. 26 коп., оставленная без удовлетворения.
В связи с вышеизложенным, истец обратился в суд за принудительным взысканием убытков с ответчика, ссылаясь на то, что на основании ст.116, ст.118-119 ВК РФ, ст. 18, ст. 22 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, ст.309, ст.393, ст.401 ст.796 ГК РФ ПАО "Аэрофлот" несет ответственность за утрату груза и тем самым причинение ущерба.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 393 ГК РФ установлено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрена обязанность сторон доказывать основания своих требований и возражений. Согласно ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу ст. ст. 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Поскольку перевозка груза осуществлялась между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (Москва – Астана), перевозка являлась международной.
Согласно п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 119 Воздушного кодекса Российской Федерации за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади без объявления ценности перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза.
Согласно с абз. 2 п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
В соответствии с п. 1 ст. 18 "Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок" (заключена в г. Монреале 28.05.1999) перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, утери или повреждения груза, только при условии, что событие, ставшее причиной такого вреда, произошло во время воздушной перевозки.
Согласно п. 2 ст. 22 Монреальской конвенции при перевозке багажа ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира, за исключением случаев, когда пассажир сделал в момент передачи зарегистрированного багажа перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленную сумму, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке.
В силу п. 1 ст. 23 Монреальской конвенции суммы, указанные в специальных правах заимствования в настоящей Конвенции, рассматриваются как относящиеся к специальным правам заимствования, как они определены Международным валютным фондом. Перевод этих сумм в национальные валюты в случае судебных разбирательств производится в соответствии со стоимостью таких валют в специальных правах заимствования на дату судебного решения. Стоимость в специальных правах заимствования национальной валюты государства-участника, которое является членом Международного валютного фонда, исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом для его собственных операций и расчетов на дату судебного решения. Стоимость в специальных правах заимствования национальной валюты государства-участника, которое не является членом Международного валютного фонда, исчисляется по методу, установленному этим государством-участником.
На основании Федерального закона от 03.04.2017 N 52-ФЗ Россия присоединилась к данному документу, который для нее вступил в силу 21.08.2017., следовательно, настоящая Конвенция имеет преимущественную силу перед любыми правилами, применяемыми к международной воздушной перевозке.
Согласно ст. 119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 22 Монреальской конвенции при перевозке груза ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 17 специальных прав заимствования за килограмм, за исключением случаев, когда отправитель сделал в момент передачи места перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо.
Принимая во внимание, что утраченным по грузовой авианакладной 555-1468 3933 считается груз весом 32 кг, предел ответственности перевозчик, предусмотренным п.3 ст.22 Монреальской конвенции 1999 г. (на дату перевозки - 19 SDR за 1 кг груза), составляет 32 кг х 19 SDR = 608 SDR. Курс SDR к рублю РФ на 30.11.2018 (на дату окончания перевозки) согласно сведениям ЦБ РФ составлял 91,9332 рублей за 1 SDR.
Таким образом, предел ответственности перевозчика должен рассчитываться следующим образом: 608 SDR х 91,9332 рублей = 55 895,39 рублей.
В связи с изложенным, исковые требования подлежат частичному удовлетворению в размере 55 895 руб. 89 коп.
При этом доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск о том, чтоистец направил претензию с требованием о возмещении ущерба по истечении срока, установленного п. 2 ст. 31 Монреальской конвенции и ст. 127 ВК РФ, во внимание приняты быть не могут, поскольку не опровергают факт ненадлежащего исполнении ответчиком обязательств по договору воздушной перевозки, что было установлено актом о неисправностях при перевозке грузов, составленным в момент обнаружения соответствующих повреждений приемосдатчиком СГП «МАА».
В связи с изложенным, исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд считает, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению в размере 55 895 руб. 39 коп..
Расходы по госпошлине относятся на сторон в порядке ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 12, 15, 309, 310, 393, 401, 796, 797, 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, 116, 118, 119 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 4, 27, 65-67, 71, 102, 110, 123, 226-229 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ" (119019, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.08.2002, ИНН: <***>) в пользу СТРАХОВОГО ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ИНГОССТРАХ" (117997, <...>, СТР.2, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.10.2002, ИНН: <***>) 55 895 (Пятьдесят пять тысяч восемьсот девяносто пять) руб. 39 коп. ущерба в порядке суброгации, а также 2 235 (Две тысячи двести тридцать пять) руб. расходов по госпошлине.
В остальной части иска отказать.
Решение по делу подлежит немедленному исполнению.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Судья Л.А. Куклина