ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-7544/17-131-100 от 11.10.2017 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. МоскваДело № А40- 7544/17-131-100

18 октября 2017 года                                                                                                

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2017 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Турлановой Д.С.

рассматривает в открытом  судебном заседании дело по иску

истец АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СОДРУЖЕСТВО"

ответчик РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3-е лицо МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

о взыскании 13 408 738 руб. 20 коп.

в заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 по доверенности от 09.01.2017г. № 1

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 25.07.2017г. № 01-10-08/91, удостоверение № 5130

от 3-его лица: ФИО3 по доверенности от 09.01.2017г. № П-19-5.

УСТАНОВИЛ:

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СОДРУЖЕСТВО" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВУ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании 13 408 738 руб. 20 коп.некомпенсированную часть выпа­дающих доходов, связанных с оказанием АО «Содружество» услуг по перевозке в 2013 году граждан - получателей социальной услуги (бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении) льготников.

Истец поддержал исковые требования, представил подлинные пояснения по делу.

Ответчики возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме по мотивам ранее представленных отзывов на иск.

Истцом устно заявлено ходатайство об исключении второго ответчика  - МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ из ответчиков, просит привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Судом рассмотрено и удовлетворено протокольным определением ходатайство истца.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, выслушав в судебном заседании полномочных  представителей лиц, участвующих в деле, которые поддержали и изложили свои позиции по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как указывает истец в иске, АО «Содружество» является пригородной пас­сажирской компанией, осуществляющей деятельность по перевозке на платной основе пас­сажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории ряда субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон о государственной социальной помощи) и Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной соци­альной помощи в виде набора социальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, между истцом и Министерством труда и социального развития РФ (далее - Минтруд РФ) был заключён Государственный контракт от 31.01.2013 № 13-К-12-Т-29 на перевозку в 2013 году железнодорожным транспортом в пригородном сообщении лиц, имеющих право на предоставление им услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 62 Закона о государственной социальной помощи, в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте (далее - Госконтракт).

В 2013 году АО «Содружество» (Исполнитель по Госконтракту) осуществляло пере­возку граждан - получателей социальной услуги - без оплаты последними стоимости проез­да и без ограничения числа поездок и маршрута следования.

Оформление проезда федеральным льготникам в пригородном железнодорожном со­общении производилось в 2013 году и производится в настоящее время на основании устно­го заявления гражданина при предъявлении следующих документов:

документа, удостоверяющего личность;

удостоверения, подтверждающего льготный статус;

-  справки о получении социальных услуг. Выдача справки осуществляется территори­альными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по мере обращения граждан. В ней содержится информация о фамилии, имени и отчестве гражданина, наименовании и коде льготной категории, перечень социальных услуг, на которые гражданин имеет право.

Каждой категории пассажиров, имеющих право на льготу при проезде в пригородном железнодорожном транспорте, присвоен код льготы в автоматизированной системе «Экс­пресс», и оформление проездного документа билетным кассиром, одновременно проверяю-

щим наличие необходимого пакета документов, осуществляется в соответствии с кодом льготы. Использование кодов льгот при оформлении проездных документов через систему «Экспресс» и через билетопечатающую технику позволяет определять реальный объём льготных перевозок в пригородном сообщении, а также даёт возможность получать досто­верную статистическую отчётность по льготным перевозкам и информацию о выпадающих доходах по каждой льготе или группе льгот.

После окончания смены билетный кассир закрывает смену и производит распечатку отчётных документов (сменных ведомостей, контрольной ленты), в которых отражается количество оформленных проездных документов, стоимость, вьшадающий доход, время оформления каждого проездного документа.

Вся информация с билетопечатающей техники (АРМ кассира, ПТК «МК-35К», тер­миналов самообслуживания) в автоматизированном режиме переносится на сервер АСУ ППК (Автоматизированная система управления пригородной пассажирской компанией), где формируются сводные отчёты по отдельным категориям граждан.

По итогам отчётного месяца сводные отчёты из АСУ ППК перекачиваются в инфор­мационное хранилище пригородных перевозок (ИХ-пригород), на основании которого формируется статистическая отчётность формы ЦО-22пригород, утверждённая распоряже­нием ОАО «РЖД» от 22.06.2004 № 1964р, в которой отражаются все совершённые поездки федеральных льготников по каждой категории. Отчёт формируется от станции отправления до станции назначения пассажира согласно заявленному маршруту. Стоимость поездки рассчитывается на основании утверждённого тарифа по каждому отдельному региону исходя из фактического маршрута следования пассажира.

По условиям Госконтракта Заказчик обязался принимать и оплачивать оказанные Ис­полнителем услуги по перевозке названных граждан исходя из ежемесячно представлявших­ся последним актов о выполнении обязательств и счетов за услуги на сумму, равную одной двенадцатой цены Госконтракта. Кроме того, АО «Содружество» вело отдельный финансо­вый и статистический учёт проезда граждан - получателей социальной услуги (федеральных льготников) - по формам приложений №№ 3 и 4 к Госконтрактам и также ежемесячно пред­ставляло их Заказчику. Какие-либо возражения по поводу количества перевезённых Истцом Минтруд РФ не высказывал.

При этом изначально цена Госконтракта составляла 85 638 379 рублей. Но поскольку в силу ст. 426 ГК РФ (п. 3) АО «Содружество» как перевозчик не имело права отказывать в предоставлении услуги по перевозке граждан - получателей социальной услуги, количество фактически перевезённых федеральных льготников в период действия Госконтракта оказа­лось больше запланированного. В результате в дальнейшем (в соответствии с дополнитель­ным соглашением от 04.12.2013 № 2) цена Госконтракта была увеличена до 92 258 197 руб­лей.

Тем не менее, по окончании 2013 года выяснилось, что и этой суммы недостаточно для покрытия в полном объёме потерь АО «Содружество», возникших от перевозки граждан - получателей социальной услуги, так как в 2013 году было оказано услуг по перевозке 1 866 263 федеральных льготника на общую сумму 105 666 935,2 рублей.

Эти сведения нашли отражение в Приложении № 3 к Госконтракту (Статистические данные о количестве перевозок граждан - получателей социальной услуги...) и в Приложе­нии № 4 (Справка о количестве перевезённых граждан - получателей социальной услуги...), а также подтверждаются результатом проведённой ООО «ФБК Поволжье» в июне-июле 2014 года аудиторской проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности АО «Содружество» на предмет установления легитимности отнесения доходов за 2013.г., свя­занных с оказанием услуг по перевозке железнодорожным транспортом в пригородном со­общении граждан - получателей социальной услуги.

В апреле 2014 года в адрес Минтруда РФ было направлено письмо от 23.04.2014 № 698 с просьбой решить вопрос об оплате оказанных истцом в 2012-2013 г.г. услуг в полном объёме. Ответ на данное письмо не поступал.

Исходя из условий Госконтракта, истцом 1-го июля 2014 года была направлена в Минтруд РФ претензия от 30.06.2014 № 1120 (копия - в Министерство финансов РФ (далее -Минфин РФ)), отвечая на которую, Минтруд РФ в письме от 08.08.2014 № 19-3/10/В-4869 указал, что свои обязательства перед АО «Содружество» он выполнил полностью в объёмах, предусмотренных контрактами и в соответствии с утверждёнными бюджетными ассигнова­ниями. А в поступившем на претензию ответе от Минфина РФ (от 12.08.2014 № 08-09-06/40306) говорится, что Минфин РФ как участник бюджетного процесса в рамках организа­ции исполнения федерального бюджета осуществляет выделение бюджетных ассигнований главному распорядителю (Минтруду РФ), который перечисляет на расчётный счёт организа­ции субсидии за счёт и в пределах данных средств.

Действительно, взятые на себя по Госконтракту обязательства Минтруд РФ выпол­нил, перечислив истцу всю предусмотренную Госконтрактом и выделенную ему Минфином РФ сумму. Тем не менее, возникшие у АО «Содружество» потери от перевозок федеральных льготников должны быть возмещены в полном объёме, что вытекает из требований дейст­вующего законодательства РФ.

Льгота в виде бесплатного проезда пригородным железнодорожным транспортом для определённых категорий граждан установлена Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», т.е. Российской Федерацией. Следовательно, установив такую льготу, Российская Федерация приняла на себя и обязанность полного воз­мещения транспортным организациям расходов по предоставлению этих льгот за счёт средств федерального бюджета.

Порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг определён специальной нормой, а конкретно соответствующими Правилами, утвер­ждёнными постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 (далее - Правила).

Однако данные Правила имеют ограничение в применении, что отражено в пункте 12 Правил. Согласно этому пункту средства на предоставление гражданам проезда на железно­дорожном транспорте пригородного сообщения направляются на оплату этой услуги органи­зации, осуществляющей перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, при условии, что между данной организацией и Министерством труда и соци­альной защиты РФ заключён соответствующий договор (контракт). Из буквального толкова­ния данной нормы следует, что в отсутствие договорных отношений Правила не применяют­ся. При этом понятие «отсутствие договорных отношений» охватывает и случаи их прекра­щения (например, расторжение договора, фактическое исполнение договора и т.д.).

Как отмечалось выше, Минтруд РФ свои договорные обязательства исполнил, вслед­ствие чего АО «Содружество» и Минтруд РФ уже не были связаны обязательствами по Гос­контракту, а значит, Правила к денежным требованиям в части, превышающей сумму Гос­контракта, уже не могут применяться. И в этом случае необходимо руководствоваться об­щими нормами законодательства.

Так, согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесённые в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счёт средств соответствующего бюджета. Аналогичная норма закреплена и в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодо­рожном транспорте в Российской Федерации». То есть, данные нормы содержат основопола­гающий принцип - принцип полного возмещения потерь в доходах перевозчика.

Поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников явля­ется полномочием Российской Федерации, и перевозка граждан, включённых в федеральный регистр льготников, произведена истцом в 2013 году в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

При этом Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, а бремя несения расходов по реализации федеральных законов не может быть возложено, в частности, на АО «Содружество» как на коммерческую организацию - юридическое лицо, основной целью своей деятельности которого в силу статьи 50 ГК РФ является извлечение прибыли.

В противном случае нарушается заложенный в ч. 5 ст. 790 ГК РФ и абзаце первом статьи 8 Федерального закона № 17-ФЗ принцип полного возмещения потерь в доходах транспортной организации, а значит, имеются все основания утверждать о неправомерном (незаконном) бездействии Российской Федерации.

Последствием данного неправомерного бездействия РФ у АО «Содружество» образо­вались выпадающие доходы, связанные с оказанием истцом услуг по перевозке в 2013 году граждан - получателей социальной услуги (бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении) - в сумме 13 408 738 рублей 20 коп.

Пленум Высшего Арбитражного суда РФ отметил в своём постановлении от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджет­ного кодекса Российской Федерации» (ч. 2 п. 16), что если «публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусмат­ривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечёт возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.».

Исходя из ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При этом, как указано в ч. 5 п. 16 упомянутого постановления Пленума Высше­го Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23, «если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.».

По правилам ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансо­вые органы. Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени субъекта РФ в ка­честве представителя ответчика по искам к субъекту РФ выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ. На это указывает и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 12 постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с приме­нением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно статье 309 ГК России обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями федерального закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК России). Прекращение обязательства возможно при его надлежащем исполнении (пункт 1 статьи 408 ГК России).

Согласно пунктам 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда, в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии со ст. 6.2. Федерального закона №178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» (Далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте.

Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте имеют следующие категории граждан: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах"; военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно- морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; инвалиды; дети-инвалиды.

Руководствуясь вышеназванным Федеральным законом между ОАО «Содружество» и Минтрудом России был заключен государственный контракт от 31 января 2013 г. № 13-К-12-Т-29 был заключен Государственный контракт на оказание услуги по перевозке граждан-получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (далее Государственный контракт).

Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной социальной помощи" к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи.

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся полномочия по разработке и реализации федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг (статья 4 Федерального закона № 178-ФЗ).

Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 6.5).

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены Постановлением от 29 декабря 2004 года № 864 Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определен порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

Как следует из материалов дела, согласованная сторонами цена договора с учетом заключенного дополнительного соглашения № 2 от 04 декабря 2013 г. -92 258 197 руб., была полностью истцу оплачена.

Расчёт цены государственного контракта производился по следующей формуле:

Цд = Нп х 12 х Чп хКф, где:

Цд - цена государственного контракта, заключаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с каждым перевозчиком;

Нп - норматив финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, которому предоставляется проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, утверждаемый ежегодно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;

12 - количество месяцев, соответствующее финансовому году, на которое Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации заключается государственный контракт с каждым перевозчиком;

Чп - численность граждан из числа лиц, включенных по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которым в очередном году будет предоставлен проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения;

Кф - коэффициент, соответствующий доле участия перевозчика в предоставлении проезда гражданам на железнодорожном транспорте пригородного сообщения согласно сведениям, предоставляемым в соответствии с абзацем первым пункта 12(1) настоящих Правил.

Таким образом, Правительство Российской Федерации определило порядок расчёта цены и исчерпывающий перечень показателей, которые используются для указанных целей.

Оплата осуществлялась по ежемесячным счетам, в соответствии с пунктами 4 - 6 государственного контракта.

Таким образом, обязательства перед истцом были полностью выполнены в объеме, предусмотренном контрактом и в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями.

Рассчитанная в соответствии с требованиями Правил, цена контракта оплачивалась за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели Минтруду России на 2013 год.

При этом оплата перевозчику по фактическим расходам, данным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации не предусмотрена.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Контракта, заключенного сторонами во исполнение постановления № 864, на исполнителя возлагается обязанность обеспечить перевозку граждан - получателей социальной услуги без оплаты ими стоимости проезда в период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г., без ограничения числа поездок и маршрута следования, что означает, что количество поездок каждого гражданина, маршруты следования граждан и дальность их поездок, а также фактическая стоимость их проезда не подлежат какому-либо учету и не учитываются, в том числе при расчетах по контракту.

Таким образом, исходя из нормативных положений постановления № 864, Правил и условий подписанного сторонами Контракта, цена Контракта являлась фиксированной, оплата по фактической стоимости оказанных услуг не предусмотрена.

При этом, как указано выше, действующим законодательством и контрактом, регулирующим правоотношения сторон, не предусмотрено осуществление оплаты по контракту в зависимости от фактической стоимости проезда граждан льготных категорий.

Обязательства по контракту исполнены в полном объёме в соответствии с его условиями и требованиями Правил, что подтверждается материалами дела.

При этом в период действия договора истцом не инициировалось внесение изменений в контракт в части увеличения его цены на 13 408 738 руб. 20 коп., соответствующий проект дополнительного соглашения не направлялся.

Таким образом, исковые требования о взыскании денежных средств заявлены за рамками договорных правоотношений.

Между тем, в силу утверждённых Правительства от 29 декабря 2004 года № 864 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг осуществляется исключительно за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, установленные настоящими Правилами, в соответствии с типовым контрактом, заключаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее -главный распорядитель) и организацией.

Таким образом, в силу решения Правительства Российской Федерации к числу обязательных условий получения средств на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения относится наличие типового контракта (договора).

Что касается порядка предоставления субсидий, то Минфин России, как участник бюджетного процесса в рамках организации исполнения федерального бюджета осуществляет выделение бюджетных ассигнований главному распорядителю - Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, которое, в свою очередь, за счёт и в пределах указанных средств перечисляет субсидии на расчётный счёт организациям на основании принятого в установленном Правилами порядке решения о предоставлении субсидий (п. п. 12, 23 - 25 Правил).

При этом, обращаем внимание, что Правила утверждены Правительством Российской Федерации, по вопросам отнесенным к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, на основании и во исполнение федерального закона.

Принимая во внимание то обстоятельство, что порядок урегулирован законодательно, Минфин России не вправе осуществлять перечисление заявленных к взысканию средств непосредственно истцу, поскольку порядок и условия предоставления субсидий, регламентированные Правилами, не могут изменяться кем-либо.

Утверждая Правила, Правительство Российской Федерации действовало на основании и во исполнение федерального закона, в пределах своей компетенции, то есть в рамках определённого предмета правового регулирования.

Кроме того, предоставление льгот соответствующей категории граждан осуществляется на основании федерального закона, имеющего в силу статей 4 и 76 Конституции Российской Федерации верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации, а не в рамках договора между перевозчиком и главным распорядителем.

Соответственно указанные расходы перевозчик несёт не в рамках договора, а в силу закона.

Заключение же договора и его исполнение является одним из элементов в системе действий, направленных на установление и реализацию механизма возмещения потерь в доходах, участником которых являются лишь перевозчик и Российская Федерация.

При этом речь идёт о необходимости соблюдения всеми участниками спорных правоотношений установленных Правительством Российской Федерации порядка и условий, обязательных как для предоставления, так и получения финансовой помощи.

Количество поездок каждого гражданина, маршруты следования граждан и дальность их поездок, а также фактическая стоимость их проезда не подлежат какому-либо учету и не учитываются, в том числе при расчетах по Государственному контракту.

Исходя из нормативных положений Постановления № 864, Правил и условий подписанного сторонами Государственного контракта, его цена являлась фиксированной, оплата по фактической стоимости оказанных услуг не предусмотрена.

Таким образом, требования заявлены истцом за рамками договорных правоотношений.

На основании изложенного, в связи с отсутствием правовых основанийтребования истца о взыскании убытков удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ госпошлина относится на истца.

С учетом изложенного, на основании  ст.ст. 11, 12, 15, 393, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.           

    Судья                                                                                                             Ю.В.Жбанкова