ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-75605/16 от 12.07.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                 

19 июля 2016 года                                                               Дело № А40-75605/16-139-653

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля  2016 года.

Полный текст решения изготовлен 19 июля 2016 года.

Арбитражный суд в составе:судьи Л.А. Дранко  (шифр 139-653),

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ермишкиным С.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Концерн Роэснергоатом» в лице филиала «Билибинская атомная станция»

к Федеральной службе по аккредитации

о признании незаконным решения от 24.12.2015 №51138/02-СП

при участии:от заявителя: ФИО1, паспорт, дов. от 13.01.2015 г., от заинтересованного лица ФИО2, паспорт, дов. № 26 от 18.04.2016 г.

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Концерн Роэснергоатом» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным Решения Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) от 24.12.2015 № 51138/02-СП «Об отказе в аккредитации» в области аккредитации лаборатории радиационного контроля и обязании осуществить аккредитацию заявителя в национальной системе аккредитации в области аккредитации лаборатории радиационного контроля на основании заявления от 30.09.2015 № 06/6554 и приложенных документов.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 05 июля 2016 года объявлялся перерыв до 12 июля 2016 года.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на несоответствие оспариваемого решения об отказе в аккредитации в области аккредитации лаборатории радиационного контроля пункту 8 части 4 статьи 18, п. 1 статьи 1 Закона об аккредитации, Порядку проведения проверки экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 293.

Представитель Росаккредитации в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд оставляет требования заявителя без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем, в совокупности такие основания для признания оспариваемого решения незаконным судом не установлены.

Как следует из материалов дела,  в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон об аккредитации), главой 3 «Правил и организации аккредитации» ОАО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (ОАО «Концерн Росэнергоатом») в лице филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» (далее – Заявитель, Билибинская АЭС) в Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация) было подано заявление об аккредитации от 30.09.2015 № 06/6554 в области аккредитации лаборатории радиационного контроля.

По результатам рассмотрения данного заявления, Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) было принято решение «Об отказе в аккредитации» от 24.12.2015 № 51138/02-СП, издан соответствующий приказ от 24.12.2015 № А-11246 «Об отказе в аккредитации ОАО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция»).

Заявитель, не согласившись с решением Федеральной службы по аккредитации от24.12.2015 № 51138/02-СП об отказе в аккредитации, обратился в арбитражный суд с настоящим  заявлением. 

Суд, рассмотрев доводы заявителя и заинтересованного лица, посичтал невозможным удовлетворить требования АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» последующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» (далее -Положение о Росаккредитации), Федеральная служба по аккредитации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.

Согласно пунктам 5.1.1 и 5.1.7 Положения о Росаккредитации, Росаккредитация осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: проведению аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации и федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 22 Федерального закона № 412-ФЗ действие аккредитации прекращается в случае не устранения аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено по основаниям, указанным в части 1 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ, выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.

Согласно части 9 статьи 22 Федерального закона № 412-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых национальным органом по аккредитации принято решение о прекращении действия аккредитации в соответствии с пунктом 5 или 6 части 1 статьи 22 Федерального закона № 412-ФЗ либо аккредитация которых была прекращена на основании их заявления (в случае, если действие аккредитации на день принятия решения о прекращении действия аккредитации было приостановлено в отношении всей области аккредитации или ее части), вправе обратиться с заявлением об аккредитации в национальный орган по аккредитации не ранее чем по истечении двух лет со дня принятия такого решения.

В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 18 Федерального закона № 412-ФЗ основанием для отказа в аккредитации является поступление заявления об аккредитации в национальный орган по аккредитации от заявителя, который в случае, предусмотренном частью 9 статьи 22 Федерального закона №412-ФЗ, не вправе обращаться в национальный орган по аккредитации с таким заявлением в течение двух лет со дня прекращения действия аккредитации.

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона № 412-ФЗ в случае принятия решения об отказе в аккредитации национальный орган по аккредитации в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения вручает заявителю либо направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, копию приказа национального органа по аккредитации об отказе в аккредитации с указанием причин отказа, реквизитов экспертного заключения и акта выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации (при наличии этих заключения и акта).

Также статьей 30 Федерального закона № 412-ФЗ предусмотрены переходные положения, регламентирующие вопросы действия документов об аккредитации, выданных федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона № 412-ФЗ (вступил в силу 01.07.2014).

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона № 412-ФЗ документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня

вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют силу до окончания срока их действия.

В соответствии с частями 2, 3, 3.1 Федерального закона № 412-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона № 412-ФЗ, должны пройти процедуру подтверждения компетентности, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном данным Федеральным законом, в следующие сроки:

В период с 01.07.2014 по 30.06.2015 подтверждение компетентности должны были пройти следующие аккредитованные лица:

-аккредитованные лица, не проходившие процедуру подтверждения аттестатов аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в период с 01.07.2012 по 30.06.2014;

-аккредитованные лица, действие документов об аккредитации которых заканчивалось в срок с 01.07.2016 по 30.06.2017 г. и с 01.07.2018 по 30.06.2019.

В период с 01.07.2015 по 30.06.2016 подтверждение компетентности проходят аккредитованные лица, действие документов об аккредитации которых заканчивается в срок с 01.07.2017 по 30.06.2018.

Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ общий срок процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общий срок проведения документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и общий срок проведения выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроки отдельных административных процедур подтверждения компетентности аккредитованного лица, не установленные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимается   на   основании   заявления   аккредитованного   лица.   Заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подается аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не позднее чем за двадцать рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, определяемого в соответствии с часть статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ.

Таким образом, в силу требований части 5 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ лица, указанные в частях 2 и 3.1 статьи 30 Федерального закона № 412-ФЗ должны подать заявление на прохождение процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица не позднее чем за 20 рабочих дней до 01.07.2015.

В случае неисполнения указанными лицами данного требования Росаккредитация осуществляет приостановление действия их аккредитации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ.

Пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ установлено, что действие      аккредитации      приостанавливается      национальным      органомпо аккредитации отношении всей области аккредитации или ее части в случае отказа или уклонения от прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.

На основании на основании пункта 5 части 1 и пункта 1 части 5 статьи 22 Федерального закона № 412-ФЗ Росаккредитация, в случае отсутствия в Росаккредитации поданного заявления на проведение процедуры подтверждения компетентности, принимает решение о прекращении действия аккредитации аккредитованных лиц.

Как было уже ранее указано, 01.12.2015 OA«Росэнергоатом» было подано заявление от 30.09.2015 № 06/6554 об аккредитации испытательной лаборатории филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция».

В ходе предоставления данной государственной услуги было установлено, что в реестре аккредитованных лиц содержится информация (сведения) о том, что на основании пункта 5 части 1 и пункта 1 части 5 статьи 22 Федерального закона № 412-ФЗ действие аккредитации ОАО «Концерн Росэнергоатом» (филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция») было прекращено приказом Росаккредитации от 29.07.2015 № 8994.

В связи с этим в соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 18 Федерального закона № 412-ФЗ Росаккредитацией было принято решение об отказе в аккредитации АО «Росэнергоатом» в качестве испытательной лаборатории ОАО «Концерн Росэнергоатом» (филиал «Билибинская атомная станция») (приказ Росаккредитации от 24.12.2015 № А-11246 «Об отказе в аккредитации ОАО «Концерн Росэнергоатом» (филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция»).

Таким образом, довод АО «Росэнергоатом» о том, что деятельность испытательных лабораторий филиалов ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция» и «Калининская атомная станция» не связана с деятельностью испытательной лаборатории филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция», действие аккредитации которых было прекращено, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона № 412-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых национальным органом по аккредитации принято решение о прекращении действия аккредитации, вправе обратиться с заявлением об аккредитации в национальный орган по аккредитации не ранее чем по истечении двух лет со дня принятия такого решения.

Вышеуказанное положение Федерального закона № 412-ФЗ устанавливает ограничения в части подачи заявлений об аккредитации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не в отношении типа аккредитованных лиц (например, органов по сертификации, испытательных лабораторий и др.), предусмотренных положением приказа Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации», либо сферой деятельности (областей аккредитации) аккредитованных лиц и заявителей.

В подтверждение вышеизложенного в материалы дела представлен протокол совещания в Минэкономразвития России, как федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации (пункт 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437), по вопросу подачи заявлений об аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых Росаккредитацией было принято решение опротокол совещания в Минэкономразвития России, как федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации (пункт 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437), по вопросу подачи заявлений об аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых Росаккредитацией было принято решение о прекращении действия аккредитации.

В связи с тем, что действие аттестатов аккредитации АО «Росэнергоатом» было прекращено на основании пункта 5 части 1 и пункта 1 части 5 статьи 22 Федерального закона № 412-ФЗ приказом Росаккредитации от 29.07.2015 № 8994, АО «Росэнергоатом» вправе обратиться с заявлением об аккредитации в национальный орган по аккредитации не ранее 29.07.2017.

              На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования АО «Концерн Росэнергоатом» в лице  филиала АО»Концерн Росэнергоатом» «Билинская атомная станция» о признании незаконным Решение Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) от 24.12.2015 № 51138/02-СП «Об отказе в аккредитации» в области аккредитации лаборатории радиационного контроля и обязании осуществить аккредитацию заявителя в национальной системе аккредитации в области аккредитации лаборатории радиационного контроля на основании заявления от 30.09.2015 № 06/6554 и приложенных документов не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Судебные расходы согласно ст.ст. 102, 110 АПК РФ возлагаются на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ОАО «Концерн Роэснергоатом» об оспаривании решения  Федеральной службы по аккредитации от 24.12.2015 №51138/02-СП «Об отказе в аккредитации» в области аккредитации лаборатории радиационного контроля, обязании Росаккредитации осуществить аккредитацию заявителя в национальной системе аккредитации в области аккредитации лаборатории радиационного контроля на основании заявления от 30.09.2015 г. № 06/6554– отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А.Дранко