Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
07 июля 2016г. Дело № А40-75820/16-39-647
Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 07 июля 2016 г.
В составе председательствующего судья Ю. Ю. Лакоба
При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сулеймановой М.И., рассмотрев дело по иску Акционерного общества «АРХБУМ» (дата рег: 02.12.1997г., юр. адрес: 164900, <...>) к Открытому акционерному обществу «Вагонная ремонтная компания - 3» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 14.04.2011г., юр. адрес: 129090, <...>)
о взыскании суммы убытков в размере 62 208,66 руб.
При участии: согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «АРХБУМ» обратилось в арбитражный суд г. Москвы с иском к Открытому акционерному обществу «Вагонная ремонтная компания - 3»о взыскании убытков в размере 62 208,66 руб., понесенных истцом в связи с выполнением ответчиком ненадлежащего качества работ по договору от 28.12.2012г. №18.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, дело рассматривается в его отсутствие. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Ответчик в судебное заседание явился, отзыв не представил.
Рассмотрев материалы, исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом и ответчиком был заключен договор от 28.12.2012г. №18.
28.12.2012г. между ОАО «АРХБУМ» (Заказчик) и ОАО «Вагонная ремонтная компания-3» в лице Ярославского филиала (Подрядчик) был заключён договор № 18 на плановые виды ремонта грузовых вагонов, согласно условий которого Подрядчик принял на себя обязательства произвести деповской ремонт вагонов.
13.07.2014г. и 18.06.2014г. вагонно-ремонтным депо Кемь и Калуга был произведён деповской ремонт вагонов №54373709, №52679412 принадлежащих АО «АРХБУМ». и составлены акты № 30 от 13.07.2014г.; № 6 от 18.06.2014г. о выполненных работах по деповскому ремонту вагонов № 54373709, № 52679412.
На оплату работ были выставлены счёт-фактуры № 0300020000007643/0700000059 от
13.07.2014г., № 0300040000007647/0600000212 от 18.06.2014г. который были оплачены АО «АРХБУМ».
01.03.2015г. и 17.06.2015г. на станциях Исакогорка и Сольвычегодск Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД» согласно уведомлений № 8, №818 на ремонт вагонов вагоны № 54373709, №52679412 были отцеплены для проведения текущего ремонта по причине некачественного деповского ремонта.
Вагонными депо Исакогорка и Сольвычегодск составлены дефектные ведомости расчетно-дефектная ведомость на текущий ремонт грузовых вагонов № 54373709. № 52679412. Стоимость ремонта составила 6 530,85 рублей и 55 677,81 рублей.
Между эксплуатационными вагонными депо Исакогорка, Сольвычегодск и АО «АРХБУМ» были составлены акты от 05.03.2015 г. № 1672531. 22.06.2015 г. №1900934 о выполненных работах по текущему ремонту вагонов № 54373709, № 52679412.
На оплату работ ОАО «РЖД» были выставлены счёт-фактура № 1890840000005189/0300000527 от 05.03.2015г., №1890840000005189/0600001097 от 22.06.2015г. который был оплачен АО «АРХБУМ».
11.03.2015г. комиссией в составе представителей вагонного депо Исакогорка был составлен акт-рекламация № 135 по форме ВУ-41М, согласно которому: «При техническом осмотре вагона было выявлено: излом подводящей трубки от запасного резервуара к двухкакмерному резервуару по старой трещине. Толщина стенки подводящей трубки 2.5 мм., при норме не менее 3.2 мм. Причиной неисправности послужило нарушение п.5.4 Руководства 732-ЦВ-ЦЛ при выполнении деповского ремонта.». Претензии к качеству проведения деповского ремонта ВЧДР КемьОАО «ВРК-3».
22.06.2015г. комиссией в составе представителей вагонного депо Сольвычегодск был составлен акт-рекламации № 470 по форме ВУ-41М. согласно которому: «Вагон отцеплен по неисправности 441-обрыв/излом воздухопровода и подводящих труб тормозной магистрали. При комиссионном осмотре выявлен излом подводящей трубки 100% свежий, следы удара в подводящей трубке отсутствуют. Радиус изгиба подводящей трубки составил менее 100 мм. При осмотре вагона в ТОР Сольвычегодск обнаружена трещина запасногорезервуара в месте соединения штуцера с запасиым резервуаром. При расследовании причин возникновения дефекта следов повреждения детали при эксплуатации вагона, а также возникновение дефекта в результате нарушения правил эксплуатации вагона не обнаружено. Нарушение «Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов 732-ЦВ-ЦЛ п.5.8,6.2 при проведении деповского ремонта. Претензии к качеству выполнения деповского ремонта.» Комиссии признали виновным ВУ Калуга ВЧДР Тула ОАО «ВРК-3». проводившего последний деповской ремонт вагонов № 54373709, № 52679412.
В соответствии с договором № 18 на плановые виды ремонта грузовых вагонов были предъявлены претензии № 50/5-2241 от 28.07.2015 г.; №50/5-2579 от 31.08.2015 г. с требованием возместить стоимость ремонта по устранению неисправностей. Ответа не поступило.
По условиям договоров подрядчик обязался проводить ремонт вагонов в соответствии требованиями руководящих документов «Руководство по капитальному ремонту грузовы.-. вагонов» и «Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520мм. Руководство по деповскому ремонту», утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 18-19 мая 2011 г. и т.д. (п. 2.1.1 договоров).
Согласно п. 6.1 договора № 18 на плановые виды ремонта грузовых вагонов гарантийный срок на выполненные работы по ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, начиная с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36М, при условии соблюдения заказчиком правил технической эксплуатации подвижного состава.
Гарантийный срок не распространяется на узлы и детали, отказ которых произошел по причине естественных эксплуатационных износов.
В соответствии с пунктом 6.3 договора, если в течении гарантийного срока обнаружены технологические дефекты, возникшие в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта, грузовые вагоны направляются для устранени
выявленных дефектов в вагоноремонтные предприятия, определяемые заказчиком самостоятельно.
В пункте 16.1 Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм N ЦВ - 587 от 21.08.1998, утвержденном МПС РФ, указано, что вагонные депо, производящие деповской ремонт вагонов, несут ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов формы ВУ-36.
В соответствии с Инструкцией 732-ЦВ-ЦЛ п.5.4 Подводящие трубы должны быть выполнены из стальных бесшовных труб по ГОСТ 8734 с наружным диаметром 27 мм и толщиной стенки 3,2 мм; п.5.8 Радиус изгиба труб магистрального воздухопровода (по продольной оси трубы) должен быть не менее 500 мм, подводящих труб - не менее 100 мм; п.6.2 Полное техническое освидетельствование, в том числе гидравлическое испытание, производится в соответствии с нормативными документами по надзору за воздушными резервуарами железнодорожного подвижного состава. При этом:
на запасном резервуаре Р7-78 допускается наличие не более трех вмятин глубиной не более 5 мм, расположенных вне сварных швов на расстоянии друг от друга не менее 45 мм, и коррозионные повреждения общей площадью не более 0,24 м2 и глубиной до 0,3 мм;
на запасном резервуаре Р7-135 допускается наличие не более трех вмятин глубиной не более 5 мм, расположенных вне сварных швов на расстоянии друг от друга не менее 60 мм, и коррозионные повреждения общей площадью не более 0,32 м2 и глубиной до 0,3 мм;
давление гидравлического испытания запасного резервуара должно быть равным (1,05+0,05) МПа [(10,5+0,5) кгс/см2], время испытания - не менее 10 минут.
Результаты гидравлического испытания признаются удовлетворительными, если не обнаружено:
течи, трещин в основном металле и сварных соединениях;
падения давления в запасном резервуаре за время проведения испытания.
После гидравлического испытания запасный резервуар должен быть просушен внутри.
В соответствии с п. 12.2. руководящего документа РД 32 ЦВ 072-2005, эксплуатация тележек с установленными износостойкими элементами в узлах трения должны обеспечивать пробег вагона по этим узлам и деталям до следующего планового вида ремонта, но не менее 160 тыс. км. Согласно п. 11.3. руководящего документа РД 32 ЦВ 072-2005, отремонтированные узлы и детали тележки должны соответствовать требованиям настоящего Руководства и другим документам, относящимся к ремонту вагонов.
В соответствии с указанными руководствами, ремонтное предприятие при приемке вагона в ремонт должно произвести визуальный осмотр, а при необходимости, и инструментальную проверку вагона, определив объем и вид его ремонта, а также несет ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов формы ВУ-36 при соблюдении правил эксплуатации вагонов. По спорным вагонам, отцепленным в текущий отцепочный ремонт в период гарантийной ответственности ОАО « ВРК-3», не зафиксировано нарушении правил эксплуатации.
Неисправность вагона устанавливается работниками вагонного хозяйства или другими работниками, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию
вагонов, в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации.
Инструкция устанавливает порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов. По состоянию грузового вагона, месту обнаружения его отказа и отцепки, текущий отцепочный ремонт выполняется в объеме ТР-1 и ТР-2.
В свою очередь, эксплуатационные вагонные депо, осуществлявшие ремонт грузовых вагонов в ТР-2, несут гарантийную ответственность за качество сборки, комплектацию вновь установленных узлов, деталей и ремонт в объеме Руководства, по неисправностям, по которым вагон был отцеплен в ТОР, до следующего планового вида ремонта или до выполнения заданного объема перевозок по «Пробегу» при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог РФ от26.05.2000 ЦРБ-756.
Установлено, что вагоны переведены в ТР-2 по неисправностям, устранение которых после плановых ремонтов не проводилось. Кроме того, вагоны № 54373709, №52679412 были забракованы по технологической неисправности по коду: 441 неисправность - обрыв/излом воздухопровода и подводящих труб тормозной магистрали. Поскольку данный случай является гарантийным, детали находились на ответственном хранении.
Согласно «Временному Регламента ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве» от 25.07.2011, утвержденному вице-президентом ОАО «РЖД» ФИО1, и «Регламенту» расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы» от 02.02.2013, утвержденному Президентом НП «ОПЖТ» ФИО2, в состав комиссии по собственной инициативе могли войти представители ОАО «ВРК-3». В свою очередь, ответчик не изъявил намерения направить своего представителя для расследования причин отцепки вагонов, что подтверждается актами рекламациями формы ВУ-41М.
На комиссии Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ Латвии, Литвы, Эстонии 22 - 24 августа 2006 года утверждена таблица распределения основнь' неисправностей грузовых вагонов по причинам их возникновения классификатор неисправностей (реквизиты документов: пункт 12.8 (приложение 8) Протокола Комиссии Совета от 22 - 24 августа 2006 года г. Москва), из которой следует, что неисправность за N 441 (обрыв/излом воздухопровода и подводящих труб тормозной магистрали) - является неисправностью технологической, т.е. связанной с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов в депо на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО.
Таким образом, причиной проведения текущего отцепочного ремонта стал некачественный деповской ремонт вагонов № 54373709, №52679412, произведенный в ВЧДР Кемь ОАО «ВРК-3».
На основании статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должн будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществление предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
На основании ст.723 ГК РФ п.1 в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Факт выявления дефекта подтвержден уведомлениями на ремонт вагонов, актами-рекламациями № 135, № 470 по форме ВУ-41М, предъявляемый предприятию, производившему плановые виды ремонта грузовых вагонов и их узлов, на обнаруженные в период действия гарантийного срока отказы грузового вагона, вызванные низким качеством его ремонта.
Ответчик доводы истца документально не опроверг.
Учитывая изложенное, требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Расходы по уплате госпошлины по иску в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 309, 393, 401, 1096Гражданского кодекса, статьями 49 65, 71, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса, суд,
РЕШИЛ:
Взыскать с Открытого акционерного общества «Вагонная ремонтная компания - 3» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 14.04.2011г., юр. адрес: 129090, <...>) в пользу Акционерного общества «АРХБУМ» (дата рег: 02.12.1997г., юр. адрес: 164900, <...>) убытки в сумме 62 208,66 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 488 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
СУДЬЯ Ю.Ю.Лакоба