ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-76411/19-17-689 от 16.09.2019 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                             Дело № А40- 76411/19-17-689

Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 23 сентября 2019 года

Арбитражный суд города Москвы в составе: судьи  Поляковой А.Б. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Березовским И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "ФОРМУЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА" (адрес: 111675 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ДМИТРИЕВСКОГО ДОМ 23 ПОМЕЩЕНИЕ XV, ОГРН: <***>, Дата регистрации: 02.10.2014, ИНН: <***>) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес: 344002, <...>, каб. 301) о признании незаконным постановления от 19.03.2019г. № 178/07-03/19,

при участии: от заявителя: ФИО1 (до перерыва) по доверенности от 27.02.2019, ФИО2 по доверенности от 28.05.2019 № 20ФБТ, от заинтересованного лица: не явилось, извещено.

УСТАНОВИЛ:

ООО «Формула безопасности транспорта» (далее – Заявитель, Общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 19.03.2019г. № 178/07-03/19 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении. Позиция заявителя мотивирована нарушением заинтересованным лицом порядка привлечения к  административной ответственности.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление и материалы административного дела не представило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя заинтересованного лица.

Выслушав объяснения представителя заявителя, оценив представленные в материалах дела доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Заявление об оспаривании постановления подано с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ.

На основании ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, Врио заместителя начальника УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора в отношении ООО «Формула безопасности транспорта» вынесено определение № 54р/07-03/19 от 30.01.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ.

Главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении ООО «Формула безопасности транспорта» вынесено оспариваемое постановление от 19.03.2019 № 178/07-03/19 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. 

Из текста постановления следует, что 25.12.2018 из ФГУП «УВО Минтранса России» в Управление поступила информация о том, что в связи с окончанием сроков действия договоров № СК-28/2018-д/о от 12.03.2018; № 10/18/СК-29/2018-д/о от 16.03.2018; № СК-3-/2018-д/о от 19.03.2018; № СК-31/2018-д/о от 20.03.2018; заключенных между ФГУП «УВО Минтранса России» и ФБУ «Администрация «Волго-Дон», а также не продлением договорных отношений на новый срок, с 20.12.2018 ФГУП «Уво Минтранса  России»   вынуждено   было   снять   охрану   с   объектов транспортной инфраструктуры - Водораздельного гидроузла № 11, Мариновского гидроузла № 12, Гидроузла № 1-9 Волжского района, Волгоградского гидроузла, Цимлянского гидроузла, Константиновского гидроузла, Николаевского гидроузла.

В соответствии с п. 5 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденного постановлением Правительства РФ 04.10.2013 № 880, осуществляется наблюдение за исполнением субъектами надзора требований в области транспортной безопасности, анализ и прогнозирование исполнения требований в области транспортной безопасности, в связи с чем 11.01.2019 Управлением направлен запрос в ФБУ «Администрация «Волго-Дон» (далее - СТИ) о предоставлении документов, подтверждающих соблюдение СТИ положений пп. 3 п. 5 Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов портной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678.

29.01.2019 из СТИ в Управление поступил ответ на запрос, из которого установлено, что защита объектов транспортной инфраструктуры ФБУ «Администрация «Волго-Дон» от актов незаконного вмешательства осуществляется подразделением транспортной безопасности ООО «Формула безопасности транспорта»  на  основании   заключенных  договоров  №  476-к К» 475-к от 21.12.2018, № 474-к от 21.12.2018, № 473-к от 21.12.2018.

В ходе рассмотрения представленных документов ФБУ «Администрация «Волго-Дон» вынесено определение № 54р/07-03/19 от 30.01.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования в отношении ООО «Формула безопасности транспорта».

При проведении административного расследования установлено, что ООО «Формула транспорта» осуществляет свою деятельность с нарушением законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, а именно:

1.В ООО «Формула безопасности транспорта» досмотр, дополнительный досмотр, повторной досмотр осуществляется уполномоченными лицами из числа работников подразделения транспортной безопасности (ФИО3, ФИО4), не аттестованными в соответствии  с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр.

Нарушено требование п. 17 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 (далее - Правила).

2.ВООО «Формула безопасности транспорта» наблюдение и собеседование осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделения транспортной безопасности (ФИО3, ФИО4), не аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим наблюдение и (или) собеседование.

Нарушено требование п. 18 Правил.

Согласно сведениям из Реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности, размещенного в сети Интернет, на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта ООО  «Формула безопасности транспорта» выдано свидетельство об аккредитации от 03.09.2018 №35.

В соответствии сп. 7.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон) ООО «Формула безопасности транспорта» является подразделением транспортной безопасности.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 № 227 утверждены, Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила).

В соответствии с п. 3 Правил, настоящие Правила обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (далее - ОТИ и ТС), застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), а также иными лицами, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на ОТИ или ТС.

Согласно п. 17 Правил, досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляется уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр.

В силу п. 18 Правил, наблюдение и  собеседование  осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим наблюдение и (или) собеседование.

Статьей 1 Закона установлено, что к силам обеспечения транспортной безопасности, в том числе отнесен персонал подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

В статье 12.1 Закона закреплено, что силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что согласно постовой ведомости с 8 часов 00 минут 2019 до 8 часов 00 минут 28.01.2019 на защиту от актов незаконного вмешательства на ОТИ зел № 9 (Волгоградская область, Светлоярский район) заступили следующие сотрудники ПТБ  ООО «Формула безопасности транспорта»: ФИО3, ФИО4

Согласно пп. 1.3, 1.4 п. 1, пп. 3.3 п. 3 Должностной инструкции дежурной смены ПТБ ООО «Формула безопасности транспорта» по защите от АНВ ОТИ ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна ВВП» КСГС «Гидроузел № 9» (Волгоградская область, Светлоярский район): положения настоящей Инструкции основывается на положениях и требованиях: Приказа Министерства Транспорта РФ № 227 от 23.07.2015 «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, Договора № 474-к от 21.12.2018 на оказание услуг по защите ОТИ ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна ВВП» от АНВ, а также иных действующих нормативно правовых актов Российской Федерации в области транспортной безопасности (пп. 1.3 п.1); ПТБ ООО «Формула безопасности транспорта» в процессе служебной деятельности обеспечивает: недопущение проноса (провоза) предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра предусмотрены запрет или ограничение решение на перемещение в зону транспортной безопасности (ее части) и (или) на критические элементы (КЭ) ОТИ (пп. 1.4 п. 1); работник ПТБ имеет право: вести наблюдение и собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (пп. 3.3 п. 3).

По сведениям Реестра выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности размещенного в сети Интернет, на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта сотрудники ПТБ ООО «Формула безопасности транспорта» ФИО3 и ФИО4 не аттестованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По данному факту 28.02.2019 главным государственным инспектором ОНОТБ в г. Волгоград УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора ФИО5 в отношении ООО «Формула безопасности транспорта» в присутствии представителя Общества по доверенности ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении № 404167, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ.

Копия протокола об административном правонарушении от 28.02.2019 № 404167 вручена представителю Общества по доверенности ФИО6 после составления протокола об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление от 19.03.2019 № 178/07-03/19, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Формула безопасности транспорта» обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд установил, что оспариваемое постановление вынесено должностными лицами  в пределах их полномочий.

В силу ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Вместе с тем, согласно  ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

В соответствии со статьей 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая указанные нормы права, административный орган обязан был доказать наличие в действиях (бездействии) заявителя состава вмененного административного правонарушения, соблюдения порядка привлечения к ответственности.

Кроме этого, согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; при составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

Протокол об административном правонарушении является важным процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, а также для принятия решения по делу, поэтому нормами КоАП РФ к протоколу предъявляются определенные требования к его составлению и содержанию.

Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом; указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Суд предлагал ответчику представить письменный отзыв и материалы дела об административном правонарушении. Однако, определения суда от 27.06.2019г., от 09.09.2019г. административным органом не исполнены, материалы дела об административном правонарушении не представлены.

В данном случае сведения о надлежащем извещении законного представителя заявителя о времени и месте составления протокола в материалах дела отсутствуют, суд лишен возможности проверить соблюдение ответчиком процесса привлечения к административной ответственности.

В связи с непредставлением суду документов, подтверждающих наличие в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, а также подтверждающих составление протокола об административного правонарушения при соблюдении установленной процедуры, суд приходит к выводу о том, что наличие в действиях заявителя вмененного административного правонарушения, а также соблюдение процедуры привлечения ООО «Формула безопасности транспорта» к административной ответственности не могут считаться установленными и доказанными.

В этой связи требования заявителя, исходя из разъяснений пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»  и в соответствии с п. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 163, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19.03.2019г. № 178/07-03/19 о привлечении ООО "ФОРМУЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА" к административной ответственности на основании ч.1 ст. 11.15.2 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ:А.Б. Полякова