именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
Дело № А40-77301/2013
12 августа 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2013 года
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2013 года
Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н. (92-742)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гилаевым Д.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОСАО «Россия»
к ФСФР России об оспаривании постановления от 30.05.2013 г. №13-228/пн по делу
об административном правонарушении №13-246/ап, протокола об административном правонарушении от 22.05.2013 №13-237/пр-ап
с участием:
От ответчика: ФИО1, представитель по доверенности от 24.05.2013 г. №13-ДП-05/19121.
УСТАНОВИЛ:
ОСАО «Россия» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления ФСФР России от 30.05.2013 №13-228/пн по делу об административном правонарушении.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку ответчиком не применены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Надлежаще уведомленный о месте и времени судебного заседания заявитель представителя с суд не направил.
С учетом ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя заявителя.
Представитель ФСФР России против удовлетворения заявления возражал по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ доказан, его вина установлена, порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ соблюден; размер штрафа определен правильно с учетом правил назначения наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного органа, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Заявление об оспаривании постановления от 30.05.2013 №13-228/пн по делу об административном правонарушении подано заявителем в арбитражный суд 19.06.2013.
Вместе с тем, в заявлении содержится ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока в связи с поздним получением оспариваемого постановления, в подтверждение чего заявителем представлена копия письма от 31.05.2013 с отметкой заявителя, согласно которой спариваемое постановление получено заявителем 10.06.2013.
Рассмотрев ходатайство, суд находит его подлежащим удовлетворению, признав причины пропуска установленного срока уважительными.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Из материалов дела следует, что заявитель является страховой организацией, осуществляющей деятельность на основании лицензий на осуществление страхования С № 0002 77 и перестрахования П № 0002 77.
В соответствии с пунктами 1 и 5.4.7.2 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 (далее - Положение), Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно- правовому регулировании, контролю и надзору в сфере страховой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
На основании изложенного ФСФР России осуществляет полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, контролирует соблюдение страхового законодательства субъектами страхового дела.
В соответствии с Федеральным законом, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, страховые организации обязаны составлять и публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность, а также представлять ее в Федеральную службу по финансовым рынкам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 179 «О представлении годовой консолидированной финансовой отчетности».
Федеральный закон не ставит обязанность страховых организаций по составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности в зависимость от наличия или отсутствия у них дочерних и (или) зависимых организаций.
Следовательно, все страховые организации, вне зависимости от наличия или отсутствия у них дочерних и (или) зависимых обществ, должны не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность, т.е. не позднее 30 апреля 2013 года представить годовую консолидированную финансовую отчетность за 2012 год, составленную в соответствии с МСФО, в Федеральную службу по финансовым рынкам в соответствии с Правилами.
Согласно пункту 4 Правил годовая консолидированная финансовая отчетность представляется:
а) посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через
сеть Интернет, в форме электронных документов с неквалифицированной
электронной подписью;
б) с использованием программы, размещенной на официальном сайте
Федеральной службы по финансовым рынкам в сети Интернет в свободном
доступе, которая соответствует последним версиям шаблонов электронных
документов указанной программы на дату представления документов.
Порядок представления страховыми организациями годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год, составленной в соответствии с МСФО, в Федеральную службу по финансовым рынкам, определяющий требования к форматам файлов, контрольные соотношения годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год установлен информационным письмом Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.04.2013 № 13-СХ-12/14856 «Информационное письмо о представлении страховыми организациями годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности».
Программа формирования страховыми организациями пакета годовой консолидированной финансовой отчетности для отправки в Федеральную службу по финансовым рынкам размещена на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Участники финансовых рынков / Рынок страховых услуг / Отчетность субъектов страхового дела / Представление страховыми организациями годовой консолидированной финансовой отчетности».
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными требованиями страховая организация должна была представить в Федеральную службу по финансовым рынкам годовую консолидированную финансовую отчетность за 2012 год, составленную в соответствии с МСФО, в форме электронных документов с использованием программы, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам в сети Интернет, не позднее 30 апреля 2013 года.
По состоянию на 01.05.2013 00:01 мин., а также на момент составления протокола об административном правонарушении (22.05.2013), годовая консолидированная финансовая отчетность за 2012 год, составленная в соответствии с МСФО, в форме электронных документов Заявителем в ФСФР России не представлена.
Годовая консолидированная финансовая отчетность за 2012 год, составленная в соответствии с МСФО, в форме электронных документов Заявителя представлена в ФСФР России 23.05.2013 (вх. № 13-509/осс-мсфо).
Таким образом, заявителем совершено административное правонарушение, выразившееся в непредставлении в ФСФР России по состоянию на 22.05.2013 годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год, составленной в соответствии с МСФО, ответственность за которое установлена статьей 19.7.3 КоАП РФ.
По факту выявленного правонарушения 30.05.2013 заместителем руководителя ФСФР России в отношении заявителя составлен протокол № 13-228/пн об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.3 КоАП РФ. и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500.000 рублей.
Полномочия должностных лиц административного органа, составивших протокол и рассмотревших дело об административном правонарушении, предусмотрены п. 61 ч. 2 ст. 28.3 и ст. 23.47 КоАП РФ, п. 5.3.3 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 317, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом ФСФР России от 25.08.2004г. № 391/пз-н.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ соблюден административным органом.
Судом установлено, что общество в нарушение ст. 2.1 КоАП РФ имело реальную возможность в установленный срок исполнить требования законодательства, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, за что общество обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 19.7.3 КоАП РФ.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ, предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Доводы общества о малозначительности совершенного правонарушения несостоятельны, так как указанные им факты относятся к смягчающим административную ответственность обстоятельствам и были учтены ФСФР России при назначении обществу административного наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 19.7.3 КоАП РФ.
Судом не установлены обстоятельства, которые в данном случае свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным.
Производство по делу в части требований ОСАО «Россия» об оспаривании протокола об административном правонарушении от 22.05.2013 № 13-237/пр-ап подлежит прекращению на основании ст. ст. 29, 207, ст. 150 п. 1 АПК РФ.
Согласно п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. В силу действия ст. 28.2 КоАП РФ протоколом признается документ, фиксирующий факт совершения административного правонарушения, на основании которого принимается постановление о привлечении лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 64 АПК РФ протокол об административном правонарушении является доказательством по делу, положенным в основу решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
По смыслу статей 27, 29, 207, 208 АПК РФ протокол об административном правонарушении не может быть оспорен, поскольку является процессуальным документом административного производства и не является решением административного органа, в связи с чем, производство по делу в части оспаривания протокола об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 1.5, 1.6, 2.1, 4.5, ч. 1 ст. 15.19, 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, ч. 3 ст. 30.1, 30.3 КоАП РФ, ст.ст. 64-68, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 180, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Открытого страхового акционерного общества «Россия» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) к Федеральной службе по финансовым рынкам об оспаривании постановления от 30.05.2013 г. №13-228/пн по делу об административном правонарушении №13-246/ап.
В остальной части производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:
И.Н.Уточкин