ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-77805/2022-92-585 от 28.09.2022 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                             Дело № А40-77805/22-92-585

31 октября 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2022 г.

Полный текст решения изготовлен 31 октября 2022 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Якубовой Р.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: ООО «Хартия»

ИНН:<***>

к ООО «Росинтер Ресторанс» ИНН: <***>

о взыскании 510 935 рублей, 65 коп.

и по встречному исковому заявлению ООО «Росинтер Ресторанс»

к ООО «Хартия»

о понуждении заключить договор.

при участии:

от истца: ФИО1 дов. от 12.10.2021№147/Ю-2021, паспорт, диплом; ФИО2

дов. от 28.04.2022 №48/Ю-2022, паспорт, диплом

от ответчика: ФИО3 дов. от 20.09.2021 № б\н, паспорт, диплом;

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Хартия» (далее – истец по первоначальному иску, ответчик по встречному иску) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к  ОБЩЕСТВУ  С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Росинтер Ресторанс»  (далее – ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску) о взыскании задолженности в размере 244 977,72 руб. по Договору №2258-2020/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 21.07.2020, неустойки, начисленной за период 11.09.2020 по 31.03.2022 в размере 93 360,06  руб. и неустойки, начисленной на сумму основного долга, рассчитанную после даты окончания моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 г. №497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» по день фактического исполнения обязательства, в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, исходя из фактического размера задолженности, за каждый день просрочки с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 г. №474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году» (с учетом ст. 49 АПК РФ).

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 17.06.2022 г. к совместному рассмотрению с первоначальным иском принято встречное исковое заявление  ОБЩЕСТВА  С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Росинтер Ресторанс»  к ОБЩЕСТВУ  С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Хартия» о понуждении к заключению с ООО «РОСИНТЕР РЕСТОРАНТС» Договора на вывоз ТБО на условиях типового договора с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему спору в отношении объекта общественного питания, расположенного по адресу: <...>.

Истец по первоначальному иску требования поддержал согласно исковому заявлению, требования по встречному иску отклонил согласно доводам отзыва.

Ответчик по первоначальному иску требования не признал, требования по встречному иску поддержал.

Исследовав материалы дела, в том числе предмет и основания заявленных первоначального и встречного исков, выслушав в судебном заседании объяснения полномочных представителей истца (ответчика по встречному иску) и ответчика (истца по встречному иску), которые полностью изложили и поддержали свои позиции по делу, оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что первоначальные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, а встречные исковые требования являются необоснованными ввиду нижеследующего.

Как следует из материалов дела и указывает истец в обоснование иска, на основании Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 19.04.2018 ООО «Хартия» наделено статусом «Регионального оператора» по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Московской области (Ногинская зона Регионального оператора) и является единственным лицом, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО, в том числе выставление счета за оказанные услуги за обращение с ТКО на территории Ногинской зоны субъекта Российской Федерации.

Между   Министерством   экологии   и   природопользования   Московской   области   и ООО            «Хартия» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ногинской зоне Регионального оператора от 28.04.2018 (далее - Соглашение).

Согласно п. 4.2 Соглашения Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Московской области с 01.01.2019.

Между Истцом и Ответчиком заключен Договор №2258-2020/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 21.07.2020 (далее - Договор), согласно условиям которого, Истец обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Ответчик обязуется оплачивать услуги Истца по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Истца. Датой начала оказания услуг согласно условиям Договора является 01.01.2019 Договор заключен сроком на один год с даты начала оказания услуг с последующей пролонгацией.

В приложении к Договору Истцом и Ответчиком согласованы объем принимаемых ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО.

Согласно п. 15 Договора и положений приложения к Договору учет объема ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.

Стоимость услуг по обращению с ТКО предоставляемых Истцом определяется в соответствии с Единым тарифом утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области», размер которого для Истца на 2019 год составляет 616,39 рублей без НДС, 739,67 рублей с НДС 20%, Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2019 года № 403-Р «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020 - 2022 годы на территории Московской области» на 2020 год в размере - 616,39 рублей без НДС, 739,67 рублей с НДС 20%, на период с 01.01.2021 по 01.07.2021 в размере - 616,39 рублей без НДС, 739,67 рублей с НДС 20%, с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере - 637 (Шестьсот тридцать семь) рублей 78 копеек без НДС, 765 (Семьсот шестьдесят пять) рублей 34 копейки с НДС 20%.

Во исполнение условий Договора, Истцом были оказаны услуги по обращению с ТКО, за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 на общую сумму 285 807,39 руб., что подтверждается актами об оказании услуг, актом сверки взаимных расчетов.

Раздел VI Договора «порядок фиксации нарушений», установленный согласно Правил 1156 предусматривает составление Акта между Истцом и Ответчиком в случае нарушения Истцом обязательств по Договору, а именно согласно п. 1 Договора нарушения при принятии ТКО в объеме и в месте, которые определены в Договоре, и обеспечении их транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответчиком соответствующий акт не составлялся, Истец не вызывался Ответчиком для составления акта.

Согласно Претензии Исх. №2404 от 26.05.2021 сумма задолженности за период с 01.01.2019 по 01.05.2021 составляла 285 808,60 руб.

Согласно уточненном расчету истца с учетом заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности сумма основной задолженности Ответчика перед Истцом за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 составляет 244 977,72 руб.

В соответствии с п. 5, 6 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Плата за коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с ТКО вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

На основании п. 22 Договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Согласно расчету истца сумма неустойки начисленной Ответчику за период с 11.09.2020 по 31.03.2022, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате услуг, оказанных Истцом, составляет 93 360,06 руб. Также истец просит начислять неустойку по дату фактического исполнения обязательства, рассчитанную после даты окончания моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022г. №497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» по день фактического исполнения обязательства, в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, исходя из фактического размера задолженности, за каждый день просрочки с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 г. №474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году».

Ответчик, возражая относительно требований по первоначальному иску, ссылается на то, что истец ошибочно полагает, что договор между сторонами заключен на типовых условиях ввиду лишь присвоения ему статуса регионального оператора: данные предположения не мотивированы и не содержат отсылки на нормативно-правовые акты. Ответчик находился в гражданско-правовых отношениях с иной организацией (ООО «Аэросити-2000»), с которой договор был заключен ранее присвоения Истцу статуса регионального оператора.

Ответчик ссылается на то, что Истец был лишен физической возможности в период с  01.01.2019 по 31.12.2021 оказывать услуги по вывозу ТБО, так как данную обязанность надлежащим образом исполняло ООО «АЭРОСИТИ-2000», что документально подтверждается подписанными актами оказанных услуг и оплаченными счетами. 

Кроме того, дополнительно ответчик просит применить положения ст. 196 ГК РФ в связи с тем обстоятельством, что в требованиях истца содержится требование о взыскании задолженности за период с 01.01.2019 по 30.04.2021, тогда как с настоящим иском истец обратился в суд 13.04.2022, следовательно, Истцом пропущен срок исковой давности за период январь - апрель 2019 г.

Также ответчиком заявлено о применении ст. 333 ГК РФ.

Кроме того, ответчиком предъявлено встречное исковое заявление о понуждении к заключению с ООО «РОСИНТЕР РЕСТОРАНТС» Договора на вывоз ТБО на условиях типового договора с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему спору в отношении объекта общественного питания, расположенного по адресу: <...> которое мотивировано следующим.

Истец по встречному иску указывает на то, что с ООО «Хартия» в июле-августе 2021 г. велась переписка о возможности заключения договора: Истец предлагал заключить договор задним числом, распространяя срок его действия на период с 01.01.2019 г. (желая получить денежные средства за услуги, которые им не оказывались), Ответчик предлагал определить дату заключения договора из фактических обстоятельств – с даты начала оказания услуги (июля 2021 г.). Был подготовлен протокол разногласий, который оставлен Региональным оператором без рассмотрения.

Ответчик (истец по встречному иску) полагает, что в связи с тем, что между сторонами не достигнуто согласие по вопросу о существенном условии – сроке действия договора и периоде оказания  услуг, договор считается незаключенным. В связи с тем, что у ООО «РОСИНТЕР РЕСТОРАНТС» был заключен с 2008 года действующий договор с другим контрагентом, ООО «АЭРОСИТИ-2000» продолжило исполнение обязательств до января 2022г., что подтверждается Дополнительным соглашением № 36 от 01.01.2022.

27.12.2021г. Ответчик обратился к Истцу с заявкой, содержащей намерение заключить договор. ООО «Хартия» наставила на заключении договора с распространением срока действия с 01.01.2019г. 

В ответ на это Ответчиком был направлен повторный мотивированный отказ (исх. б/н от 26.01.2022) от подписания договора № 2258-2020/ МО от 21.07.2020г. (в связи с тем, что услуги Регоператором не оказывались), данное письмо также оставлено без ответа. 

С целью урегулирования спора, ООО «РОСИНТЕР РЕСТОРАНТС» направило досудебную претензию с требованием заключить и направить подписанную копию договора согласно поданной заявке от 27.12.2021.

В ответ на данные действия ООО «Хартия» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании задолженности, неустойки, судебных расходов по договору.

Истец по встречному иску утверждает, что ООО «Хартия» уклоняется от исполнения обязательств по вывозу твердых коммунальных отходов с локации, которая указана в заявке на заключение договора, но при этом требует денежные средства за услуги, которые им фактически не оказывались.

Таким образом, по мнению истца по встречному иску,  Ответчик обязан заключить договор с Истцом в силу положений ст. 426, 445, 446 ГК РФ.

  Стоимость оказываемых услуг для субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги общественного питания утверждена в размере 637,78 рублей без учета НДС (в силу приложения к распоряжению комитета  по ценам и тарифам  Московской области  № 290 – Р от 20.12.2021) исходя из годовых нормативов 2,07 куб.м. в год за 1 посадочное место (п.1.6.1 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных  Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области № 431-РВ от 21.09.2021). Посадочных мест в ресторане, расположенном по адресу: Московская область, г. Балашиха, ш. Энутизиастов д. 36А – 180 мест. Таким образом, за год по данному объекту происходит накопление на 372,6 куб.м. бытовых отходов на общую сумму 237 636,83 рубля без учета НДС в год или 19 803,07 рублей без учета НДС в месяц.

ООО «РОСИНТЕР РЕСТОРАНТС» полагает считать датой уклонения ООО «Хартия» от заключения договора  01.01.2022 г., когда фактически Ответчик должен был приступить к исполнению обязательств в силу подачи Ответчиком заявки с приложенным пакетом документов, в связи с чем полагает, что им соблюден срок шестимесячной исковой давности, указанный в п. 2 ст. 446 ГК РФ.

Отклоняя требования истца по встречному иску, суд исходил из следующего.

В силу ч. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Согласно ч. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее - Правила 1156).

В силу п. 8(2) Правил 1156 Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч.ч. 1 и 9 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Из ч. 6 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с Региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Согласно Письма Минприроды России от 11.12.2018 № 12-50/10311 -ОГ «О лицах, обязанных заключать договора с региональными операторами» в соответствии с Правилами обращения 1156, Региональный оператор по обращению с ТКО заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и 9 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее -нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

ТКО согласно Закона № 89-ФЗ - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В рамках установленных типов отходы классифицируются в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (далее - ФККО). При этом к ТКО в том числе относятся отходы, классифицируемые в ФККО как отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению. Количество ТКО, образующихся в здании, строении, сооружении, оценивается как сумма количества ТКО, образующихся во всех входящих в состав такого объекта помещениях.

Пунктом 8(4) Правил 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка Потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная Потребителем или лицом, действующим от имени Потребителя на основании доверенности (далее - заявка Потребителя), либо предложение Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 8(17) Правил 1156 заключения договора на оказание услуг по обращению с твердых коммунальных отходов Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора на 1-й год действия Соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное Потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Также из п. 8( 17) Правил 1156 следует, что Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения Региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет Региональному оператору заявку Потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил 1156. Заявка Потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п.8(8) - 8(16) Правил 1156.

29.07.2020 от ООО «Росинтер Ресторанс» на электронную почту ООО «Хартия» поступил протокол разногласий по Договору (подтверждается скриншотом с электронной почты) на что первоначальный Истец направил в адрес первоначального Ответчика письмо об урегулировании разногласий №4342 от 18.08.2020 с приложением проекта Договора №2258-2020/МО. Ответчик получил Договор вместе с ответом на протокол разногласий, но в нарушение п. 8(16) Правил 1156 не подписал и в адрес Истца не направил.

Положениями п. 8(15), 8(16) Правил 1156 установлен иной порядок и сроки урегулирования разногласий, а именно, в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы, Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной Региональным оператором направленном Потребителю проекте Договора. Таким образом, урегулирование разногласий в отношении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязательного для заключения Потребителем, в случае несогласия Потребителя (Истца) с предложенными Региональным оператором (Ответчиком) условиями, урегулированы в силу Закона типовой формой, и не подлежат повторному урегулированию в судебном порядке.

Согласно доводам встречного иска у сторон в июле-августе 2021 велась переписка о возможности заключения договора, в которой первоначальный Истец предлагал определить дату начала действия договора с 01.01.2019. В связи с тем, что первоначальный Ответчик считает, что между ним и ООО «Хартия» не достигнуто согласие, то договор считается незаключенным, а также по вышеуказанным причинам услуги по вывозу ТКО первоначальному Ответчику продолжал оказывать ООО «Аэросити-2000» до 01.01.2022.

Ответчик по встречному иску не оспаривает того факта, что между сторонами действительно велась долгосрочная переписка.

ООО «Хартия» неоднократно в своих письмах указывало на то, что на основании Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ и результатов конкурсного отбора, протокола о результатах проведения конкурсного отбора Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 19.04.2018 Региональным оператором на территории Ногинской зоны является ООО «Хартия», то есть единственным лицом, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, в том числе выставление счета за оказание услуги за обращение с ТКО на территории субъекта РФ.

На основании п. 4.2 Соглашения Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Московской области с 01 января 2019 года.

В силу ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно ч. 5 данной статьи Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила №1156).

В силу п. 8(2) Правил №1156 Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Пунктом 8(4) Правил №1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 8(17) Правил №1156 заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

В газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 15.10.2018 года на странице 11 опубликована публичная оферта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На официальном сайте регионального оператора http://mo.hartiva.com/ в сети Интернет опубликована публичная оферта (в разделе Новости), адресованная всем собственникам объектов, расположенных в Ногинской зоне регионального оператора, дата публикации 15.10.2018.

Также из п. 8(17) Правил №1156 следует, что Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, в соответствии со ст. 422, 425 ГК РФ, п. 8(17), 8(18) Правил 1156 (Постановление Правительства от 12.11.2016 №1156) следует, что в случае отсутствия своевременной заявки договор считается заключенным с 01.01.2019.

Как следует из п. 15 Правил №1156 Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В виду заключения договора согласно Правил №1156 накопление твердых коммунальных отходов, в том числе на основании закона субъекта осуществляется в места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов городского округа до момента заключения письменного договора с Потребителем с указанием контейнерных площадок.

Пунктом 8(18) Правил №1156 предусмотрено, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Аналогичная позиция содержится в Письме Минприроды России от 09.07.2020 № 25-47/17005 «О порядке заключения договора с региональным оператором».

Также следует учитывать положения Постановления Правительства МО от 19.03.2018 N 162/9 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2016 N 984/47 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области" и Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области №350-РВ от 26.06.2019.

Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с 01.01.2019.

Из встречного искового заявления следует, что ООО «Хартия» уклоняется от исполнения обязательств по вывозу ТКО с локации, которая указана в заявке на заключение договора. В связи с вышеуказанным адрес ООО «Росинтер Ресторанс» вынуждено вывозить ТКО на личном транспорте на иные локации, где оказывают услуги другие региональные операторы, с которыми у первоначального Ответчика оформлены договорные отношения.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 16 Договора, который гласит, что в случае нарушения Региональным оператором обязательств по настоящему Договору, Потребитель с участием представителя Регионального оператора составляет акт о нарушении Региональным оператором обязательств по Договору и вручает его представителю Регионального оператора. При неявке Представителя Регионального оператора Потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 не заинтересованных лиц с использованием фото - (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет Акт Региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного Потребителем, не было направлено никаких актов и претензий в отношении исполнения условий договора Региональным оператором.

Первоначальный Ответчик считает, что местом накопления его ТКО должна служить контейнерная площадка, которая расположена по адресу: <...> (ТЦ Вертикаль).

Вместе с тем, как следует из пояснений ответчика по встречному иску, между ООО «Хартия» и ООО «Вертикаль-СПС» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО №5058-2019/МО от 01.04.2019, согласно которого вывоз ТКО производится с места накопления ТКО, расположенного по адресу: <...>. В данном Договоре нет сведений о том, что вывоз ТКО может производится за каких - либо других Потребителей кроме ООО «Вертикаль-СПС», в связи с чем довод первоначального Ответчика является несостоятельным.

Контейнеры и бункеры могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, что прямо указано в письме Минприроды России от 18.01.2019 № 12-47/928 «Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 24.12.2019 № П9-68084», письме Минприроды России от 07.03.2019 № 08-25-53/5268 «О приобретении контейнеров», письме Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО».

Контейнер для смешанных отходов представляет собой опорожняемый контейнер емкостью 0,7-1,2 куб. м из пластика серого цвета, который выгружается с помощью мусоровозов с задней загрузкой, при выборе контейнеров для смешанных видов отходов соблюдаются требования СанПиН 2.1.3684-21, а также должно быть обеспечено:

- емкости должны находиться в технически исправном состоянии, быть промаркированы с указанием контактов собственника емкости (индивидуальный уникальный идентификационный номер емкости, наименование собственника, его почтовый и электронный адреса, номер телефона диспетчерской службы);

- наличие закрывающейся и открывающейся крышки для предотвращения распространения запахов, растаскивания отходов животными и птицами, распространения инфекций, сохранения ресурсного потенциала отходов, предотвращения обводнения отходов. Крышка должна быть оснащена лючком для удобного размещения отходов, а также наличием места для установки запирающего устройства, предотвращающего открытие крышки;

- наличие боковых цапф для захвата контейнера;

- наличие отверстия с заглушкой для вывода жидкостей;

- наличие ребер жесткости на корпусе для усиления контейнера;

- наличие двух пар поворотных, обрезиненных, металлических колес диаметром не менее 200 мм, одна пара должна быть оснащена тормозом, каждое колесо должно выдерживать нагрузку не менее 30% от максимально допустимой массы контейнера;

- не менее шести точек крепления крышки к корпусу с низким профилем;

- температура эксплуатации контейнера от -40 до +50 °С, также контейнер должен выдерживать кратковременное воздействие высоких температур до +95 °С;

- низкие адгезионные свойства (с целью предотвращения примерзания и прилипания отходов);

- при производстве контейнеров должно использоваться вторичное сырье в количестве не менее 10%;

- контейнер должен быть рассчитан на номинальную полезную нагрузку не менее 500 кг.

 Услуга по обращению с ТКО оказывается потребителю, следовательно, в его обязанности входит содействие Региональному оператору в той мере, в какой это необходимо для исполнения обязательства (п.1 ст. 718, ст. 783 ГК РФ).

Из системного толкования вышеизложенных норм действующего законодательства, разъяснений компетентных органов государственной власти и положений договора следует что, в данном случае лицом, обязанным приобрести и установить контейнеры/бункеры надлежащего типа является потребитель.

Так как у ООО «Хартия» не имелось сведений о том, что ООО «Росинтер Ресторанс» исполнены все требования к установлению контейнерной площадки, то в связи с этим в Приложении №1 к договору местом накопления ТКО значится ближайшая МКД площадка, расположенная по адресу: <...>, где установлена ежедневная периодичность вывозов ТКО. Подтверждением вывозов ТКО с вышеуказанной контейнерной площадки служат таблица фото подтверждений вывозов, маршрутные журналы, которые были приобщены вместе с отзывом на возражение.

Доводы истца по встречному иску о том, что  им производится вывоз ТКО на личном транспорте в иные локации судом отклонен как документально не подтвержденный.

Суд согласился с доводами истца по первоначальному иску о том, что между ООО «Хартия» и ООО «Росинтер Ресторане» уже имеется заключенный договор №2258-2020/МО, который составлен в соответствии с формой, которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. №1156 и полностью соответствует действующему законодательству.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным согласно ст. 426 ГК РФ.

Следовательно, условие для Потребителей об обязательности заключения Договора с Региональным оператором является единым требованием для всех Потребителей без исключения.

ООО «Росинтер Ресторанс» считает, что датой уклонения ООО «Хартия» от исполнения обязательств по договору 01.01.2022.

Данный довод не соответствует действительности, так как ООО «Хартия» добросовестно исполняет условия договора.

По смыслу раздела 1(1) Правил 1156 инициатива вступления в обязательства по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Равным образом, именно собственник ТКО инициирует необходимость заезда машины Регионального оператора на свою площадку. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения платы Региональному оператору, во-вторых, также и не свидетельствует о неоказании услуг Региональным оператором, а напротив, говорит о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО, а общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к Региональному оператору иным путем.

В соответствии с п 8(17) Правил, Региональный оператор извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. На официальном сайте Регионального оператора (http://www.mo.hartiya.com) в сети Интернет опубликована публичная оферта (в разделе Новости), адресованная всем собственникам объектов, расположенных в Ногинской зоне регионального оператора, дата публикации 15.10.2018 и 27.12.2018.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения Региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет Региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п. 8(8) - 8(16) Правил.

В случае если потребитель не направил Региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил, в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, если потребитель не направил соответствующую заявку и документы Региональному оператору, то Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заключенным со стороны Регионального оператора в соответствии с утвержденной в установленном порядке типовой формой.

Пунктами 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, установлена обязанность собственников ТКО заключить, договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого они образуются и находятся места их накопления, в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Постановление 1156) (вместе с «Правилами обращения с ТКО» (Далее - Правила), при этом, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и Региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (часть 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).

Согласно п. 8(18) Правил, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается Региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 8(14) Порядка заключения Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.

В то же время согласно п. 8(16) Порядка потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

Из всего вышеуказанного следует, что Ответчик не может не накапливать ТКО, согласно закону, а кроме Истца с 01.01.2019 данное ТКО вывозить больше никто не уполномочен. В Приложении №1 к договору местом накопления ТКО значится МКД площадка, расположенная по адресу: <...>, где установлена ежедневная периодичность вывозов ТКО.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения встречного иска отсутствуют, поскольку между истцом и ответчиком уже заключен договор №2258-2020/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 21.07.2020 с учетом особенностей характера оказываемых услуг и то, что указанный договор является публичным в силу ст. 426 ГК РФ.

Доводы отзыва ответчика о том, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывались ответчику в спорный период иной организацией - ООО «Аэросити-2000» по договору №888/1 от 14.05.2008 подлежат отклонению.

В соответствии с п. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон М458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Из вышеуказанного следует, что Договор между ООО «РОСИТНЕР РЕСТОРАНС» и ООО «Аэросити-2000» №888/1 от 14.05.2008 прекращает свое действие 01.01.2019 в силу закона.

Доводы Ответчика о том, что услуга по обращению с ТКО оказывалась ему ООО «Аэросити-2000» по договору №888/1 от 15.05.2008, не имеют под собой правовых оснований в связи с тем, что ООО «Аэросити-2000» не является Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Московской области, согласно предоставленного Ответчиком договора с ООО «Аэросити-2000», ООО «РОСИТНЕР РЕСТОРАНС» осуществляется сбор отходов в контейнеры емкостью 0,8 куб.м и сбор крупногабаритного мусора в бункеры объемом 8.м3, сбор строительного крупногабаритного мусора в бункеры объемом 8мЗ, а ООО «Аэросити-2000» осуществляется вывоз контейнеров и бункеров.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (далее - ФККО) устанавливаются виды отходов, к которым относятся ТКО. В соответствии с ФККО, строительные и бытовые отходы не относятся к ТКО.

В рамках проведения внутренней проверки ООО «Хартия» был направлен запрос на полигон захоронения ТКО - АО «Тимохово».

Согласно, ответа Полигона - АО «Полигон Тимохово» исх. 772 от 21.12.2020, договоров на захоронение ТКО между АО «Полигон Тимохово» и ООО «Аэросити-2000» не заключалось, а существовавшие договоры были заключены на размещение отходов производства IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО в соответствии с ФККО.

Как уже указывалось, с 01.01.2019 Истец является единственным лицом, наделенным статусом Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ногинской зоны, имеющим право осуществлять деятельность Регионального оператора и собирать плату за услуги по обращению с ТКО на всей территории Ногинской зоны. Иные региональные операторы на территории Ногинской зоны не установлены.

Исходя из системного толкования норм действующего законодательства, регулирующих заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, заключенный ранее договор с третьим лицом, не являющимся региональными оператором, действовал до 01.01.20219, когда в силу требований действующего законодательства потребитель либо заключает договор с региональным оператором путем подписания договора, либо договор считается заключенным на основании оферты в порядке п. 8(18) Правил 1156.

Помимо того факта, что ООО «Аэросити-2000» не имеет права на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО на территории Ногинского кластера, имеется значение то, что в подтверждение взаимоотношений между ним и Ответчиком представлены Договор №888/1 от 14.05.2008 и Дополнительные соглашения с номерами б/н, №33, №36, из чего следует вывод, что между Ответчиком и ООО «Аэросити-2000» могут существовать дополнительные соглашение с нумерацией от 1 до 32, а также 34,35, которые суду не представлены и в связи с этим, не понятны все детали взаимоотношений Ответчика и ООО «Аэросити-2000». Также Ответчиком не представлено доказательств факта, пролонгации договора между ним и ООО «Аэросити-2000».

Ответчиком в доказательство своей позиции представлены акты сверки взаиморасчетов между ним и ООО «Аэросити-2000». Из данных актов сверки нельзя понять за какой именно из объектов Ответчик производил оплату за вывоз ТКО. В связи с тем, что Ответчиком не представлено актов об оказанных услугах, а также доказательств оплаты услуг ООО «Аэросити-2000» по вывозу ТКО именно с объекта, расположенного по адресу: <...>., то им. не доказан факт оказания услуг по вывозу ТКО сторонней организацией.

В своем отзыве Ответчик указывает, что им было подано обращение к Истцу с просьбой заключить договор на типовых условиях, который будет распространять свои действия с 01.01.2022, так как раннее ему услуги по вывозу ТКО предоставляла иная организация.

На данное обращение Ответчику со стороны Истца было направлено письмо №1759 от 27.04.2022 из которого следует, что в соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

По причине того, что ООО «Хартия» имеет статус Регионального оператора, то никто кроме него не может предоставлять Потребителям услуги по сбору ТКО с 01.01.2019 на территории Ногинского кластера. По этой причине Договор между Истцом и Ответчиком может распространять свои действия строго с 01.01.2019 согласно действующего законодательства.

Доводы ответчика по первоначальному иску о неподтвержденности факта оказания услуг противоречат представленным в материалы дела доказательствам.

Подтверждением того, что Истцом добросовестно на протяжении всего действия договора исполняются обязательства служат маршрутные журналы, а также таблицы фото подтверждений.

Согласно п.30 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

На основании вышеизложенного, маршрутный журнал может служить подтверждением исполнения услуг Истцом.

Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.10.2012 г. № 5150/12 исходя из ст. 740 и ст. 746 ГК РФ основанием иска о взыскании задолженности по договору или юридическими фактами, лежащими в основе дела, являются факты возникновения договорного обязательства и выполнения соответствующих работ, а не акты их сдачи-приемки.

Сдача-приемка работ удостоверяется актом (п. 2 ст. 720, ст. 753 ГК РФ), который может быть подписан подрядчиком и в одностороннем порядке, если заказчик необоснованно отказался от его подписания или уклонился от принятия работ.

Односторонний акт приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Указанная норма означает, что оформленный в одностороннем порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком (исполнителем) обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ (оказания услуг).

Данная позиция подтверждается судебной практикой (дело №А41-5506/20, №А41-55373/2020).

В обоснование своего требования Истцом в материалы дела представлены Акты выполненных работ за весь период действия Договора. Указанные Акты выполненных работ были направлены в адрес Ответчика (о чем свидетельствуют снимки экрана, которые были приложены к отзыву на встречное исковое заявление)

При суд также отмечает, что Договором не предусмотрена обязанность Регионального оператора (Истца) по направлению Актов выполненных работ и счетов на оплату в адрес Потребителя (Ответчика).

Стоимость услуг по обращению с ТКО, предоставляемых Истцом, определяется в соответствии с Единым тарифом утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области». Данная стоимость услуг по обращению с ТКО, предоставляемых Истцом указана в п.5 Договора.

Кроме того, в Приложении № 1 к Договору сторонами согласован ежемесячный объём принимаемых ТКО.

В соответствии с п.6 Договора, потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.

Исходя из вышеизложенного у Ответчика была вся необходимая информация для оплаты услуг Истца согласно Договору, такая как: объем контейнера/бункера для складирования ТКО. тариф для расчета оплаты оказанных Истцом по Договору, срок оплаты оказанных Истцом услуг по Договору, банковские реквизиты для оплаты оказанных Истцом услуг по Договору.

Ни Договор, ни действующее законодательство не ставит оплату оказанных Региональным оператором услуг в прямую зависимость от выставления первичных учётных документов.

Ответчик по первоначальному иску также приводит доводы о том, что Истцом не доказан факт того, что Ответчик является собственником помещения, расположенного по адресу: <...>, а также то, что результате деятельности Ответчика помимо отходов потребления, образуются ТКО и существует обязанность заключить договор с Региональным оператором.

Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 №309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 04.10.2021) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008), в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:

7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;

7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Ответчика, одной из видов его деятельности является - деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания.

Исходя из вышеуказанного следует, что Ответчиком производятся отходы, которые образуются в процессе деятельности юридического лица и относятся к ТКО.

По причине того, что ООО «Хартия» имеет статус Регионального оператора, то никто кроме него не может предоставлять Потребителям услуги по сбору ТКО с 01.01.2019 на территории Ногинского кластера. По этой причине Договор между Истцом и Ответчиком может распространять свои действия строго с 01.01.2019, согласно действующего законодательства.

Из снимка экрана с сайта «Яндекс карты» видно, что ресторан «Иль Патио» располагался в ТЦ «Вертикаль» (<...>) еще в 2018 г. из этого следует, что в силу закона Ответчик обязан был обратиться к Региональному оператору с заявкой на заключение договора до 01.01.2019, что им сделано не было в нарушение законодательства.

Если в силу вышеуказанных норм права Потребители обязаны заключить договор с Региональным оператором, но уклоняются от его заключения, не предоставляют доказательств по обращению с ТКО способом без привлечения Регионального оператора, то Региональный оператор обеспечивающий сбор ТКО, в том числе перенакопившийся, не должен нести негативные последствия.

Региональным оператором произведен расчет стоимости услуг в соответствии с положениями пп. "а" п. 5, п. 6 Правил N 505 расчетным путем - по нормативам накопления, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. Нормативы накопления ТКО установлены Постановлением Правительства УР от 06.04.2018 N 107 (в ред. Постановлений Правительства УР от 19.12.2018 N 528, от 12.09.2019 N 421).

Ответчик также ссылается на то, что он ведет деятельность по оказанию услуг общественного питания, а именно деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, в связи с этим в расчете неустойки должен быть учтен мораторий, введенный в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В силу положений Федерального закона от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID 19), Постановления губернатора Московской области «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19) на территории Московской области» от 12.03.2020 № 108-ПГ (в ред. От 02.06.2020), установлен режим повышенной готовности, в том числе нерабочие дни с 30.03.2020 по 08.05.2020

Согласно Постановления Губернатора МО от 12.03.2020 №108-ПГ «о введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19) на территории Московской области» с 25.07.2020 открылись в полном объеме рестораны, кафе, бары и иные заведения общепита в случае соблюдения установленных условий.

Вышеуказанными нормативными актами установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID 19) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.

Согласно п. 24. и п. 25 типовой формы договора на оказание услуг по обращению с ТО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы. При этом срок исполнения обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы. При этом срок исполнения обязательств по настоящему договору продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства, а также последствиям, вызванным этими обстоятельствами.

Сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой силы, обязана предпринять все необходимые действия для извещения другой стороны любыми доступными способами без промедления, не позднее 24 часов с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы, о времени наступления и характере указанных обстоятельств. Сторона должна также без промедления, не позднее 24 часов с момента прекращения обстоятельств непреодолимой силы, известить об этом другую стороны.

В этой связи Региональный оператор принимал соответствующие обращения от Потребителей в период режима повышенной готовности, а именно с 30.03.2020 по 08.05.2020.

В случае поступления обращения от Потребителя в период с 30.03.2020 по 08.05.2020 на основании раздела VIII Обстоятельства непреодолимой силы типового Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, производится документарная проверка Потребителя согласно постановления губернатора Московской области «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19) на территории Московской области» от 12.03.2020 № 108-ПГ в части отнесения организаций, деятельность которых приостановлена, а также проведена выездная проверка по вопросу действительного приостановления деятельно хозяйствующим субъектом.

В случае подтверждения информации по итогам проведения проверки Региональным оператором временно приостанавливаются сбор и транспортирование ТКО согласно условий Договора.

За весь период действия договора со стороны Ответчика не поступало обращений по поводу наличия у него обстоятельств непреодолимой силы, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID 19). Также на данный момент уже нет возможности выяснить осуществлялись ли деятельность Ответчиком в период с 31.03.2020 по 08.05.2020 в результате, которой производились ТКО, так как помимо принятия посетителей в кафе, он мог заниматься изготовлением и доставкой еды.

Из указанного следует, что оснований для применения моратория, введенного в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) у Истца не имеется.

Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по части требований также отклонены судом, поскольку истцом уточнены исковые требования, исключен период взыскания, по которому срок исковой давности истек.

Суд считает факт наличия задолженности в размере 244 977 руб. 72 коп. документально подтвержденным, поэтому требования истца по первоначальному иску в части взыскания задолженности являются правомерными и обоснованными.

Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Ответчиком заявлено о снижении размера неустойки в порядке ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

В соответствии с пунктами 73, 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 65 АПК РФ).

При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 N 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Критериями для установления несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела. Таким образом, понятие несоразмерности носит оценочный характер.

Ответчиком было заявлено о применении статьи 333 ГК РФ, однако доказательства явной несоразмерности заявленной ко взысканию неустойки не представлены (ст. 65 АПК РФ).

В связи с отсутствием доказательств явной несоразмерности размера неустойки последствиям нарушения обязательства, суд не усматривает оснований для применения ст. 333 ГК РФ.

Судом также учитывается, что размер неустойки был согласован сторонами в договоре, заключая который, ответчик действовал по своей воле и в своем интересе, руководствуясь принципом свободы договора (статья 421 ГК РФ). Таким образом, при заключении рассматриваемого договора ответчик знал о наличии у него обязанности выплатить истцу неустойку в согласованном размере в случае просрочки оплаты работ. Каких-либо возражений относительно размера неустойки и порядка ее начисления ответчиком при подписании договора заявлено не было.

Согласованный сторонами в договоре размер неустойки, установление сторонами в договоре более высокого размера неустойки, чем ставка рефинансирования, установленная Центральным Банком Российской Федерации, сами по себе не влечет с неизбежностью необходимость применения ст. 333 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Доказательств нарушения принципа свободы договора при заключении спорного ответчиком не представлено.

Возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ), но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно, например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, валютных курсов и т.д.).

Учитывая, что начисленная истцом неустойка компенсирует потери истца в связи с несвоевременным исполнением ответчиком денежного обязательства, является справедливой, достаточной и соразмерной, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ.

Расчет неустойки истца судом проверен, арифметически и методологически выполнен верно. Следовательно, требование о взыскании неустойки является обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме в размере 93.360 руб. 06 коп. за период по 31.03.2022.

Истцом по первоначальному иску также заявлено требование о взыскании неустойки, начисленной на сумму основного долга, рассчитанную после даты окончания моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022г. №497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» по день фактического исполнения обязательства, в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, исходя из фактического размера задолженности, за каждый день просрочки с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 г. №474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году».

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" постановлено:

Постановление вступило в силу с 01.04.2022.

Согласно п.3 ч.3 ст. 9.1 Федерального закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ  "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона.

Согласно абзацу десятому пункта 1 статьи 63 указанного  Федерального закона не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

В пунктах 2, 3 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.  Мораторий вводится со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации не установлено иное (пункт 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве, часть 7 статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", часть 8 статьи 23 действовавшего ранее Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). В случае принятия Правительством Российской Федерации в период действия моратория решения о расширении перечня лиц, на которых он распространяется, следует исходить из того, что в отношении таких лиц мораторий действует со дня изменения названного перечня, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

В данном случае, Постановлением Правительства № 497 перечень лиц расширен, мораторий распространяется на всех лиц, за исключением указанных в п.2 постановления Правительства РФ №497.

Как указано в п. 7 названного постановления Пленума №44 в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.

Таким образом, поскольку требования возникли до 01.04.2022 (до расширения перечня лиц, на которых мораторий распространяется, т.е. до введения моратория и в отношении ответчика), то финансовые санкции не подлежат начислению с 01.04.2022.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на истца и ответчика соразмерно удовлетворенным требованиям в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании  ст. ст. 9, 11, 12, 307, 309, 310, 314, 330, 779-781 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 9, 65, 69, 70, 71, 75, 101, 102, 106, 110, 121, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Первоначальный иск ООО «Хартия» удовлетворить частично в размере 338.337 руб. 78 коп., во встречном иске ООО «Росинтер Ресторанс» – отказать полностью.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Росинтер Ресторанс» в пользу Общества с ограниченной ответственностью ООО «Хартия» 338.337 руб. 78 коп. (триста тридцать восемь тысяч триста тридцать семь рублей семьдесят восемь копеек), в том числе долг в размере 244.977 руб. 72 коп., неустойка за период с 11.09.2020 по 31.03.2022 в размере 93.360 руб. 06 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 13.219 руб. руб. (тринадцать тысяч двести девятнадцать рублей ноль копеек), почтовые расходы в размере 479 руб. 40 коп. (четыреста семьдесят девять рублей сорок копеек).

Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья:

Уточкин И.Н.