ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-77957/18-55-586 от 29.01.2019 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

г. Москва      Дело №А40-77957/18-55-586

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2019г.

Мотивированный текст решения изготовлен 04 февраля 2019г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Дубовик О.В.

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой М.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Государственного унитарного предприятия города Москвы Научно-Производственный центр «СПУРТ» в лице конкурсного управляющего ФИО1

к Департаменту городского имущества г.Москвы, Управлению ФСБ России по г.Москве и Московской области

Третье лицо Федеральное казенное предприятие «Российский государственный архив научно-технической документации»

о понуждении совершить определенные действия.

при участии:

от Истца: ФИО1 определение от 30.04.2015

от Ответчика Департамента городского имущества г.Москвы: не явился, извещен

от Ответчика Управления ФСБ России по г.Москве и Московской области: ФИО2 по доверенности № 105/1/1394 от 15.10.2018г.

от Третьего лица: не явился, извещен

установил:

Государственное унитарное предприятие города Москвы Научно-Производственный центр «СПУРТ» в лице конкурсного управляющего ФИО1 обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы, Управлению ФСБ России по г.Москве и Московской области о понуждении совершить определенные действия.

Определением от 27.04.2018 г. к участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Федеральное казенное предприятие «Российский государственный архив научно-технической документации».

В судебное заседание не явился представитель Департамента городского имущества г.Москвы, третье лицо, извещены надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.

Истец в судебном заседании требования с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ в части обязания вышестоящую организацию - Департамент городского имущества г. Москвы принять носители сведений, составляющих государственную тайну, утратившие историческую и практическую ценность, подлежащие уничтожению в установленном законом порядке поддержал, пояснил, что требований к Управлению ФСБ России по г.Москве и Московской области в настоящий момент не имеет.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда г. Москвы от 4.06.2014 по делу №А40-83739/13-175-33«Б» в отношении ГУП НЦП «СПУРТ» (124460, г. Москва, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, и. о. конкурсного управляющего ГУП НЦП «СПУРТ» утвержден ФИО3

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2015 по делу № А40-83739/13-175-33«Б» конкурсным управляющим утверждена ФИО1, член САУ НАУ «Дело».

Государственное унитарное предприятие города Москвы Научно-Производственный центр «СПУРТ» использовало в своей деятельности сведения, составляющие государственную тайну, степень секретности «Совершенно секретно», в связи с чем, конкурсный управляющий ФИО1 имеет допуск к государственной тайне (степень секретности «Совершенно секретно»).

На основании норм пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В результате научно-технической деятельности ГУП НПЦ «СПУРТ» были созданы документы имеющие степень секретности «Совершенно секретно», а, значит, подлежащие передаче на обязательное хранение, что подтверждается письмом Федерального казенного предприятия «Российский государственный архив научно-технической документации» (далее - РГАНТД) (исх. №03-39 от 11.02.2016) и на основании списка организаций-источников комплектования РГАНТД от 23.10.2008, техническую документацию постоянного хранения (в том числе и документы ограниченного доступа), документы по личному составу (лицевые счета, приказы по личному составу, личные дела уволенных сотрудников, личные карточки) ГУП НПЦ «СПУРТ» обязано передать в РГАНТД. Согласно ст. 17 п. 2 ФЗ -125 уничтожение документов архивного фонда запрещено.

На дату утверждения конкурсного управляющего ГУП НПЦ «СПУРТ» ФИО1 Первый отдел ГУП НПЦ «СПУРТ» был опечатан с 30.12.2014 и вскрыт только 05.02.2016.

Как указывает Истец, в декабре 2015 года у ГУП НПЦ «СПУРТ» уже закончился срок действия лицензии на право работы ГУП НПЦ «СПУРТ» со сведениями, составляющими государственную тайну.

По Решению Межведомственной комиссии №333 от 24.01.2017 «О передаче носителей сведений, составляющих государственную тайну, в связи с прекращением работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну» (далее -Решение №333 от 24.01.2017), комиссия решила передать находящиеся на хранении на ГУП НПЦ «СПУРТ»:

а)           носители сведений, составляющих государственную тайну, по опытно-
конструкторской работе в АО «Завод Компонент»;

б)           носители сведений, составляющих государственную тайну, по опытно-
конструкторской работе АО «Сарапульский радиозавод»;

в)           носители сведений, составляющих государственную тайну, по опытно-
конструкторской работе на ФГУП «18 ЦНИИ МО РФ».

Остальные носители сведений, составляющих государственную тайну, утратившие историческую и практическую ценность, подлежат уничтожению в установленном законом порядке. Акт об уничтожении передать в Департамент городского имущества города Москвы.

Как заявляет истец, на дату проведения судебного заседания,  конкурсным управляющим ГУП НПЦ «СПУРТ» Решение №333 от 24.01.2017 исполнено в части передачи документов в АО «Завод Компонент», АО «Сарапульский радиозавод», ФГУП «18 ЦНИИ МО РФ», а также переданы документы, не подлежащие передаче в выше перечисленные организации переданы на постоянное хранение в Федеральное казенное учреждение «Российский государственный архив научно-технической документации». Решение №333 от 24.01.2017 не исполнено только в части уничтожения документов, не подлежащих передаче в организации перечисленные в Решении №333 от 24.01.2017 и оставшихся в Первом отделе ГУП НПЦ «СПУРТ».

В связи с отсутствием у ГУП НПЦ «СПУРТ» в конкурной массе денежных средств необходимых для оплаты услуг по уничтожению носителей сведений, составляющих государственную тайну, утратившие историческую и практическую ценность, исполнение Решение №333 от 24.01.2017 не представляется возможным,  не уничтожение документов с последующей ликвидацией Первого отдела, делает не возможным завершение процедуры конкурсного производства.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходил из следующего.

Согласно ст.19 Закона «О государственной тайне», Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются:

правопреемнику органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, располагающих сведениями, составляющими государственную тайну, если этот правопреемник имеет полномочия по проведению работ с использованием указанных сведений;

органу государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения;

другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по указанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Указанная норма носит общий характер.

Закон вменяет в обязанности органов государственной власти и юридических лиц применение мер по обеспечению защиты указанных сведений и их носителей, в том числе и в случае наступления одного из указанных выше юридических фактов, при этом перечень таких мер формируется по усмотрению руководителя органа власти или юридического лица. Закон в данном случае не конкретизирует, какие меры и в каком объеме должны быть реализованы соответствующим субъектом. Объем реализации мер защиты определяется необходимостью обеспечения режима секретности полученной информации соответствующего уровня, установленного для используемых сведений. Меры должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения надлежащей защиты информации и ее носителей.

Все мероприятия по передаче носителей сведений, составляющих государственную тайну, проводятся за счет организаций, подлежащих ликвидации, реорганизации, банкротству, а также при изменении их функций, формы собственности или прекращении работ со сведениями, составляющими государственную тайну. В случае принятия органом или организацией носителей сведений, составляющих государственную тайну, их передача другим органам или организациям осуществляется в соответствии с действующим российским законодательством.

Статья 20 указанного закона устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые относятся к  органам защиты государственной тайны, в том числе межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

Деятельность Межведомственной комиссии по защите государственной тайны регулируется Положением о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденным Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны". Указанным Положением определены функции и полномочия Комиссии, ее структура и состав.

Решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

Согласно решения межведомственной комиссии от 24.01.2017г., носители сведений, составляющие государственную тайну, утратившие историческую и практическую ценность, подлежат уничтожению в установленном порядке, возложение обязанности по уничтожению носителей на Департамент городского имущества города Москвы указанным Решение не установлена.

Ссылка Истца на отсутствие денежных средств для уничтожения носителей не является основанием для возложения обязанности по уничтожению на Ответчика.

С учетом изложенных обстоятельств суд не находит безусловных оснований для удовлетворения исковых требований.

Расходы по государственной пошлине подлежат распределению по правилам ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.9,65,67,75,110,123,156,176,180-182 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Решение направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству копии решения на бумажном носителе могут быть направлены в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд  заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                      О.В. Дубовик