ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-78184/2022-144-514 от 21.06.2022 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

04 июля 2022 года

Дело № А40-78184/2022-144-514

Резолютивная часть решения изготовлена 21 июня 2022 года

Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2022 года

Арбитражный суд города Москвы

в составе судьи Папелишвили Г.Н.

рассмотрев в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК РФ) дело по заявлению ООО "МУСТАНГ СТУПИНО"

к ответчику/заинтересованному лицу: Московская областная таможня

об отмене постановления о назначении административного наказания № 10013000-002930/2022 от 22.03.2022

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ: ООО "МУСТАНГ СТУПИНО" обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления МОТ о назначении административного наказания № 10013000-002930/2022 от 22.03.2022.

Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи, с чем спор рассмотрен, в том числе в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик представил материалы административного дела, а также отзыв на заявление в котором возражал против удовлетворения требований.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признаёт заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Поскольку доказательств пропуска процессуального срока ответчиком не представлено, суд пришел к выводу, что процессуальный срок, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, для оспаривания постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, 22.03.2022 Московской областной таможней было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10013000-002930/2022 в отношении ООО «Мустанг Ступино» по ст. 16.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы ООО «Мустанг Ступино» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно п.7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно п.4 ст.210 АПК РФ с учетом положений п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Суд установил, что срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный ст.4.5 КРФоАП, административным органом соблюден.

Суд также установил, что дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено с соблюдением требований ст.ст.25.1, 25.4, 25.5, 28.2 и 29.7 КРФоАП в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени проведения указанных процессуальных действий.

Процессуальных нарушений, не позволивших административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности, судом не установлено.

Согласно ст.1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст.24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании предписания от 17.02.2021 № 10013230/160221/000005, старшим государственным таможенным инспектором Михневского таможенного поста МОТ О.В. Ключко в присутствии начальника Михневского таможенного поста МОТ Н.А. Дульцева, старшего помощника Восточного транспортного прокурора А.А. Храмова и представителя ООО «Мустанг Ступино» В.Б. Молочникова, проведен таможенный осмотр помещений и территорий особой экономической зоны «Ступино-Квадрат» резидента особой экономической зоны ООО «Мустанг Ступино». Постоянная зона таможенного контроля (далее - ПЗТК) на территории особой экономической зоны «Ступино-Квадрат» создана приказом МОТ от 20.05.2020 № 337.

В ходе осмотра помещений и территорий (акт таможенного осмотра помещений и территорий №10013230/170222/000004) были зафиксированы нарушения порядка обеспечения контрольно-пропускного режима на территории ПЗТК особой экономической зоны ООО «Мустанг Ступино», включая порядок доступа лиц на такую территорию.

Согласно журнала учета въезда/выезда транспортных средств на КПП, в ПЗТК резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» порожнее транспортное средство с государственным номером У530ЕТ 71RUS въехало на загрузку 17.02.2022 в 08 час. 55 мин.

Согласно п. 1 ст. 319 ТК ЕАЭС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств -членов о таможенном регулировании. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

В соответствии с п. 4 ст. 319 ТК ЕАЭС порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Согласно ст. 217 Федерального закона Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 203 ТК ЕЛЭС, ч. 2 ст. 37,2 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы особых экономических зон и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа и под его надзором с учетом положений настоящей статьи.

Приказом ФТС России № 566 от 26.03.2012 года утвержден Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации (далее - Порядок).

В соответствии с Порядком, в целях вывоза товаров и выезда средства транспорта, перевозящего такие товары, с территории ОЭЗ уполномоченный таможенный орган выдает письменное разрешение на вывоз товаров и выезд средства транспорта с территории ОЭЗ (далее -разрешение на вывоз).

Разрешение на вывоз товаров выдается уполномоченным таможенным органом резиденту ОЭЗ (нерезиденту ОЭЗ) или лицу, действующему по его поручению.

Разрешение на вывоз выдается при выполнении условия: в уполномоченный таможенный орган представлены документы и сведения, которые включают в том числе сведения о средстве транспорта (о типе, марке, регистрационных номерах средства транспорта, если перевозка осуществляется автомобильным транспортом, о номере(ах) железнодорожного(ых) вагоиа(ов) (контейнеров), если перевозка осуществляется железнодорожным транспортом).

Въезд порожнего средства транспорта на территорию ОЭЗ допускается при условии, что такое средство транспорта въезжает на территорию ОЭЗ в целях осуществления перевозки товаров, и лицом, в адрес которого оно следует, согласно документам, имеющимся в наличии у перевозчика и предъявленным должностному лицу таможенного органа на КПП, является резидент ОЭЗ или нерезидент ОЭЗ.

Выезд средства транспорта, на котором ранее осуществлялся ввоз товаров на территорию ОЭЗ и который выезжает с территории ОЭЗ порожним, осуществляется без письменного разрешения на выезд.

Разрешение на въезд порожнего средства транспорта на территорию ОЭЗ осуществляется путем направления через личный кабинет уведомления в систему ЕАИС таможенных органов в КПС АИСТ-М, которое регистрируется в случае разрешения на въезд.

Как следует из материалов проверки, въезд порожнего средства транспорта с государственным номером У530ЕТ 71RUS на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» произведен без предъявления имеющихся в наличии у перевозчика документов должностному лицу Михневского таможенного поста МОТ.

Таможенным органов установлено, что разрешение на въезд транспортного средства с государственным номером У530ЕТ 71RUS путем направления уведомления через систему ЕАИС таможенных органов, на Михневский таможенный пост МОТ не поступало, транспортное средство въехало на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» без разрешения таможенного органа. ООО «Мустанг Ступино» с заявлением о получении разрешения на размещение в ПЗТК указанного транспортного средства на Михневский таможенный пост МОТ не обращалось.

Из обстоятельств дела следует, что ООО «Мустанг Ступино» обязано было получить разрешение на перемещение транспортного средства через границы ПЗТК. Для надлежащего исполнения установленной обязанности ООО «Мустанг Ступино» могло и должно было своевременно получить разрешение на перемещение транспортного средства через границы ПЗТК.

28.02.2022 по данному факту постановлением Восточного транспортного прокурора от 28.02.2022 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Мустанг Ступино» по ст. 16.5 КоАП РФ и направлено в Московскую областную таможню ФТС РФ.

В соответствии с ст. 16.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «Мустанг Ступино» состоит в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.

Кроме того, из материалов дела следует, что ФТС России для резидентов ОЭЗ установлены обязательные требования по обустройству земельного участка и оборудованию, требуемого для работы предприятия, использующего таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с Требованиями к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны и требования к обустройству и оборудованию земельных участков, предоставленных резидентам особой экономической зоны, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 37.2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федераций», утвержденные приказом ФТС России № 817 от 30,04.2015.

Перечень информационно-технических средств для оснащения объекта таможенной инфраструктуры на земельном участке, предоставленном резиденту ОЭЗ «Мустанг Ступино», указаны в письме ФТС России от 20.01.2017 №01-22/02667 с учетом пунктов 1-5 письма ФТС России от 11.10.2018 № 04-73/64573, а именно: 1) наличие ограждения земельного участка, исключающего возможность перемещения товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля, с обозначениями, указывающими на то, что огороженная территория является зоной таможенного контроля; 2) наличие КПП в местах въезда (выезда) транспорта на (с) территорию (ии); 3) наличие выделенного помещения на территории КПП, предназначенного для размещения должностного лица таможенного органа; 4) наличие освещения на территории земельного участка в темное время суток; 5) наличие видеонаблюдения по периметру земельного участка, а также на территории КПП в местах въезда (выезда) автомобильного транспорта с возможностью выведения изображения и управления видеонаблюдснием в таможенный орган, в компетенцию которого входит совершение таможенных операций и таможенного контроля в соответствии с таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

На территории резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» расположено 2 КПП, как для автомобильного транспорта, так и для железнодорожного транспорта.

В целях применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны ООО «Мустанг Ступино» - резидентом особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Ступино-Квадрат» на территории ООО «Мустанг Ступино» на основании обращения ООО «Мустанг Ступино» от 15.03.2021 № 425-03/2021 «О внесении изменений в схему ПЗТК ООО «Мустанг Ступино» приказом МОТ от 04.05.2021 № 357 создана постоянная зона таможенного контроля.

В соответствии с приказом, на Михневский таможенный пост МОТ возложен контроль за функционированием ПЗТК, контроль за соблюдением резидентом ОЭЗ требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования при использовании ПЗТК и применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, обеспечение совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, помещенных в ПЗТК. В соответствии со Схемой ПЗТК, КПП оборудовано камерой видеонаблюдения в местах въезда (выезда) автомобильного и железнодорожного транспорта и предназначено для размещения должностных лиц таможенного органа.

КПП резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» расположено по адресу: Московская обл., Ступинский р-н, д. Шматово, ул. Индустриальная, владение 40, и находится на удаленности более 15 км от Михневского таможенного поста МОТ, который находится по адресу: Московская обл., Ступинский р-н, городское поселение Михнево, пос. Михнево, ул. Старомихневская, владение 41.

Не принадлежащее ООО «Мустанг Ступино» частное охранное предприятие, осуществляет пропуск на въезд и на выезд личного транспорта, а также грузовых транспортных средств с товарами в зону таможенного контроля без разрешения таможенного органа. При этом должностные лица таможенного органа без уведомления, как в устной форме или письменной форме, так при регистрации электронных уведомлений, не могут проверить грузовые порожние транспортные средства на предмет законности перемещения товаров через границы зоны таможенного контроля. Существующая система видеонаблюдения позволяет провести только идентификацию номеров транспортных средств, архивное хранение видеозаписей на таможенном посту отсутствует.

В условиях отсутствия должностных лиц таможенного органа на КПП резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» в 2021 году, так и в 2022 фиксация фактов въезда и выезда грузовых автотранспортных средств и железнодорожных вагонов осуществляется с использованием системы видеонаблюдения.

Для ведения производственной деятельности резидентов ОЭЗ приказом ФТС России № 566 от 26.03.2012 года утвержден Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 32 раздела V Порядка въезд порожнего средства транспорта на территорию ОЭЗ допускается при условии, что такое средство транспорта въезжает на территорию ОЭЗ в целях осуществления перевозки товаров, и лицом, в адрес которого оно следует, согласно документам, имеющимся в наличии у перевозчика и предъявленным должностному лицу таможенного органа на КПП, является резидент ОЭЗ или нерезидент ОЭЗ.

Въезд порожнего средства транспорта на погрузку готовой продукции с государственным номером У530ЕТ 71RUS на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» произведен без предъявления имеющихся в наличии у перевозчика документов должностному лицу Михневского таможенного поста МОТ. Территория ПЗТК резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» оборудована КПП для таможенного органа, указанные документы до въезда транспортного средства в ПЗТК путем направления уведомления через систему ЕАИС таможенных органов, на Михневский таможенный пост МОТ не поступали, транспортное средство въехало на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» без разрешения таможенного органа. ООО «Мустанг Ступино» с заявлением о получении разрешения на размещение в ПЗТК указанного транспортного средства на Михневский таможенный пост МОТ не обращалось.

Разрешение на перемещение товаров через границы зоны таможенного контроля Михневским таможенным постом не выдавалось, как в устной или письменной форме, так и посредством регистрации электронных уведомлений резидента ОЭЗ. Покупатель готовой продукции, водитель транспортного средства с государственным номером У530ЕТ 71RUS и (или) ООО «Мустанг Ступино» не обращались. Идентификация номера транспортного средства и проверка порожнего грузового отсека на предмет перемещаемых товаров в зону таможенного контроля не осуществлялась.

В ходе совместного осмотра помещений и территорий резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» должностными лицами таможенного органа и старшим помощником Восточного транспортного прокурора А.А. Храмовым в зоне таможенного контроля выявлены: железнодорожные вагоны и грузовые транспортные средства, въехавшие на территорию предприятия без уведомления таможенного органа, либо уведомления после того как транспортное средство заехало в ПЗТК.

Доказательства даты и времени въезда грузовых транспортных средств через автомобильный и железнодорожный КПП резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» без уведомлений таможенного органа получены по результатам проверки системы видеонаблюдения на сервере указанного предприятия па момент окончания проведенного осмотра помещений и территорий.

Представленные резидентом ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» электронные уведомления не соответствуют дате въезда транспортного средства под загрузку готовой продукции, а также отсутствуют в информационной системе Михневского таможенного поста, осуществляющего контроль товаров и транспортных средств на территории ОЭЗ.

Кроме того, следует отметить, что Московской областной таможней в отношении ООО «Мустанг Ступино» по аналогичным нарушениям, выявленным в 2021 году, 30.03.2021 вынесены постановления по делам об АП № 10013000-000803/2021, № 10013000-000804/2021, № 10013000-000805/2021, № 10013000-000806/2021, №10013000-000807/2021 по ст. 16.5 KoAП России и назначено административное наказание.

При этом, в 2021 году в ходе совместного осмотра территории зоны таможенного контроля резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» должностными лицами таможенного органа и сотрудника Восточной транспортной прокуратуры было внесено Представление об устранении нарушений таможенного законодательства от 20.01.2021 № 07-04-21/92 по фактам нарушений в работе КПП и возможности беспрепятственного прохода посторонних лиц на территорию зоны таможенного контроля.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, административным органом всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, предусмотренные ч.2 ст.211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

Все доводы заявителя судом рассмотрены и отклонены, поскольку суд пришел к выводу о том, что они являются безосновательными и направлены не на соблюдение им действующего законодательства и норм КоАП РФ, а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Согласно ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.1.5, 2.1, 2.2, 2.10, 9.4, 25.1, 25.4, 25.5, 26.1, 26.2, 26.11, 28.2, 29.6-29.7, 29.10 КРФоАП и ст.ст.66, 71, 167-170, 176, 180, 181, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ООО "МУСТАНГ СТУПИНО" об отмене постановления о назначении административного наказания № 10013000-002930/2022 от 22.03.2022 отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья

Г.Н. Папелишвили