ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-78367/12 от 14.08.2012 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40- 78367/12

84-797

21 августа 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 21 августа 2012 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ким С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению: ОАО «СКР «КВАР» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/504301001, 142206, <...>)

к ответчику/заинтересованному лицу: УФАС России по Москве

о признании незаконным действия, выразившегося в возврате жалобы от 30.03.12; обязании рассмотреть жалобу,

при участии в судебном заседании:

от заявителя:   ФИО1 (дов. от 11.01.2012 г. б/н);

от ответчика:   ФИО2 (сл. удостоверение № 6715, дов. от 10.01.2012 г. № 3-6),

УСТАНОВИЛ:

ОАО «СКР «КВАР» заявлены требования о признании незаконным действия УФАС России по Москве, выразившегося в возврате жалобы от 30.03.12; обязании рассмотреть жалобу.

Заявленные требования мотивированы несоответствием выводов, изложенных в оспариваемом решении, фактическим обстоятельствам, а также ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку в материалах, приложенных к жалобе, доверенность на представление интересов Общества имелась.

Представитель ответчика не признал заявленные требования, представил письменный отзыв, указав, что действия совершены с соблюдением норм процессуального и материального права, в связи с чем просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признаёт заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, 30 марта 2012 года в адрес Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации была направлена жалоба № б/н от 30.03.2012г. на действия организатора и заказчика процедуры закупки «Запрос котировок цен покупателя № 1004697» ОАО «Концерн Росэнергоатом» - филиал «Балаковская АЭС» (опубликован 21.02.2012г. на электронной торговой площадке Торгового портала Fabrikant.ru).

12.04.2012г. письмом № АЦ/10075 от 04.04.2012г. ФАС России уведомило ОАО «СКЗ «КВАР» о направлении жалобы в Саратовское УФАС России.

19.04.2012г. письмом 02/2-1616 от 05.04.2012г. Саратовское УФАС России уведомило ОАО «СКЗ «КВАР» о направлении жалобы по подведомственности в УФАС по г. Москве.

Уведомлением о возврате жалобы № АД/7975 от 11.04.2012 УФАС по г. Москве вернуло жалобу заявителю на основании ч. 8, п. 2 ч. 9 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по мотиву отсутствия в материалах дела документа, подтверждающего полномочия ФИО1 на ее подписание.

Судом установлено, что заявителем соблюден срок на обращение в суд с указанными требованиями.

Суд соглашается с доводами ответчика о том, что оспариваемый акт не противоречит требованиям действующего законодательства, в связи со следующим.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность.

Согласно подпункту 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС России), ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Согласно части 1 статьи 23 и части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный органа возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно п. 4 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, оспариваемые действия совершены уполномоченным органом в пределах компетенции, определенной указанными нормативными правовыми актами.

Кроме того, судом установлено следующее.

Согласно сопроводительному письму №02/12-1617 от 05.04.12 Саратовского УФАС России в адрес ответчика была направлена жалоба заявителя на трех листах, т.е. без приложений.

Приложения к жалобе Общества были направлены в адрес Московского УФАС лишь 19.04.12 (сопроводительное письмо № 02/2-1910), т.е. уже после возвращения жалобы заявителю.

Таким образом, судом установлено, что на день рассмотрения вопроса о принятии жалобы и вынесения оспариваемого уведомления о возврате доверенности в распоряжении антимонопольного органа не было.

В соответствии с ч.ч. 2, 8, п. 2 ч. 9, ч. 10 ст. 18.1 Закон о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).

Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

Жалоба возвращается заявителю в следующих случае, если жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.

Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что на день вынесения решения о возврате жалобы нарушений норм процессуального и материального права антимонопольным органом допущено не было.

Суд также отмечает, в соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Согласно ст. 65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены заявлены указанные требования.

Однако судом не установлено как наличия каких-либо препятствий при осуществлении ОАО «СКР «КВАР» предпринимательской и иной экономической деятельности, а также возложения на него каких-либо обязанности, так и нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательств в подтверждение данного факта ОАО «СКР «КВАР» не представлено.

Кроме того, согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.

Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем статьёй 201 АПК предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В этой связи в ст. 198 АПК РФ указывается на право обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта при наличии в совокупности двух признаков – нарушения закона и одновременно нарушения прав и законных интересов обратившегося за судебной защитой лица.

При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к принятому решению имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов истца, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований.

В связи с указанным, а также с учетом того, что обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимые для удовлетворения заявленных требований, не установлены, суд оставляет заявленные требования без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29, 75, 123, 156, 167-170, 198-201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований ОАО «СКР «КВАР» о признании незаконным действия УФАС России по Москве, выразившегося в возврате жалобы от 30.03.12; обязании рассмотреть жалобу отказать.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Судья О. В. Сизова