ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-78791/13 от 28.10.2013 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-78791/13

05 ноября 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 05 ноября 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Быковой Ю. Л. (шифр судьи 119-775),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирилловой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОАО "РТИ"

к ответчикам ФГУП "РТРС", ООО ТД "Связь Инжиниринг", Общество с ограниченной ответственностью «НПП Триада-ТВ»; ООО «ТехноФИО1»; ОАО «Российский институт мощного радиостроения»; ООО «Алмаз-Антей Телекоммуникации»; ОАО «Мощная Аппаратура Радиовещания и Телевидения»; ООО «Телеком-проект-5»; ОАО «Союз-Телефонстрой»

Третьи лица - Министерство связи и массовых коммуникаций, ОАО НТЦ Космос

о признании недействительным открытый конкурс по выбору системного интегратора строительства объектов вещания второго мультиплекса (номер извещения 31300284784); признании недействительным договор подряда № ДТР-197-13 от 11 июня 2013 г., заключенный ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» с Обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом Связь Инжиниринг», признанным победителем открытого конкурса по выбору системного интегратора строительства объектов вещания второго мультиплекса (номер извещения 31300284784)

при участии представителей

от истца – ФИО2 по дов. от 20.05.2013 № 53, ФИО3 по дов. от 17.06.2013 № 81, ФИО4 по дов. от 17.07.2013 № 79, ФИО5 по дов. от 16.07.2013 № 78, ФИО6 по дов. от 17.07.2013 № 82;

от ФГУП "РТРС"– ФИО7 по дов. от 12.12.2012 № 01-12/543, ФИО8 по дов. от 12.12.2012 № 01-12/541, ФИО9 по дов. от 15.07.2013 № 01-12/138, ФИО10 по дов. от 04.09.2013 № 01-12/208, ФИО11 по дов. от 18.07.2013 № 01-12/143, ФИО12 по дов. от 24.10.2013 № 01-12/257;

от ООО ТД "Связь Инжиниринг" – ФИО13 по дов. от 20.08.20130;

от Министерства связи и массовых коммуникаций – ФИО14 по дов. от 18.06.2013 № НН-П15-7618;

от ООО «НПП Триада-ТВ» – ФИО13 по дов. от 10.10.2013 № 36;

от ООО «ТехноФИО1» – ФИО13 по дов. от 15.10.2013 № 626;

от ООО «Алмаз-Антей Телекоммуникации» - ФИО13 по дов. от 10.10.2013 № 4;

от ОАО «Союз-Телефонстрой» - ФИО13 по дов. от 07.10.2013 № 933;

установил:

ОАО «РТИ» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным открытый конкурс по выбору системного интегратора строительства объектов вещания второго мультиплекса (номер извещения 31300284784), проведенный ФГУП «РТРС»; о признании недействительным договор подряда № ДТР-197-13 от 11 июня 2013 г., заключенный ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» с ООО «Торговый дом Связь Инжиниринг», ООО «НПП Триада-ТВ», ООО «ТехноФИО1», ОАО «Российский институт мощного радиостроения», ООО «Алмаз-Антей», ОАО «Мощная Аппаратура Радиовещания и Телевидения», ООО «Телеком-проект-5» и ОАО «Союз-телефонстрой».

В обоснование исковых требований общество ссылается на несогласие с критериями оценок, сделанных комиссией по результатам рассмотрения заявок участников торгов и при определении их победителя.

Представители истца в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили суд признать недействительными проведенные торги, полагая, что комиссией неверно определена методика присвоения баллов и их подсчетов, комиссией допущены ошибки при подсчете итоговых баллов.

Представитель ФГУП «РТРС» возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что выбор критериев оценки и сопоставления заявок является правом заказчика. В данном случае выбранный метод полностью соответствует Положению о закупке РТРС и направлен на определение лучшего предложения.

Представитель ООО ТД "Связь Инжиниринг", Общество с ограниченной ответственностью «НПП Триада-ТВ»; ООО «ТехноФИО1»; ООО «Алмаз-Антей Телекоммуникации»; ОАО «Союз-Телефонстрой» также возражал по заявленным требованиям, ссылаясь на отсутствие нарушения прав и законных интересов истца и на соответствие проведенных торгов требованиям закона.

Представитель Минкомсвязи России поддержала правовую позицию ответчика. Также, представитель государственного органа полагала, что примененная методика выбора победителя торгов разработана в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы», решением Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания от 06.12.2012г. и положений Федеральных законов от 18.07.2011г. №223-ФЗ.

ОАО «НТЦ «Космос», ООО «Телеком-проект-5», ОАО «Российский институт мощного радиостроения» и ОАО «Мощная Аппаратура Радиовещания и Телевидения», извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили. Данные обстоятельства позволили суду рассмотреть дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ без участия представителей отсутствующих лиц.

Заслушав доводы представителей присутствующих лиц, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» проведен открытый конкурс по выбору системного интегратора строительства объектов вещания второго мультиплекса, номер извещения 31300284784. Извещение о проведении открытого конкурса было опубликовано 26.04.2013г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 11.06.2013 по итогам рассмотрения заявок участников конкурса был определен победитель - ООО «ТД Связь Инжиниринг» совместно с ООО «НИИ Триада-ТВ», ООО «ТехноФИО1», ООО «Российский институт мощного радиостроения», ООО «Алмаз-Антей Телекоммуникации», ОАО «Мощная Аппаратура Радиовещания и Телевидения», ООО «Телеком-проект-5», ОАО «Союз-телефонстрой».

По итогам проведения конкурса между Заказчиком и победителем конкурса заключен договор подряда № ДТР-197-13 от 11.06.2013 на выполнение комплекса работ по созданию сети цифрового вещания 2-го муультиплекса.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд считает необходимым указать следующее.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, правом на предъявление иска о признании торгов (в форме конкурса или аукциона) недействительными обладают лишь заинтересованные лица, к числу которых относятся участники торгов, и лица, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе).

В силу ст.65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу ст.66 АПК РФ, доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Кроме того, в силу ст. 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Из указанных норм права следует, что, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными, и применения последствий недействительности заключенной на таких торгах сделки.

В рассматриваемом случае судом установлено, что открытый конкурс по выбору системною интегратора строительства объектов вещания 2-го мультиплекса проводился на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках). Данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении ряда организаций, в том числе государственных унитарных предприятий (ч. 1 ст. 1).

Часть 1 ст. 2 Закона о закупках определяет, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законам и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными положениями о закупке.

Строительство сети для 2-го мультиплекса предусмотрено Федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2009 № 985 (далее - Программа). Разделом III данной Программы предусмотрено выполнение перечня мероприятий, в соответствии с которым в составе мероприятия «Строительство наземных сетей цифрового телевизионного вещания» в 2013-2015 годах предусмотрено выполнение Мероприятия по созданию сети цифрового вещания 2-го мультиплекса с объемом финансирования за счет внебюджетных источников в размере 14 684 млн. рублей. Минкомсвязь России определено государственным заказчиком-координатором Федеральной целевой программы. Роспечать - государственным заказчиком.

Решением Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания от 06.12.2012 (протокол № 1. п. V) были рассмотрены и одобрены предложенные Минкомсвязью России критерии выбора системного интегратора строительства объектов сети вещания 2-го мультиплекса. Минкомсвязи России с участием РТРС дано указание согласовать условия проведения открытого конкурса по выбору системного интегратора с вещателями-победителями конкурса на получение права осуществлять наземное эфирное вещание во 2-ом мультиплексе.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд РТРС утверждено приказом РТРС от 22.03.2012 № 32 (далее Положение о закупке РТРС).

Довод Заявителя о нарушении РТРС порядка проведения конкурса в части установленных критериев оценки заявок и в части подсчета баллов при определении победителя конкурса, противоречащего Положению о закупке РТРС, признается судом не основанным на Законе.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с пунктом 3.1.10 Конкурсной документации комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе и участников закупки, подавших такие заявки, на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.

Согласно пункту 7.2.5.2 Положения о закупке РТРС оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией на основании Положения о закупке (Приложение № 1).

Приложение № 1 к Положению о закупке РТРС определяет критерии оценки заявок на участие в закупке и предусматривает два метода определения победителя конкурса. Заказчик для каждой конкретной закупки определяет критерии и порядок определения победителя в конкурсной документации, на которую и должен ориентироваться участник конкурса.

При этом, во исполнение Решения Правительственной комиссии 28.01.2013 года в целях обеспечения реализации государственной программы определены весовые коэффициенты критериев выбора системного интегратора, отраженные в Протоколе №3пр.

Пункт 3.11.2 Конкурсной документации определяет, что оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются Комиссией в целях выявлениях лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией. Критерии и порядок оценки заявок участников конкурса указан в Приложении № 1 к Информационной карте Конкурса. В данном Приложении № 1 Заказчиком были расписаны критерии с баллами и порядок оценки по каждому критерию в соответствии с Протоколом №3пр.

Рассматривая данный спор, суд также полагает необходимым отметить, что в соответствии с п.4 ст.447 ГК РФ выигравшим тоги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Аналогичная норма содержится в ст.ст.10 и 20 Закона о размещении заказов.

Организация и порядок проведения торгов установлены статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оценка представленных на конкурс заявок в силу закона является прерогативой конкурсной комиссии и не входит в компетенцию суда.

Из совокупного толкования норм ст.ст.448-449 ГК РФ следует, что проверке в судебном порядке подлежит соблюдение конкурсной комиссией, организатором торгов, заказчиком и иными лицами порядка их проведения, установленного ст.448 ГК РФ и соответствующими нормами Закона о размещении заказов.

Более того, ни Закон о размещении заказов, ни нормы гражданского законодательства не предоставляют права судам переоценивать решения конкурсных комиссий по существу. И только в случае несоблюдения предусмотренных законом правил, регулирующих процедуру конкурса, что привело к нарушению прав участника конкурса, такие торги могут быть признаны недействительными.

При этом в компетенцию суда не входит оценка правильности и обоснованности выводов конкурсной комиссии, сделанных по результатам сопоставления предложений конкурсантов, а также установление мотивов такого решения.

Указанная правовая позиция подтверждается Высшим арбитражным судом в Определениях от 27.12.2007г. № 17410/07, от 08.04.2008 г. № 4308/08.

Однако ни текст заявления, ни объяснения представителя в судебном заседании не свидетельствуют о нарушении комиссией порядка проведения торгов.

Что касается доводов истца о допуске участников закупки ОАО НТЦ «Космос» и ООО «ТД Связь Инжиринг», выступающими объединением нескольких юридических лиц, так как не проверяла наличие у опыта выполнения работ (оказания услуг) объемом, не менее предусмотренного условиями закупки и сумму выручки участника закупки на протяжении каждого из двух лет, которая должна составлять не менее чем 10 % от начальной цены договора с нарушением требований пунктов 5.1.8 и 5.1.9 Положения о закупке, то они признаются судом несостоятельными исходя из следующего.

Требования к участникам закупки установлены пунктом 2.1 Конкурсной документации.

В соответствии с п.2.1.1 Конкурсной документации участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе:

1) быть правомочным заключать договор;

2) не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица) или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);

3) не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность, которой приостановлена;

4) не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения Предложения на участие в процедуре закупки не принято;

5) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки.

При этом пунктом 2.1.4 установлено, что в случае, если несколько юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, требования, установленные в пункте 2.1.1. Конкурсной документации к участникам закупки, предъявляются к каждому из указанных лиц в отдельности.

Дополнительным требованием к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.1.2 и подпунктом «д» пункта 3.4.2 Конкурсной документации является наличие у такого участника свидетельства о допуске к работам по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов, предусмотренных статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, копии лицензий и разрешительных документов, предусмотренных законодательством РФ для выполнения работ.

В соответствии с пунктом 3.1.10 Конкурсной документации комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе и участников закупки, подавших такие заявки, на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.

Таким образом, Конкурсная документация, утвержденная РТРС в соответствии с действующим законодательством, не содержит требований к каждому лицу, выступающему на стороне участника закупки, предусмотренных пунктами 5.1.8 и 5.1.9 Положения о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Исходя из этого, суд соглашается с доводами ФГУП «РТРС», о том, что при рассмотрении заявок на участии в Конкурсе Конкурсная комиссия действовала в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, разделом 5 Положения о закупках, а также 3.1.10 Конкурсной документации.

Рассматривая доводы истца о нарушении правил подсчета итоговых баллов, в итоговом протоколе от 11.06.2013, суд установил, что фактически ответчиком допущены арифметические ошибки, которые возникли при переносе данных (баллов) из оценочных листов каждого члена комиссии.

24.06.2013 на сайте размещена измененная редакция итоговой таблицы. При этом, общее количество баллов по каждому участнику и, соответственно, распределение мест между участниками не изменилось.

Фактически, оценив доводы истца в их совокупности, суд считает необходимым отметить, что, общество, ознакомившись с конкурсной документацией, решив принять участие в данных торгах и не став их победителем, обратилось в суд с настоящим требованием.

В силу изложенного, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными проведенного конкурса и договора подряда №ДТР-197-13 от 11.06.2013г., заключенного по его результатам.

В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя, расходы по госпошлине остаются в силу ст. 110 АПК РФ на нем.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 4, 8, 11, 12, 166 - 168, 181, 431, 447 - 449 ГК РФ, ст. ст. 65, 66, 71, 110, 155, 156, 167 - 170, 176, 181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований о признании недействительным открытый конкурс по выбору системного интегратора строительства объектов вещания второго мультиплекса (номер извещения 31300284784) и о признатнии недействительным договор подряда № ДТР-197-13 от 11 июня 2013 г., заключенный ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» с ООО «Торговый дом Связь Инжиниринг», ООО «НПП Триада-ТВ», ООО «ТехноФИО1», ОАО «Российский институт мощного радиостроения», ООО «Алмаз-Антей», ОАО «Мощная Аппаратура Радиовещания и Телевидения», ООО «Телеком-проект-5» и ОАО «Союз-телефонстрой».

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Ю.Л. Быкова