Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва |
24 июля 2020года Дело № А40-79600/2020-122-552
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2020 года
Полный текст решения изготовлен 24 июля 2020 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "КОИИП"
к Росрыболовству
о признании незаконными действия по не внесению объектов
при участии:
от заявителя – ФИО1, дов. от 27.04.2020 г. (диплом №118615 от 22.06.1994 г.)
от ответчика – ФИО2. дов. от 28.01.2020 г. (диплом №10337 от 24.03.2011 г.)
УСТАНОВИЛ:
ООО «КОИИП» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Росрыболовству с требованием признать незаконными и нарушающими права ООО "КОИИП" действия Федерального агентства по рыболовству по не внесению объектов типа «П», «Р» и «С», согласно классификации, предусмотренной Требованиями к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года № 633 «О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов», в список объектов, под строительство которых был открыт приём заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) трески и пикши в размере 2,583% (2,5 тысячи тонн) на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, указанный в уведомлении, размещённом Росрыболовством на своём официальном сайте о приёме с 1 марта 2020 г. по 30 июня 2020 г. заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства; обязать Федеральное агентство по рыболовству устранить допущенные нарушения прав ООО "КОИИП" (ОГРН <***>), а именно: внести изменения в размещённое Росрыболовством на своём официальном сайте уведомление о приёме с 1 марта 2020 г. по 30 июня 2020 г. заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, в части внесения объектов типа «П», «Р» и «С», согласно классификации, предусмотренной Требованиями к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года № 633 «О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов», в список объектов, под строительство которых был открыт приём заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) трески и пикши в размере 2,583% (2,5 тысячи тонн) на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, указанный в уведомлении, размещённом Росрыболовством на своём официальном сайте о приёме с 1 марта 2020 г. по 30 июня 2020 г. заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства; обязать Федеральное агентство по рыболовству принимать и рассматривать в соответствие с порядком, установленным Положением о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 648, заявления о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) трески и пикши в размере 2,583% (2,5 тысячи тонн) на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, подаваемые под строительство объектов типа «П», «Р» и «С», согласно классификации, предусмотренной Требованиями к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года № 633 «О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов»; обязать Федеральное агентство по рыболовству принимать заявления о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) трески и пикши в размере 2,583% (2,5 тысячи тонн) на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, о приёме которых Федеральным агентством по рыболовству было объявлено в уведомлении, размещённом Росрыболовством на своём официальном сайте о приёме с 1 марта 2020 г. по 30 июня 2020 г. заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, в течение 60 дней с момента вступления решения по настоящему делу в силу.
Заявитель в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, представил отзыв, требования не признал.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Как указывает заявитель, в соответствии с частью 9 статьи 29.3. Федерального закона от 20 декабря 2004г. №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Закон о рыболовстве) постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 648 «Озакреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства” (далее - Постановление №648), утверждено Положения о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее – Положение о закреплении и предоставлении доли квоты).
Согласно пункту 1 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты, оно устанавливает порядок подачи заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства, порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели, между лицами, инвестиционные проекты по строительству судов рыбопромыслового флота, построенных на российских судостроительных верфях, и (или) предприятий как имущественных комплексов, предусмотренных статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, предназначенных для производства рыбной и иной продукции и построенных на территории Российской Федерации, которых отобраны, а также порядок отбора инвестиционных проектов.
Согласно пункту 2 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты, с заявлением о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства, может обратиться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям частей 3 и 4 статьи 16 Закона о рыболовстве.
Пунктом 16 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты установлено, что Федеральное агентство по рыболовству не менее чем за 30 дней до начала срока подачи заявлений, указанных в пункте 3Положения о закреплении и предоставлении доли квоты, размещает на своем официальном сайте и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о начале проведения отбора инвестиционных проектов, предусмотренного частями 8 и 9 статьи 29.3 Закона о рыболовстве, процедуре его проведения, в том числе об условиях проведения отбора, требованиях к заявителям, содержании и сроках подачи заявления и документов.
Согласно пункту 3 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты, заявитель подает в Федеральное агентство по рыболовству заявление в письменной форме непосредственно при личном обращении или почтовым отправлением либо в электронной форме в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 1 марта по 30 июня текущего года.
Пунктом «д» пункта 4 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты установлено, что в подаваемом заявлении указываются сведения о виде и типе рыбопромыслового судна или предприятия, предусмотренных пунктами 3 и 4 требований к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам в области рыболовства, утвержденных в соответствии с частью 7 статьи 29.3 Закона о рыболовстве.
Распоряжением Правительства РФ от 20 апреля 2017 г. N 764-р (в текущей редакции) утверждён Перечень видов водных биологических ресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых предоставляются права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также выделена квота на инвестиционные цели, согласно пунктам 1 и 2 которого в районе добычи (вылова) водных биоресурсов «Северный рыбохозяйственный бассейн (Баренцево и Норвежское моря (районы действия межправительственных соглашений между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области рыболовства 1975 года и между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Норвегия о взаимных отношениях в области рыболовства 1976 года)» предоставляются права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также выделена квота на инвестиционные цели в отношении трески и пикши.
Приложением к Положению о закреплении и предоставлении доли квоты установлено, что доли квоты добычи (вылова) трески и пикши в районах действия межправительственных соглашений между СССР и Норвегией о сотрудничестве в области рыболовства 1975 года и о взаимных правах в области рыболовства 1976 года предоставляются на инвестиционные цели для строительства следующих объектов инвестиций:
1)Объект инвестиций типа З (траулер-процессор длиной свыше 80 метров для Северного рыбохозяйственного бассейна);
2)Объект инвестиций типа И (траулер-процессор длиной свыше 55 метров для Северного рыбохозяйственного бассейна);
3)Объект инвестиций типа К (ярусолов-процессор длиной свыше 55 метров для Северного рыбохозяйственного бассейна);
4)Объект инвестиций типа Л (траулер-свежьевик длиной свыше 30 метров для Северного рыбохозяйственного бассейна);
5)Объект инвестиций типа П (завод - объект капитального строительства по переработке трески, пикши и иных видов рыб большой мощности);
6)Объект инвестиций типа Р (завод - объект капитального строительства по переработке трески, пикши и иных видов рыб средней мощности);
7)Объект инвестиций типа С (завод - объект капитального строительства по переработке трески, пикши и иных видов рыб малой мощности).
Таким образом, доли квоты добычи (вылова) трески и пикши в районах действия межправительственных соглашений между СССР и Норвегией о сотрудничестве в области рыболовства 1975 года и о взаимных правах в области рыболовства 1976 года должны предоставляться на инвестиционные цели для строительства всех указанных объектов инвестиций.
Между тем, Федеральным агентством по рыболовству на своём официальном сайте в соответствии с пунктом 16 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты было размещено уведомление о приёме с 1 марта 2020 г. по 30 июня 2020 г. заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, согласно которому прием заявлений был открыт на получение долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов под строительство следующих объектов инвестиций согласно Требованиям к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 г, № 633 «О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов» с учетом остатков от ранее проведенных заявочных кампаний.
Таким образом, Росрыболовство своим извещением исключило возможность подачи заявлений в отношении объектов типа «П», «Р» и «С», в отношении которых Положением о закреплении и предоставлении доли квоты также предусмотрено предоставление доли квоты добычи (вылова) трески и пикши в районах действия межправительственных соглашений между СССР и Норвегией о сотрудничестве в области рыболовства 1975 года и о взаимных правах в области рыболовства 1976 года, предоставляемой на инвестиционные цели.
Полагая, что Росрыболовство не имело оснований и полномочий исключать из размещаемого извещения условие о возможности подачи заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) трески и пикши в районах действия межправительственных соглашений между СССР и Норвегией о сотрудничестве в области рыболовства 1975 года и о взаимных правах в области рыболовства 1976 года, предоставляемой на инвестиционные цели, для строительства объектов типа «П», «Р» и «С», заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден.
Отказывая в удовлетворении требований, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.
Росрыболовство осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2008 г. № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству» и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» (далее - Положение).
Согласно пункту 5.5.7. Положения Федеральное агентство по рыболовству осуществляет распределение в установленном порядке между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Закон о рыболовстве) и иными нормативно-правовыми актами.
Согласно статье 29.3 Федерального закона от 20 декабря 2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее -Закон о рыболовстве) добыча (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых выделена квота, предусмотренная пунктом 11 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которые указаны в части 3 статьи 16 настоящего Федерального закона и которым принадлежат на праве собственности или на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) суда рыбопромыслового флота, построенные на российских судостроительных верфях, и (или) предприятия как имущественные комплексы, предусмотренные статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, предназначенные для производства рыбной и иной продукции и построенные на территории Российской Федерации (далее - объекты инвестиций), в рамках реализации инвестиционных проектов по строительству объектов инвестиций (далее - инвестиционные проекты), отобранных в порядке, установленном частями 8 и 9 настоящей статьи, при условии введения в эксплуатацию и регистрации имущественных прав на такие объекты инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Добыча (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых выделена квота, предусмотренная пунктом 11 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, осуществляется лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, в отношении определенных видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах и районах действия международных договоров при осуществлении промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.
Общий допустимый улов определенных видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов, распределяемый применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов, предусмотренной пунктом 11 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, не должен превышать двадцать процентов (25%) общих допустимых уловов таких водных биоресурсов в соответствующих районах добычи (вылова), распределяемых применительно к квоте, предусмотренной пунктами 1 и 2 (до 1 апреля 2018 года) или пунктами 2 (до 1 апреля 2018 года) и 8 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в зависимости от видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов, определяемых в перечне в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Максимальный объем части общего допустимого улова определенных видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов, утвержденный применительно к квоте, указанной в пункте 11 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, и распределяемый между лицами, которым принадлежат на праве собственности или на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) предприятия, указанные в части 1 настоящей статьи, не должен превышать двадцать пять процентов (25%) общего допустимого улова водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов, распределяемого применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов, указанной в пункте 11 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется на основании договора, предусмотренного статьей 33.7 настоящего Федерального закона.
В соответствие с частью 9 статьи 29.3. Закона о рыболовстве постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 648 «О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного, рыболовства и (или) прибрежного рыболовства» (Росрыболовство)
Постановлением № 648 от 29.05.2017 утверждено Положения о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее - Положение о закреплении и предоставлении доли квоты).
Согласно пункту 1 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты, оно устанавливает порядок подачи заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства, порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели, между лицами, инвестиционные проекты по строительству судов рыбопромыслового флота, построенных на российских судостроительных верфях, и (или) предприятий как имущественных комплексов, предусмотренных статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, предназначенных для производства рыбной и иной продукции и построенных на территории Российской Федерации, которых отобраны, а также порядок отбора инвестиционных проектов.
Согласно пункту 2 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты, с заявлением о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства, может обратиться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям частей 3 и 4 статьи 16 Закона о рыболовстве.
Пунктом 16 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты установлено, что Федеральное агентство по рыболовству не менее чем за 3D дней до начала срока подачи заявлений, указанных в пункте 3 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты, размещает на своем официальном сайте и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о начале проведения отбора инвестиционных проектов, предусмотренного частями 8 и 9 статьи 29.3 Закона о рыболовстве, процедуре его проведения, в том числе об условиях проведения отбора, требованиях к заявителям, содержании и сроках подачи заявления и документов.
Согласно пункту 3 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты, заявитель подает в Федеральное агентство по рыболовству заявление в письменной форме непосредственно при личном обращении или почтовым отправлением либо в электронной форме в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 1 марта по 30 июня текущего года.
Пунктом «д» пункта 4 Положения о закреплении и предоставлении доли квоты установлено, что в подаваемом заявлении указываются сведения о виде и типе рыбопромыслового судна или предприятия, предусмотренных пунктами 3 и 4 требований к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам в области рыболовства, утвержденных в соответствии с частью 7 статьи 29.3 Закона о рыболовстве.
Распоряжением Правительства РФ от 20 апреля 2017 г. № 764-р (в текущей редакции) утверждён Перечень видов водных биологических ресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых предоставляются права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также выделена квота на инвестиционные цели, согласно пунктам 1 и 2 которого в районе добычи (вылова) водных биоресурсов «Северный рыбохозяйственный бассейн (Баренцево и Норвежское моря (районы действия межправительственных соглашений между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области рыболовства 1975 года и между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Норвегия о взаимных отношениях в области рыболовства 1976 года)» предоставляются права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также выделена квота на инвестиционные цели в отношении трески и пикши.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 648 Росрыболовство организует сбор и приемку заявок, подаваемых ежегодно с 1 марта по 30 июня текущего года.
В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России Росрыболовство разместило 28 февраля 2020 г. уведомление о приеме заявлений о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, в разделе «Государственно-частное партнерство (соглашения о ГЧП/МЧП, концессионные соглашения)» официального сайта (сообщение о предложении инвестора № 280220/2656344/01 прилагается).
В связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 1150 Росрыболовством объявлен и в период с 1 октября 2019 г. по 29 февраля 2020 г. проводится пятый этап сбора заявок в отношении объектов инвестиций, малых и средних судов рыбопромыслового флота, типов: Д-1, Д-2, Е-1, Е-2, Ж-1, Ж-2.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 648 Росрыболовство также организует сбор и приемку заявок подаваемых ежегодно с 1 марта по 30 июня текущего года, при этом объем нераспределенных долей квот добычи (вылова) на инвестиционные цели в отношении пакетов долей квот Д, Е и Ж может быть уменьшен с учетом поступления заявок в рамках проводимой в настоящее время кампании.
По итогам прошедших этапов отбора заявок по распределению долей квот на инвестиционные цели (с первого по четвертый) нераспределенными остались следующие доли инвестиционных квот:
«Пакет» квот на ВБР | Закреплено долей, % | Остаток долей % | Объем квот всего (округл.) | |
Суда | Заводы** | тыс.тонн | ||
Минтай и сельдь | 74,228% | 23,989% | 1,783% | 1 |
Треска и пикша | 74,908% | 22,509% | 2,583% | 2,5 |
Донно-пищевые породы (пакет Г) | 31,80% | 24,99% | 43,21% | 7,7 |
Донно-пищевые породы (пакет Д*) | 0% | 16,79% | 83,21% | 20,6 |
Донно-пищевые породы (пакет Е*) | 0% | 0% | 100% | 3,4 |
Донно-пищевые породы (пакет Ж*): - Треска, Камбалы дальневосточные, Макрурус, Навага; - Палтусы | 0% 0% | 24,3% 19,44% | 75,7% 80,56% | 15,4 0,88 |
*- возможно уменьшение объема долей квот по результатом рассмотрения заявок поступивших в рамках пятого этапа;
** - Согласно части 4 статьи 29.3 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» максимальный объем инвестиционной квоты предусмотренный на строительство рыбоперерабатывающих предприятий совокупным количеством долей инвестиционных квот не может превышать 25-процентов.
При определении объемов инвестиционных долей квот осуществлялось финансовое моделирование условных инвестиционных проектов с учетом затрат на их строительство и эксплуатацию с целью определения объема инвестиционной квоты, обеспечивающей достижение критериев по доходности и окупаемости (уровня внутренней нормы доходности проекта не менее 10%, окупаемостью не более 10 лет, чистой приведенной стоимости - на уровне нуля или выше (при значении ставки дисконтирования в 10%)). При этом, согласно требованиям части 6 статьи 29.3 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве) указанный выше расчетный объем инвестиционной квоты не должен превышать 50%> от годовой производственной программы объекта инвестиций.
По результатам прошедших отборов, а также с учетом требования части 4 статьи 29.3 Закона о рыболовстве (в части не превышения квоты выделяемой на строительство рыбоперерабатывающих предприятий 25% от общего объема инвестиционной квоты) в настоящее время в отношении некоторых объектов инвестиций — рыбоперерабатывающих предприятий остатки инвестиционных квот составляют в натуральном выражении от 1 до 148 тонн. Указанные объекты инвестиций приведены в таблице:
Виды ВБР и объекты инвестиций | Остаток долей % / тонн |
Минтай и сельдь (объекты М, Н, О): | 0,011%/43 |
Донно-пищевые породы (объект Г-3): | 0,01%/1 |
Донно-пищевые породы рыб (объект Ж-3): - треска, камбалы дальневосточные, макрурус, навага; - палтусы. | 0,7%/142 5,56% / 6 |
Освоение приведенных объемов долей квот не позволит обеспечить достижение инвестиционным проектом указанных выше критериев по доходности и окупаемости, а также создаст дополнительные риски ведения ННН-промысла.
Кроме того, что в соответствии с представленными инвестиционными проектами, общая заявленная Инвесторами мощность по переработке рыбопродукции на реализуемых в Северном бассейне объектах инвестиций (суда и заводы) превысила имеющиеся мощности по переработке рыбопродукции, которые оцениваются в 300 тыс. тонн, и составила дополнительно 460 тыс. тонн (из них на заводах -190 тыс. тонн), что в совокупности составит 760 тыс. тонн переработки рыбопродукции предприятиями Северного бассейна.
Согласно оперативным данным отраслевой системы мониторинга, по итогам 2019 г., вылов в Северном бассейне составил 495 тыс. тонн, в связи с чем превышение производственных мощностей создает недостаток сырьевых ресурсов и делает нецелесообразным создание дополнительных перерабатывающих мощностей.
При этом, средний возраст судов на Северном бассейне превышает 27 лет, что негативно отражается на экономике ведения промысла такими судами, а также безопасности мореплавания, в связи с неудовлетворительным техническим состоянием возрастных судов число аварийных ситуаций неуклонно растет.
Учитывая изложенные обстоятельства, Росрыболовство приняло решение о направлении имеющегося остатка долей инвестиционных квот по Северному бассейну (2.5% или 2500 тонн в натуральном выражении) на прием заявок в отношении строительства объектов инвестиций - судов рыбопромыслового флота.
Постановления Правительства Российской Федерации, а также Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) не содержат положения, предусматривающего запрет на объявление Росрыболовством неполного перечня объектов инвестиций, предусмотренных Положением.
При этом суд обращает внимание на содержание пункта 39 Положения, согласно которому в случае отсутствия после однократного размещения в соответствии с пунктом 16 Положения информации о начале проведения отбора инвестиционных проектов, поступивших заявлений в отношении объектов инвестиций, по которым размер доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, оставшейся нераспределенной, меньше размера, определенного согласно приложению к Положению, общие допустимые уловы, распределенные применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели по указанным долям, далее распределяются в порядке, определенном частью 3 статьи 30 Федерального закона.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.12.2015 года № 768 утверждено Положение о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова).
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.12.2015 года № 768, данным нормативно-правовым актом определяется порядок распределения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов (далее - водных биоресурсов) во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Каспийском море применительно к видам квот их добычи (вылова).
При этом согласно пункту 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.12.2015 года № 768 Федеральное агентство по рыболовству обладает полномочиями на ежегодное, не позднее 5 декабря, утверждение распределения общих допустимых уловов водных биоресурсов на предстоящий год.
В силу пункта 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.12.2015 года № 768 общий допустимый улов определенных видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов, распределяемый применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, не должен превышать 20 процентов общих допустимых уловов таких водных биоресурсов в соответствующих районах добычи (вылова), распределяемых применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах или квоте добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленной Российской Федерации в районах действия международных договоров для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, в зависимости от видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов, определяемых в перечне, утвержденном в соответствии с частью 7 статьи 29.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Таким образом, исходя из толкования положений части 9 статьи 29.3 Закона о рыболовстве, пункта 39 Положения, Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.12.2015 года № 768, Федеральное агентство по рыболовству обладает полномочиями по распределению размера доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, оставшегося нераспределенным, меньше размера, определенного согласно приложению к Положению, с учетом общего допустимого улова, распределенного применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели по указанным долям по остаточному принципу.
Учитывая изложенные обстоятельства, Росрыболовство, принимая оспариваемый ненормативный правовой акт, действовало в рамках предоставленных полномочий Законом о рыболовстве и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения комиссией антимонопольного органа жалоб на нарушение процедуры проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Суд принимает во внимание, что ООО «КОИИП» обратились в Федеральную антимонопольную службу с жалобой о нарушении ФЗ «О конкуренции», которая была рассмотрена и постановлено решение № 04/10/18.1-44/2020 о признании жалобы обоснованно в части размещения уведомления о проведении 7-го этапа заявочной кампании на официальном сайте Федерального агентства по рыболовству в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.fish.gov.ru менее чем за 30 дней до начала приема заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.
При этом, как следует из содержания решения, доводы ООО об ограничении состава лиц, желающих принять участие в Отборе, выразившийся в отсутствии в Уведомлении объекта инвестиций типа С (завод - объект капитального строительства по переработке трески, пикши и иных видов рыб малой мощности), предназначенных для строительства заводов по переработке водных биоресурсов, а именно трески и пикши, на которые приходится доля в размере 2,583%, а также об ограничении конкуренции в нарушение требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, были отклонены, поскольку в действиях Организатора торгов признаков ограничении конкуренции, предусмотренных статьей 17 Закона о защите конкуренции ФАС России установлено не было.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд не усматривает оснований для признания оспариваемых действий Ответчика незаконными.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Суд пришел к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемыми действиями Ответчика его прав и законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Избранный Заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес Заявителя носит абстрактный характер, так как отсутствует определенность в сфере правовых интересов Заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований, поскольку из правового смысла части 1 статьи 4 АПК РФ обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 110, 123, 156, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая