ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
07 сентября 2012г. Дело № А40-80160/12
154-740
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2012 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи Полукарова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи – Даньшиной Ю.А.
рассматривает в открытом судебном заседании дело по заявлению
истца (заявителя): Центральный Банк РФ (Банк России)
к ответчику: Департамент Росприроднадзора по ЦФО
о признании незаконными действий, связанных с не возвратом излишне уплаченной госпошлины и произвести возврат излишне уплаченной госпошлины в размере 6000 руб. за выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
в судебное заседание явились:
от истца (заявителя): по доверенности № 77 АА 2826859 от 30.09.2011г. ФИО1
от ответчика: по доверенности № 41 от 08.08.2012г. ФИО2
суд,
у с т а н о в и л:
Центральный банк Российской Федерации обратился с требованием в суд к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу о признании незаконными действий выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченной госпошлины в размере 6000 руб. за выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и произвести возврат указанных денежных средств.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что по своему конституционно-правовому статусу и полномочиям Банк России относится к органам, выполняющим функции государственной власти, в силу чего вправе воспользоваться льготой, установленной пп 4 п.1 ст. 333.35 НК РФ. В связи с тем, что Центральный банк РФ образует единую центральную систему с вертикальной структурной управления, правом на освобождение об уплаты государственной пошлины пользуются и его территориальные учреждения, через которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах. В соответствии со ст. ст. 1,2 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, указывает, что по его мнению заявитель не является государственным органом.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Заявителем, в лице Головного хранилища (г. Москва) Центрального хранилища Банка России, в 2011 году была уплачена государственная пошлина в размере 6 000,00 руб. за выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по объектам, расположенным по адресам: <...>
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, было рассмотрено заявление от 31 января 2012 г. № 1-14-1-2/652 Центрального хранилища Банка России о возврате излишне уплаченной госпошлины, письмом от 2 марта 2012 г. № 06-51/2697 было сообщено, что Центральный банк Российской Федерации не может быть освобожден от уплаты госпошлины за выдачу лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию отходов.
Посчитав отказ Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу незаконным, необоснованным заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Суд отказывает в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основы конституционного строя Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
Статьями 10 и 11 Конституции РФ определено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации на основе принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Статьей 112 Конституции РФ, Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую Банк России не входит.
Статус Банка установлен в статье 75 Конституции РФ, определяющей его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Таким образом, в указанной статье закреплена независимость Банка России от органов государственной власти.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России является юридическим лицом.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Законом N 86-ФЗ, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 2 указанного закона установлено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
В соответствии со статьей 3 Закона N 86-ФЗ целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
В статье 4 этого же закона определены функции Банка. В частности, Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О, от 15.01.2003 N 45-О, на которые ссылается заявитель, Банк является публичным юридическим лицом, а предоставленные Банку полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования
Указанное свидетельствует о том, что Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом.
Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Банк России имеет статус органа государственной власти.
Довод заявителя об отношении Центрального банка РФ к государственному органу не принимается судом во внимание.
Действующее законодательство не содержит прямого указания о наделении Банка России статусом государственного органа.
Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" последний назначен организацией, юридическим лицом, формально не наделенным статусом государственного органа. Законодательство Российской Федерации не относит его к органам государственной или муниципальной власти, ограничиваясь определением Банка России как юридического лица. С одной стороны, он является юридическим лицом без указания организационно-правовой формы и осуществляет банковские операции на основе равноправия с другими кредитными организациями, а с другой - обладает властными полномочиями в сфере регулирования процедуры создания и функционирования кредитных организаций, лицензирования их деятельности, установления обязательных нормативов, контроля и надзора за соблюдением банковского законодательства.
Также невозможность отнесения Центрального Банка к государственным органам исходит из статуса государственных служащих. Согласно действующему Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" федеральный государственный служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. В то же время согласно Закону о Банке России содержание служащих Банка России осуществляется не за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Справедливым уточнением в цепочке рассуждений данного автора является и указание на построение взаимодействия Банка России с Правительством РФ как независимых друг от друга органов, а, следовательно, невозможности отнесения Банка России к исполнительным органам государства. Не упоминается Банк России и в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Также служащие Банка России по определению не являются должностными лицами государственных органов. Их статус определяется таким образом: они относятся к категории служащих, работающих не в государственной организации - и регулируется 14 разделом (ст. ст. 88 - 92) Закона о ЦБ РФ. Таким образом признание Центрального Банка государственным органом повлечет и признание служащих Центрального Банка государственными служащими.
В статье 2 ФЗ «О Центральном Банке» закреплено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Из этого следует Центральный банк обладает относительной независимостью в своей деятельности. Относительная независимость Банка России так же обеспечивается такими законодательно закрепленными принципами, как неделимость и неотчуждаемость уставного капитала и иного имущества, находящихся в собственности Банка России; самоокупаемость его деятельности; Кроме того, согласно статье 2 ФЗ «О Центральном Банке», банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, а не финансируется из государственного бюджета как государственные органы.
Конституция России, которая устанавливает в ст. 10 разделение властей "по горизонтали", а ст. 11 делит государственную власть "по вертикали", с учетом федеративного устройства государства. По логике этого устройства в первой части ст. 11 перечисляются федеральные органы (Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации), осуществляющие государственную власть в соответствии с установленным ст. 10 Конституции разделением властей (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти). Банк России в этот перечень не включен, равно как не включен и в структуру федеральных органов исполнительной власти. Следовательно, напрашивается однозначный вывод, что его не следует причислять к государственным органам.
На основании ст.6 Федерального Конституционного Закона ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципа законности. Данный принцип не позволяет отнести к государственным органам субъект, не отнесенный к таковым законодательством РФ.
В то же время пункт 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117) прямо указывает, что Банк России относится к иным органам, не входящим в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющим публично-правовые функции, в силу чего может быть освобожден от уплаты государственной пошлины по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда он выступает в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В силу статьи 3 Закона N 86-ФЗ получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
В то же время, как указано в статье 26 Закона N 86-ФЗ, после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Наделение Центрального Банка Российской Федерации отдельными функциями государственной власти и нормотворческими полномочиями не может являться основанием для освобождения его от уплаты государственной пошлины применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, предусматривающему освобождение от уплаты государственной пошлины только государственных органов и органов местного самоуправления. Возможность применения налогового законодательства по аналогии Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Таким образом, при отсутствии законодательного отнесения заявителя к органам государственной власти, у ответчика отсутствовали основания для освобождения Банка России от уплаты государственной пошлины и поэтому он не имеет права на льготу по уплате государственной пошлины, предусмотренной пп. 4 п.1 ст. 333.35 НК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом проверены и отклонены доводы заявителя, как основанные на неверном толковании норм права.
Заявитель не представил ни одного доказательства незаконности действий Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 33.40 Налогового кодекса Российской Федерации статьями 41, 65, 69, 110, 123, 156,167-170, 176, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Центрального банка Российской Федерации о признании незаконными действий Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу, связанных с отказом возвратить излишне уплаченную государственную пошлину и произвести возврат излишне уплаченной госпошлины за выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в размере 6 000 руб. – оставить полностью без удовлетворения.
Проверено на соответствие действующего законодательства РФ (НК РФ).
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья А. В. Полукаров