Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-80556/19 130-660 |
26 августа 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2019 года
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2019 года
Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бардычевым П.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ЗАО «ЭКОС» к Росприроднадзору, Прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
третье лицо – Управление Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры
о признании незаконным и отмене предписания от 15.06.2018 №10-01/01-2018-1П.
при участии представителей: от истца (заявителя) - ФИО1 (дов. БН от 21.11.2018 г., паспорт); от ответчиков (заинтересованных лиц) – 1) ФИО2 (дов. № СР-37/13 от 04.03.2019 г., паспорт); 2) не явился, извещен; от третьего лица – не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «ЭКОС»обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Росприроднадзору о признании незаконным и отмене предписания от 15.06.2018 №10-01/01-2018-1П.
Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал, со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения третьего лица о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства по правилам ст.123 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителя ответчика, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Как следует из материалов дела, Росприроднадзором в период с 15.05.20018 по 15.06.20188 проведена внеплановая выездная проверка заявителя.
Проверка согласована с Прокуратурой ХМАО-Югры Решением от 23.04.2018 №77-55-2018/15.
По итогам проверки РПН составлен Акт от 15.06.2018 №10-01/01-2018-А.
На основании указанного акта Заявителю выдано обязательное к исполнению Предписание от 15.06.2018.
Не согласившись с предписанием, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд отмечает следующее.
Судом установлено, что Приказом Росприроднадзора от 20.04.2018 № 129 «О проведении внеплановой выездной проверки» (далее - приказ о проведении проверки) с целью предупреждения, выявления, пресечения нарушений ЗАО «ЭКОС» требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, была проведена внеплановая выездная проверка.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки ЗАО «ЭКОС» в соответствии с пунктом 6 Приказа Росприроднадзора послужило мотивированное представление начальника Управления государственного надзора и регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия ФИО3 от 03.04.2018 № 10-00/1772.
Решением прокуратуры Ханты-Мансийского Автономного округа -Югры от 23.04.2018 № 07-55-2018 принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
По результатам проверки государственными инспекторами Росприроднадзора составлен акт проверки от 15.06.2018 № 10-01/01-2018А (далее - Акт проверки).
На основании Акта проверки, Обществу выдано предписание (со сроком исполнения до 23.04.2019) согласно которому ЗАО «ЭКОС», должно осуществлять свою деятельность в соответствии с заключением № 76 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Изготовление и применение строительного материала «Буролит» получаемого при переработке (обезвреживании, утилизации) отходов бурения на нефтегазовых месторождениях», утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Ханты — Мансийскому автономному округу - Югре от 24.12.2015 № 2361 (далее - Заключение ГЭЭ № 76).
В опровержение довода Заявителя, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО «ЭКОС» сотрудниками Росприроднадзора привлекались специалисты филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Енисейскому региону» Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» обладающие надлежащим образованием, должностной профессиональной подготовкой (Аттестат аккредитации от 16.12.2016 № РОСС RU.0001.511557 выдан Федеральной службой по аккредитации) для проведения отбора проб отходов бурения на соответствие заключению № 76 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Изготовление и применение строительного материала «Буролит» получаемого при переработке (обезвреживании, утилизации) отходов бурения на нефтегазовых месторождениях».
В ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что ЗАО "ЭКОС" осуществляет деятельность по обезвреживанию (утилизации) буровых отходов с получением строительного материала «Буролит» на основании заключения государственной экологической экспертизы № 76 на проектную документацию «Изготовление и применение строительного материала «Буролит», получаемого при переработке (обезвреживании утилизации) отходов бурения на нефтегазовых месторождениях» утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24.12.2015 № 2361 (далее -заключение -ГЭЭ № 76).
ЗАО «Экое» имеет:
лицензию по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 16.08.2017 № (86)-4252-СТОУБ, выданную Управлением Росприроднадзора по Ханты -Мансийскому автономному округу (далее - Лицензия от 16.08.2017);
лицензию по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV 1кклассов опасности от 01.08.2016 № 00264, выданную Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу (далее - Лицензия от 01.08.2016).
Общество имеет технические условия на строительный материал «Буролит» (ТУ 5710-00448739364-2015, ведено 02.03.2015), технологический регламент на изготовление и применение строительного материала «Буролит» получаемого в результате переработки (обезвреживании, утилизации) отходов бурения на нефтегазовых месторождениях РД-367089-15 (согласованный генеральным директором ЗАО «ЭКОС» 17.07.2015).
ЗАО «ЭКОС» на строительный материал «Буролит» выпускаемый ТУ 5710-004-48739364-2015 получен сертификат соответствия сроком действия с 18.05.2015 по 17.05.2018 № 1496891, выданный органом сертификации продукции «Сибирский Центр Сертификации (аттестат аккредитации от 23.07.2011 РОСС RU.0001.11АГ43).
Обнаруженные в ходе проведения проверки нарушения, на устранение которых направлено предписание.
Оспариваемым предписанием Обществу предписано осуществлять свою деятельность в соответствии с заключением № 76 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Изготовление и применение строительного материала «Буролит» получаемого при переработке (обезвреживании, утилизации) отходов бурения на нефтегазовых месторождениях».
Основанием для выдачи предписания послужило выявленное в ходе проверки нарушение Обществом статьи 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7 - ФЗ), части 7 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174 - ФЗ).
В рамках проверочных мероприятий установлено, что ЗАО «ЭКОС» осуществляет работы по переработке (обезвреживанию, утилизации) отходов бурения на нефтегазовых месторождениях ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО
«Лукойл Западная Сибирь» с получением строительного материала
«Буролит».
При проведении проверки установлено, что Общество осуществляет свою деятельность в нарушение Заключения ГЭЭ № 76, ТУ 5710-00448739364-2015 и технологического регламента РД-367089-15.
Согласно разделу Заключения ГЭЭ № 76 «Технологические этапы производства работ» перед началом проведения работ выполняются внутриплощадочные подготовительные работы, в том числе проводятся полевые изыскания, натуральные замеры толщины слоя размещенных в шламонакопителях отходов бурения, отбор проб отходов бурения (буровой шлам, буровой раствор, буровые сточные воды) и проведение анализов на содержание нефтепродуктов. Переработка бурового шлама возможна, при безамбарном бурении в технологических металлических емкостях, временных шламонакопителях, приямках. Отходы бурения (буровой шлам, буровой раствор, буровые сточные воды) образуются в процессе строительства скважин, представляют собой вязкопластичную массу, насыщенную водой, содержат выбуренную породу.
Кроме того, согласно Заключению ГЭЭ № 76 должен производится контроль и оценка качества продукции. Для подтверждения класса опасности полученного строительного материала «Буролит» однократно производится отбор пробы на весь объем перерабатываемых отходов бурения, размещенного в шламовом амбаре, временном шламонакопителе, карте полигона или ином объекте размещения.
Для проверки качества строительного материала «Буролит» методом биотестирования предусматривается выборочный отбор одной пробы на весь объем шламонакопителя (шламового амбара) на подтверждение IV-V класса опасности. Также, в соответствии с ТУ 5710-00448739364-2015 проводятся периодические испытания физико-механических свойств строительного материала.
Однако в ходе проведения проверки 18.08.2018 сотрудниками Росприроднадзора совместно с сотрудниками филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Енисейскому региону» Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу», а именно обследования места осуществления лицензируемого вида деятельности Омбинское месторождение ООО «РН-Юганскнефтегаз», кустовая площадка № 68 выявлена разнородность переработанных (обезвреженных, утилизированных) отходов бурения по цвету и плотности для разной глубины залегания, что противоречит требованиям установленным Заключением ГЭЭ № 76 и соответствию техническим условиям ТУ 5710-004-48739364-2915, а именно физико-механическим свойствам строительного материала «Буролит» согласно которым материал «Буролит» должен представлять собой гомогенную массу серого цвета, показаниями понятых также подтверждается разнородность, а именно установлено что в некоторых местах временного шламонакопителя, масса переработанных встречается в виде жидкой фракции.
Кроме того, в процессе отбора проб в массе переработанных отходов были обнаружены иные отходы, а именно полимерный материал и волокнистая ткань, которые были взяты сотрудниками ЦЛАТИ для исследований (отход № 6 протокол отбора проб от 18.05.2018 № 14г-0), данный факт также является показателем не однородности, массы переработанных отходов бурения, несоблюдения требований, установленных Заключением ГЭЭ № 76 и несоответствия ТУ 5710-00448739364-2915. Обваловка шламонакопителя частично отсутствует. Указанные факты зафиксированы Актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 18.05.2018 № 2, а также показаниями, полученными от понятых участвовавших в осмотре территории и отборе проб.
В рамках проверочных мероприятий 30.05.2018 сотрудниками Росприроднадзора совместно с сотрудниками ЦЛАТИ был осуществлён выезд на Тивлинско-Русскинское месторождение ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь», кустовая площадка № 155, где ЗАО «ЭКОС» осуществляет деятельность по обезвреживанию (утилизации) буровых отходов. Пробы переработанного отхода бурения были отобраны с разной глубины шламонакопителя 0-20 см., 20-70 см., 70-120 см.
В процессе отбора проб была выявлена разнородность утилизированных (обезвреженных) отходов бурения, по цвету так как неравномерно в песке встречаются слои вещества серого цвета, и по плотности, что противоречит требованиям установленным Заключением ГЭЭ № 76 и соответственно техническим условиям ТУ 5710-00448739364-2915, именно физико-механическим свойствам строительного материала «Буролит» согласно которым материал «Буролит» должен представлять собой гомогенную массу серого цвета. При проведении работ по отбору проб было зафиксировано наличие в массе обезвреженных (утилизированных) отходов иных отходов, а именно полимерный материал, волокнистая ткань, древесные отходы, которые тоже были отобраны сотрудниками ЦЛАТИ для проведения исследований (отход № 2 протокол отбора проб от 30.05.2018 № 16г-0).
Переработанные отходы бурения по визуальным признакам на обследуемой территории в основном состоял из песка. Указанные факты были зафиксированы Актом обследования территории (акваторий) на предмет соблюдения природоохранных требований от 30.05.2018 № 3, кроме того указанные факты подтверждаются свидетельскими показаниями двух понятых, участвовавших в осмотре территории и отборе проб.
Как было указано выше, ЗАО «ЭКОС» в соответствии с требованиями, содержащимися в Заключении ГЭЭ № 76 и ТУ 5710-00448739364-2015, производится контроль и оценка качества продукции на подтверждение IV-V класса опасности.
В рамках проверочных мероприятий Обществом предоставлены копии актов отбора проб материала строительного материала «Буролит» за 2016-2017, а также протоколы биотестирования строительного материала «Буролит» за 2016-2017, из которых следует, что пробы «Буролита» отбирались в полиэтиленовые пакеты.
Подтверждением выполненных Обществом работ по переработке бурового шлама на кустовой площадке № 155 является проведение исследований материала «Буролит» на подтверждение класса опасности методом биотестирования.
Исследования проведены ООО «ЮганскНИПИ» Аттестат аккредитации № РОСС RU.-0001515777 от 24.06.2014. ООО «Нефтеюганский научно-исследовательский и проектный институт» при оценке методом биотестирования руководствовалось нормативными документами, ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.10-04 Т 16.1:2:2.3:3.7-04. Согласно пункту 7.1 Методики ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.10-04 Т 16.1:2:2.3:3.7-04. Отбор проб почв, осадков вод и отходов следует производить в банки из темного стекла, однако в нарушение данного пункта согласно протокола от 23.04.2018 № 18-04-412 проба массой в 2 килограмма была отобрана в полиэтиленовый пакет, следовательно, результаты лабораторных исследований нельзя считать достоверными.
Таким образом, ЗАО «ЭКОС» ведется ненадлежащий контроль качества продукции в нарушении требовании Заключения ГЭЭ № 76 и ТУ 5710-004-48739364-2915, технологического регламента РД-367089-15.
Согласно статьи 33 Закона № 7 - ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Как следует из части 7 статьи 30 осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, является нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что вынесенное предписание является законным и обоснованным, направлено на устранение выявленного в ходе проверки нарушения закона, не нарушает прав и законных интересов заявителя, оснований для его отмены не имеется.
Судом проверены все доводы Заявителя, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении требований ЗАО «ЭКОС» о признании незаконным предписания Росприроднадзора от 15.06.2018 №10-01/01-2018-1П отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.М. Кукина |