ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-80685/12 от 11.07.2012 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-80685/12

130-768

18 июля 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 18 июля 2012 года

Арбитражный суд в составе судьи Андрияновой С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гайдамака Е.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Управления Роскомнадзора по Астраханской области

к ФГУП "Почта России"

о привлечении к административной ответственности.

при участии представителей

от истца (заявителя) – не явился, извещен

от ответчика (заинтересованного лица) – ФИО1 по дов. от 02.05.2012, паспорт

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области (далее заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФГУП «Почта России» (ФГУП, предприятие) по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что ФГУП «Почта России» совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований, предусмотренных лицензией, а именно: нарушение контрольных сроков пересылки ускоренного почтового оправления «EMS Почта России» на 11 дней, выявленное по результатам рассмотрения обращения гражданина ФИО2 от 18.04.2012 № ID 327022, ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения заседания заявитель уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по довода, изложенным в представленном письменном отзыве.

Дело рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания..

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как следует из материалов дела, ответчик осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии серии А 025271 N 25577, выданной Министерством РФ по связи и информатизации 11.04.2003 г., сроком действия до 11.04.2013 г.

В ходе рассмотрения поступившего обращения гражданина ФИО2 от 18.04.2012 № ID 327022 выявлены нарушения ФГУП «Почта России» требований в области связи по лицензии № 25577 «Предоставление услуг почтовой связи».

На основании вышеуказанного обращения в УФПС Астраханской области - филиал ФГУП «Почта России» направлен запрос информации о доставке (вручении) ускоренного почтового оправления «EMS Почта России» EMSEG 927560865 US.

По представленным УФПС Астраханской области - филиал ФГУП «Почта России» документам административным органом установлено следующее.

24.03.2012 международное EMS-отправление проходило обработку в Москве ЕМС СЦ, 04.04.2012 в 13 час. 06 мин. Прямой мешок №1301004800990677 был заделан в Москве ЕМС СЦ, общая накладная №1301004900142429 контейнер №31085. Данный контейнер 07.04.2012 в 05 час. 46 мин. Был приписан к рейсовой накладной на авиапочту №1023024800152712 аэропорта Внуково по маршруту в Астрахань. Расписка в получении вещей в Астраханском СЦ осуществлена оператором ФИО3 на рейсовой накладной 09.04.2012 в 01 час. 30 мин. В связи с чем установлено замедление в пересылке международного EMS-отправления на 11 дней.

В связи с выявленными нарушениями государственным инспектором РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - главным специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Астраханской области ФИО4, в отсутствии генерального директора ФГУП «Почта России», уведомленного надлежащим образом, в присутствии ФИО5, директора УФПС Астраханской области - филиал ФГУП «Почта России» (на основании доверенности от 06.02.2012) составлен Протокол № 000177 об административном правонарушении от 28 мая 2012 года.

Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены п. 3 ст. 27 Закона «О связи», п. 29 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 № 110 «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи», ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Перечнем должностных лиц Россвязькомнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 05.08.2008 № 22.

При этом судом проверено и установлено, что протокол составлен при соблюдении процессуальных требовании, предусмотренных действующим законодательством, а также в сроки, предусмотренные ст.ст. 28.5, 28.7 КоАП РФ.

Копия протокола от 28.05.2012 г. №000177 была вручена ФИО5, директора УФПС Астраханской области - филиал ФГУП «Почта России» (на основании доверенности от 06.02.2012)

На основании выявленных фактов административный орган пришел к выводу, что ФГУП «Почта России» осуществляет предпринимательскую деятельность (оказание услуг почтовой связи) с нарушением п.п. 4 условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) серии А 025271 № 25577 от 11.04.2003, выданной Министерством Российской Федерации по связи и информатизации), в соответствии с которой при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами «О связи», другими Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой свят, несет ответственность в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» за ненадлежащее исполнение обязательств, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», п. 4пп. «а» п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее по тексту ФЗ «О почтовой связи») операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи».

Согласно ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее по тексту ФЗ «О связи»), деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В настоящее время действует Перечень лицензионных условий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, согласно п. 5 раздела XX которого к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Подпунктами «а» п. 47 раздела V «Права и обязанности операторов почтовой связи» Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления в установленные сроки.

Статьей 46 ФЗ «О связи» предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно п. 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться ФЗ «О связи», ФЗ «О почтовой связи», другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий.

Ответственность операторов почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи (также и за несоблюдение сроков пересылки почтовых отправлений 1 класса) определяется в соответствии со ст. 33 ФЗ «О почтовой связи».

Установлено, что нарушения допущены ФГУП «Почта России.

В соответствии со ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст. 16 ФЗ №176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4 ФЗ от 17.06.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом РФ «О связи», Федеральным законом РФ «О почтовой связи», другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, международными договорами РФ, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий.

Ответственность операторов почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи (в данном случае нарушение контрольных сроков) определяется в соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ «О почтовой связи».

Факт совершения ФГУП «Почта России» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, доказан, подтверждается материалами административного дела.

Доводы ответчика о том, что п.4 условий лицензии № 25577 не содержит условие о необходимости соблюдения порядка оказания услуг почтовой связи, что по его мнению, свидетельствует об отсутствие состава вменяемого ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, признаются судом необоснованными, поскольку ответчик, являясь оператором связи обязан был оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи, что им сделано не было.

При указанных обстоятельствах суд считает установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении: наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.

Суд также считает установленной вину ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, так как на него, как обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи, возложена обязанность по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ФГУП «Почта России» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся признается административное правонарушение (действие или бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет не нарушение той или ной обязанности, установленной нормативным актом, а осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных условий.

В связи с чем срок привлечения к административной ответственности за данной правонарушение подлежит исчислению с момента выявления факта осуществления лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства.

Поскольку рассматриваемое правонарушение заключалось в нарушении ФГУП «Почта России» условий, предусмотренных лицензией, то оно является длящимся правонарушением.

Срок привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения не истек.

Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.

Поскольку факт совершения ответчиком правонарушения доказан, требования заявителя о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 20.03.2012 года № 57-Пр подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не выявлено.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает возможным установить меру административной ответственности в виде минимального размера штрафа, установленного ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.

На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.1, 24.5, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 123, 167-170, 202-206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ОГРН <***>), находящееся по адресу: 131000, <...>, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, и наложить на него административный штраф в размере 30 000 рублей (тридцать тысяч рублей).

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Астраханской области (Управление Роскомнадзора по Астраханской области)

ИНН <***>

КПП 301501001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Астраханской области, г. Астрахань

Р/с <***>

БИК 041203001

ОКАТО 12401000000

КБК 096 1 16 900 40 04 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий

(штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов»

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.М.Андриянова