ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-81088/12
27 ноября 2012г. 37-314
Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2012 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Скачковой Ю.А. единолично
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Басария Л.Л.
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску ТУ Росимущества в г. Москве (ОГРН <***>)
к ответчику Департамент имущества города Москвы (ОГРН <***>) (ОГРН <***>)
третьи лица 1. ФГУП "Издательство "Финансы и статистика" 2. Управление Росреестра по Москве; о признании права собственности
в заседании приняли участие:
от истца : ФИО1, доверенность №Д-758 от 04.09.2012г., ФИО2, доверенность №Д-829 от 28.09.2012 г.
от ответчика : ФИО3, доверенность №8-Д от 10.01.2012г.
от третьих лиц : 1. ФИО4, приказ №117-ок от 16.08.2012., 2. не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 15.06.2009г., место нахождения: 107139, <...>) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту имущества города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 28.08.2002г., место нахождения: 103006, <...>), третьи лица: Управление Росреестра по Москве и ФГУП "Финансы и статистика" о признании права собственности Российской Федерации на нежилые помещения (этаж 1: пом. II, ком. 4, 5, 7-26; антресоль 1: пом. I ком. 1, 2; этаж 2: пом. II, ком. 1-9, 9а, 11, 12, 12а) общей площадью 414,0 кв.м. в здании, расположенном по адресу: <...>.
Иск заявлен со ссылкой на ст.ст. 209, 214, 218, 236 ГК РФ и мотивирован тем, что у ответчика отсутствуют законные основания для регистрации права собственности на спорные помещения, которые являются федеральной собственностью в силу закона.
Ответчик против исковых требований возражал по доводам, изложенным в отзыве. Указал, что истец не имеет права на подачу иска, а также им избран ненадлежащий способ защиты. Заявил о пропуске исковой давности.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010г. № 228-ФЗ) информация о принятии искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания опубликована на официальном сайте Арбитражного суда города Москвы: www.msk.arbitr.ru, а также на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru.
Третье лицо Управление Росреестра по Москве, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в заседание не явилось. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица 2 в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Суд, рассмотрев исковые требования, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, за городом Москвой зарегистрировано право собственности на нежилые помещения (этаж 1 пом. II, ком. 4, 5, 7-26, пом. IIа ком. 2, 3, этаж 2 пом. II ком.1-9, 9а, 11, 12, 12а, этаж антресоль 1 пом. I ком. 1, 2), расположенные по адресу: <...>, общей площадью 446,3 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.12.2007г., запись № 77-77-11/104/2007-484.
Право собственности зарегистрировано на основании выписок из реестра объектов недвижимости, относящихся к собственности города Москвы от 06.06.2001г. № 00-001074 и от 14.01.2002г. № 00-000125.
Ордером от 28.02.1966г. серия А № 009467, выданным Исполнительным Комитетом Московского Городского Совета депутатов трудящихся, издательству "Финансы" Комитета по печати при Совете Министров СССР было предоставлено право занятия помещений полезной площадью 333 кв.м., общей площадью 478 кв.м., находящихся на 1 и 2 этаже в доме № 7 по ул. Чернышевского.
05.10.1993г. между Территориальным агентством Москомимущества, Территориальной дирекцией по обеспечению объекта инфраструктуры ТУ "Басманное" и Издательством "Финансы и статистика" был заключен договор аренды № 1-1500/93 на аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Москвы, согласно которому, на основании договора № 4-90 и ордера от 28.02.1966г. № 009467, арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду имущество (помещение, строение) общей площадью 497,5 кв.м., расположенное по адресу: <...>.
Позднее между Москомимуществом, ДЕЗ ТУ "Басманное" и ГУП "Финансы и статистика", был заключен договор № 1-879/97 от 22.07.97г. на аренду нежилого фонда, находящегося в собственности Москвы, согласно которому, на основании Распоряжения ЦТА МКИ № 1585-р/01 от 05.06.97г и договора № 1-1600/93 от 05.10.93г. арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду имущество (помещение, строение) общей площадью 414,0 кв.м., расположенное по адресу: <...>
Согласно экспликации Центрального ТБТИ, общая площадь помещения II на 1-ом этаже составляет 414,0 кв.м., из них: основная площадь 270,6 кв.м., вспомогательная 143,4 кв.м.
Таким образом, из состава переданных по ордеру № 009467 помещений в настоящее время третье лицо занимает пом. II общей площадью 414 кв.м.
Также в материалы дела представлен договор № 1-68/08 от 23.01.2008г. аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, заключенный между ДИГМ и ФГУП "Издательство "Финансы и статистика", согласно которому, на основании договора аренды № 1-879/97 от 22.07.97г., арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилой объект общей площадью 414,0 кв.м., расположенный по адресу: <...>.
Согласно справкам БТИ об идентификации адреса объекта, зарегистрированного в адресном реестре, здание, находящееся по адресам: <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>, кор. 1 и объект: жилое здание, имеющий по данным БТИ адрес: <...> являются одним и тем же объектом. Официальным адресом объекта является адрес: <...>.
Также согласно материалам дела, издательство "Финансы" с 1964г. является правопреемником Госфиниздата Министерства финансов СССР, занимавшего спорные помещения.
Приказом Госкомстата СССР № 503 от 02.10.80г. "О совершенствовании сети центральных издательств" с 01.01.81г. на базе издательств "Финансы" и "Статистика" создано издательство "Финансы и статистика" (в настоящее время ФГУП "Издательство "Финансы и статистика").
В судебных заседаниях представители истца, ответчика и третьего лица ФГУП "Издательство "Финансы и статистика" подтвердили факт занятия третьим лицом спорных помещений площадью 414,0 кв.м.
Таким образом, судом в порядке ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ, установлено, что спорные помещения указанной площади, занимаются ФГУП "Издательство "Финансы и статистика" правомерно, на основании ордера от 28.02.1966г. № 009467 и из его владения не выбывали.
Вместе с тем, в материалы дела представлена выписка из реестра федерального имущества, согласно которой нежилые помещения (этаж 1 пом. II, ком. 4, 5, 7-26, этаж 2 пом. II ком.1-9, 9а, 11, 12, 12а, этаж антресоль 1 пом. I ком. 1, 2), расположенные по адресу: <...>, общей площадью 414,0 кв.м. являются федеральной собственностью (реестровый № В13770016284 от 21.09.2011г.) на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1.
В соответствии с пунктом 1 постановления и пунктом 11 приложения № 2 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, в том числе предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.
При этом основания, по которым это имущество ранее было передано во владение и пользование, правового значения не имеют, поскольку до 1991 года в СССР существовала единая государственная собственность, а в городе Москве существовал единый порядок управления нежилыми помещениями.
В соответствии с положениями Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров Союза ССР от 10 августа 1963 года № 884 "Вопросы организации Государственного комитета Совета Министров СССР по печати" на Государственный комитет Совета Министров СССР по печати было возложено руководство издательским делом и контроль в общегосударственном масштабе за содержанием и направлением издания литературы во всех ее видах.
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления была реорганизована сеть центральных издательств и установлена их подчиненность согласно Приложению № 1 к данному Постановлению. Также было установлено, что Государственный комитет Совета Министров СССР по печати осуществляет непосредственное руководство издательствами, находящимися в его ведении, а также координирует планы выпуска литературы всеми издательствами и редакционно-издательскими отделами, находящимися в ведении министерств, государственных комитетов, общественных и других организаций.
При этом согласно пункту 7 Приложения № 1 к указанному Постановлению, издательство "Финансы" было передано в непосредственное подчинение (ведение) Государственного комитета Совета Министров СССР по печати.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1991 года № 11-р Министерство печати и массовой информации Российской Федерации является правопреемником упраздненного Государственного комитета Совета Министров СССР по печати, в том числе, в отношении подведомственных объединений, предприятий и организаций, расположенных на территории Российской Федерации.
Каких-либо доказательств того, что третье лицо издательство "Финансы", равно как и его правопреемники, выбывало из подчинения (ведения) Государственного комитета Совета Министров СССР по печати либо его правопреемника - Министерства печати и массовой информации Российской Федерации, в материалах дела не имеется.
Таким образом, на момент вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" Государственное предприятие - издательство "Финансы и статистика" находилось в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации.
То есть, поскольку на момент вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 спорные помещения использовались ГП Издательство "Финансы и статистика", находящемся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации, данный объект недвижимого имущества в силу положений пункта 11 Приложения 2 к указанному Постановлению являлся федеральной собственностью в силу прямого указания закона.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что решение о передаче имущества из федеральной собственности муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлю Правительством Российской Федерации.
Данное решение является основанием для возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122 передача и прием имущества осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления на основании решения о передаче имуществ федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с передаточным актом, подписанным сторонами.
В материалы дела не представлено доказательств включения спорных помещений в утвержденный перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность.
Поскольку судом установлено, что на момент разграничения собственности спорное помещение являлось федеральным имуществом, правовых оснований для регистрации права собственности города Москвы на них у Департамента имущества города Москвы не имелось.
Согласно ст. 6 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Доказательств отчуждения Российской Федерацией спорного имущества в установленном порядке в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении имущества.
Ответчиком не представлено каких-либо документов, свидетельствующих о приобретении права собственности на спорные нежилые помещения площадью 414,0 кв.м., находящиеся по адресу: <...>, по основаниям, перечисленным в законе.
Ответчик считает, что ТУ Росимущества в г. Москве не является надлежащим истцом по данному делу. Данный довод ответчик мотивирует тем, что ФГУП "Издательство "Финансы и статистика" находится в ведении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).
Согласно п.5.2 Положения о Роспечати, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 292 "О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям" оно осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.
Полномочия собственника в сфере управления федеральным имуществом Росимущество осуществляет за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти (п. 5.10 Положения о Росимуществе).
Суд отклоняет данный довод ответчика по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно которому полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В силу ст. 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. В соответствии с п. 4 вышеуказанного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Росимущество осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
В соответствии с Приказом Росимущества от 05.03.2009г. № 67. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом преобразовано в Территориальное управление Росимущества в городе Москве.
Согласно п. 4 разд. II Положения о Территориальном управлении Росимущества в городе Москве, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории города Москвы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Российская Федерация является единственным собственником спорного имущества в силу прямого указания закона в соответствии с приложением № 1 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991г. №3020-1 и ТУ Росимущества в г. Москве является уполномоченным лицом защищать интересы собственника по предъявленному иску.
На основании изложенного, суд считает исковые требования к городу Москве о признании права собственности Российской Федерации на спорные нежилые помещения в здании, расположенном по адресу: <...>, общей площадью 414,0 кв.м. обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению.
Суд отклоняет доводы Департамента имущества города Москвы о пропуске истцом срока исковой давности.
Общий срок исковой давности по требованию о признании права собственности составляет три года, течение этого срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статьи 196, 200 ГК РФ).
Пленум Верховного Суда РФ и Пленум ВАС РФ в Постановлении от 29.04.2010г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в п. 57 разъяснил, что поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, при этом течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Как видно из материалов дела, о нарушении своего права истец узнал из Выписки из ЕГРП от 04.04.2012г. выданной на основании запроса от 30.03.2012г.
Кроме того, ответчик не представил суду доказательств того, что истец должен был узнать или узнал о нарушении своего права ранее, а также не указали, каким законом на истца возложена обязанность по отслеживанию действий регистрирующего органа по внесению соответствующих записей в ЕГРП о правах на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку иск предъявлен в суд 09.06.2012г., то установленный законом срок исковой давности по требованию о признании права собственности истцом пропущен не был.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика. Учитывая, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке ст. 333.37 НК РФ, государственная пошлина взысканию с ответчика в доход федерального бюджета РФ не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 8, 12, 131, 304, 305, 309, 218 ГК РФ, ст.ст. 9, 10, 110, 112, 123, 156, 167-170, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать право собственности Российской Федерации на нежилые помещения (этаж 1: пом. II, ком. 4,5, 7-26, антресоль1: пом. I ком. 1, 2, этаж 2: пом. II,, ком.1-9, 9а, 11, 12, 12а) в здании, расположенном по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня его принятия и в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Ю.А. Скачкова