ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-82383/20-137-646 от 23.09.2020 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-82383/20-137-646

30 сентября 2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2020 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

судьи Скворцовой Е.А. единолично

при ведении протокола помощником судьи Селивестровым А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Социальная служба Огонёк" (107241 г. Москва, ул. Амурская дом 62 корп. 1 кв. 123, ОГРН 1187746811768, дата присвоения ОГРН 13.09.2018, ИНН 9718114547)

к городу Москве в лице Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (107078, г. Москва, ул. Басманная нов., 10, стр.1, ОГРН 1037704003270, дата присвоения ОГРН 29.01.2003, ИНН 7704253064)

о взыскании субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям за январь - февраль 2020 г. в размере 419 222 руб. 79 коп.

при участии:

от истца – согласно протокола,

от ответчика – согласно протокола,

У С Т А Н О В И Л :

Общество  с ограниченной ответственностью "Социальная служба Огонёк" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к городу Москве в лице Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы  (далее - ответчик) о взыскании  денежных средств в качестве субсидии в размере 419 222 руб. 79 коп. на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям.

Исковые требования мотивированы статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4, 8 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», п.1 ст. 78, п.12.1 ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, представил возражения на отзыв.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам отзыва и отзыва на возражения истца.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Социальная служба Огонёк» (далее – истец) состоит в Реестре поставщиков социальных услуг города Москвы и осуществляет социальное обслуживание граждан на дому.

С 01.01.2020 по 29.02.2020 были осуществлены социальные услуги получателям в соответствии с договорами о предоставлении социальных услуг (далее - договор) и Индивидуальными программами предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ):

1) Михаревой Н.А. (договор от 01.11.2018 № 02-2018, ИППСУ № 1206003093 от 16.03.2018 г.);

2) Ивановой Н.М. (договор от 01.11.2018 г. № 01-2018, ИППСУ № 440003659 от 12.01.2018 г.);

3) Чистяковой В.К. (договор от 01.01.2019 г. № 01-2019, ИППСУ № 1208001513 от 12.01.2018);

4) Лебоперову Н.А. (договор от 18.02.2019 г. № 03-2019, ИППСУ № 1234002515 от 15 ноября 2018), общей стоимостью 421 233 руб. 75 коп. Расходы поставщика были частично оплачены получателем Михаревой Н.А. в размере 2010 руб. 96 коп.

Исполнение услуг подтверждается актами приемки социальных услуг, предоставленных в соответствии с индивидуальными программами.

03.02.2020 ответчику был направлен отчет поставщика социальных услуг об оказанных услугах за январь 2020.

02.03.2020 ответчику был направлен отчет поставщика социальных услуг об оказанных услугах за февраль 2020.

03.05.2020 в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы поставщикам социальных услуг в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам социальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2014 г. № 829-ПП (далее – Порядок), истцом в уполномоченный орган города Москвы (Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (далее – ответчик) было подано Заявление о предоставлении субсидии на 2020 год.

Письмом от 12.05.2020 № 01-06-5489/20 ответчик отказал в предоставлении субсидии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ) определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

В соответствии с частью 8 статьи 30 названного Закона, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16-19 Постановления № 23 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

По смыслу части 1 Порядка субсидия (компенсация) выплачивается поставщикам социальных услуг за счет средств бюджета города Москвы.

Согласно пункту 12.1 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка обязанность по предоставлению субсидий возложена на Департамент труда и социальной защиты населения, который в данном случае является распорядителем бюджетных средств, выделенных на предоставление субсидий поставщикам социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).

В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных 6 лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Ссылка ответчика на договор о предоставлении субсидии № 167 от 30.01.2019 отклоняется судом, поскольку предметом вышеуказанного договора является оказание гражданам социальных услуг в 2019 году (пункт 2.1). Таким образом, ссылка на данный документ не имеет отношения к рассматриваемому спору.

Довод ответчика относительно того, что результаты функциональной диагностики в отношении граждан свидетельствуют об искажении отчетной документации, также отклоняется судом как неправомерный.

Услуги оказаны в объеме ранее согласованным в Индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Согласно Приказу Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 31 декабря 2019 г. № 1459 данное мероприятие проводится с целью признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, о чем указано в п. 1.1 данного документа: «Настоящий Порядок определяет правила, состав и последовательность действий по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании на дому и в стационарной форме на территории города Москвы».

Граждане уже признаны нуждающимися в социальном обслуживании, в связи с чем, доводы ответчика отклоняются судом как необоснованные.

В совокупности изложенных обстоятельств, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 11 384 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.

Руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4, 8 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», п.1 ст. 78, п.12.1 ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 9, 65, 70, 71, 110, 123, 156, 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы за счет средств бюджета города Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Социальная служба Огонёк" денежные средства в размере 419 222 руб. 79 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 11 384 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                               Е.А. Скворцова