ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-8279/2021-131-72 от 05.04.2021 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                                    Дело № А40- 9/21 -131-72

07 мая 2021 года

Резолютивная часть решения от 05 апреля 2021 года  

Мотивированное решение изготовлено 07 мая 2021 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,

рассмотрев в порядке упрощенного производства  дело по исковому заявлению

истец ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДВМ-ЧИТА" (адрес: 129090, <...>, ЭТ. 3, ПОМ. III, КАБ. 3, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 26.09.2014)

ответчик ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (адрес: 107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.09.2003)

о взыскании 98 700 руб.

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДВМ-ЧИТА"обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"  о взыскании 98 700 руб. убытков.

Определение о принятии иска к производству размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 30.01.2021г.

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований, в порядке упрощенного производства, в соответствии со ст.ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела, в порядке упрощенного производства, не заявили, в связи с чем, спор рассмотрен в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Дата публикации резолютивной части решения по делу - 06.04.2021г., что подтверждено распечаткой с сайта www.arbitr.ru.

26.04.2021г. от ответчика посредством электронной почты поступила апелляционная жалоба, загруженная через "Мой Арбитр" 26.04.2021г. в 12 час. 11 мин. (МСК).

Ответчик в нарушение установленного судом срока представил отзыв по существу заявленных требований, просил в иске отказать.

Через канцелярию суда истцом представлены возражения на отзыв ответчика.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, перевозчиком - ОАО «Российские железные дороги» был принят груз со станций Забайкальской железной дороги от грузоотправителя - ООО «ДВМ-Чита» по накладной ЭД996289 со станции Чита-1 до ст.Комсомольск-на-Амуре в вагоне №64177033, по накладной ЭД743669 со станции Чита-1 до ст.Комсомольск-на-Амуре в вагоне №6385409, по накладной ЭД673904 со станции Борзя до ст.Комсомольск-на-Амуре в вагоне №61400511.

10.06.2020 г со ст.Борзя был отправлен лом черных металлов в количестве 66600 кг (брутто 90600кг) до ст.назначения Комсомольск-на-Амуре для получателя ООО «Торэкс Хабаровск» ( накладная № ЭД673904). Вагон 61400511 прибыл на станцию назначения Комсомольск-на-Амуре 20.06.2020г с несоответствием фактического веса груза весу в железнодорожной накладной, разница составила 5050 кг.

09.06.2020г со ст.Чита 1 был отправлен лом черных металлов класса ЗА в количестве 60900 кг (брутто 85200 кг) до ст.назначения Комсомольск-на-Амуре для получателя ООО «Торэкс Хабаровск» (накладная № ЭД743669). Вагон 63835409 прибыл на станцию назначения Комсомольск-на-Амуре 20.06.2020 с несоответствием фактического веса груза весу в железнодорожной накладной, разница составила 2100 кг.

12.06.2020 г со ст.Чита 1 был отправлен лом черных металлов класса ЗА в количестве 61000 кг (брутто 85400 кг) до ст.назначения Комсомольск-на-Амуре для получателя ООО «Торэкс Хабаровск» (накладная № ЭД996289). Вагон 64177033 прибыл на станцию назначения Комсомольск-на-Амуре 21.06.2020 с несоответствием фактического веса груза весу в железнодорожной накладной, разница составила 3350 кг.

Расхождение в весе прибывшего груза с весом, указанным в накладных подтверждается сведениями о перевеске соответствующих вагонов (№№61400511, 64177033, 63835409) , направленных в адрес ООО «ДВМ-Чита» грузополучателем ООО «Торэкс-Хабаровск».

Действующим законодательством предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

При этом в п. 37 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „Устав железнодорожного транспорта РФ"» разъяснено, что перевозчик обязан проверить на железнодорожной станции назначения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в случаях, перечисленных в статье 41 Устава. По просьбе грузополучателя перевозчик в соответствии с отдельным договором может принимать участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест при своевременной доставке груза без признаков недостачи, повреждения, порчи или хищения. Если при такой проверке будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства установлены в пути следования, перевозчик в соответствии со статьей 42 Устава обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

В соответствии с ч.2 ст. 796 ГК РФ. ст. 96 Устава железнодорожного транспорта РФ, в случае утраты или недостачи груза перевозчик возмещает ущерб, в размере стоимости утраченного или недостающего груза.

Согласно ст. 797 Г К РФ, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Согласно ст. 120 УЖТ РФ, в случае недостачи груза к претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, или грузобагажная квитанция и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодорожная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, а также документы, подтверждающие факт причиненного ущерба и удостоверяющие количество и действительную стоимость недостающего груза.

В соответствии со статьей 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных. Ответчик не воспользовался данным правом, достоверность массы груза, указанной грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной, не проверил.

Груз был принят Ответчиком в объеме, указанном в транспортных железнодорожных накладных, без замечаний, утрата груза произошла во время перевозки. Факт принятия груза перевозчиком подтверждает отсутствие претензий ОАО «РЖД» к погрузке и укладке груза. У истца не имеется доказательств того, что недостача груза произошла вследствие обстоятельств, которые ответчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Коммерческий акт с участием представителя перевозчика в отношении недостачи (утраты) груза, прибывшего по указанным отправкам, не составлен.

В соответствии со ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Коммерческий акт составляется для удостоверения несоответствия наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе.

По требованию грузополучателя, пассажира, получателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель, пассажир, получатель обязаны подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток с момента выдачи грузов, багажа, грузобагажа или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю, пассажиру, получателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток со дня получения заявления. При обоснованности указанного заявления сбор за хранение груза, багажа, грузобагажа за время необоснованной задержки составления коммерческого акта с грузополучателя, пассажира, получателя не взимается.

Истец обращался к перевозчику с требованием о выдаче коммерческих актов по отправкам ЭД673904, ЭД996289, ЭД743669, в связи с отсутствием ответа от станции, было направлено требование в порядке обжалования в ТЦФТО РЖД, письменный отказ прилагается.

В соответствии с пунктом 2.13. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 №45 в случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов - в течение одних суток с момента выдачи грузов или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов - в течение одних суток со дня получения заявления.

Стоимость лома в вагонах 61400511, 63835409, 64177033 подтверждается справками о стоимости, копиями прайс-листов, действующих на момент отправки вагонов в Борзинском и Читинском филиалах.

Вагон 61400511 отправлен ООО «ДВМ-Чита» на основании договора поставки №01-ЗР 19/2-ТРХ от 01.01.2020г. Грузополучатель лома черных металлов по договору Общество с ограниченной ответственностью «Торэкс - Хабаровск». Стоимость 1 тн лома металлов, отправленного в указанном вагоне, составляет 9400 рублей. От ООО «Торэкс - Хабаровск» поступило сообщение о проведенной перевеске вагона 61400511, согласно сообщению, недостача массы груза составляет 5,050тн * 9400 руб = 47470 руб. Стоимость недостающего объема груза в вагоне 61400511 составляет 47470 руб.

Вагон 63835409 отправлен ООО «ДВМ-Чита» на основании договора поставки №01-ЗР 19/2-ТРХ от 01.01.2020г. Грузополучатель лома черных металлов по договору Общество с ограниченной ответственностью «Торэкс - Хабаровск». Стоимость 1 тн лома металлов, отправленного в указанном вагоне, составляет 9400 рублей. От ООО «Торэкс - Хабаровск» поступило сообщение о проведенной перевеске вагона 63835409, согласно сообщению, недостача массы груза составляет 2,1тн * 9400 руб = 19740 руб. Стоимость недостающего объема груза составляет 19740 руб

Вагон 64177033 отправлен ООО «ДВМ-Чита» на основании договора поставки №01-ЗР 19/2-ТРХ от 01.01.2020г. Грузополучатель лома черных металлов по договору Общество с ограниченной ответственностью «Торэкс - Хабаровск». Стоимость 1 тн лома металлов, отправленного в указанном вагоне, составляет 9400 рублей. От ООО «Торэкс - Хабаровск» поступило сообщение о проведенной перевеске вагона 64177033, согласно сообщению, недостача массы груза составляет 3,35 тн * 9400 руб = 31490 руб. Стоимость недостающего объема груза составляет 31490 руб. Всего: 47470 + 19740 + 31490 = 98700 рублей.

В адрес ответчика была направлена претензия, что подтверждается квитанцией о почтовом отправлении, с требованием рассмотреть в течении 30 дней и в добровольном порядке произвести оплату стоимости недостающего груза в сумме 98 700 руб. однако претензия осталась без рассмотрения, а наши требования без удовлетворения.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Указанное требование закона корреспондирует обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Возмещение убытков – это мера гражданско-правовой ответственности. Поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правоотношением и убытками.

По мнению ответчика истец не доказал, что утрата груза в пути следования произошла по вине перевозчика. Подобная позиция не может быть принята во внимание, как не основанная на законе.

Перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение багажа вне зависимости от наличия его вины в этом. Таким образом, причиненный действиями третьих лиц вред (в ДТП по их вине или при хищении багажа) возмещается перевозчиком. От обязанности по возмещению ущерба он освобождается, только когда повреждение или утрата багажа произошли в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (п. 1 ст. 796 ГК РФ - перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело).

Поскольку возмещение ущерба при недостаче или утрате багажа невозможно без определения его стоимости, ВС РФ (в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г.)) счел нужным уточнить, что при отсутствии сведений о документальной стоимости багажа - указанной в договоре или счете продавца товара -следует использовать среднюю рыночную цену соответствующих товаров в месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или день принятия судебного решения. Причем даже если невозможно доказать действительную стоимость багажа, суд не вправе отказывать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что их размер не может быть установлен с разумной степенью достоверности, подчеркивается в Проекте. В этом случае суд определяет сумму возмещения исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п. 5 ст. 393 ГК РФ").

К исковому заявлению прилагались: претензия на сумму 98 700 руб. (стоимость утраченного груза), доказательство ее направления - накладная службы курьерской доставки КурьерСервисЭкспресс от 18.12.2020 №496-013770217, таким образом, довод ответчика о несоблюдении истом претензионного порядка несостоятелен.

На основании изложенного, суд считает, что материалами дела подтверждается наличие условий, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков на ответчика, в связи с чем требование истца обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина  по иску относится на ответчика.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 11, 12, 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 110, 123, 226-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДВМ-ЧИТА" убытки в размере 98 700 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 948 руб.

Настоящий судебный акт подлежит немедленному исполнению и может быть обжалован в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

         Судья                                                                                                    Ю.В.Жбанкова