Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-84657/12
149-770
31 июля 2012г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2012г.
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2012г.
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорока Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новые строительные технологии» (124460, Москва, <...>, ОГРН <***>)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
об оспаривании постановления от 01.06.2012г. №0912-197/2012
с участием:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: ФИО1 (дов. от 30.12.2011г. №05-08-2693/11)
УСТАНОВИЛ:
ООО «Новые строительные технологии» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее – ответчик) по делу об административном правонарушении от 01.06.2012г. №0912-197/2012, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст.4.22 КоАП г.Москвы.
Заявитель в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
Спор рассматривается в порядке ч. 3 ст.156, ч. 2 ст. 210 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя по имеющимся в материалах дела документам.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что вина заявителя в невыполнении условий порубочного билета отсутствует. Работы по выполнению условий порубочного билета выполняла субподрядная организация ООО «Строительное объединение Альвар-групп», что подтверждается актами выполненных работ, приобщенными к материалам дела. Таким образом, невыполнение условий порубочного билета допустила указанная организация, а вина ООО «Новые строительные технологии» отсутствует. Подтвердить либо опровергнуть факт направления в Департамент природопользования уведомления о проведении вырубки деревьев и кустарников на объекте ООО «Новые строительные технологии» не имеет возможности в связи с отсутствием журнала регистрации и копий исходящей корреспонденции за истечением срока храпения документации. Поскольку неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности согласно ст. 1.5 КоАП РФ, дело подлежит прекращению в соответствии со ст.ст. 28.9. 24.5 КоАП РФ. Срок давности для привлечения к административной ответственности истек. Порубочный билет № 06-14-1426/9 от 17 июня 2009 г. выдан со сроком действия 2 года. Как указано административным органом в обжалуемом постановлении окончательный срок направления уведомления истек 17.06.2011 г.. который следует считать началом течения срока давности для привлечения к административной ответственности.
Ответчик по заявленным требованиям возражал, представил материалы дела об административном правонарушении и письменные пояснения, устно указал на законность и обоснованность принятого постановления, наличие события административного правонарушения в действиях заявителя, отсутствие каких-либо процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене.
Пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 №939-ПП «Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области окружающей среды в городе Москвы.
Из постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 №939-ПП «Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» следует, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы имеет полномочия по рассмотрению, ведению административных дел в области охраны окружающей среды города Москвы, а также вынесению Постановления за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Новые строительные технологии» не выполнило условия порубочного билета.
При анализе, имеющейся в департаменте информации, установлено, что ЗАО «УКС объектов торговли и агропрома» был выдан порубочный билет от 17.06.2009г. №06-14-1426/9 со сроком действия два года до 17.06.2011. В соответствии с п. 8.1.7 «правил создания содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы», утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002г., №743-ПП в пятидневный срок после проведения работ по вырубке необходимо уведомить Департамент для проведения обследования территории. В срок действия данного порубочного билета указанное уведомление в департамент не поступало, условия порубочного билета выполнены не были.
По данному факту нарушения условий порубочного билета от 17.06.2009г. №06-14-1426/9, выданного Департаментом для проведения вырубки деревьев по адресу: <...>, 09.04.2012г. было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 30.05.2012г. №0912-197/2012 составленного в отсутствии законного представителя ООО «Новые строительные технологии» уведомленного надлежащим образом путем направления уведомления №0912-197/2012 от 28.05.2012г. по факсу, в присутствии законного представителя Общества ФИО2 по доверенности №14 от 25.05.2012г. составленного по результатам проведенного административного расследования работы по вырубке деревьев и кустарников согласно порубочному билету от 17.06.2009г. №06-14-1426/9 проводило ООО «Новые строительные технологии» по государственному контракту от 17.11.2009г. №109538. после окончания вырубки деревьев и кустарников по вышеназванному порубочному билету ООО «Новые строительные технологии» в Департамент природопользования и охраны окружающей среды о выполнении данного вида работ в пятидневный срок сообщено не было. Окончательный срок направления данного уведомления истек 17.06.2011 в соответствии со сроком действия порубочного билета.
При рассмотрении дела представителем ООО «Новые строительные технологии» даны пояснения о том, что работы по вырубке зеленых насаждений по указанному порубочному билету проводила субподрядная организация ООО «Строительное объединение Альвар-групп». При этом в соответствии с актом выполненных работ 31.12.2009г. №9 ООО «Новые строительные технологии» приняли и оплатили работы по вырубке зеленых насаждений по порубочному билету от 17.06.2009 №06-14-1426/9 без уведомления Департамента и без проведения обследования территории по данному порубочному билету.
По результатам проведенного административного расследования 01.06.2011г. Заместителем главного государственного инспектора города Москвы Управления государственного контроля ФИО3, в присутствии представителя заявителя ФИО2 по доверенности от 25.05.2012г. №14, вынесено постановление N 0912-197/2012, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 4.22 КоАП г.Москвы, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со 4.22 КоАП г. Москвы, невыполнение условий порубочного билета - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 №17 «О защите зеленых насаждений» защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждений расположены.
Согласно ст. 3 Закона города Москвы от 05.05.1999 №17 «О защите зеленых насаждений» вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.
В соответствии с п. 8.1.6 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 10.09.2002 г. № 743-ПП (далее Правила), срок действия порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников указывается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в порубочном билете и разрешении на пересадку с учетом планируемых сроков производства вырубки и пересадки, сложности и объемов работ, но не более двух лет.
Обследование места вырубки и пересадки деревьев и кустарников по оформленным порубочным билетам и разрешениям на пересадку проводится Департаментом.
В течение 5 дней после окончания проведения работ по вырубке и пересадке зеленых насаждений заказчик (производитель работ) обращается в отдел экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента с заявлением о проведении обследования территории.
После обследования места вырубки по оформленному порубочному билету отделом экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента заполняется графа в порубочном билете «Порубочный билет закрыт» с указанием даты и № акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований.
Невыполнение условий порубочного билета (разрешений на пересадку) в части информирования Департамента об окончании работ по вырубке (пересадке) является основанием для привлечения заказчика лиц, осуществивших вырубку и (или) пересадку, к административной ответственности.
Таким образом, вопреки доводам заявителя об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности за невыполнение условий порубочного билета, в связи с нарушением порядка информирования Департамент об окончании работ по вырубке, Правилами ответственность за закрытие порубочных билетов, а также за информирование об окончании работ уполномоченного органа, возложена как на заказчика работ, так и на лицо, осуществившее работу.
Согласно материалам, полученным из ЗАО «УКС объектов торговли и агропрома», работы по порубочному билету от 17.06.2009 №06-14-1426/9 выполнялись ООО «Новые строительные технологии» в соответствии с государственным контрактом №109538 от 17.11.2008, что также подтверждается актом о приемки выполненных работ от 31.07.2009 г.
Таким образом, при имеющейся возможности для соблюдения правил и норм, установленных Законом города Москвы от 05.05.1999 № 17 (ст.2.3) и п. 8.1.6, п.п. 8.1.7., Правил, за нарушение которых Законом города Москвы от 21.11.2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность, ООО «Новые строительные технологии» при производстве работ по вырубке деревьев не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что повлекло вырубку зеленых насаждений без оформления разрешительной документации, т.е. ООО «Новые строительные технологии» допущено нарушение условий порубочного билета.
Нарушение условий порубочного билета является административным нарушением, ответственность за которое предусмотрена ст.4.22 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
На основании изложенного судом установлено событие совершения ООО «Новые строительные технологии» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.4.22 КоАП г.Москвы, выразившееся в незаконном уничтожении зеленых насаждений.
Совершение ООО «Новые строительные технологии» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.4.22 КоАП г.Москвы полностью подтверждается материалами административного дела: постановлением о назначении административного наказания №0912-197/2012 от 01.06.2012г., протоколом об административном правонарушении от 30.05.2012г. №0912-197/2012, иными материалами дела.
Таким образом, судом установлены законность и обоснованность принятия оспариваемого постановления, наличие соответствующих полномочий административного органа на принятия оспариваемого постановления, наличие законных оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности, а также сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. №10 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВОЗНИКШИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судом следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1. КоАП РФ. При этом в отличии от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2. КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставиться в зависимости от формы виды, в отношении юридических лиц имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1. КоАП РФ) Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2. КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
ООО «Новые строительные технологии» не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению порядка осуществления вырубки и пересадки зеленых насаждений на территории города Москвы.
Согласно ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее – ответчик) по делу об административном правонарушении от 01.06.2012г. №0912-197/2012 , которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст.4.22 КоАП г.Москвы удовлетворению не подлежат.
На основании ст. ст. 1.5, 1.6, 2.1, 4.5, 24.5, 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, 29.10, 30.1, 30.3 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 64-68, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 180, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Новые строительные технологии» (124460, Москва, <...>, ОГРН <***>) в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 01.06.2012г. №0912-197/2012 о привлечении к административной ответственности по ст.4.22 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Кузин М.М.