ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-8805/17 от 05.07.2017 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

24 июля 2017 года                                                       Дело  № А40- 5/17 -93-82

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24 июля 2017 года.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Позднякова В.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шувариковым А.С.,

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению ООО "СКАБ" (ОГРН 1067759063514 ИНН/КПП 7714668815/771401001; Дата регистрации 02.11.2006; 127287, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ХУТОРСКАЯ 2-Я, ДОМ 31А, СТР. 6)

к  Департаменту городского имущества г. Москвы  (ОГРН 1037739510423 ИНН/КПП 7705031674/770301001; Дата присвоения ОГРН 08.02.2003; 125009, ГОРОД МОСКВА, ПЕРЕУЛОК ГАЗЕТНЫЙ, ДОМ 1/12)

третьи лица - Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507), Департамент г. Москвы по конкурентной политике (ОГРН 1047796171390)

о взыскании понесенных затрат на подключение объекта к действующим городским сетям, разработку, рассмотрение, выдачу технических условий, изготовление проектной документации, проведение экспертизы проекта в размере 2 698 471 рубля.

при участии:

от истца – не явился, извещен

от ответчика – Торгони О.В. (от ДГИ г. Москвы дов. 33-Д-1447/16 от 29.12.2016);

от третьих лиц: Правительство Москвы – Торгони О.В. (дов. 4-14-972/6 от 01.09.2016).

Департамент г. Москвы по конкурентной политике – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ООО "СКАБ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы о взыскании понесенных затрат на подключение объекта к действующим городским сетям, разработку, рассмотрение, выдачу технических условий, изготовление проектной документации, проведение экспертизы проекта в размере 2 698 471 рубля (по уточненным исковым требованиям, принятым судом в порядке ч. 1 ст. 49 АПК РФ).

В качестве правового обоснования заявленных требований Общество указывает на то обстоятельство, что в представленных к аукциону документах, а именно в технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение были существенно занижены. В протоколе результатов торгов также отсутствовала информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, что свидетельствует о праве Арендатора на возмещение последнему убытков в рамках ст.ст. 15, 612 ГК РФ.

Департаментом городского имущества г. Москвы  представлен письменный отзыв на заявление, в котором просит суд в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истцом не представлено доказательств того, что земельный участок непригоден для использования по назначению, а затраты истца на инженерное обеспечение арендованного земельного участка такими препятствиями не являются. Принимая участие в конкурсе, истец подтвердил, что ознакомился с условиями конкурса и параметрами объекта аренды.

Представитель Департамента городского имущества г. Москвы и Правительства  Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве и письменных объяснениях.

ООО "СКАБ", Департамент г. Москвы по конкурентной политике, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания в соответствии со ст. 123 АПК РФ, своих представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с ч.ч.3, 5 ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика и третьего лица, оценив представленные суду доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, судом признаются заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, по итогам открытого аукциона ООО «СКАБ» был признан победителем аукциона (протокол о результатах аукциона от 29.11.2012 № 10-1/2012), в установленные сроки с Обществом был заключен Договор аренды земельного участка от 17.12.2012 № И-02-000163 по адресу: г. Москва, ул. Полярная, вл. 37, с кадастровым номером 77:02:0002002:1008, площадью 1 677 кв.м для целей строительства объекта размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживания общественных и личных транспортных средств (центр технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств).

Истец полагает, что ответчик обязан возместить ООО «СКАБ» уже понесенные затраты на подключение объекта к действующим городским сетям, разработку, рассмотрение, выдачу технических условий, изготовление проектной документации, проведение экспертизы проекта, информация о которых отсутствовала в представленных к аукциону документах, в размере 2 698  руб.

Параметры объекта, подлежащего строительству, установлены в п. 1.4. Договора.

Согласно п. З.1., 4.1. Договора право на заключение Договора аренды, установленная по итогам аукциона в размере 14 410 000 руб. внесена Арендатором в полном объеме.

В соответствии с п. 4.4. арендатор обязан выполнить действия по подготовке объекта к подключению к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с обосновывающими материалами к Градостроительному плану земельного участка и оплатить плату за подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно п. 4.2. Договора Арендатор обязан осуществить строительство объекта (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объекта в течении 5 лет и 11 месяцев 28 дней со дня государственной регистрации Договора.

Общество указывает, что в приложении № 2 к конкурсной документации были перечислены ориентировочные (предварительные) расчетные инженерные нагрузки и стоимость их строительства. Затраты были определены в материалах по обоснованию градостроительных планов земельных участков (далее - ГПЗУ) на территории Северо-восточного и Западного административных округов для последующего включения в единый поадресный перечень для проведения земельных аукционов в 2011 году от 12.07.2011 № 02-05/1767-10. Общая сумма затрат по инженерному обеспечению объекта обозначена в размере 3, 4 млн. руб.

В то же время, после заключения договора аренды и начала освоения земельного участка, подготовки проектной документации на строительство стало известно, что сумма затрат на инженерное обеспечение в размере 3, 4 млн. руб. не соответствует действительности и является явно заниженной. Кроме того, в аукционной документации не указывалось о наличии обременении на участке в виде инженерных сетей различных собственников.

Порядок организации и проведения торгов в виде конкурса или аукциона регламентирован нормами ст. ст. 447, 448 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными   по   иску   заинтересованного   лица   (п.   1).   Признание   торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2).

Организатором аукциона выступает орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.

Согласно п. 5 постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 № 119-ПП «О предоставлении земельных участков в городе Москве с проведением процедуры торгов» (далее - Постановление от 12.04.2011 № 119-ПП) организатором выступает Департамент города Москвы по конкурентной политике.

Порядок предоставления земельных участков для целей строительства в городе Москве с проведением процедуры торгов регламентирован постановлением Правительства Москвы от 12.04.2011 № 119-ПП.

Согласно п. 1.1., 2, 5 указанного постановления следует, что земельные участки с проведением процедуры торгов предоставляются для целей строительства в аренду, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Основанием для проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков является решение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, содержащее информацию и сведения, необходимые для подготовки документации об аукционе, в том числе градостроительные требования для включения в особые условия договоров аренды земельных участков.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 12.04.2011 № 119-ПП Департамент земельных ресурсов города Москвы уполномочен принимать правовые акты (решения) о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков в соответствии с решениями Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.

Аукцион проводился на основании решения Градостоительно-земельной комиссии (протокол от 26.04.2012 № 13) и в соответствии с распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 03.10.2012 № 6072 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства центра технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств (центр технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств по адресу: ул. Полярная, вл. 37 (Северо-Восточный административный округ города Москвы).

Пунктом 6 Постановлением № 119-ПП от 12.04.2011 установлено, что документы, необходимые для формирования комплекта документации об аукционе, представляются Департаментом земельных ресурсов города Москвы в Департамент города Москвы по конкурентной политике посредством подсистемы ЕАИСТ не позднее 30 дней с даты принятия решения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.

Подавая заявление на участие в аукционе Заявитель подтверждает, что:

-          он располагает данными об Организаторе аукциона, предмете аукциона, начальной цене предмета аукциона, «шаге аукциона», дате, времени и месте проведения аукциона, порядке его проведения, в том числе об оформлении участия в аукционе, порядке определения победителя, заключения договора аренды земельного участка и его условиях, заключении договора о задатке и его условиях, последствиях уклонения от подписания протокола о результатах аукциона, договора аренды земельного участка;

-          что на дату подписания настоящей заявки он ознакомлен с характеристиками земельного участка, указанными в извещении

-          что на дату подписания настоящей заявки он ознакомлен с порядком отказа от проведения аукциона, а также порядком внесения изменений в извещение и (или) документацию об аукционе;

-          что на дату подписания настоящей заявки он ознакомлен с документами, содержащими сведения об имуществе, а также что ему была предоставлена возможность ознакомиться с состоянием земельного участка в результате осмотра, который Заявитель мог осуществить самостоятельно или в присутствии представителя Организатора аукциона в порядке, установленном извещением и документацией об аукционе, претензий не имеет.

Подавая настоящую заявку на участие в аукционе, Заявитель обязуется соблюдать условия его проведения, содержащиеся в извещении и документации об аукционе.

Из вышеизложенного следует, что участник подавший заявку на участие в торгах, соглашается на участие в аукционе на условиях указанных в извещении.

То есть заблаговременного до начала подачи заявок и своего участия имеет полную возможность ознакомления с размещенными на официальных сайтах и в официальном печатном издании документациями, а также в случае возникновения вопросов обратиться за разъяснениями.

Довод Общества о том, что в представленных к аукциону документах, а именно в технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение были существенно занижены, является необоснованным в виду следующего.

В соответствии с Государственным контрактом в 2011 году разработаны материалы по обоснованию градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) для осуществления строительства центра технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств по рассматриваемому адресу.

Раздел «Инженерное обеспечение размещаемого объекта с предварительными техническими условиями» выполнен в соответствии с Техническим заданием, определяющим объем работ по данному разделу. По данному объекту техническим заданием предусмотрено определение возможности включения нового объема строительства в существующую инженерную инфраструктуру рассматриваемого квартала на основании предварительных технических условий эксплуатационных организаций с расчетом общей суммы затрат (в ценах 2011 г.) и разработка сводного плана сетей и сооружений по инженерному обеспечению размещаемого объекта.

На данной стадии проектирования определяются принципиальные возможности включения проектируемого объекта в городскую инженерную инфраструктуру, с учетом имеющихся в его границах инженерных коммуникаций, а так же целесообразность их перекладки/сохранности с учетом экономической составляющей.

В соответствии с Техническими условиями, полученными в период разработки материалов по обоснованию ГПЗУ в 2011 году, предусматривалось:

-          водоснабжение (ТУ ОАО «Мосводоканал» от 24.03.2011 № 21-0620/11, а так же ТУ, полученные ООО «СКАБ» от 25.03.2013 № 21-0602/13) от водопровода d=300мм по Полярной улице с учетом нормативного расстояния - не ближе 5 метров от здания. Перекладка или заключение водопровода в футляр не предусмотрены техническими условиями.

-          канализование (ТУ ОАО «Мосводоканал» от 24.03.2011 № 21-0620/11, а так же ТУ, полученные ООО «СКАБ» от 25.03.2013 № 21-0602/13) в канализацию d=279-300мм, проходящую в непосредственной близости от границ участка и транзитом через него с учетом охранной зоны трубопровода. Перекладка канализации не предусмотрена техническими условиями.

-          дождевая канализация (ТУ ГУП «Мосводосток» от 14.03.2011№ 201/11 пред., а так же ТУ, полученные ООО «СКАБ» от 29.05.2013 № 708/13 (ТУ полностью дублируют друг друга). В связи с тем, что высота здания - 3 этажа позволяет отводить стоки с кровли через систему внутренних водостоков на отмостку и по участку проходит водосток d=400мм (с дождеприемным лотком), передающий сток в коллектор d=800 мм, поверхностное водоотведение предусмотрено вертикальной планировкой.

-          теплоснабжение (письмо ОАО «Мосэнерго» от 29.03.2011 № 61/1251) от генерирующего источника ОАО «Мосэнерго» ТЭЦ-27. Технические условия на подключение объекта получает Заказчик после обращения в ОАО «Московская теплосетевая компания» (в настоящее время ПАО «МОЭК»). В разделе «Теплоснабжение» подключение предусматривается по независимой схеме через проектируемый тепловой пункт (ИТП) с прокладкой т/ввода от т/сети 2d=600мм. Затраты на обустройство ИТП определяются на следующей стадии проектирования после определения типа применяемого оборудования.

Согласно письму ОАО «Московская теплосетевая компания» от 04.05.2011 № ЯР-12/1622, в границы участка попадают теплотрассы 2d=600мм (охр. зона 7м) и 2d=300мм (охр. зона 5 м), требующие перекладки. Однако по данным ОПС ГУП «Мосгоргеотрест» (предварительное заключение от 21.07.2010 №пп9696-10) в границы участка попадает компенсатор теплосети 2d=600MM, в северной части участка, не влияющий на возможность размещения проектируемого здания. Здание размещено в соответствии с действующими нормами.

-          электроснабжение. Затраты определены в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 28.12.2010 № 270 согласно тарифным ставкам для расчета платы за технологическое присоединение введенных в действие с 1-го января 2011г.

Согласно, представленному ОПС ГУП «Мосгоргеотрест» предварительному заключению от 21.07.2010 №пп9696-10 (с геоподосновой в М 1:500), по участку проходят 4-х отв. телефонная канализация и кабель Гл.АЗ водопровода, затраты на переустройство которых определяются на стадии рабочей документации.

В процессе разработки материалов по обоснованию ГПЗУ границы участка и посадка здания были откорректированы в соответствии с требованиями эксплуатационных организаций.

При этом в данной работе не учитывались затраты на перекладку слаботочных сетей, волоконно-оптических кабелей, поскольку данные коммуникации не имеют значительных охранных зон, их перекладка не влияет на решение вопроса принципиальной возможности подключения объекта к городским ресурсам и его размещения на участке, обремененном наличием трасс городских инженерных коммуникаций.

Таким образом, раздел «Инженерное обеспечение размещаемого объекта» выполнен в соответствии с Техническим заданием, Техническими условиями эксплуатационных организаций, действующими нормами, с учетом охранных зон инженерных коммуникаций, с оптимальными для данного объекта затратами в ценах 2011 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Таким образом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования, и защита прав, нарушенных при организации и проведении торгов должна осуществляться соответствующими, предусмотренными законом способами, а в данном случае способом, прямо установленным статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

В то же время, Заявителем не представлено доказательств о том, что документация об аукционе была недостоверной и не соответствующей требованиям закона и иных нормативных актов, а конкурс проведен с нарушением порядка и ст. ст. 166-168, 449 ГК РФ, пп. 4 п. 10 ст. 38.1 ЗК РФ и как следствие сделка является ничтожной.

Открытый аукцион (протокол о результатах аукциона от 29.11.2012 № 10-1/2012), договор аренды земельного участка от 17.12.2012 № И-02-000163 в установленном порядке не оспорены, недействительными не признаны.

В качестве правового обоснования заявленных требований Общество указывает на то обстоятельство, что в представленных к аукциону документах, а именно в технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение были существенно занижены.

Вместе с тем, согласно ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При этом при обнаружении таких недостатков арендатор вправе потребовать от арендодателя соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества.

Таким образом, арендодатель обязан предоставить арендатору беспрепятственное пользование объектом аренды, определенным в соответствии с договором. Нарушение такой обязанности влечет возникновение на стороне арендатора права требовать соразмерного уменьшения арендной платы.

В п. 2 ст. 15 ГК РФ определено, что под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ отсутствие вины доказывается причинителем вреда.

Пунктом 2 ст. 307 ГК РФ установлено, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.

Согласно п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Таким образом, поскольку возникновение у лица права требовать возмещения убытков, что является мерой гражданско-правовой ответственности, обусловлено нарушением его прав, это лицо обязано доказать факт нарушения своего права, наличие и размер понесенных убытков, а также причинно-следственную связь между нарушением права и возникшими убытками.

Истцом не доказано, что земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Полярная, вл. 37, с кадастровым номером 77:02:0002002:1008, площадью 1 677 кв.м.  предоставленный для целей строительства капитального объекта имеет недостатки полностью или частично препятствующие пользованию данного земельного участка по своему целевому назначению, а сами по себе понесенные затраты на подключение объекта к действующим городским сетям, разработку, рассмотрение, выдачу технических условий, изготовление проектной документации, проведение экспертизы проекта такими препятствиями не являются.

Установив в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ обстоятельства, свидетельствующие о недоказанности истцом причиненных ему убытков, а также нарушения его прав и законных интересов, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о взыскании понесенных затрат, ввиду недоказанности совокупности условий, являющихся основанием для взыскания убытков.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Поскольку не подлежат удовлетворению основные требования истца, то не подлежат удовлетворению и требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.

Судебные расходы по уплате госпошлины относятся на истца в порядке ст. 110 АПК РФ.

Сумма излишне уплаченной истцом госпошлины подлежит возврату ему из доходов федерального бюджета в порядке п. 1 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 71, 75, 167-170, 176 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ООО "СКАБ" (ОГРН 1067759063514) – отказать в полном объеме.

Возвратить ООО "СКАБ" (ОГРН 1067759063514) из доходов федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 105 930 руб., перечисленную по платежному поручению от 13.01.2017 №3.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                            В.Д. Поздняков