ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-9007/2021-131-77 от 26.05.2021 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                                      Дело № А40- 7 /21-131-77

Резолютивная часть решения от 26 мая 2021 года

Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2021 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,

рассмотрев дело в порядке упрощенного производства по исковому заявлению

истец ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (адрес: 107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.09.2003)

ответчик ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС" (адрес: 109004, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 29.06.2010)

о взыскании 38 837 руб. 98 коп.

УСТАНОВИЛ:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС" о взыскании 38 837 руб. 98 коп. убытков по договору на сервисное обслуживание локомотивов от 30.04.2014г. № 285.

Определение о принятии иска к производству размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 02.03.2021г.

Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства, в соответствии со ст.ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи с чем, спор рассмотрен в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик в установленный судом срок представил отзыв по существу заявленных требований, просил в иске отказать , заявил о пропуске срока исковой давности.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, м ежду истцом (заказчик) и ответчиком  (исполнитель) был заключен договор на сервисное обслуживание локомотивов от 30.04.2014г. № 285, в соответствии с которым Исполнитель принял на себя обязательство по сервисному обслуживанию локомотивов Заказчика и обеспечению их технически исправного работоспособного состояния и устранению всех неисправностей и недостатков локомотивов.

В соответствии с пунктом 4.1.2 Договора Исполнитель обязался осуществлять качественное выполнение сервисного обслуживания локомотивов согласно требованиям технических условий, руководств и других нормативных документов производителей локомотивов и оборудования, а также нормативных документов Заказчика (ОАО «РЖД»).

Результатом сервисного обслуживания согласно пункту 1.5 Договора является содержание локомотивов в технически исправном состоянии, отвечающем требованиям технических условий, руководств и других нормативных документов производителей локомотивов и нормативных документов Заказчика. В силу пункта 4.1.40 Договора Исполнитель несет ответственность за качество выполненных работ по сервисному обслуживанию в соответствии с пунктом 23 приложения № 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286.

При исполнении Договора Ответчиком было проведено некачественное сервисное обслуживание локомотивов приписки Дальневосточной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД», в результате которого допущены отказы технических средств локомотивов, повлекшие задержку поездов.

Отказ № 10468088.  В сутках 28.11.2018г. на железнодорожной станции Нагорная допущена задержка специализированного грузового поезда № 1635 в связи с отказом тепловоза 2ТЭ25А № 0020 по причине нарушения работы дизельного оборудования локомотива.

Техническое обслуживание по циклу ТО-3 проведено 25.11.2018г. в сервисном локомотивном депо «Тында-Северная», по циклу ТО-2 проведено в сервисном локомотивном депо «Тында-Северная» 27.11.2018г. на основании Договора.

При проведении рекламационной работы (акт-рекламация № ДВОСТ/11/1024Р от 29.11.2018г., протокол № 1024П от 29.11.2018г.) установлено, что задержка специализированного грузового поезда № 1635 по станции Нагорная допущена по причине перепада давления масла по автоматическому фильтру 6.46 DN100 «BOLL&KIRCHFilterbauGmbH» более допустимого значения (3,6 кг/ см2) из-за загрязнения свечевых элементов на секции «Б», а также расхода охлаждающей жидкости в картер дизеля по А5 ЦК № 610524, БЗ ЦК № 14183 В03; Б6 ЦК № 123280, вследствие потери эластичности свойств нижней уплотнительной резины втулки и рубашки ЦК.

Случай задержки специализированного грузового поезда № 1635 в сутках 28.11.2018г. по причине технической неисправности тепловоза отнесен по ответственности за сервисным локомотивным депо «Тында-Северная» филиала «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис».

Неисправность вызвана нарушением нормативных документов ремонтным персоналом сервисного локомотивного депо «Тында-Северная». Нарушен пункт 1.2 Договора в части не обеспечения работоспособного состояния локомотива в межремонтный период и пункт 8 «Руководства по эксплуатации автоматического масляного фильтра с обратной промывкой тип 6.46 DN100РЭ».

Задержка специализированного грузового поезда № 1635 в связи с неисправностью локомотива 2ТЭ25А № 0020 составила 03 часа 03 минуты (3.05 часа), согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов.

В связи с допущенной по вине ООО «ЛокоТех-Сервис» задержкой грузового поезда № 1635 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» понесла затраты в сумме 8 961,37 руб., в том числе: затраты на оплату сверхурочной работы - 3 323,37 руб.; отчисления на социальные нужды - 1 010,3 руб.; расходы на ТЭР - 4 627,70 руб. Таким образом, общая сумма убытков по инциденту № 10468088 составила 8 961,37 руб.

Отказ № 10464425. В сутках 27.11.2018г. на перегоне Марихта - Лопча допущена задержка грузового поезда № 2828 в связи с отказом тепловоза 2ТЭ25А № 002 по причине нарушения работы дизель-генераторной установки.

Сервисное обслуживание в объеме ТР-2 проведено 15.11.2018г. в сервисном локомотивном депо «Тында-Северная», техническое обслуживание по циклу ТО-2 проведено 23.11.2018г. в сервисном локомотивном депо «Тында-Северная» на основании Договора.

При проведении рекламационной работы (акт-рекламация № ДВОСТ/11/1021Р от 29.11.2018г., протокол № 1021П от 29.11.2018г.) установлено, что задержка грузового поезда № 2828 на перегоне Марихта - Лопча допущена по причине расхода охлаждающей жидкости по охладителю надувочного воздуха № 2400 на секции «А» вследствие нарушения целостности водяных трубок.

Случай задержки грузового поезда № 2828 в сутках 27.11.2018г. по причине технической неисправности тепловоза отнесен по ответственности за сервисным локомотивным депо «Тында-Северная» филиала «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис».

Неисправность вызвана нарушением нормативных документов ремонтным персоналом сервисного локомотивного депо «Тында-Северная». Нарушен пункт 1.2 Договора в части не обеспечения работоспособного состояния локомотива в межремонтный период и пункта 7 таблицы № 1 «Руководства по эксплуатации тепловоза 2ТЭ25А РЭ2» часть 3.

Задержка грузового поезда № 2828 в связи с неисправностью локомотива 2ТЭ25А № 002 составила 03 часа 57 минут (3,95 часа), согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов.

В связи с допущенной по вине ООО «ЛокоТех-Сервис» задержкой грузового поезда № 2828 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» понесла затраты в сумме 7 087,47 руб., в том числе: затраты на оплату сверхурочной работы - 3 454,12 руб.; отчисления на социальные нужды - 1 050,05 руб.; расходы на ТЭР - 2 583,30 руб. Общая сумма убытков по инциденту № 10464425 составила 7 087,47 руб.

Отказ № 10463041. В сутках 26.11.2018г. на станции Ульма допущена задержка специализированного грузового поезда № 1564 в связи с отказом тепловоза 3ТЭ10УК № 0003 по причине нарушения работы дизель-генераторной установки.

Техническое обслуживание по циклу ТО-3 проведено 30.10.2018г. в сервисном отделении Февральск, по циклу ТО-2 проведено 24.11.2018г. в сервисном локомотивном депо «Тында-Северная» на основании Договора.

При проведении рекламационной работы (акт-рекламация № ДВОСТ/11/1027Р от 29.11.2018г., протокол № 1027П от 29.11.2018г.) установлено, что задержка специализированного грузового поезда № 1564 на железнодорожной станции Ульма допущена по причине разрушения покрывной изоляции с оголением медных жил на клейменной рейке СК8/15 (подкузовного освещения) и СК8/19 на секции «Б» в следствии короткого замыкания электрического монтажа в трубах подкузовного освещения из-за перетирания покрывной изоляции.

Случай задержки грузового поезда № 1564 в сутках 26.11.2018г. по причине технической неисправности тепловоза отнесен по ответственности за сервисным локомотивным депо «Тында-Северная» филиала «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис».

Неисправность вызвана нарушением нормативных документов ремонтным персоналом сервисного локомотивного депо «Тында-Северная». Нарушен пункт 1.2 Договора в части не обеспечения работоспособного состояния локомотива в межремонтный период и пункт 7.5.2 «Руководства по техническому обслуживанию и ремонту тепловозов серии ТЭ10».

Задержка грузового поезда № 1564 в связи с неисправностью локомотива 3ТЭ10УК № 0003 составила 02 часа 32 минуты (2,53 часа), согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов.

В связи с допущенной по вине ООО «ЛокоТех-Сервис» задержкой поезда № 1564 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» понесла затраты в сумме 4 632,94 руб., в том числе: расходы на ТЭР - 4 632,94 руб. Таким образом, общая сумма убытков по инциденту № 10463041 составила 4 632,94 руб.

Отказ № 10460176. В сутках 23.11.2018г. на станции Штурм допущена задержка грузового поезда № 1645 в связи с отказом тепловоза 2ТЭ25А № 0015 по причине нарушения работы дизель-генераторной установки.

Техническое обслуживание по циклу ТО-3 проведено в сервисном локомотивном депо «Тында-Северная» 13.11.2018г., по циклу ТО-2 проведено 18.11.2018г. в сервисном локомотивном депо «Тында-Северная» на основании Договора.

При проведении рекламационной работы (акт-рекламация № ДВОСТ/11/1006Р от 25.11.2018г., протокол № 1006П от 25.11.2018г.) установлено, что задержка грузового поезда № 1645 на станции Штурм допущена по причине перепада моторного масла по фильтру Болл-Кирх на секции «Б» вследствие задира поршня цилиндрового комплекта А2 дизель-генераторной установки.

Случай задержки грузового поезда № 1645 в сутках 23.11.2018г. по причине технической неисправности тепловоза отнесен по ответственности за сервисным локомотивным депо «Тында-Северная» филиала «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис».

Неисправность вызвана нарушением нормативных документов ремонтным персоналом сервисного локомотивного депо «Тында-Северная». Нарушен пункт 1.2 Договора в части не обеспечения работоспособного состояния локомотива в межремонтный период и пункт 7.12 «Инструкции по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов серии 2ТЭ25А».

Задержка грузового поезда № 1645 в связи с неисправностью локомотива 2ТЭ25А № 0015 составила 04 часа 40 минут (4,67 часа), согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов.

В связи с допущенной по вине ООО «ЛокоТех-Сервис» задержкой грузового поезда № 1645 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» понесла затраты в сумме 6 108,36 руб., в том числе: расходы на ТЭР 6 108,36 руб. Таким образом, общая сумма убытков по инциденту № 10460176 составила 6 108,36 руб.

Отказ № 10479585. В сутках 05.12.2018г. на перегоне Иса - Мустах допущена задержка грузового поезда № 1562 в связи с отказом тепловоза 3ТЭ10МКО № 2803/2545Б по причине нарушения работы дизель-генераторной установки локомотива.

Техническое обслуживание ТР-1 проведен в сервисном локомотивном депо «Тында-Северная» 24.11.2018г. на основании Договора, ТО-2 проведено в сервисном локомотивном депо «Тында-Северная» 04.12.2018г. на основании Договора.

При проведении рекламационной работы, акт-рекламация № ДВОСТ/11/1067Р от 10.12.2018г., протокол № 1067П от 10.12.2018г., установлено, что задержка грузового поезда № 1562 на перегоне Иса - Мустах допущена по причине постоянного сброса нагрузки дизель - генераторной установки на секции «А» по причине срабатывания защиты РЗ, вследствие неисправности контактной группы реле РУ2.

Случай задержки грузового поезда № 1562 в сутках 05.12.2018г. по причине технической неисправности тепловоза отнесен по ответственности за сервисным локомотивным депо «Тында-Северная» филиала «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис».

Неисправность вызвана нарушением нормативных документов ремонтным персоналом сервисного локомотивного депо «Тында-Северная»: нарушен пункт 1.2 Договора в части не обеспечения работоспособного состояния локомотива в межремонтный период и пунктов 3, 7.5 «Руководства по техническому обслуживанию и ремонту тепловозов серии ТЭ10».

Задержка грузового поезда № 1562 в связи с неисправностью локомотива 3ТЭ10МКО № 2803/2545Б составила 2 час 40 минут, согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов.

В связи с допущенной по вине ООО «ЛокоТех-Сервис» задержкой поезда № 1562 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» понесла затраты в общей сумме 11 943,87 руб., в том числе: расходы на ТЭР 6 108,36 руб. Таким образом, общая сумма убытков по инциденту № 10479585 составила 11 943,87 руб.

Отказ № 228431. В сутках 25.01.2018г. на железнодорожной станции ФИО1 допущена задержка грузового поезда № 2012 в связи с отказом тепловоза 3ТЭ10МКО № 3611/3206Б по причине нарушения работы дизель-генераторной установки.

Техническое обслуживание в объеме ТР-1 проведено в сервисном отделении Новый Ургал сервисного локомотивного депо «Амурское» 30.11.2017г., техническое обслуживание по циклу ТО-2 проведено 25.01.2018г. в сервисном участке Комсомольск-Сортировочный сервисного локомотивного депо «Амурское» на основании Договора.

При проведении рекламационной работы (акт-рекламация № ДВОСТ/13/66 от 29.01.2018г., протокол № 144/пр. от 29.01.2018г.) установлено, что задержка грузового поезда № 2012 на станции ФИО1 допущена по причине потери эластичных свойств резинового элемента соединительной муфты привода топливного насоса с последующим заклиниванием. Заклинивание привело к короткому замыканию по якорю электродвигателя, в результате чего нарушился нормальный режим работы дизель-генераторной установки.

Случай задержки грузового поезда № 2012 в сутках 25.01.2018г. по причине технической неисправности тепловоза отнесен по ответственности за сервисным отделением Новый Ургал сервисного локомотивного депо «Амурское» филиала «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис».

Неисправность вызвана нарушением ремонтным персоналом сервисного отделения Новый Ургал сервисного локомотивного депо «Амурское» филиала «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис» пункта 3.2.2 Руководства ТЭ10 ИО от 31.12.2004г. «По техническому обслуживанию и техническому ремонту тепловозов ТЭ10» в части некачественной проверки состояния соединительных муфт топливоподкачивающего агрегата при проведении технического обслуживания по циклу ТО-2 в сутках 25.01.2018г. А также нарушением требований п. 8.2 Договора в части ответственности по гарантийным обязательствам за выполняемое сервисное обслуживание.

Задержка грузового поезда № 2012 в связи с неисправностью локомотива 3ТЭ10МКО № 3611/3206Б составила 02 часа 34 минуты (2,57 часа), согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов.

В связи с допущенной по вине ООО «ЛокоТех-Сервис» задержкой поезда № 2012 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» понесла затраты в сумме 6 795,79 руб., в том числе: расходы на ТЭР 6 795,79 руб. Таким образом, общая сумма убытков по инциденту № 228431 составила 6 795,79 руб.

Отказ 230704. В сутках 09.01.2018г. на железнодорожной станции Сибирцево допущена задержка грузового поезда № 3806 в связи с отказом тепловоза 3ТЭ10МК № 1 230 по причине неисправности дизель-генераторной установки.

Техническое обслуживание тепловоза 3ТЭ10МК № 1230 по циклу ТО-3 проведено 13.11.2017г. в сервисном локомотивном депо Дальневосточное, по циклу ТО-2 выполнено 08.01.2018г. в сервисном локомотивном депо Сибирцево (СЛД-92) на основании Договора.

При проведении рекламационной работы (акт-рекламация № ДВОСТ/ 6/40тк от 09.01.2018г., протокол № ДВОСТ/6/40/пр от 09.01.2018г.) установлено, что задержка грузового поезда № 3806 допущена по причине недостаточной мощности дизеля (400 кВт) при наборе 13-ой позиции контроллера машиниста в аварийном и нормальном режимах работы. Случай задержки грузового поезда № 3806 в сутках 09.01.2018г. по причине неисправности тепловоза 3ТЭ10МК № 1230 по ответственности отнесен за сервисным локомотивным депо Сибирцево (СЛД-92).

Неисправность вызвана нарушением ремонтным персоналом сервисного локомотивного депо Сибирцево филиала «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис» требований п.3.1 «Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов 2ТЭ10» ТЭ10ИО в части проверки мощностных параметров работы дизеля. А также п.8.2. Договора в части ответственности по гарантийным обязательствам за выполняемое сервисное обслуживание.

Задержка грузового поезда № 3806 вследствие неисправности тепловоза 3ТЭ10МК № 1230 составила 3 часа согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов.

В связи с допущенной по вине ООО «ЛокоТех-Сервис» задержкой поезда № 3806 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» понесла затраты в сумме 7 325,33 руб., в том числе: расходы на ТЭР - 7 325,33 руб. Таким образом, общая сумма убытков по инциденту № 230704 составила 7 325,33 руб.

Отказ № 232806. В сутках 23.02.2018г. на железнодорожной станции Камышовая допущена задержка грузового поезда № 3052 в связи с техническим отказом тепловоза 2ТЭ10МК № 0446 вследствие залипания контактов Д2, Д3 и наличия короткого замыкания в цепях управления.

Текущий ремонт в объеме ТР-1 выполнен 31.12.2017 в сервисном отделении Уссурийск (СО-923) сервисного локомотивного депо Сибирцево, техническое обслуживание по циклу ТО-2 выполнено 19.02.2018 в сервисном участке Гвоздево на основании Договора.

При проведении рекламационной работы (акт-рекламация № ДВОСТ/6/54тк от 26.02.2018г., протокол № ДВОСТ/6/54/пр от 26.02.2018г.) установлено, что задержка грузового поезда № 3052 допущена по причине разрядки аккумуляторных батарей (низкая емкость) секций А, Б.

Случай задержки грузового поезда № 3052 в сутках 23.02.2018г. по причине неисправности тепловоза 2ТЭ10МК № 0446 отнесен по ответственности за сервисным локомотивным депо Сибирцево.

Неисправность вызвана нарушением ремонтным персоналом сервисного локомотивного депо Сибирцево филиала «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис» требований п.3.1 «Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов 2ТЭ10» ТЭ10ИО в части проверки мощностных параметров работы дизеля. А также п.8.2. Договора в части ответственности по гарантийным обязательствам за выполняемое сервисное обслуживание.

Задержка грузового поезда № 3052 вследствие неисправности тепловоза 2ТЭ10МК № 0446 составила 3 часа 6 минут (3,1 часа) согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов.

В связи с допущенной по вине ООО «ЛокоТех-Сервис» задержкой поезда № 3052 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» понесла затраты в сумме 4 653,57 руб., в том числе: расходы на ТЭР - 4 653,57 руб. Общая сумма убытков по инциденту № 232806 составила 4 653,57 руб.

Отказ № 10423002. В сутках 01.11.2018г. на перегоне Аносовская-Силип при осмотре дизельных помещений тепловоза 2ТЭ25А № 008 обнаружен излом термосифонной трубки от турбокомпрессора к расширительному баку на сек. А с последующим отключением дизель-генераторной установки. Ввиду неисправности тепловоза локомотивная бригада запросила неграфиковую остановку поезда № 2235 на железнодорожной станции Аносовская.

Техническое обслуживание тепловоза 2ТЭ25А № 008 по циклу ТО-3 проведено 07.10.2018г. в сервисном локомотивном депо Тында-Северная, по циклу ТО-2 выполнено 31.10.2018г. в сервисном локомотивном депо Тында-Северная на основании Договора.

При проведении рекламационной работы (акт-рекламация № ДВОСТ/11/927Р от 05.11.2018г., протокол № 927П от 05.11.2018г.) установлено, что задержка грузового поезда № 2235 допущена по причине отказа тепловоза 2ТЭ25А № 008 вследствие излома термосифонной трубки от турбокомпрессора к расширительному баку и попадания воды на штепсельный разъем дифференциального манометра, что вызвало ложное срабатывание защиты дизеля по давлению газов в картере дизель-генераторной установки.

Случай задержки грузового поезда № 2235 в сутках 01.11.2018г. отнесен по ответственности за сервисным локомотивным депо Тында-Северная -филиала «Дальневосточный ООО «ЛокоТех-Сервис».

Неисправность вызвана нарушением ремонтным персоналом сервисного локомотивного депо Тында-Северная филиала «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис» пункта 1.2 Договора в части необеспечения работоспособного состояния локомотива в межремонтный период и п.2.3.1 таблицы 1 «Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов серии 2ТЭ25А РЭ2».

Задержка грузового поезда № 2235 вследствие неисправности тепловоза 2ТЭ25А № 008 составила 3 часа 39 минут (3,65 часа) согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов.

В связи с допущенной по вине ООО «ЛокоТех-Сервис» задержкой поезда № 2235 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги-филиала ОАО «РЖД» понесла затраты в сумме 3 535,39 руб., в том числе: расходы на ТЭР - 3 535,39 руб. Общая сумма ущерба по инциденту № 10423002 составила 3 535,39 руб.

Отказ № 10402692. В сутках 16.10.2018г. на железнодорожной станции Маревая допущена вынужденная остановка грузового поезда № 2450 в связи с неисправностью дизель-генераторной установки тепловоза 4ТЭ10С № 0004 (сброс нагрузки при включенных электрических аппаратах схемы тяги на сек. «В»).

Средний ремонт тепловозу 4ТЭ10С № 0004 проведен 29.08.2018г. на Уссурийском локомотиворемонтном заводе, техническое обслуживание по циклу ТО-2 выполнено 16.10.2018г. в сервисном локомотивном депо Тында-Северная на основании Договора.

При проведении рекламационной работы (акт-рекламация № ДВОСТ/11/889Р от 18.10.2018г., протокол № 889П от 18.10.2018г.) установлено, что отсутствие нагрузки дизель-генераторной установки секции «В» вследствие выхода из строя двухмашинного агрегата А-706Б № 25030. Случай задержки грузового поезда № 2450 вследствие технического отказа тепловоза 4ТЭ10С № 0004 по ответственности отнесен за сервисным локомотивным депо Тында-Северная - филиала «Дальневосточной» ООО «ЛокоТех-Сервис».

Неисправность вызвана нарушением ремонтным персоналом сервисного локомотивного депо Тында-Северная филиала «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис» пункта 1.2 Договора в части необеспечения работоспособного состояния локомотива в межремонтный период и п.3.3.1 «Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов серии ТЭ10» ТЭ10 ИО.

Задержка грузового поезда № 2450 вследствие неисправности дизель-генераторной установки тепловоза 4ТЭ10С № 0004 составила 4 часа 10 минут (4,17 часа) согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушения графика движения поездов.

В связи с допущенной по вине ООО «ЛокоТех-Сервис» задержкой поезда № 2450 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги-филиала ОАО «РЖД» понесла затраты в сумме 6 906,80 руб., в том числе: расходы на ТЭР - 6 906,80 руб. Общая сумма ущерба по инциденту № 10402692 составила 6 906,80 руб.

Отказ № 228081. В сутках 24.01.2018г. на перегоне Мони-Болен допущена задержка поезда № 1630 из-за отказа тепловоза 3ТЭ10МК № 1437 по причине течи масла по гидромеханическому редуктору шахты холодильника.

Текущий ремонт в объеме ТР-2 тепловозу 3ТЭ10МК № 1437 произведен 21.10.2017г. в сервисном локомотивном депо Чернышевск (СЛД-20) на основании Договора. Техническое обслуживание по циклу ТО-3 выполнено 07.01.2018г. в сервисном отделении Новый Ургал сервисного локомотивного депо «Амурское», по циклу ТО-2 выполнено 22.01.2018г. в сервисном отделении Новый Ургал на основании Договора.

При проведении рекламационной работы (акт-рекламация № ДВОСТ/13/63 от 25.01.2018г., протокол № ДВ ТЧЭ-13-139/пр от 25.01.2018г.) установлено, что течь масла по гидромеханическому редуктору шахты холодильника произошла в результате неисправности запорного клапана с последующим переполнением маслом гидромеханического редуктора. Случай задержки поезда № 1630 по ответственности отнесен за сервисным локомотивным депо Чернышевск филиала «Забайкальский» ООО «ЛокоТех-Сервис».

Неисправность тепловоза вызвана нарушением ремонтным персоналом сервисного локомотивного депо Чернышевск филиала «Забайкальский» ООО «ЛокоТех-Сервис» требований нормативных документов: п. 1.2 Договора в части необеспечения работоспособного состояния локомотива в межремонтный период, п. 8.3.4 «Руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов серии ТЭ10» ТЭ10 ИО в части некачественного проведения ревизии систем автоматического регулирования температуры дизель-генераторной установки.

Задержка грузового поезда № 1650 вследствие технического отказа тепловоза 3ТЭ10МК № 1437 составила 1 час 28 минут (1,47 часа) согласно справке о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушения графика движения поездов.

В связи с допущенной по вине ООО «ЛокоТех-Сервис» задержкой поезда № 1650 Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» понесла затраты в сумме 3 887,09 руб., в том числе: расходы на дизельное топливо - 3 887,09 руб. Общая сумма ущерба по отказу № 228081 составила 3 887,09 руб.

В связи с произошедшими отказами в работе локомотивов № 10468088, 10464425, 10463041, 10460176, 230704, 232806, 10402692, 10423002, 10479585, 228081, 228431 на обслуживаемых участках ОАО «РЖД» понесло не запланированные расходы на топливо-энергетические ресурсы (при простое дизель-генераторная установка работает на холостом ходу) и оплату часов работы локомотивных бригад сверх установленной продолжительности рабочего времени (но не более 12 часов в смену в соответствии с п.4 приказа Минтранса РФ от 9 марта 2016 г. № 44), которые сформировались в поездке по причине вынужденной остановки поезда на перегоне или железнодорожной станции.

На основании п. 12.1 Договора предусмотрено, что убытки Заказчика в виде ущерба и/или упущенной выгоды, возникшие вследствие нарушения Исполнителем своих обязательств, возмещаются Исполнителем в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.

В силу п. 2 приложения № 19 к Договору, в случае возникновения неисправности локомотива (отказа технических средств) по вине Исполнителя, в результате которой допущена задержка поезда и/или вызов вспомогательного локомотива, Исполнитель в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента предъявления требования уплачивает Заказчику штраф в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п. 1 ст. 394 ГК РФ если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

В связи с тем, что Дальневосточной дирекцией тяги в адрес ООО «ЛокоТех-Сервис» на основании пункта 2 Приложения № 19 к Договору об оплате штрафа в размере 3000 рублей, были ранее направлены претензии № 1736/ДВОСТТ от 29.03.2018г., № 1741/ДВОСТТ от 30.03.2018г., № 7611/ДВОСТТ от 29.12.2018г., № 977/ДВОСТТ от 19.02.2019г., в том числе по случаям указанных отказов технических средств, то сумма убытков, не покрытая штрафом, в данном случае рассчитывается следующим образом (71 762,92 - 11х3000) и составляет 38 762,92 руб.

В адрес ООО «ЛокоТех-Сервис» была направлена претензия 23.12.2020г. № 9071/ДВОСТ НЮ с требованием о возмещении убытков в сумме 38 837,98 руб. В соответствии с ответом ООО «ЛокоТех-Сервис» от 11.01.2021г. № ДВ/0001 указанная претензия оставлена без удовлетворения.

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 393 ГК РФ возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, в связи чем, истцом к исковому заявлению прилагаются доказательства расходов понесенных истцом.

Указанное требование закона корреспондирует обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Возмещение убытков – это мера гражданско-правовой ответственности. Поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правоотношением и убытками.

Предъявление требований о взыскании понесенных убытков в полном объеме противоречит требованиям, установленным п.1 ст.394 ГК РФ.

Исходя из буквального толкования пункта 2 Приложения 19 к Договору № 285, ответственность ООО «ЛокоТех-Сервис» наступает при наличии двух взаимосвязанных факторов: возникновения неисправности на локомотиве и задержки поезда в результате такой неисправности. Санкция за указанное нарушение предусмотрена в виде штрафа в размере 3000 рублей.

По смыслу ст. 294 ГК РФ для взыскания убытков сверх суммы уплаченной неустойки, в договоре должна быть прямо и недвусмысленно прописана указанная оговорка. Условиями рассматриваемого Договора прямо не предусмотрена возможность взыскания убытков в полной мере сверх неустойки, когда неустойка действительно могла бы приобрести штрафной характер.

В силу п.1 ст. 394 ГК РФ в случаях, когда за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Следовательно, законом установлена недопустимость предъявления требований о взыскании неустойки и убытков в полном объеме. Единственное исключение из данного правила в виде штрафной неустойки предусмотрено абз. 2 п. 1 ст. 394 ГК РФ, в соответствии с которым законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки.

Таким образом, данное условие должно быть прямо предусмотрено Договором, однако условиями Договора № 285 такие случаи не предусмотрены.

Согласно п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ № 16 в случае неясности условий договора толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.

Договор № 285 заключен по итогам конкурентной процедуры, проведенной Истцом, о чем свидетельствуют протоколы подведения итогов закупки от 22.04.2014г. №1476/ОАЭ-ЦТ/14/2 и №1468/ОАЭ-ЦТ/14/2, размещенные на сайте zakupkigov.ru. Соответственно именно Истцом подготовлен проект Договора № 285. У ООО «ЛокоТех-Сервис» отсутствовали основания предлагать в ходе проведения конкурса иную формулировку договора о содействии Исполнителю, поскольку ООО «ЛокоТех-Сервис» не считало, что данная формулировка может быть истолкована таким образом, что она позволит Заказчику обратиться в суд за взысканием убытков, которые по условиям Договора таковыми не являются.

Таким образом, при неясности рассматриваемого условия о содействии оно должно быть истолковано в пользу Ответчика (в соответствии с толкованием Ответчика, изложенного выше).

Истцом, в нарушение требований ст. 65 АПК РФ, не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для взыскания убытков.

Расчет затрат, приведенный истцом в калькуляции, сделан исходя из продолжительности задержки поездов, и обосновывается документом, являющимся недопустимым доказательством по смыслу ст. 68 АПК РФ - распечатка из системы КАСАНТ.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).

Как следует из калькуляций, приложенных к исковому заявлению, состав убытков определен Истцом как расходы, связанные с задержками поездов, состоят из расходов на оплату труда, страховые взносы, расходы на электроэнергию, затраты на топливо.

В соответствии с пп. «г» п. 2.1.1 Договора № 285 на основании ст. 718 ГК РФ Заказчик оказывает содействие Исполнителю при проведении Сервисного обслуживания путем доставки неисправного локомотива в ближайшее согласованное с Исполнителем депо сервисного обслуживания, инфраструктура которого позволяет выполнить сервисное обслуживание данного локомотива. В случае дальнейшей пересылки неисправного локомотива в другое депо сервисного обслуживания пересылка локомотива осуществляется за счет средств Исполнителя по фактически понесенным затратам.

Расходы по оплате труда, отчисление страховых взносов являются обязанностью работодателя, так как являются оплатой выполнения сотрудниками их должностных обязанностей. Данные расходы являются для последнего не убытками в смысле ст. 15 ГК РФ, а условно-постоянными расходами. Указанные расходы не связаны с задержкой поездов, отказами локомотивов. Кроме того, обязанность по выявлению и устранению неисправности входит в должностные обязанности машинистов тепловоза (типовая должностная инструкция машиниста тепловоза эксплуатационного локомотивного депо ОАО «РЖД», утвержденная Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.06.2009 № 1296р). Переложение на контрагентов текущих расходов, в том числе по оплате труда работников, противоречит понятию убытков как дополнительных расходов, которые лицо должно производить при его нарушенном праве в период восстановления этого нарушенного права.

В силу трудового законодательства РФ обязанность по выплате заработной платы лежит на работодателе. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

Договором № 285 предусмотрено, что Заказчик осуществляет устранение неисправностей в пути следования локомотива силами локомотивной бригады в соответствии с нормативными документами Заказчика и Руководством по эксплуатации локомотива (п.3.1.13).

В соответствии с п. 2.3.1. Регламента взаимодействия по Сервисному обслуживанию локомотивов, являющемуся Приложением № 4 к Договору № 285 (Регламент), «при выявлении неисправностей на локомотиве, устранение которых возможно в процессе эксплуатации, локомотивная бригада Заказчика обязана устранить их самостоятельно...». Соответственно, обязанность по выявлению и устранению неисправностей (вне зависимости от причин их возникновения - по вине третьих лиц или иным причинам) является одной из основных функций локомотивной бригады. Следовательно, время устранения неисправности входит в основное рабочее время локомотивной бригады и оплачивается ОАО «РЖД» за выполнение основных функций.

В соответствии с п. 26 Приказа Минтранса РФ от 09.03.2016 № 44 рабочее время машиниста включает в себя время ожидания отправления. Более того, в соответствии с п. 40 Приказа Минтранса РФ от 09.03.2016 № 44 машинисты работают в сменах по 12 часов.

Следовательно, расходы на оплату труда локомотивной бригаде в связи с задержкой поездов подлежит оплате непосредственным работодателем - ОАО «РЖД», так как является заработной платой в связи с выполнением ими своих должностных обязанностей. Иных доказательств несения дополнительных расходов в виде повышенного размера заработной платы своим работникам Истец в материалы дела не представил.

Из плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, усматривается, что затраты на оплату труда по каждой фактической операции отражаются на самостоятельном бухгалтерском счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с иными счетами. В частности, оплата труда, причитающаяся работникам, корреспондируется со счетами учета затрат на производство (расход на продажу). Операции по данному счету не влияют на учет основных средств. Согласно пунктов 4,5,6,8,9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № ЗЗн, затраты на оплату труда относятся к расходам по обычным видам деятельности и учитываются при определении себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Таким образом, расходы по выплате заработной платы осуществляются организацией в порядке исполнения установленной законом обязанности, а не в связи с неправомерными действиями третьих лиц, и не относятся на ее убытки.

Кроме того, заявленные исковые требования являются по своей сущности сверх возмещением (или неосновательным обогащением) в связи со следующим.

В соответствии с п.п. 3.1.8 и 8.1 Договора № 285 рекламационный акт составляется для фиксации причин отказа локомотива и виновной в таком отказе стороны, за чей счет должны быть выполнены работы по устранению неисправности. В соответствии с п.8.1 Договора в акте-рекламации определяется, за чей счет осуществляется устранение отказа.

Согласно актам-рекламациям, указанным в исковом заявлении, возникшие неисправности устраняются за счет ООО «ЛокоТех-Сервис», то есть Ответчиком. Ответчик безвозмездно устранил недостатки по всем случаям отказов локомотивов, осуществив ремонт. Истец не оспаривает указанный факт.

Как подтверждается материалами дела, в соответствии с условиями Договора № 285 стоимость сервисного обслуживания учитывает факт простоя локомотивов, поскольку стоимость выполненных работ напрямую зависит от времени нахождения локомотива в эксплуатации. Соответственно, если Ответчик не выполнил коэффициент готовности, то стоимость сервисного обслуживания соразмерно уменьшается. Таким образом, любые потери Истца, связанные с простоем отказавшего локомотива уже учтены в цене Договора № 285.

Согласно ст.723 ГК РФ безвозмездное устранение недостатков также как и соразмерное уменьшение стоимости работ также являются формами ответственности ООО «ЛокоТех-Сервис».

Действующее законодательство не предусматривает применения двух и более мер ответственности за одно и то же нарушение.

Соответственно, требование Истца о взыскании «убытков» нарушает основные принципы возникновения ответственности за неисполнение обязательства, предусмотренные главой 25 ГК РФ.

Истец в нарушение ст. 65 АПК РФ, не доказал наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками. В материалы дела не представлено доказательств несения расходов (и размер таких расходов), непосредственно произведенных с целью возмещения понесенного действительного ущерба (восстановления нарушенного права) по смыслу п.2 ст. 15 ГК РФ. В целом, Истец не доказал наличие условий, необходимых для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков в силу ст. 15, 393 ГК РФ. Требования Истца прямо противоречат пп.«г» п.2.1.1 Договора.

Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учетом положений ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Заявленное ответчиком ходатайство о пропуске срока исковой давности судом не рассматривается, в связи с тем, что результат его рассмотрения не может повлиять на суть принятого по настоящему делу решения, так в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Госпошлина по иску распределяется в соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 15, 193, 199, 200, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-67, 71, 102, 110, 123, 226-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящий судебный акт подлежит немедленному исполнению и может быть обжалован в течение пятнадцати дней со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст. 259, 260, 273-277, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судья                                                                                                            Ю.ФИО2