ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-90531/15 от 06.07.2015 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-90531/15

13 июля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2015 года

Полный текст решения изготовлен  13 июля 2015 года

Арбитражный суд в составе судьи Лапшиной В. В. (шифр судьи 94-728),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хужиной С.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению УПФР в Кольском районе Мурманской области (184381, Мурманская обл., г. Кола, ул. Победы, д. 9)

к Межрегиональному Операционному Управлению Федерального Казначейства (зарегистрированному по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 11, стр. 1; ОГРН: 1117746430570; ИНН: 7709878888; дата регистрации: 02.06.2011 г.)

третьи лица ФБУ – войсковая часть 15010 (ОГРН 1095110000589, г. Заозерск Мурманской обл.), Министерство обороны Российской Федерации

о признании незаконным действий по возврату без исполнения исполнительного листа серии АС №003558292 и бездействий  по неисполнению судебного акта – решения Арбитражного суда Мурманской области от 11.09.2013г. по делу А42-4304/2013

при участии:

От заявителя – не явился, извещен

От ответчика – Никитина Е.И. по дов. от 12.01.2015г. №95-16-15/7

От третьих лиц – не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

УПФР в Кольском районе Мурманской области (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному Операционному Управлению Федерального Казначейства (далее –  ответчик, Управление) о признании незаконным действий по возврату без исполнения исполнительного листа серии АС №003558292 и бездействий  по неисполнению судебного акта – решения Арбитражного суда Мурманской области от 11.09.2013г. по делу А42-4304/2013.

Представители заявителя и третьих лиц не явились в судебное заседание. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123,156 АПК РФ без их участия.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Судом проверено и установлено, что срок на оспаривание, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о Межрегиональном операционном УФК, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17 мая 2011 года № 185 (далее - Положение), Межрегиональное операционное УФК является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим свою деятельность в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела,  основанием обращения УПФР в Кольском районе Мурманской области в суд послужил возврат Межрегиональным операционным УФК исполнительного листа серии АС № 003558292, выданного 17 октября 2013 года Арбитражным судом Мурманской области, в связи с отсутствием в Межрегиональном операционном УФК лицевого счета, открытого Федеральному бюджетному учреждению — войсковая часть 15010.

Суд, рассмотрев требования заявителя считает их неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.

Как указывает в своем отзыве ответчик, исполнительный лист серии АС № 003558292 о взыскании с Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 15010 в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области денежных средств в общей сумме 743 877 руб. 92 коп., поступал в Межрегиональное операционное УФК 07.11.2013 года, письмом от 12 ноября 2013 года № 95-09-13/16-712 был возвращен; поступал 3 июля 2014 года, уведомлением от 7 июля 2014 года № 95-09-13/16-352/УВЛ-14-9047 был возвращен; поступал 1 декабря 2014 года, уведомлением от 3 декабря 2014 года № 95-09-13/16-623/УВЛ-14-5021 был возвращен; поступал 24 февраля 2015 года, уведомлением от 26 февраля 2015 года № 95-09-13/16-66/УВЛ-15-9683 был возвращен.

Возврат вышеуказанного исполнительного листа был осуществлен на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием лицевых счетов в Межрегиональном операционном УФК и иных органах Федерального казначейства, открытых Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 08275.

Пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение, а именно:

-непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;

-несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

-предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;

-нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

-представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

Федеральным законом от 07 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» в пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.

В настоящее время Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит прямую норму (пункт 3 статьи 242.1), обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения.

Аналогичная норма содержится в пункте 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22 сентября 2008 г. № 99н (зарегистрирован в Минюсте России 9 декабря 2008 г. № 12803).

Лицевой счет получателя бюджетных средств Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 15010 не открыт в Межрегиональном операционном УФК, а также иных органах Федерального казначейства. Другие должники или указание на субсидиарную ответственность в исполнительном листе по данному делу отсутствуют.

Таким образом, у Межрегионального операционного УФК отсутствуют законные основания для исполнения требований, указанных в исполнительном листе серии АС № 003558292, так как судебным актом не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решения суда на Министерство обороны Российской Федерации или других должников.

Кроме того, Межрегиональное операционное УФК сообщило Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области о том, что взыскатель вправе обратиться в судебный орган с просьбой взыскать денежные средства с главного распорядителя бюджетных средств (Министерства обороны Российской Федерации) в порядке субсидиарной ответственности.

Согласно пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при удовлетворении судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета, исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Министерства обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности по обязательствам Федерального бюджетного учреждения — войсковая часть 15010.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 8 мая 2014 года по делу № А40-36242/14-115-191 в удовлетворении заявленного требования Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области отказано.

Отказывая Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области в удовлетворении требований, суд в мотивировочной части отмечает, что «сам заявитель в заявлении в суд подтверждает, что спорная задолженность включена в ликвидационный баланс. Тот факт, что пенсионный фонд опасается, что в результате, как он считает, промедления ликвидационной комиссии он не сможет взыскать задолженность является предположительным (тем более, что в случае пропуска на предъявление исполнительного листа, по заявлению взыскателя, срок на предъявление исполнительного листа может быть восстановлен судом). Фонд не доказал невозможности удовлетворения требований за счет войсковой части.».

Порядок удовлетворения требований, предъявленных к ликвидируемому юридическому лицу, установлен статьями 63 и 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, между привлечением (не привлечением) главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности и действиями Межрегионального операционного УФК по возврату исполнительного документа без исполнения в связи с отсутствием лицевого счета должника в соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствует причинно-следственная связь.

Законодательством Российской Федерации не установлен особый порядок исполнения исполнительных документов, при котором органы Федерального казначейства обязаны принимать исполнительные документы к лицевому счету главного распорядителя бюджетных средств, в случае отказа в установлении субсидиарной ответственности.

Таким образом, отказ в установлении субсидиарной ответственности главного распорядителя бюджетных средств не отменяет действие пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В своем заявлении Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области указывает на то, что действия по отысканию сведений о счетах должника путем направления в различные организации писем о наличии лицевых счетов Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 15010 в данных организациях оказались безрезультатными, и что невозможность реального получения долга в ином порядке, без участия ответчика, является очевидной, также заявитель не указал тот факт, что задолженность по исполнительному листу серии АС № 003558292 включена в ликвидационный баланс.

Таким образом, суд соглашается с ответчиком о том, что у Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области имеется возможность удовлетворить требования по вышеуказанному исполнительному листу через Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 15010.

Взыскание денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации, минуя основного должника - Федеральное бюджетное учреждение -войсковая часть 15010, приведет к нарушению порядка установленного статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Довод заявителя о том что Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства имеет возможность исполнить судебный акт путем списания денежных средств с лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств (Министерство обороны Российской Федерации) является несостоятельным в связи со следующим.

В соответствии с Положением о Межрегиональном операционном УФК, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17 мая 2011 года № 185, Межрегиональное операционное УФК является самостоятельным юридическим лицом, отвечает только по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.

Межрегиональное операционное УФК является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим свою деятельность в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Межрегиональное операционное УФК осуществляет открытие и ведение лицевых счетов и полномочиями по самостоятельному распределению и распоряжению денежными средствами на данных лицевых счетах не наделено.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность органов Федерального казначейства трактовать вступившие в законную силу судебные акты и самостоятельно определять субсидиарного должника.

Предъявление исполнительных документов к лицевому счету Министерства обороны Российской Федерации по обязательствам подведомственных ему учреждений без установления судебным органом ответственности Министерства обороны Российской Федерации является превышением полномочий, возложенных на Межрегиональное операционное УФК, и нарушением Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обязание Межрегионального операционного УФК принять к исполнению исполнительный лист, должником по которому является Федеральное бюджетное учреждение — войсковая часть 15010, по своей сути является привлечением Министерства обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности, которая, в свою очередь, может быть установлена исключительно судебным актом.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований, нарушение прав и законных интересов Общества в рассматриваемом деле не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований УПФР в Кольском районе Мурманской области к Межрегиональному Операционному Управлению Федерального Казначейства о признании незаконными действий по возврату без исполнения исполнительного листа серии АС №003558292 и бездействий по неисполнению судебного акта – решения Арбитражного суда Мурманской области от 11.09.2013г. по делу А42-4304/2013; об обязании устранить нарушения прав и законных интересов путем принятия указанного исполнительного листа к исполнению, отказать полностью.

Проверено на соответствие требованиям бюджетного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятии в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

В.В.Лапшина