ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-91386/2014
«26» сентября 2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25.09.2014 г.
Полный текст решения изготовлен 26.09.2014 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи – Блинниковой И.А. (120-624)
протокол ведет секретарь Гаврилов О.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по иску (заявлению) ООО «Стрелецкая слобода»
к ответчику (заинтересованному лицу) ФГБУ «ФКП Росреестра»
с участием 3-x лиц:
о признании незаконными действий по внесению 01.01.2014 г. записи о присвоении нежилому зданию по адресу: <...>, кадастрового номера 77:01:0001019:2988, письма от 05.05.2014 г. № 2.10/05797
с участием:
от истца (заявителя) ФИО1, дов. б/н от 04.06.2014 г.
от ответчика: неявка, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО «Стрелецкая слобода» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве о признании незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по внесению 01.01.2014 записи о присвоении нежилому зданию в Москве, по пер. ФИО2, д. 9 кадастрового номера 77:01:0001019:2988 с указанием на то, что его кадастровая стоимость составляет 3 953 190 518, 68 руб., подземный этаж отсутствует,признании недействительным письма от 05.05.2014 №2.10/05797, незаконным уклонение от внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Заявление мотивировано нарушением ответчиком п.1 ст. 5 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» п. 74 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" ст. 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик отзыв в порядке т. 131 АПК РФ не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Судом проверено и установлено, что процессуальный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, 20.07.2010 ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» поставило нежилое здание, находящиеся в Москве по пер. ФИО2, д.9, на кадастровый учет с выдачей кадастрового паспорта от 20.07.2010 и технического паспорта от 20.07.2010.
Зданию присвоен инвентарный номер 45:286:004:000005790. Указанное предприятие осуществляло кадастровый учет в силу переходных положений, действующих до 01.01.2013 (ст. 43 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). В соответствии со п.1 ст. 45 указанного ФЗ «Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом».
27.08.2010 Управление Росреестра по Москве выдало заявителю свидетельство о праве собственности на нежилое здание площадью 12029 кв.м. в Москве по пер. ФИО2, д.9, на основании Договора купли-продажи №02-08/-2005 от 04.08.2005. Согласно свидетельству зданию был присвоен условный номер 244441.
22.05.2012 нежилому зданию в Москве по пер. ФИО2, д.9 был присвоен кадастровый номер 77:01:0001019:1095 и сведения о здании были внесены в государственный кадастр недвижимости, далее - ГКН. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 вышеуказанного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы ЕКН (п. З ст. 45 вышеуказанного ФЗ).
В силу п.2 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 N 144 "Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров" при таком включении в ЕКН нежилому зданию должен быть присвоен кадастровый номер. В ГКН включены, в частности, сведения об адресе здания. В силу п.1.1 Положения о присвоении адресов земельным участкам, зданиям и сооружениям в г. Москве", утв. Распоряжением Мэра Москвы 03.02.1998 №98-РМ, адреса зданий является уникальными. 11.03.2014 Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве пояснил, что у него отсутствуют документы, на основании которых были внесены сведения о государственном кадастре нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001019:1095.
01.01.2014 Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве внесло запись о присвоении нежилому зданию в Москве, по пер. ФИО2, д.9 кадастрового номера 1 77:01:0001019:2988 с указанием на то, что его кадастровая стоимость составляет 3 953 190 518,68 руб., подземный этаж отсутствует.
Считая вышеуказанные действия не соответствующими нормам действующего законодательства и нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ООО «Стрелецкая слобода»,суд исходит из нижеследующего.
Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что в соответствии с названным Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 названного Федерального закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Как следует из ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ), государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом, сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В частности, в срок до 01.01.2013 г. органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Федерального закона № 221-ФЗ или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 Федерального закона № 221-ФЗ особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Вместе с тем непосредственный порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости установлен Приказом Министерства экономического развития РФ от 11.01.2011 г. № 1 (далее -Приказ № 1).
В соответствии с положениями п. 33.1. Приказа № 1, сведения об объектах технического учета и содержащие их документы на электронных носителях, полученные органом кадастрового учета в результате передачи копий технических паспортов, включаются в ГКН на основании решения органа кадастрового учета, оформленного в виде акта о включении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах технического учета, содержащихся в копиях технических паспортов.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер (ч. 4 ст. 45 Федерального закона № 221-ФЗ, п. 7 Приказа № 1).
Приказом Министерства экономического развития РФ от 11.01.2011 г. № 1 установлены правила включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, как о самостоятельных объектах учета (п. 2 Приказа № 1).
При этом, в случае если организацией технической инвентаризации при проведении государственного технического учета здания был осуществлен государственный технический учет находящихся в нем помещений без изготовления технических паспортов помещений, в перечень объектов включаются сведения об указанных помещениях как о самостоятельных объектах учета (п. 10 Приказа № 1).
В соответствии с п. п. 8, 12 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. В целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Исходя из ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «О государственном кадастре недвижимости», п. 5 «Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (утв. Постановлением правительства Российской Федерации от 01 июня 2009г. № 457) кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В п. 26 Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 292 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» определена государственная услуга - «Предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости», а в соответствии с п. 28 Приказа и части 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотренные Административным регламентом полномочия по предоставлению государственной услуги на основании решений Росреестра осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением - подведомственного Росреестру федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» «далее - орган кадастрового учета, федеральное государственное бюджетное учреждение), его филиалах.
В соответствии с пунктом 31 указанного Приказа процедура предоставления государственной услуги завершается путем выдачи (направления) Заявителю кадастрового паспорта объекта недвижимости.
В силу п.1 ст. 5 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» «каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер)».
В 2012 г. спорному объекту был присвоен кадастровый номер 77:01:0001019:1095. Присвоено второго кадастрового номера после вступления в силу ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» незаконно. Путаница в номерах создает препятствия в распоряжении имуществом.
В кадастровом паспорте на нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001019:2988 здание должным образом не индивидуализировано.
Согласно п. 74 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" «в Реестр вносятся следующие сведения о местоположении здания на земельном участке:
1) обозначения характерных точек контура здания;
2) координаты характерных точек контура здания в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения».
Между тем вышеуказанные сведения отсутствуют в кадастровом паспорте на нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001019:2988.
Кроме того, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001019:2988 существенно выше кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001019:1095. При этом кадастровая стоимость (2 316 849 101,92 руб.) ОКС с кадастровым номером 77:01:0001019:1095 утверждена Постановлением Правительства Москвы №752-ПП от 26.11.2013 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве. Указанным Постановлением кадастровая стоимость ОКС с кадастровым номером 77:01:0001019:2988 не определена. Кадастровая стоимость (3 953 190 518,68 руб.) указанного ОКС определена ФГБУ «ФКП Росреестра» произвольно.
Согласно п.83 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год» налог на имущество юридических лиц - на ОКС с кадастровым номером 77:01:0001019:1095 платится с кадастровой стоимости. Между тем ОКС с кадастровым номером 77:01:0001019:2988 в вышеуказанный перечень не включен.
Таким образом, по сути, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве оспаривает/корректирует результаты кадастровой оценки, утвержденные вышеуказанным Постановлением.
Однако порядок оспаривания им не соблюден, т.к. результаты, в т.ч. ввиду наличия ошибок, могут корректироваться лишь судом или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
Согласно кадастровому паспорту на нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001019:2988 в здании отсутствует подвал.
Между тем, согласно кадастровому паспорту от 20.07.2010 г. подвал имеется. Аналогичные сведения содержаться в ГКН в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001019:1095.
Как следует из ответа Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве, у указанной организации отсутствуют документы, на основании которых были внесены сведения о государственном кадастре нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001019:2988.
Между тем, согласно п.33.1 Положения порядка включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утв. Приказом №1 от 11.02.2011 Минэкономразвития, «сведения об объектах технического учета и содержащие их документы на электронных носителях, полученные органом кадастрового учета в результате передачи технических паспортов в соответствии с настоящим порядком, включаются в ГКН на основании решения органа кадастрового учета, содержащихся в копиях технических паспортов». В силу п. 12 2 указанного Порядка копии технических паспортов передаются не позднее 5 рабочих дней с момента получения соответствующего запроса. При этом в соответствии с п.2 названного Приказа №1 Росреестру надлежит в срок до 01.01.2013 обеспечить включение в ГКН сведений о ранее учтенных зданиях, сооружениях.
В силу ст. 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета заявления заинтересованного лица или решения суда. ООО «Стрелецкая слобода» подало соответствующее заявление 21.04.2014.
Письмом от 05.05.2014 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» от 05.05.2014 отказал внести правки в ГКН. 04.06.2014 ООО «Стрелецкая Слобода» обратилась к ФГБУ «ФКП Росреестра», Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве с письмами с просьбой в добровольном порядке исправить ошибки в государственном кадастре недвижимости в отношении нежилого здания в Москве, по пер. ФИО2, д. 9.
Согласно ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что обязанность доказывания законности вынесения обжалуемого акта возложена на орган, вынесший этот акт. Ответчик в судебное заседание не явился. На неоднократные требования суда представить отзыв, возражения на заявленные требования не представил.
В соответствии со ст. 2 АПК РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются зашита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем, ст. 201 АПК предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения суда на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, суд, удовлетворяя требования заявителя, на основании положений пп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ возлагает на ФГБУ «ФКП Росреестра» обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя в установленном законном порядке, исправить ошибки в государственном кадастре недвижимости в отношении нежилого здания в Москве, по пер. ФИО2, д. 9 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика.
Исходя из изложенного, на основании ст.ст. 2, 3, 8, 11, 12, 13, 522 ГК РФ, ст.ст. 33, 36 Земельного Кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие ЗК РФ, ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по внесению 01.01.2014 записи о присвоении нежилому зданию в Москве, по пер. ФИО2, д. 9 кадастрового номера 77:01:0001019:2988 с указанием на то, что его кадастровая стоимость составляет 3 953 190 518, 68 руб., подземный этаж отсутствует,признать недействительным письмо от 05.05.2014 №2.10/05797, незаконным уклонение от внесения изменений в государственный кадастр недвижимости
Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» устранить допущенные нарушения прав заявителя в установленном законном порядке, исправить ошибки в государственном кадастре недвижимости в отношении нежилого здания в Москве, по пер. Б. Николоворобинский, д. 9 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ФГБУ «ФКП Росреестра» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Стрелецкая слобода» расходы по госпошлине в сумме 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья И.А. Блинникова