Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
Решение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2020 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи: Голоушкиной Т.Г.
членов суда: единолично
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каитовым А.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания центра" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к ответчику Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о взыскании 3 587 044,64 руб.
в заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 по дов. №Д-Б1/50 от 30.04.2020 года;
от ответчика: ФИО2 по дов. № 207/5Д/105 от 14.12.2018 года;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания центра" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 3 541 613,29 руб. убытков за бездоговорное потребление электроэнергии по акту №31/44218030 от 12.03.2020 по состоянию на 12.03.2020 и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 45 431,35 руб. за период с 10.03.2020 по 29.05.2020.
Исковые требования мотивированы тем, что объект в котором выявлено бездоговорное потребление электроэнергии, требования заявлены со ссылкой на ст.22 ФЗ «О теплоснабжении», статьи 309, 310 ГК РФ.
Ответчик представил письменные объяснения, оспаривает иск, указывает, что выявленное нарушение было зафиксировано истцом в отсутствие ответчика, ссылается, что в уведомлении истца ответчику о проведении проверки указан иной договор и иное технологическое присоединение, также указана ссылка на прекратившую свою деятельность военную часть, истцом не определен круг лиц самовольно подключивших энергопринимающие устройства к объектам электросетевого хозяйства, указывает, что в материалы дела не представлены доказательства направления уведомлений в адрес ответчика, что истцом не учтен почтовый пробег.
Истец представил письменные пояснения с учетом доводов ответчика, указывает, что доводы ответчика, изложенные в письменных пояснениях, противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя истца и ответчиков, оценив представленные письменные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
12.03.2020 персоналом ПАО «МРСК-Центра» проводилась проверка соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
При проведении проверки строящейся военной базы Министерства обороны РФ по адресу: Белгородская область, Валуйский район, в границах бывшего АОЗТ «Восход» 31:26:0000000:425, был установлен факт бездоговорного потребления электроэнергии по следующим объектам Министерства Обороны РФ: казарма № 11, комбинат бытового обслуживания, водозабор, очистные сооружения, церковь, уличное освещение от БКТП 172.1, от БКТП 172.3, от БКТП 172.4, а именно потребление электроэнергии по указанным объектам в отсутствии договора энергоснабжения со сбытовой компанией.
Выявленное нарушение было зафиксировано в акте о неучтенном потреблении электрической энергии №31 /44218030 (далее - Акт).
Ранее во исполнение договора № 1618187375082594164000000 об осуществлении технологического присоединения объектов: 1. «Капитальное строительство объектов военного городка (шифр объекта Т-42/15-122)», 2. «Жилая застройка общежития квартирного типа на 400 квартир», расположенных на территории с. Солоти, Валуйского района, Белгородской области, 23.01.2018 ПАО «МРСК Центра» подано напряжение на указанные выше объекты.
Граница раздела между ПАО «МРСК Центра» и Министерством обороны РФ согласно акту об осуществлении технологического присоединения установлена в месте контактных соединений ЛЭП-ЮкВ от 1 и 2СШ РУ-10кВ ПС 110/10 Ватутинская с КА на 1 и 2 СШ РУ-10кВ РП Заявителя.
В нарушение норм действующего законодательства в области электроэнергетики Министерством обороны РФ в указанных точках поставки договор энергоснабжения не заключен.
Между АО «Белгородэнергосбыт» и ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ заключен договор энергоснабжения только в отношении объектов, принятых в эксплуатационное обслуживание, в т.ч. учебный корпус (здание №15), штаб (здание №2), столовая, здания казарм № 3,4,5,6,7,8,9,10. Согласно договору энергоснабжения, заключенному между ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны РФ и АО «Белгородэнергосбыт», объемы услуг определяются по показаниям приборов учета, установленных непосредственно в ВРУ-0,4кВ помещений ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ.
На момент составления акта №31/44218030 (12.03.2020) в договоре энергоснабжения отсутствуют следующие объекты: казарма №11, комбинат бытового обслуживания, очистные, водозабор, церковь, уличное освещение.
В рамках обследования представителями ПАО «МРСК Центра» в присутствии представителя АО «Оборонэнерго» ФИО3, начальника ПУ 10\6 Валуйки ФИО4 и электромонтера ПУ 10\6 Валуйки ФИО5 установлено, что в настоящий момент объекты: казарма №11, комбинат бытового обслуживания, очистные, водозабор, церковь, уличное освещение от БКТП 172., БКТП 172.3, БКТП 172.4 потребление электроэнергии имеется. Приглашенные для совместного обследования письмом-уведомлением БЛ/06-08/1617 от 02.03.2020г. представители Министерства обороны РФ, УЗКС МО РФ, АО Главного управления обустройства войск РФ, ООО «Мегалайн», ООО «Волгастальконструкция», в указанную дату не явились и информации о невозможности явки или переносе совместного обследования не включенных в договор энергоснабжения объектов, в адрес ПАО «МРСК Центра» не предоставили.
Потребление электроэнергии в отношении указанных объектов осуществляется Министерством обороны РФ без наличия заключенного договора энергоснабжения.
До составления акта бездоговорного потребления электроэнергии ПАО «МРСК Центра» направило в адрес Министерства обороны РФ уведомление БЛ/06-02/1616 от 02.03.2020г. о необходимости участия в составлении акта с указанием даты и времени фиксации факта бездоговорного потребления.
Руководствуясь п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее, Основные положения № 442), потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор, предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и документы, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств.
Согласно п. 2 Основных положений № 442 под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Согласно п. 196 Основных положений № 442 стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица в порядке неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
На основании Акта и в соответствии с Основными положениями № 442 произведен учет стоимости бездоговорного потребления электрической энергии, сумма которого составила 3 541 613,29 руб.
Расчет стоимости объема бездоговорного потребления электрической энергии произведен по формуле, указанной в п. 196 Основных положений № 442 - объем бездоговорного потребления электроэнергии определяется расчетным способом, предусмотренным п. 2 приложения № 3 к настоящему документу, за период времени в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года.
Расчет стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии прилагаются. Период расчета - с даты 10.03.2020 (составление акта осмотра электроустановки объектов Министерства обороны РФ).
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Руководствуясь ст. 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Согласно п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
На основании ст. 395 ГК РФ сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составила 45431,35 руб. за период с 10.03.2020 по 29.05.2020.
Судом отклоняются доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, по следующим основаниям.
Министерство неправомерно ссылается в своем отзыве на то, что не является потребителем электрической энергии в рамках настоящего спора.
Согласно заявке Министерства обороны РФ от 05.04.2016 № 16198470 на присоединение энергопринимающих устройств в связи со строительством военного городка КС-29 (шифр Т-42/15-122) был заключен договор об осуществлении технологического присоединения №№ 1618187375082594164000000 (41277074) об осуществлении технологического присоединения объектов: 1. «Капитальное строительство объектов военного городка (шифр объекта Т-42/15-122)», 2. «Жилая застройка общежития квартирного типа на 400 квартир», расположенных на территории с. Солоти, Валуйского района, Белгородской области. 23.01.2018 ПАО «МРСК Центра» подано напряжение на указанные выше объекты. В силу пункта 1 Положения о Министерстве обороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (далее, Указ № 1082), Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. Согласно пункту 71 Указа № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны РФ, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Граница раздела между ПАО «МРСК Центра» и Министерством обороны РФ согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 27.12.2017г. установлена в месте контактных соединений ЛЭП-ЮкВ от 1 и 2СШ РУ-10кВ ПС 110/10 Ватутинская с КА на 1 и 2 СШ РУ-10кВ РП заявителя. Согласно названному акту об осуществлении технологического присоединения на балансе заявителя - Министерства обороны РФ находятся РП-10кВ комплексы коммерческого учета в ячейках ввода 1сш-ЮкВ и 2 сш-10 кВ РП-10кВ, внутренние сети 10/0,4 кВ и электрооборудование заявителя. Сведений о том, что указанное энергопринимающее оборудование Министерством обороны РФ передано кому-либо из подведомственных федеральных государственных учреждений (федеральных унитарных предприятий) в материалы дела Министерство не предоставило. Таким образом, владельцем энергопринимающего оборудования согласно Акту об осуществлении технологического присоединения является Министерство обороны РФ.
При проведении проверки строящейся военной базы Министерства обороны РФ по адресу: Белгородская область, Валуйский район, в границах бывшего АОЗТ «Восход» 31:26:0000000:425, был установлен факт бездоговорного потребления электроэнергии по следующим объектам Министерства Обороны РФ: казарма № И, комбинат бытового обслуживания, водозабор, очистные сооружения, церковь, уличное освещение от БКТП 172.1, от БКТП 172.3, от БКТП 172.4, а именно потребление электроэнергии по указанным объектам в отсутствии договора энергоснабжения со сбытовой компанией. Данные обстоятельства подтверждаются и информацией АО «Белгородская Сбытовая компания» исх.№5/2982 от 13.05.2020г.(приложение 6 к исковому заявлению).
Учитывая изложенное, именно Министерство обороны РФ является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Уведомление об участии в акте осмотра схемы э\снабжения с.Солоти Валуйского района, назначенном на 10.03.2020г., было направлено в Министерство обороны РФ 02.03.2020г. посредством экспресс-доставки курьерской службой FlipPost (номер накладкой 4363-0147) и получено согласно сайта отслеживания по номеру накладной 03.03.2020г. в 16ч.09мин.
Уведомление об участии в фиксации факта бездоговорного потребления э\э, назначенное на 12.03.2020г., было направлено в Министерство обороны РФ 03.03.2020г. посредством экспресс-доставки курьерской службой FlipPost (номер накладкой 4363-0202) и получено согласно сайта отслеживания по номеру накладной 04.03.2020г..
Таким образом, доводы Министерства обороны РФ о том, что оно не является надлежащим ответчиком, а так же о том, что уведомления им не получены в разумные сроки, не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Кроме этого, в соответствии с п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. Таким образом, для взыскания процентов необходимо доказать момент, когда такое лицо узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Ответчик Министерство обороны РФ 04.03.2020г. получило уведомление об участии в фиксации факта бездоговорного потребления э\э. Расчет процентов за пользование чужими средствами произведен с 10.03.2020г.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, расходы по госпошлине подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии со ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 15, 309, 310, 438, 544, 1102, 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, Основными положениями №142, статьями 101, 106, 110, 123, 156, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания центра" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии в размере 3 541 613 (три миллиона пятьсот сорок одна тысяча шестьсот тринадцать) руб. 29 коп., 45 431 (сорок пять тысяч четыреста тридцать один) руб. 35 коп. процентов, 40 935 (сорок тысяч девятьсот тридцать пять) руб. расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия решения.
Судья Т.Г. Голоушкина