ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-94259/2021-92-629 от 08.07.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

 г. Москва

24 марта 2022 года                                                             Дело № А40-94259/21-92-629

Резолютивная часть решения (в порядке ст. 229 АПК РФ) вынесена 08 июля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 24 марта 2022 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи И.Н.Уточкина

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление ООО «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ «ВЕРА+»

к ИФНС № 10 по г. Москве

о признании незаконным постановления № 77102106300289100005 от 26.03.2021 г.

без вызова лиц, участвующих в деле,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ «ВЕРА+»   (Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС № 10 по г. Москве о признании незаконным постановления № 77102106300289100005 от 26.03.2021 г..

Заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.

Согласно частей 1, 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель и ответчик о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом.

Резолютивная часть решения в порядке п.1 ст.229 АПК РФ по делу  изготовлена 08 июля 2021 г.  и размещена на сайте суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

От ответчика в материалы дела поступили материалы дела об административном правонарушении и письменный отзыв, согласно которому ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, согласно ч.7 ст. 210 АПК РФ, оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании реше­ния административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий адми­нистративного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, со­блюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из заявления следует, что   26 марта 2021 года заместителем начальника ИФНС России № 10 по г. Москве ФИО1 в отношении ООО «ЦДиЛИ «ВЕРА+» (далее - Заявитель) вынесено постановление по делу № 77102106300289100005 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75% от суммы незаконной валютной операции, что составляет 12.158,88 руб.

Как следует из текста Постановления о назначении административного наказания, по мнению должностного лица налогового органа, Заявитель 27.09.2019 года выплатил иностранному гражданину, работнику компании ФИО2, нерезиденту по расчетно-счетной ведомости № 22 денежные средства из кассы общества в размере 162111,84 руб.

Копия данного постановления Заявителем была впервые получена по почте только 19.04.2021 года, следовательно, предусмотренный положениями ч. 1 ст. 30.3. КоАП РФ срок обжалования не пропущен.

Не согласившись с постановлениями о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд исходил из следующего.

Как установлено судом, на основании Поручения Заместителя начальника Инспекции от 04.03.2021 № 771020210024002, Инспекцией проведена документарная проверка соблюдения Обществом валютного законодательства за период с 01.03.2020 по 01.09.2020.

По итогам контрольных мероприятий, должностным лицом Инспекции возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена положениями ч, 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Уведомлением о месте и времени составления протоколов от 04.03.2021 № 77102106300289100001 (далее - Уведомление), Заявителю предложено прибыть в Инспекцию 11.03.2021 для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Данное Уведомление направлено в адрес Заявителя по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) и получено им 05.03.2021, что подтверждается Извещением о получении электронного документа.           

01.03.2021 в Инспекцию по ТКС от Общества поступили объяснения по Делу об административном правонарушении.

В назначенное время Заявитель (его представитель) в Инспекцию для рассмотрения материалов проверки и составления протокола об административном правонарушении не явился, в связи с чем, должностным лицом Инспекции составлен Протокол об административном правонарушении от 11.03.2021 № 77102106300289100002 в отсутствии надлежащим образом извещенного лица, привлекаемого к административной ответственности.

Вышеуказанный протокол направлен в адрес Заявителя по ТКС и получен им 12.03.2021, о чем свидетельствует Извещение о получении электронного документа.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 12.03.2021 № 77102106300289100003, которым Общество вызвано в Инспекцию на 22.03.2021 направлено в адрес Заявителя по ТКС и получено им 12.03.2021, что подтверждается Извещением о получении электронного документа.    

17.03.2021 в Инспекцию по ТКС от Общества поступили дополнительные объяснения по делу об административном правонарушении.

Определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.03.2021 № № 77102106300289100004, в связи с представлением 17.03.2021 Заявителем дополнительных объяснений, рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 26.03.2021.

Данное Определение от 22.03.2021 направлено в адрес Заявителя по ТКС и получено им 22.03.2021, что подтверждается Извещением о получении электронного документа.

25.03.2021 в Инспекцию по ТКС Обществом представлены копии паспортов иностранных граждан, патентов, копия договора банковского обслуживания, копии приказов об ответственных лицах и приказа о прекращении трудового договора, информация о заключении договора об открытии банковского счета, копия идентификационной карты.

В назначенное время 26.03.2021 Заявитель в Инспекцию для рассмотрения дела об административном правонарушении явился.

По результатам рассмотрения, должностным лицом Инспекции вынесено Постановление от 26.03.2021 № 77102106300289100005 о назначении Обществу административного наказания по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 12 158, 88 руб.

Копия вышеуказанного Постановления направлена по почте 16.04.2021 (идентификационный номер почтового отправления 11573857090440).

Учитывая вышеизложенное, Инспекцией соблюдена процедура привлечения Общества к административной ответственности.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Инспекцией установлено осуществление Обществом операций по выдаче денежных средств (заработной платы) в валюте Российской Федерации из кассы физическому лицу - нерезиденту, что является валютными операциями, не предусмотренными Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), и влечет административную ответственность,  предусмотренную ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Так, Общество заключило трудовой договор с иностранным гражданином (далее - физическое лицо-нерезидент) от 02.12.2015 № 11 (табельный № 0000000011) ФИО2.

В силу пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ
валютной операцией является - приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

27.09.2019 Общество выплатило вышеуказанному физическому лицу - нерезиденту по расчетно-платежной ведомости № 22 денежные средства из кассы Общества в размере 16 211, 84 руб.

Дата и место совершения правонарушения: 27.09.2019; 123056, <...>.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Частью 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

При этом, возможность осуществления валютной операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов, валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит.

Следовательно, 27.09.2019 Обществом осуществлена незаконная валютная операция с использованием валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, заключающаяся в выдаче денежных средств иностранному гражданину в наличной форме.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 173-ФЗ, резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, т.е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.

В заявлении Общество просит признать недействительными и отменить обжалуемое Постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Между тем, доводы Заявителя являются необоснованными и отклонены судом по следующим основаниям.

Доводы Заявителя, о том, что Инспекцией при привлечении Общества к административной ответственности не установлена вина Заявителя в совершении им административного правонарушения и не доказано, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, соответственно, вина в его действиях отсутствует, являются несостоятельными.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ Общество является резидентом Российской Федерации.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом; продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо (п.1 ст. 1202 ГК РФ).

В этой связи, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством РФ, Заявитель должен не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством, но и обязан обеспечить их выполнение, проявив должную степень заботливости и осмотрительности при проведении расчетов с физическими лицами - нерезидентами.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно данной формулировке, субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.

Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.

Доказательств невозможности исполнения Обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

При этом, из материалов административного дела, объяснений Общества, а также информации, изложенной в заявлении, достоверно усматривается, что Заявитель, являясь резидентом РФ, намерено осуществлял выплаты физическому лицу - нерезиденту в нарушение норм валютного законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, влечет административную ответственность.

Объективной стороной совершенного обществом административного правонарушения является осуществление незаконной валютной операции.

Вышеизложенное, подтверждается  Определением Верховного суда от 28.11.2018 № 308-АД18-19090 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ.

При этом, подлежат отклонению ссылки Заявителя на положения Налогового кодекса Российской Федерации относящиеся к налоговым резидентам Российской Федерации, в связи с тем, что понятия «налоговый резидент Российской Федерации» и «резидент Российской Федерации» имеют различные основания для получения иностранными гражданами и лицами без гражданства указанных статусов и регулируются разными нормами законодательства Российской Федерации.

Так, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами являются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

К нерезидентам, в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Закона 6 валютном регулировании, относятся физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ.

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что физическое лицо являлось резидентом по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ.

Материалами дела подтверждается, в частности, копией паспорта иностранного государства, что ФИО2 является гражданкой Украины и не имеет вида на жительство в Российской Федерации, доказательств обратного Обществом не представлено и им не оспаривается, в связи с чем, для целей Федерального закона № 173-ФЗ она признается нерезидентом.

Таким образом, ссылки Общества на то, что при определенных условиях ФИО2 может быть признана налоговым резидентом на территории Российской Федерации, не могут быть признаны обоснованными и основаны на неверном толковании норм права, поскольку в целях применения Федерального закона № 173-ФЗ понятие «налоговый резидент Российской Федерации» не применяется.

Кроме того, также подлежат отклонению ссылки Общества на особый статус граждан ЛНР в Российской Федерации, в связи с тем, что положениями Указа Президента РФ от 18.02.2017 № 74, процедура расчетов при осуществлении валютных операций не урегулирована и положения Федерального закона № 173-ФЗ не содержат исключений в части расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами при заключении соответствующих трудовых договоров в отношении какой-либо категории иностранных граждан.

Также необходимо отметить, что Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2020 № 310-ЭС20-17340, вопреки доводам Общества, не содержит выводов о принципиальном значении того, проживает ли работник на территории Российской Федераций постоянно или нет.

Кроме того, подлежит отклонению довод Заявителя о противоречии Постановления Инспекции позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.03.2016 № 305-АД15-19945.

Статьей 131 ТК РФ установлено, что выплата заработной платы производится в
денежной форме в валюте Российской Федерации (рублях).  

Абзацем 2 ст. 131 ТК РФ установлено, что в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с абз. 5 ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами
или международным договором Российской Федерации.       

Поскольку отношения по выплате физическим лицам-нерезидентам денежных
средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы
урегулированы Федеральным законом № 173-ФЗ, к рассматриваемым нормам должны
применяться нормы специального законодательства.  

Локальные нормативные акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не
должны противоречить положениям Федерального закона № 173-ФЗ.

Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом РФ в Определениях от 18.11.2019 № 303-ЭС19-20522 по делу № А51-25687/2018 и от 08.10.2019 № 303-ЭС19-17349 по делу № А51-642/2019.      

Поскольку в случае выплаты работодателем - резидентом физическому лицу -нерезиденту заработной платы работник является гражданином иностранного государства, реализация норм трудового законодательства должна осуществляться с соблюдением императивных требований Федерального закона № 173-ФЗ.

Таким образом, работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета, открытые в уполномоченных банках.

Кроме того, необходимо отметить, что трудовой договор, заключенный между Обществом и физическим лицом - нерезидентом, не содержит условий ни о выплате заработной платы на счета в уполномоченных банках, ни в наличной форме, что не свидетельствует о стремлении Заявителя принять все зависящие от него меры по соблюдению валютного законодательства.

При этом, само по себе желание Заявителя выплатить физическому лицу - нерезиденту зарплату в наличной форме в нарушение валютного законодательства, даже при наличии его заявлений об этом, не является основанием для освобождения от ответственности, а свидетельствует о пренебрежении Обществом своими публично-правовыми обязанностями.

Определениями        Верховного   Суда   Российской   Федерации от 08.10.2019 № 303-ЭС19-17349 по делу № А51-642/2019, от 18.05.2020
№ 303-ЭС20-5832 по делу № А39-5964/2019, от 21.07.2020 № 303-ЭС20-9484 по делу
№ А51-14056/2019 и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.12.2020 по делу № А41-19430/2020 установлено, что возможность осуществления таких валютных операций, как выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам-нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках; валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений не входит, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава
административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством, но и обязано обеспечить их выполнение, проявив должную степень заботливости и осмотрительности при расчетах с физическим лицом -нерезидентом.

Из вышеизложенного следует, что Общество не предприняло необходимых мер к  соблюдению требований валютного законодательства.

Таким образом, в действиях Заявителя усматривается наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Также  подлежат отклонению доводы Общества о том, что Заявителем не создано существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; Инспекцией не исследовались обстоятельства, такие как: Общество является субъектом малого бизнеса; введение государством ограничительных мер в связи с пандемией; отсутствие стабильного ежемесячного дохода; несение существенных убытков; действия Общества вызваны независящими от него причинами; денежные средства выдавались из кассы только при отсутствии открытых ц действующих банковских счетов работников либо при их фактической блокировке по различным основаниям исключительно в виде заработной платы и только при наличии соответствующих заявлений и обращений самих работников на имя работодателя; данные действия не имели массового характера, в связи с чем, Общество полагает, что в настоящем деле возможно применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Доводы Общества об отсутствии стабильного ежемесячного дохода, о несении существенных убытков и что действия Заявителя вызваны независящими от него причинами, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ, документально не подтверждены.

Кроме того, вопреки доводам Заявителя о том, что его действия не имели массового характера, необходимо отметить, что совершение Обществом наличных расчетов со своими работниками (физическими лицами - нерезидентами) имели место быть на протяжении 2019-2020 гг., а именно: 01.04.2019, 29.04.2019, 03.06.2019, 17.06.2019, 01.07.2019, 15.07.2019; 26.07.2019, 01.08.2019, 02.09.2019, 16.09.2019, 27.09.2019, 01.10.2019, 15.10.2019, 28.10.2019; 15.11.2019, 02.12.2019, 26.12.2019, 03.02.2020, 17.02.2020, 02.03.2020, 06.03.2020, 27.03.2020, 15.06.2020, 03.07.2020, 15.07.2020, 03.08.2020, 17.08.2020, 01.09.2020. Более   того,   необходимо   отметить,   что   на   момент   совершения   Обществом правонарушения, а именно: 27.09.2019, никаких ограничительных мер в связи пандемией COVID-19 Правительством Российской Федерации еще не было введено.

В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 № 1552-0, № 1553-0), использование статьи 2.9 КоАП РФ, допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.

Как следует из Определений ВАС РФ от 27.06.2008 № 8185/08 и от 27.11.2009'№ ВАС-15176/09 об отказе в передаче дел в Президиум ВАС РФ пренебрежительное отношение резидента к исполнению своих публично-правовых обязанностей нельзя считать малозначительным правонарушением.

Следовательно, малозначительность является оценочной категорией, применяемой в исключительных случаях с учетом конкретных обстоятельств дела, объективно характеризующих противоправное деяние и указывающих на отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям.

Соответственно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям может проявляться не только в причинении какого-либо ущерба или наступлении каких-либо иных неблагоприятных последствий, но и в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования.

В частности, налоговыми органами установлено неоднократное осуществление выплаты заработной платы наличными денежными средствами юридическими лицами -резидентами физическим лицам - нерезидентам, минуя счета в уполномоченных банках. Указанный факт свидетельствует о пренебрежительном исполнении должностным лицом Общества своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования.

Документальных доказательств о наличии какой-либо исключительной для Общества ситуации, в силу которой денежные средства не могли быть зачислены на счета работников физических лиц - нерезидентов в уполномоченном банке, не представлено.

Объектом правонарушений по ст. 15.25 КоАП РФ выступают экономические интересы РФ, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями резидентов и нерезидентов.

Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства РФ, представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.

О высокой степени общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, посягающих на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствует, в том числе, установленная ст.ст. 193 и 193.1 УК РФ уголовная ответственность, двухгодичный срок давности для привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), повышенный размер административных штрафов за ряд правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ) и возможность проведения административных расследований в сфере валютного законодательства (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ).       

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и особой значимости охраняемых отношений в сфере валютного регулирования и контроля, следует вывод о том, что совершенное Заявителем административное правонарушение нельзя признать малозначительными.

Вина Общества в совершении административного правонарушения доказана и подтверждена материалами дела об административном правонарушении, обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не установлено.

Инспекцией при вынесении обжалуемого Постановления учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе, перечисленные в положениях ст. ст. 4.1, 4.2 и 4-3, КоАП РФ.

С учетом всех установленных по делу обстоятельств ООО «ЦДиЛИ «ВЕРА+» назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности судом не установлено.

В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования составляет два года со дня совершения административного правонарушения.

Состав и событие вменяемого Заявителю в вину правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, доказаны и соответствуют материалам дела.

Учитывая вышеизложенное, доводы Общества не опровергают выводов Инспекции и не свидетельствуют о незаконности вынесенного Постановления от 26.03.2021 № 77102106300289100005 о назначении административного наказания, в связи с чем, оспариваемое Постановление является правомерным.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, ч.  1 ст. 15.25, 22.1, 23.5, 24.1, 24.5, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.3, 29.5, 29.6, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 29, 64-68, 71, 75, 81, 226-229 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований заявления ООО «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ «ВЕРА+» о признании  незаконным и отмене постановления ИФНС России № 10 по г. Москве от 26.03.2021г. № 77102106300289100005 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                           И.Н. Уточкин