ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-94334/2021-122-572 от 03.08.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

09 августа 2021 года                                                               Дело № А40-94334/21-122-572

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2021 года

Полный текст решения изготовлен 09 августа 2021 года

Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «ЭНКОТ»

к Управлению Росреестра по г. Москве

третье лицо: ФИО1

о признании незаконным уведомление от 11.03.2021г. №КУВД-001/2020-18347559/4

при участии:

от заявителя – ФИО2 (паспорт, диплом, дов. от 16.03.2021г.), ФИО3 (ген. дир., решение №4 от 22.10.2020г.)

от ответчика – ФИО4 (уд., диплом, дов. от 11.01.2021г. №Д-18/2021)

от третьего лица – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЭНКОТ» (Заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве с требованием признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 11.03.2021 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества (нежилого помещения) с кадастровым номером 77:01:0004020:1267, расположенного по адресу: <...> II, по заявлению ООО «ЭНКОТ», КУВД-001/2020-18347559/4, обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Представитель заявителя требования подержал.

Представитель ответчика требования не признал.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, изучив доводы заявления и отзыва на него, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как указывает заявитель, Общество с ограниченной ответственностью «ЭНКОТ» (Истец, Заявитель) является уполномоченной организацией на подготовку технического плана в целях осуществления государственного технического учета изменений в отношении объекта недвижимости – (нежилого помещения) с кадастровым номером 77:01:0004020:1267, расположенного по адресу: <...> II.

Правообладателем объекта является гражданин Российской Федерации ФИО1.  

Из материалов дела следует, что согласно описи от 07.10.2020 заявителем подано: Заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 07.10.2020 №MFC-0558/2020-534643-1, Технический план здания, сооружения, помещения, либо объекта завершенного строительства от 06.10.2020 №б/н, Доверенность от 27.10.2017 №б/н.

Уведомлением Росреестра по Москве от 14.10.2020 г. государственный  кадастровый  учет приостановлен.

29.11.2020 г. Управлением Росреестра по Москве вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета.

11.03.2021 г. вынесено уведомление Управления Росреестра по Москве о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.

Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.

Управление   осуществляет   свою   деятельность   в   рамках   полномочий, предоставленных  ему  в  соответствии  с  Гражданским  кодексом  Российской Федерации (ГК РФ), Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о недвижимости), в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Росреестра 23.01.2017 № П/0027, иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.

Как следует из материалов дела, ООО «ЭНКОНТ» обратилось в Управление с заявлением №КУВД-001/2020-183475 59 о проведении государственного кадастрового учета Объекта, представив документы согласно описи от 07.10.2020.

17.10.2020г. по итогам предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы государственным регистратором прав на основании п. 7 ч.1 ст. 26 Закона о недвижимости принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении заявленного к регистрации объекта сроком до 18.01.2021г.: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Закона к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости при поступлении документов для проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных  настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 14 Закона государственный кадастровый учет осуществляется, в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).

Согласно п. 7 ст. 1 Закона о  регистрации подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи подтверждается кадастровым учетом такого недвижимого имущества. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи. Такими характеристиками, в числе прочих, являются: кадастровый номер объекта недвижимости; площадь, номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место, а также иные характеристики, установленные п. 4 ст. 8 Закона о регистрации.

В соответствии со ст.24 Закона технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещений, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

По результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведенной в соответствии с Законом о регистрации недвижимости и разделом I Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, выявлено следующее.

Выявлены противоречия в графической части между сведениями ЕГРН и техническим заключением (до перепланировки).

Так в поэтажном плане БТИ содержащемся в ЕГРН имеется дверной проем с двух сторон в комнате 9.  В представленном техническом заключении только один.

Выявлены противоречия в указании видов выполненных работ между графической частью технического заключения и пунктом 2 "Общие выводы" технического заключения, а так же актом о перепланировки. В частности отсутствуют работы предъявленные комиссии по демонтажу витражных окон внутри помещения.

Из поэтажного плана, представленного в Управление, видно, что имеется демонтаж большого витражного окна.

Согласно ст. 15 Закона города Москвы от 27.01.2010 № 2 «Основы жилищной Политики города Москвы» не допускается самовольные переустройство и (или) перепланировка   нежилого   помещения   в   жилом   доме   в   городе   Москве. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства  и  (или)  перепланировки  жилых  и   нежилых  помещений  в многоквартирных домах и жилых домах» утверждены требования к проведению переустройства     и     административный     регламент     по     предоставлению государственной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах» в городе Москве.

Имеется противоречие в видах выполненных работ между представленной документацией, и представленной графической частью в связи с чем есть основания полагать, что не все виды работ согласованы с уполномоченным органом.

Кадастровые инженеры подготавливающие технический план являются профессиональными участниками кадастровых отношений, получившими статус в результате сдачи квалификационного экзамена, и должны обладать достаточными знаниями для качественного выполнения кадастровых работ, в том числе в части исполнения законодательства и требований.

Ссылки на конкретные пункты Требований и нормы действующего законодательства, указанные в решениях, должны быть понятны кадастровым инженерам и не требовать дополнительных разъяснений.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое решение отмене не подлежит.

В соответствии с абзацем 1 статьи 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.

Для признания недействительным оспариваемого Заявителем решения необходимо наличие двух обязательных условий: наличие нарушения прав заявителя и несоответствие оспариваемого акта закону.

Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.

Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, поскольку заявителем не доказано несоответствие оспариваемого отказа действующему законодательству.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

Госпошлина в соответствии с ч. 110 АПК РФ относится на заявителя.

На основании ст. ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 150, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований  отказать полностью.

            Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                         Н.Е. Девицкая