ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-94908/11 от 17.07.2012 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

23 июля 2012 года Дело № А40-94908/11

60-603

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 23 июля 2012 года

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

Судьи Скачковой Ю.А. единолично

при ведении протокола секретарем судебного заседания Басария Л.Л.

рассмотрел дело

по иску ОАО "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН <***>)

к ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" (ОГРН <***>)

третьи лица: 1. ЗАО "Центр финансовых расчетов"; 2. ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии"

о взыскании 315 361 руб. 52 коп.

в заседании приняли участие:

от истца  : ФИО1, доверенность №22 от 01.01.2012г.

от ответчика  : ФИО2, доверенность от 01.04.2012г., ФИО3 доверенность от 01.04.2012 г.

от третьих лиц: 1.   ФИО4, доверенность № 73 от 28.06.2011 г., 2.   ФИО5, доверенность № 01-07/12-42 от 05.05.2012г.

УСТАНОВИЛ:

ОАО "Карельская энергосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ответчику ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", третьи лица 1. ЗАО "Центр финансовых расчетов"; 2. ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии"  о взыскании 315 361 руб. 52 коп. штрафа по договору купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора мощности за январь – май 2011г.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2011г. с ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" в пользу ОАО "Карельская энергосбытовая компания" взыскан штраф в размере 315 361 руб. 52 коп., а также 9 307 руб. 23 коп. госпошлина.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением от 05.04.2012г. Федеральный арбитражный суд Московского округа решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2011г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012г. по делу № А40-94908/11-60-603 отменил и дело передал на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Отменяя принятые по делу судебные акты, Федеральный арбитражный суд Московского округа указал на необходимость суду первой инстанции при новом рассмотрении определить нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение; определить, о применении какого штрафа – установленного договором или нормативным актом – заявлено требование; установить, за какое нарушение обязательств предусмотрен отыскиваемый штраф, и допущено ли это нарушение ответчиком; проверить доводы ответчика о невозможности исполнения договора; в случае вывода об обоснованности применения штрафа рассмотреть доводы ответчика, касающиеся применения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истец поддержал заявленные требования.

Ответчик против иска возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Представитель ОАО «ЦФР» поддержал иск по мотивам, изложенным в отзыве.

Представитель ОАО «АТС» поддержал иск по мотивам, изложенным в письменных объяснениях.

Суд, рассмотрев исковые требования, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом указаний суда кассационной инстанции считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Карельская энергосбытовая компания» (истец, покупатель), ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» (ответчик, продавец) и ОАО «АТС», (коммерческий оператор) заключен договор купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора мощности № KOM-300S5976-NOVORTEC-KARELENE-1-11 от 31 декабря 2010 г. (договор).

В соответствии с п. 2.1 договора ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» обязуется передать, а ОАО «Карельская энергосбытовая компания» обязуется принять и оплатить мощность в соответствии с условиями договора и договора о присоединении и регламентов оптового рынка.

Как следует из преамбулы и пунктов 2.1., 2.3. договора количество и стоимость поставляемой по договору мощности (договорной объем мощности) определяется в соответствии с требованиями договоров о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе Регламентом финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии, на каждый месяц Коммерческим оператором. Количество и стоимость мощности, фактически поставленной по договору, доводится коммерческим оператором до сведения продавца и покупателя по форме приложения 1 к договору (уведомление об объемах и стоимости мощности по договору) в электронном виде, подписанного электронной цифровой подписью, в срок, указанный в договорах о присоединении (п. 2.1., 2.3 договора).

Согласно п. 2.6. договора, определенные коммерческим оператором количество и стоимость мощности, поставленной по договору, сообщаются коммерческим оператором ЗАО «ЦФР» в целях осуществления расчетов по договору в порядке и сроки, которые предусмотрены договором и договорами о присоединении к торговой системе оптового рынка.

ЗАО «ЦФР» является коммерческой организацией, которая оказывает комплексную услугу по расчету требований и обязательств по договору (преамбула Договора).

В разделе 10 договора установлен порядок и основания привлечения сторон к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

В п. 10.3 предусмотрена ответственность продавца в виде уплаты покупателю штрафа в случае не поставки или недопоставки мощности.

Штраф установлен в размере 25 % стоимости объема мощности, равного разнице между договорным и аттестованным объемами.

Стоимость указанного объема рассчитывается по цене, определенной по результатам конкурентного отбора мощности для соответствующей генерирующей единицы мощности с учетом коэффициента сезонности.

На не поставленный объем мощности, равный разнице между аттестованным и фактически поставленным штраф не начисляется.

Согласно пункту 10.3 договора, штраф взимается за каждый месяц, в котором была не поставлена (недопоставлена) мощность. Штраф рассчитывается Коммерческим оператором и взимается за каждый месяц, в котором была не поставлена (недопоставлена) мощность, в порядке, предусмотренном договорами о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе Регламентом финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии.

ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и ОАО «Карельская энергосбытовая компания» являются субъектами оптового рынка. В соответствии со ст. 35 Федерального закона «Об электроэнергетике» истом и ответчиком заключены договоры о присоединении к торговой системе оптового рынка. Приложением № 16 к указанным договорам является Регламент финансовых расчетов на оптовом рынке электрической энергии.

В соответствии с п. 13.1.7 Регламента финансовых расчетов (приложение № 16 к договору о присоединении к торговой системе) коммерческий оператор определяет размер штрафа в случае поставки или недопоставки мощности и направляет участникам оптового рынка в электронном виде с ЭЦП Уведомления о штрафах по договору купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора мощности.

Согласно п. 13.2.4 Регламента финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии, коммерческий оператор не позднее 16-го числа месяца, следующего за расчетным, формирует и передает в ЗАО «ЦФР» в электронном виде с электронно-цифровой подписью реестры штрафов по договорам купли-продажи мощности, заключенным по результатам конкурентного отбора мощности.

В соответствии с п. 13.2.5 Регламента финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии ЗАО «ЦФР» включает в Сводный реестр платежей суммы штрафов с учетом порядка и очередности осуществления платежей и передает Сводный реестр в уполномоченную кредитную организацию.

Согласно поступившим от коммерческого оператора уведомлениям об объемах и стоимости мощности по договору в январе, феврале, марте, апреле и мае 2011 года поставка мощности от ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в адрес ОАО «Карельская энергосбытовая компания» не осуществлялась.

Коммерческим оператором в отношении ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» были рассчитаны штрафы по договору в следующих размерах: за январь 2011 года – 79 571 руб. 58 коп, за февраль 2011 года – 78 524 руб. 26 коп., за март 2011 года -66 311 руб. 16 коп., за апрель 2011 года - 54 691 руб. 94 коп., за май 2011 года – 36 339 руб. 01 коп.

В спорном периоде порядок расчетов по штрафам за невыполнение поставщиком обязательств по поставке мощности регулировался временным регламентом обеспечения торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в январе - июне 2011 г. (приложение № 20 договору о присоединении к торговой системе, временный регламент). В соответствии с п.5.17 временного регламента датой уплаты штрафов за январь, февраль и март является 21 апреля 2011 г., датой уплаты штрафов за апрель – 21 июня 2011 г., а датой уплаты штрафов за май — 28 июня 2011 г.

21 апреля 2011 г. ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» оплатило штрафы за не поставку мощности в следующих размерах: за январь 26 руб. 71 коп., за февраль 26 руб. 36 коп., за март 22 руб. 26 коп. По состоянию на 1 августа 2011 года ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» оплатило штрафы за январь-март в следующих размерах: за январь – 27 руб. 10 коп., за февраль – 26 руб. 74 коп., за март – 22 руб. 59 коп.

На момент подачи иска общая сумма задолженности по состоянию на 11 августа 2011 г. составляла 315 361 руб. 52 коп.

20 июня 2011 года истцом в адрес ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» была направлена претензия № 124-31-13349 с требованием об уплате штрафов за январь-март 2011 года; 04 июля 2011 г. была отправлена претензия с требованием по оплате штрафов за апрель и май 2011 года. Претензии оставлены без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Карельская энергосбытовая компания» в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Во исполнение указаний суда кассационной инстанции об определении нормы материального права, регулирующего спорное правоотношение, суд установил, что спорные правоотношения возникли в связи с применением мер ответственности за неисполнение договора купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора мощности.

Судом установлено, что иск заявлен о взыскании штрафа по договору конкурентного отбора мощности № KOM-300S5976-NOVORTEC-KARELENE-1-11 от 31 декабря 2010 г. и заключение договоров купли-продажи мощности по результатам КОМа осуществлялось до 1 января 2011 г.

Исполнение договора купли-продажи мощности по результатам КОМ, а также применение мер ответственности за неисполнение обязательств осуществлялось после 1 января 2011 г.

Исследовав во исполнение указаний суда кассационной инстанции вопрос даты вступления в силу Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1172, суд установил, что до 1 января 2011 г. спорные правоотношения регулировались Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 г. № 643 (далее - Правила оптового рынка переходного периода).

С 1 января 2011 г. спорные правоотношения регулировались Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1172 (далее - Правила оптового рынка).

Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1172 было принято 27.12.2010г., опубликовано в печатном издании «Российская газета» 5 апреля 2011 г., при этом в пункте 1 Правил оптового рынка указано, что настоящие правила регулируют отношения, связанные с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке с 1 января 2011 г.

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации": «… Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.»

В соответствии с пунктами 6, 7 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 17.11.2011) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти": «...иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу...».

Таким образом, законодательно закреплена возможность определения в постановлении Правительства РФ иной даты вступления в силу нормативного правового акта, а не только даты принятия или опубликования нормативного правового акта.

Соответственно, положения пункта 1 Правил оптового рынка (о регулировании отношений с 1 января 2011 г.), не противоречат названным федеральному конституционному закону и Указу Президента.

Конкурентный отбор мощности на 2011 г. и заключение договоров купли-продажи мощности по результатам КОМа осуществлялось до 1 января 2011 г., когда, соответственно, применялись Правила оптового рынка переходного периода (пункты 86.22.-86.37.).

Вместе с тем, в соответствии с условиями п.7.2. договора купли-продажи, срок поставки мощности установлен с 01.01.2011 по 31.12.2011г., то есть с момента вступления в силу Правил оптового рынка, определенного Постановлением Правительства № 1172 от 27.12.2010г.

Поскольку взыскиваемый штраф является мерой ответственности за нарушение обязательств по поставке в период с 01.01.2011г., применению подлежат Правила, действовавшие в указанный период.

При этом положения Правил оптового рынка переходного периода в части проведения конкурентного отбора мощности и заключения договоров купли-продажи мощности по результатам КОМа аналогичны положениям, содержащимся в Правилах оптового рынка, за исключением нормы, устанавливающей размер штрафа.

Во исполнение указаний суда кассационной инстанции о необходимости проверки ссылок ответчика на наличие у него нормативно установленной обязанности заключить договор купли-продажи мощности, суд установил, что долгосрочный конкурентный отбор мощности проводится до наступления следующего года с целью обеспечения в ЕЭС России в целом и по отдельным зонам свободного перетока, достаточного для удовлетворения спроса на электрическую энергию (пункт 86.22. Правил оптового рынка переходного периода).

Системный оператор до начала следующего года определяет объем генерирующих мощностей, которые должны быть в состоянии готовности к выработке электрической энергии в необходимом для ЕЭС России объеме.

Поставщики вправе, но не обязаны принимать участие в конкурентном отборе мощности - подавать ценовые заявки Системному оператору (пункты 86.25., 86.30. Правил оптового рынка переходного периода).

В ценовой заявке указывается объем мощности, предлагаемый Поставщиком к продаже на следующий год (абзац 3 пункта 86.30 Правил оптового рынка переходного периода).

Если Поставщик подает ценовую заявку и указанная ценовая заявка отобрана по результатам КОМ, то у Поставщика возникает обязательство поставить отобранный объем мощности на оптовый рынок.

Поставщик имеет право не подавать ценовую заявку, в этом случае у Поставщика не возникнет обязательство поставлять объем мощности на оптовый рынок.

По итогам КОМа определяются цены продажи мощности для поставщиков и покупателей, используемые для определения стоимости мощности по договорам купли-продажи, заключаемым по итогам конкурентного отбора мощности, (пункт 86.33. Правил оптового рынка переходного периода).

По договорам купли-продажи мощности, заключаемым по результатам КОМ, подлежит реализации мощность, которая была предложена Поставщиком к продаже путем подачи заявки для участия в КОМ и отобрана по результатам КОМ (пункт 86.36 Правил оптового рынка переходного периода).

Договоры купли-продажи мощности должны содержать условие о размере и порядке применения имущественных санкций за полное или частичное неисполнение сторонами принятых на себя обязательств (пункт 86.37 Правил оптового рынка переходного периода).

При этом Правилами оптового рынка переходного периода, в отличие от Правил оптового рынка, не был предусмотрен размер штрафа, то есть стороны могли предусмотреть в договоре любой размер.

  Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка в редакции, действующей на момент проведения КОМа и заключения договоров купли-продажи по результатам КОМа (далее договор о присоединении), предусматривалось, что Участники оптового рынка - Поставщики и Покупатели - обязаны заключить с ЗАО «ЦФР» договор коммерческого представительства. ЗАО «ЦФР» на основании заключенных договоров коммерческого представительства заключает от имени Поставщиков и от имени Покупателей договоры купли-продажи мощности по результатам КОМ (пункт 18.8).

Договоры купли-продажи мощности заключаются ЗАО «ЦФР» от имени Поставщика в том случае, если соответствующий Поставщик указан во включенном в реестр итогов КОМ перечень поставщиков мощности, ценовые заявки на продажу мощности которых были отобраны на КОМе (пункт 18.13).

Стандартные формы договоров купли-продажи мощности по результатам КОМ, являются приложением к договору о присоединении.

Условия договора о присоединении и договоров купли-продажи по результатам КОМа не противоречили ни Правилам оптового рынка переходного периода в момент заключения, ни Правилам оптового рынка в момент применения мер ответственности за неисполнение обязанности по передаче мощности.

01.10.2010 г. ответчиком заключен договор о присоединении № 309-ДП/10, 15.10.2010 г. ответчиком заключен договор коммерческого представительства № 0348-KPR-G-10.

Указанные договоры были подписаны ответчиком добровольно. Ответчик в ходе рассмотрения дела не заявлял о заключении указанных договоров под влиянием заблуждения, угрозы, насилия (ст. ст. 178, 179 ГК РФ).

Договор о присоединении № 309-ДП/10, Договор коммерческого представительства № 0348-KPR-G-10 не признаны недействительными или незаключенными, указанные договоры не расторгнуты в установленном законом порядке.

Заключение ответчиком указанных договоров подтверждает наличие у него статуса субъекта оптового рынка, приобретенного по воле ответчика.

В соответствии с условиями договора о присоединении № 309-ДП/10 (Регламент проведения конкурентных отборов мощности - Приложение № 19.3. к договору о присоединении) ответчиком как субъектом оптового рынка была подана Системному оператору ценовая заявка на участие в конкурентном отборе мощности на 2011 год.

Ценовая заявка ответчика была отобрана Системным оператором и включена в реестр итогов конкурентного отбора мощности (далее - реестр итогов КОМ) на 2011 г.

Таким образом, ответчиком были добровольно приняты обязательства по поставке мощности на оптовый рынок в объеме, отобранном по результатам КОМ.

В связи с включением ответчика в реестр итогов КОМ и в соответствии с условиями договора о присоединении № 309-ДП/10 (пункт 18.13, 18.18), договора коммерческого представительства № 0348-KPR-G-10 (пункт 1.1.) ЗАО «ЦФР» заключило от имени ответчика договоры купли-продажи мощности по результатам КОМ с покупателями в соответствии со стандартной формой, являющейся Приложением № Д 18.1. к договору о присоединении № 309-ДП/10.

При неподаче ответчиком ценовой заявки на участие в конкурентном отборе мощности на 2011 год у него не возникло бы обязательства по поставке мощности и указанные договоры не были бы заключены.

31.12.2010 г. заключен договор купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора мощности № КОМ-300085976-NOVORTEC-KARELENE-l-11. (спорный договор).

Спорный договор заключен ЗАО «ЦФР» на основании договора коммерческого представительства № 0348-KPR-G-10 от имени ответчика в связи с включением ответчика в реестр итогов КОМ.

Выполняя указания суда кассационной инстанции об определении, является ли взыскиваемый штраф договорным или законным, судом установлено следующее.

Договор купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора мощности № КОМ-300085976-NOVORTEC-KARELENE-1-11 был заключен 31.12.2010 г.

На момент заключения спорного договора действовали Правила оптового рынка переходного периода, которые предусматривали, что спорный договор должен содержать условие о размере и порядке применения имущественных санкций за полное или частичное неисполнение сторонами принятых на себя обязательств (пункт 86.37 Правил оптового рынка переходного периода).

В спорном договоре указанное выше условие изложено в пункте 10.3: «В случае непоставки или недопоставки мощности Поставщик уплачивает штраф в размере 25% от рассчитанной по цене, определенной по результатам конкурентного отбора мощности для соответствующей генерирующей единицы мощности с учетом коэффициента сезонности, стоимости объема, равного разнице между договорным и аттестованным объемами. Штраф взимается за каждый месяц, в котором была непоставлена (недопоставлена) мощность. На непоставленный объем мощности, равный разнице между аттестованным и фактически поставленным, штраф не начисляется. Штраф рассчитывается Коммерческим оператором и взимается в порядке, предусмотренном Договорами о присоединении, в том числе Регламентом финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии.

Мощность, не поставленная/недопоставленная в каком-либо периоде поставки, не может быть поставлена в последующих периодах.

Уведомление об объемах и стоимости мощности по договору, составленное по форме приложения 1, является требованием Покупателя об уплате ему штрафа Продавцом, направление иных документов Покупателем Продавцу для уплаты штрафа не требуется.»

При этом, Правила оптового рынка переходного периода не устанавливали размер имущественной санкции.

Таким образом, на момент заключения спорного договора неустойка (штраф) являлась договорной.

Выполняя указания суда кассационной инстанции о необходимости определить, за какое нарушение обязательств предусмотрен отыскиваемый штраф и допущено ли это нарушение ответчиком, судом установлено следующее.

В соответствии с пунктом 10.3. спорного договора, штраф установлен за непоставку или недопоставку мощности Ответчиком.

Поставщик мощности для исполнения обязанности по поставке мощности на оптовый рынок должен совершить совокупность действий по аттестации собственного генерирующего оборудования. Данный вывод следует из положений Правил оптового рынка, условий Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, Регламентов оптового рынка и Договора купли-продажи мощности по результатам КОМ.

Согласно п. 51 Правил оптового рынка, объем мощности, фактически поставленной на оптовый рынок, рассчитывается системным оператором, исходя из предельного объема поставки мощности с учетом выполнения поставщиком условий поддержания генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии.

В п. 43 Правил оптового рынка, предельный объем поставки мощности на оптовый рынок в отношении генерирующего оборудования определяется по результатам аттестации этого генерирующего оборудования (аттестация генерирующего оборудования по объему).

Таким образом, мощность признается фактически поставленной на оптовый рынок, когда такая мощность аттестована в соответствии с требованиями Правил оптового рынка, условий Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Мощность, вырабатываемая поставщиком мощности, признается неаттестованной, в случае, если таким поставщиком не исполнена обязанность по получению права участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке.

Данный вывод следует из п.п. 6.1.1 и 5.2. Регламента определения объемов покупки и продажи мощности на оптовом рынке (Приложение № 13.2 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка).

Согласно п. 6.1.1. Регламента, объем неаттестованной мощности для генерирующих объектов, отобранных на конкурентном отборе мощности, определяется как разница показателя объема мощности, отобранного на КОМ, и показателя предельного объема поставки мощности.

В соответствии с п. 5.2. данного Регламента в отношении групп точек поставки генерации, не допущенных к участию в торговле электрической энергией (мощностью) с первого числа расчетного месяца, для осуществления расчетов за мощность, используется значение предельного объема поставки мощности, равное нулю.

Таким образом, в связи с неполучением ответчиком права участи в торговле мощностью на оптовом рынке, весь объем мощности ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», отобранный на КОМ и подлежащий поставке по договорам купли-продажи мощности по результатам КОИ, считается неаттестованным и, соответственно, непоставленным на оптовый рынок. Таким образом, разница между договорным и аттестованным объемом при равенстве аттестованного объема нулю равна договорному объему. На указанный объем подлежит начислению штраф в соответствии с п. 10.3. договора купли-продажи мощности.

В соответствии с пунктами 2.2., 2.5. спорного договора, количество мощности, фактически поставленной по настоящему договору, определяется Коммерческим оператором (ОАО «АТС») в соответствии с информацией, полученной от Системного оператора, о фактически поставленной на оптовый рынок мощности и на основании Правил оптового рынка и Договора о присоединении.

Договором о присоединении устанавливается порядок определения объема фактически поставленной мощности по каждому из заключенных договоров (Регламент определения объемов фактически поставленной на оптовый рынок мощности -Приложение № 13, Регламент определения объемов покупки и продажи мощности на оптовом рынке - Приложение № 13.2, Регламент аттестации генерирующего оборудования - Приложение № 19.2).

На основании договора о присоединении ОАО «АТС» установило, что по спорному договору объем фактически поставленной мощности равен нулю.

В связи с непоставкой мощности по спорному договору ОАО «АТС» в соответствии с условиями спорного договора и положениями договора о присоединении (регламент финансовых расчетов - Приложение № 16) рассчитало штраф за неисполнение обязанности по передаче мощности.

ОАО «АТС» направило уведомления о суммах рассчитанного штрафа Истцу и Ответчику. Ответчик не направил в ОАО «АТС» возражений относительно рассчитанного штрафа.

Ответчик не оспорил расчет штрафа, произведенный ОАО «АТС», не указал, какие условия спорного договора и договора о присоединении были нарушены ОАО «АТС» при определении объема фактически поставленной мощности по спорному договору и определении размера штрафа.

Отсутствие аттестованного объема мощности исключает осуществление её поставки, в связи с чем условие п.10.3. договора о неначислении штрафа на разницу между аттестованным и фактически поставленным объемом мощности не подлежит применению.

Во исполнение указаний суда кассационной инстанции об оценке доводов ответчика о фактической выработке принадлежащим ему генерирующем оборудовании электрической энергии суд установил, что утверждение ответчика об исполнении обязательства по передаче мощности истцу не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование довода ответчик ссылается на то, что «мощность» не является «товаром», приема-передачи «мощности» от ответчика истцу не происходит, а обязанность ответчика по спорному договору состояла только в поддержании генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, согласно пункту 42 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от. 27.12.2010 г. № 1172.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 42 Правил устанавливается, что «мощность» - это «особый товар».

Факт поставки мощности поставщиком покупателю и принятия мощности покупателем от поставщика в течение расчетного периода, а также объем поставленной и подлежащей оплате мощности удостоверяются путем составления и подписания уполномоченными представителями поставщика и покупателя по итогам поставки мощности за истекший расчетный период акта приема-передачи мощности на основании полученного от системного оператора подтверждения объема мощности, фактически поставленной на оптовый рынок данным поставщиком. Порядок составления указанного акта, а также его форма устанавливаются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (абзац 3 пункта 42).

С целью подтверждения факта поставки и принятия мощности, а также определения проданного (приобретенного) на оптовом рынке объема мощности системный оператор определяет объем мощности, фактически поставленной на оптовом рынке в соответствующем календарном месяце, в отношении каждого генерирующего объекта по итогам каждого календарного месяца в соответствии с требованиями настоящего пункта и условиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. Указанный объем мощности определяется с использованием полученных от организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета произведенной электрической энергии и сведений об объемах электрической энергии, предлагаемых в ценовых заявках на продажу электрической энергии, поданных участниками оптового рынка для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед. Объем мощности, фактически поставленной на оптовый рынок, рассчитывается системным оператором исходя из предельного объема поставки с учетом выполнения поставщиком условий поддержания генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии (абзац 1 пункта 51).

Договором о присоединении, условиями спорного договора предусмотрено, что ОАО

«АТС» на основании данных, полученных от Системного Оператора, определяет объем фактически поставленной на оптовый рынок мощности по каждому из заключенных договоров.

ОАО «АТС» направляет указанные данные Продавцу и Покупателю мощности, Продавец мощности (Ответчик) составляет на основании указанных данных акт приема-передачи и направляет его на подписание Покупателю мощности.

Ответчиком не представлено в материалы дела ни доказательств направления указанного акта истцу на подписание, ни подписанного истцом акта приема-передачи мощности по спорному договору.

Таким образом, ответчиком в соответствии с пунктом 42 Правил не представлено доказательств факта исполнения обязательства по поставке мощности Истцу.

Поставка мощности Ответчиком в 2011 году ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» не может являться надлежащим исполнением обязательства по передаче мощности по спорному договору с Истцом, т.к. исполнение обязательства иному лицу по другому договору не является надлежащим исполнением обязательства по смыслу статей 309, 312 ГК РФ.

Факта поддержания оборудования в рабочем состоянии и выработки мощности не достаточно для вывода суда об исполнении обязанности по поставке мощности на оптовый рынок, т.к. согласно п. 10.3. договора штраф начисляется в размере 25 % стоимости объема, составляющего разницу между договорным и аттестованным объемами.

То есть, при заключении договора ответчик согласился с тем, что оно обязан обеспечить равенство договорного и аттестованного объема мощности, что даст нулевую разницу и исключит начисление штрафа. Однако, выполнение обязанности по аттестации генерирующего оборудования в соответствии с требованиями к субъекту оптового рынка, сформулированного в Регламенте аттестации генерирующего оборудования, ответчик не подтвердил.

При таких обстоятельствах, обязанность по поставке мощности на оптовый рынок нельзя считать исполненной.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом и договором.

В соответствии со статьей 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Ответчиком не указаны обстоятельства, за которые ни одна из сторон спорного договора не отвечает, в силу которых обязательство прекращается.

Таким образом, ответчиком не представлено доказательств прекращения обязательства по спорному договору на основании статьи 416 ГК РФ.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности применения штрафа.

Суд отклоняет довод ответчика о том, что спорный договор, в силу статьи 168 ГК РФ, является ничтожным.

В обоснование довода ответчик ссылается на невозможность заключения указанного договора 31.12.2010 г. в связи с тем, что на указанный момент времени нормативными правовыми актами была отменена обязанность Ответчика продавать электрическую энергию и мощность только на оптовом рынке. При этом Ответчик ссылается на следующие нормативные правовые акты:

- пункт 5 статьи 36 Федерального закона РФ от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), который установил обязанность реализовывать электрическую энергию на оптовом рынке производителями, генерирующая мощность, которых более 25 МВт,

- пункт 25 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 г. № 643 (в редакции от 24.12.2010 г.),

- пункт 31 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1172,

- пункт 126 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 - далее Основы функционирования розничных рынков (в редакции от 04.11.2011 г.).

Вместе с тем, положения пункта 25 Правил переходного периода и пункта 31 Правил оптового рынка не содержат обязанности реализовывать электрическую энергию только на розничном рынке производителями, генерирующая мощность которых более 25 МВт. Указанными положениями производителям предоставлено право реализовывать электрическую энергию и мощность до 31.12.2011 г. «не только» на оптовом рынке.

Пункт 126 Основ функционирования розничных рынков (в редакции от 04.11.2011 г.) также не устанавливает обязанности реализовывать электрическую энергию и мощность до 31.12.2011 г. на розничном рынке. Указанный пункт определяет порядок реализации электрической энергии и мощности на розничном рынке теми «производителями, которые не осуществляют куплю-продажу электрической энергии на оптовом рынке».

При ином толковании указанных положений постановлений Правительства, последние бы не соответствовали в этой части пункту 5 статьи 36 Закона об электроэнергетике.

Таким образом, заключение спорного договора 31.12.2010 г. не противоречило указанным нормам права.

По поводу указаний Федерального арбитражного суда Московского округа относительно применения статьи 333 ГК РФ суд установил, что отсутствуют основания для ее применения.

Штраф в заявленной сумме оплачен ответчиком в полном объеме, что подтверждается справкой (т. 4 л.д. 105).

То есть, отсутствует сумма, по отношению к которой суд может реализовать свое право, закрепленное в ст. 333 ГК РФ.

При таких обстоятельствах исключается возможность анализа наличия либо отсутствия оснований применения ст. 333 ГК РФ.

Учитывая факт оплаты ответчиком начисленного штрафа в полном объеме после подачи иска, суд отказывает в иске ОАО "Карельская энергосбытовая компания" к ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" о взыскании 315 361 руб. 52 коп. штрафа.

Таким образом, все указания Федерального арбитражного суда Московского округа выполнены при новом рассмотрении дела.

Штраф оплачен ответчиком после подачи иска, поэтому, в соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ, госпошлина в размере 9 307 руб. 23 коп. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 309, 310, 333 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 65, 102, 110, 123, 156, 148, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске ОАО "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН <***>) к ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" (ОГРН <***>) о взыскании 315 361 (триста пятнадцать тысяч триста шестьдесят один) руб. 52 коп. штрафа отказать.

Взыскать с ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" (ОГРН <***>) в пользу ОАО "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН <***>) 9 307 (девять тысяч триста семь) руб. 23 коп. госпошлину.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня его принятия и в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю.А. Скачкова