ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-94/2022-147-13 от 22.10.2002 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                        Дело № А40-94/2022-147-13

Председательствующего судьи: Дейна Н.В. 

протокол вел секретарь судебного заседания Багдасарян М.А.

Рассматривает в судебном заседании заявление заявления  ЦБ РФ (адрес 107016, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.01.2003, ИНН: <***>)

к ответчику АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» (адрес 115162, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 22.10.2002, ИНН: <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1  КоАП РФ по протоколу  № АП –ПР-59-2-2-21/151ДСП от 22.12.2021 г.  

При участии:

от заявителя – неявка (уведомлен)

от ответчика – неявка (уведомлен)

суд

УСТАНОВИЛ:

ЦБ РФ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1  КоАП РФ по протоколу  № АП –ПР-59-2-2-21/151ДСП от 22.12.2021 г.

Представители заявителя, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, извещены  судом надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства по правилам статьи 123 АПК РФ.

Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 202 АПК РФ, дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Как следует из материалов дела, 22.12.2021 на основании статей 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подпункта 1.3 пункта 1 Указания Банка России от 10.09.2020 №5542-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» начальником отдела превентивного поведенческого надзора № 2 Управления поведенческого надзора в сфере страховых услуг Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № АП-ПР-59-2-2-21/151ДСП в отношении Акционерного общества «АльфаСтрахование», (далее - Общество, Страховщик, Ответчик), адрес (место нахождения) и почтовый адрес: 115162, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; КПП 772501001, лицензия на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 13.11.2017 № ОС № 2239-03.

Отделением по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации на основании решения Банка России о проведении КМ от 11.11.2021 № РБ-59/1132ДСП в соответствии с поручением на проведение контрольного мероприятия от 17.11.2021 № ПКМ 3/34ДСП составлен акт о проведении контрольного мероприятия от 01.12.2021 № АКМЗ/35ДСП (далее - Акт КМ), содержащий сведения о нарушении Страховщиком законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № -ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В   соответствии   со   статьей   76.1   Закона  №   86-ФЗ   некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.

В соответствии со статьей 76.5 Закона №86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Абзацем 4 статьи 76.5 Закона № 86-ФЗ Банк России наделен полномочиями по проведению контрольных мероприятий в отношении некредитных финансовых организаций, в том числе осуществляемых дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий, в ходе которых уполномоченными представителями (служащими) Банка России осуществляются действия по совершению сделки либо созданию условий для совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности некредитной финансовой организации, в целях проверки соблюдения некредитной финансовой организацией требований, предъявляемых к ее деятельности.

В соответствии с решением Банка России о проведении КМ от 11.11.2021 № РБ-59/1132ДСП в соответствии с поручением на проведение контрольного мероприятия от 17.11.2021 № ПКМ 3/34ДСП проверка была осуществлена дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий, в ходе которой были созданы условия для приобретения полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в виде электронного документа (далее -Е-ОСАГО) на сайте Страховщика (без совершения сделки), результаты проверки зафиксированы Актом КМ и снимками с экрана сайта Страховщика, являющихся неотъемлемой частью Акта КМ.

Согласно Акту КМ и снимкам с экрана установлено следующее.

1. В ходе заключения договора ОСАГО на сайте Страховщика 30.11.2021 с 09 ч. 16 мин. по 09 ч. 22 мин. уполномоченным представителем Банка России (далее - УПБР) осуществлялись действия, направленные на регистрацию личного кабинета, что подтверждается снимками экрана 2-14. Завершить регистрацию личного кабинета на сайте Страховщика не представилось возможным по причине получения УПБР на сайте Страховщика уведомления «не удалось проверить данные страхователя в сервисе РСА» (далее - РСА) в виде надписи на странице сайте Страховщика (снимок экрана 9 в 09 ч. 21 мин., 14 в 09 ч. 22 мин.).

Страховщиком были представлены возражения на Акт КМ (письмо № 688586290 от 20.12.2021): «с целью проверки работоспособности функционала сайта Страховщика в части направления пользователям ключа простой электронной подписи 10.12.2021 Страховщиком проведено тестирование процедуры создания Личного кабинета для заключения договора ОСАГО на сайте Страховщика. В результате проведенного тестирования установлено, что текстовое сообщение с ключом простой электронной подписи Страховщиком направляется, подтверждение прилагается. Направление текстового сообщения с ключом простой электронной подписи осуществляется после загрузки пользователем сканов документов. В рассматриваемом случае, в связи с невозможностью проверить данные Страхователя в сервисе РСА, этап запроса ко й документов и их загрузки в ходе сессии пользователя не наступил. Личный кабинет пользователя был успешно создан в ходе заполнения пользователем информации для заключения договора ОСАГО на вкладке «Калькулятор.

Предположительно, ссылка для продолжения оформления договора страхования в рассматриваемом случае не была направлена Страховщиком в связи с длительностью идентификации роботом загруженных потенциальным Страхователем документов и последующим окончанием сессии потенциальным Страхователем.

Ошибка является единичной. Страховщик поручил внешнему подрядчику установить причину ошибки и сформировать перечень мероприятий для недопущения подобных ситуаций в дальнейшем. Поручение дано в рабочем порядке, в рамках работ по поддержке функционала сайта Страховщика, в связи с чем дополнительных документов по данному вопросу не формировалось. АО «АльфаСтрахование» обязуется направить дополнительный отчет о причинах рассматриваемой ошибки и проведенных мероприятиях по ее устранению не позднее 31.12.2021».

Исходя из возражений Страховщика, Служба не усматривает оснований для признания доводов Страховщика обоснованными ввиду следующего.

Согласно снимкам с экрана 31-32 в 09 ч. 34 мин. УПБР был получен код подтверждения в целях проверки указанного номера телефона для связи на этапе оформления договора Е-ОСАГО на сайте Страховщика (этап 3 «Страхователь») и согласно последующим снимкам с экрана (33-37) УПБР не заходил в личный кабинет, а продолжал заполнение заявления о заключении договора Е-ОСАГО.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом № 40-ФЗ, Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П, и является публичным.

В соответствии с пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона № 40-ФЗ страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа, в порядке, установленном Федеральным законом № 40-ФЗ.

Указанием Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее -Указание № 4190-У) на основании пункта 11 статьи 15 Федерального закона № 40-ФЗ установлены требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении ОСАГО.

В соответствии с пунктом 2 Указания № 4190-У в целях заключения договора ОСАГО в виде электронного документа физическое лицо (владелец транспортного средства) для его последующего определения по простой электронной подписи должно предоставить страховщику с использованием официального сайта страховщика в сети «Интернет» (далее - сайт Страховщика), официального сайта профессионального объединения страховщиков в сети «Интернет», информационной системы, которая обеспечивает взаимодействие финансовых организаций или эмитентов с потребителями финансовых услуг посредством сети «Интернет» в целях обеспечения возможности совершения финансовых сделок и доступ к которой предоставляется оператором такой системы (далее - финансовая платформа), или официального сайта в сети «Интернет» (мобильного приложения) страхового агента (страхового брокера), осуществляющего автоматизированные создание и отправку информации в информационную систему страховщика (далее - сайт (мобильное приложение) страхового агента (страхового брокера), следующие сведения: фамилия, имя и отчество (при наличии); дата рождения; вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер данного документа; абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи (далее - абонентский номер), и (или) адрес электронной почты.

Страховщик   должен   обеспечить   владельцу   транспортного   средства возможность реализации действий, предусмотренных указанным пунктом.

Согласно пункту 3 Указания № 4190-У Страховщик направляет на указанные владельцем транспортного средства - физическим лицом абонентский номер и (или) адрес электронной почты текстовое сообщение, содержащее последовательность символов, являющуюся ключом простой электронной подписи, и указание лицу, использующему простую электронную подпись, на необходимость соблюдать ее конфиденциальность. Указанный в настоящем абзаце, а также в пункте 4 Указания № 4190-У ключ простой электронной подписи применяется также для определения владельца транспортного средства -физического лица в случае создания и направления им страховщику заявления о заключении договора с использованием финансовой платформы.

Вместе с тем, в распоряжении Службы отсутствуют сведения об отправке УПБР ключа простой электронной подписи (код действий 3) указанный в пункте 5.6 Правил профессиональной деятельности по организации заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронных документов перечня кодов действия, выполняемых с использованием интернет-сайта члена РСА и Российского Союза Автостраховщиков.

Одновременно с первичным доступом к сайту страховщика (в том числе посредством обмена информацией между страховщиком и владельцем транспортного средства - физическим лицом с использованием сайта (мобильного приложения) страхового агента (страхового брокера), финансовой платформы или сайта профессионального объединения) с использованием ключа простой электронной подписи, полученного в соответствии с Указанием № 4190-У, а также указанного в пункте 4 Указания № 4190-У, на сайте страховщика автоматически создается персональная страница владельца транспортного средства.

Таким образом, Страховщиком нарушены требования пунктов 2 и 3 Указания № 4190-У в части необеспечения возможности создания личного кабинета на сайте Страховщика в период времени с 09 ч. 21 мин. по 09 ч. 22 мин., что подтверждено снимками экрана 2-14.

2. В ходе контрольного мероприятия на сайте Страховщика 30.11.2021 в период времени с 09 ч. 15 мин. по 12 ч. 41 мин. УПБР осуществлялись действия, направленные на заключение договора Е-ОСАГО. По результатам успешной загрузки документов в 09 ч. 41 мин. (снимок экрана 47) на электронную почту УПБР в 11 ч. 35 мин. поступило сообщение от Страховщика, содержащее информацию о завершении проверки приложенных сканов документов для оформления договора Е-ОСАГО, а также ссылку для продолжения оформления договора Е-ОСАГО. При переходе УПБР по представленной Страховщиком ссылке и попытке продолжить оформление договора Е-ОСАГО, на сайте страховщика было сообщено о возникновении угрозы, влияющей на бесперебойность функционирования сайта Страховщика и предлагалось продолжить оформление договора ОСАГО на сайте РСА, что подтверждается снимком экрана (75 в 11 ч. 36 мин.).

Указанием № 4190-У на основании пункта 11 статьи 15 Федерального закона № 40-ФЗ установлены требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении ОСАГО.

В соответствии с пунктом 23 Указания № 4190-У взаимодействие автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ (далее - АИС ОСАГО), с информационными системами страховщика, необходимое для заключения договора, приостанавливается (прекращается):

- в случае превышения количества заключенных договоров над максимальным количеством договоров, определенным в соответствии с правилами;

- в случае принятия Банком России решения об отзыве (ограничении, приостановлении) лицензии страховщика на осуществление обязательного страхования;

- в иных случаях, предусмотренных правилами.

В силу статьи 26 Федерального закона № 40-ФЗ Правила профессиональной деятельности по организации заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронных документов (далее - Правила РСА), согласованные с Банком России, являются обязательными для применения страховыми организациями, являющимися членами РСА.

Как установлено пунктом 61.3 Правил РСА, при приостановлении (прекращении) информационного взаимодействия АИС ОСАГО с информационной системой члена Союза в случаях, предусмотренных абзацем вторым, абзацами восьмым - одиннадцатым пункта 3.19 Правил РСА, член Союза обязан предложить страхователю перейти на страницу «Гарантированное заключение договора ОСАГО в электронном виде» на интернет-сайте РСА для оформления электронного договора ОСАГО в рамках системы «Е-Гарант».

Одновременно Служба сообщает об отсутствии информации о направлении Страховщиком в соответствии с пунктом 5.8 Правил РСА в Банк России писем о фактах     наступления     рисков     нарушения     функционирования своих информационных систем в период проведения контрольного мероприятия от 11.2021.

Таким образом на дату проведения контрольного мероприятия на сайте страховщика угрозы бесперебойности и непрерывности функционирования сайта зафиксированы,   работа  программно-аппаратных   средств   Страховщика осуществлялась   корректно,   регламентные   работы   не   проводились,   у страхователей имелась возможность заключить договоры ОСАГО посредством личного кабинета.

Подтверждение причин перенаправления УПБР на сайт РСА с учетом требований пункта 23 Указания № 4190-У Страховщиком в возражении в Службу представлено.

В соответствии с пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона № 40-ФЗ ) страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора Е-ОСАГО с каждым владельцем транспортного средства, обратившимся к нему с заявлением заключении договора Е-ОСАГО.

Таким образом, Страховщик в нарушение требований, установленных пунктом 23 Указания № 4190-У и пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона № -ФЗ, не обеспечил 30.11.2021 возможность заключения договора Е-ОСАГО на сайте Страховщика.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

Отношения в сфере страховой деятельности регулируются Законом № 4015-1, который в том числе устанавливает порядок лицензирования страховой деятельности.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 30 Закона № 4015-1 лицензирование деятельности субъектов страхового дела является частью надзора за деятельностью субъектов страхового дела, осуществляемого в целях соблюдения ими страхового законодательства.

Пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 установлено, что лицензия на осуществление страхования представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела; право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Соответственно, соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение норм Закона № 4015-1.

Таким образом, порядок надзора за деятельностью субъектов страхового и лицензирования данной деятельности, установленный Законом № 4015-1, усматривает, что разрешение на право осуществления страховой дельности обусловлено фактором соблюдения субъектами страхового дела требований страхового законодательства, из чего следует вывод о том, что соблюдение субъектами страхового дела положений страхового законодательства является условием, предусмотренным лицензией на страховую деятельность. Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 № ВАС-13004/13.

Следовательно,     в     действиях     Ответчика     содержится     состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП Ф.

Дата совершения правонарушения 30.11.2021. По факту указанного правонарушения законодательства Российской Федерации 22.12.2021 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № АП-ПР-59-2-2-21/151ДСП (далее - Протокол). Протокол составлен с участием представителя Общества по доверенности ФИО2

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.

Вина АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждена материалами дела поскольку, исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждены материалами дела.

В связи с изложенным суд считает, что имеются все необходимые основания для привлечения АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом изложенного суд считает, что имеются основания для привлечения АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

            На основании изложенного, ст.ст.  167, 170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

Привлечь АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» (115162, <...> ДОМ 31СТРБ, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 22.10.2002, ИНН: <***>, КПП: 772501001)  к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного штрафа  в размере 30 000  руб.

Реквизиты для перечисления штрафа:

а)         реквизиты банка получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва; БИК 024501901; Счет банка получателя средств (номер ЕКС): 40102810045370000002

б)        реквизиты получателя: Межрегиональное операционное УФК (Банк России); Счет            получателя    средств           (номер            казначейского счета):03100643000000019500; ИНН <***>; КПП 770201001;

в)        код бюджетной классификации: 99911601141010001140;

г)         ОКТМО 45379000.

ИП 2007713056834772501001 УИН 0355258504559221221001512

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, экземпляр настоящего решения будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-исполнителю.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Н.В. Дейна