ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-95197/18 от 05.06.2018 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-95197/18

130-1158

15 июня 2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2018 года

Полный текст решения изготовлен 15 июня 2018  года

Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калачевой Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) заявлению Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (адрес: 413864, <...> Победы, д.57А) к АО "Концерн Росэнергоатом" (адрес: 109507, <...>, ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 17.09.2008)  о привлечении к административной ответственности по части 3 ст.14.1 КоАП РФ (Протокол № ВУ-ПР-023-2018 от 20.04.2018, вн № 12-04/10-67 от 23.04.2018).

при участии представителей

от  истца (заявителя) - ФИО1, дов.№30 от 09.01.2018 г., паспорт, ФИО2, дов.№7 от 09.01.2018 г., паспорт

от ответчика (заинтересованного лица) – ФИО3, дов.№18-6 от 16.08.2016 г., паспорт

УСТАНОВИЛ:

Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности АО "Концерн Росэнергоатом" по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заявитель настаивал на удовлетворении заявленные требований.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований не возражал, в судебном заседании признал факт совершенного им вменяемого административного правонарушения, ходатайствовал о применении малозначительности.

Спор разрешается с учетом отсутствия возражений сторон против завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания в первой инстанции и разбирательства дела по существу 05.06.2018 г., по материалам дела на основании ст.ст. 123, 124, 137, 156 АПК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» федеральная
служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти. 

В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.06.2016 № 270 «Об утверждении Положения о Волжском межрегио­нальном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопас­ностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, явля­ется территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Феде­ральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии.

            Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 04.03.2010 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Открытому акционерному обществу «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (сокращенное   наименование   -   ОАО   «Концерн   Росэнергоатом»)   (далее   - Предприятие) была выдана лицензия № ГН-03-101-2321, которая дает право на эксплуатацию ядерной установки.

Объект, на котором проводится заявленная деятельность: энергоблок № 3 Калининской атомной электрической станции.

Срок действия лицензии установлен до 30.09.2019.

Лицензия действует при соблюдении условий действия лицензии, являющихся ее неотъемлемой частью.

05.12.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменении наименования: Открытое акционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (сокращенное наименование - ОАО «Концерн Росэнергоатом») на Акционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (сокращенное наименование - АО «Концерн Росэнергоатом»), что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 20.04.2018.

Изменением № 47 УДЛ № ГН-03 -101-23 21 от 04.03.2010, утвержденным руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 10.01.2018, содержание пунктов 6.28, 6.29 УДЛ № ГН-03-101-2321 от 04.03.2010 изложено в следующей редакции:

Пунктом 6.28 УДЛ № ГН-03-101 -2321 от 04.03.2010 определено, что Предприятию необходимо устранить замечания, отмеченные в экспертном заключении ДНП-5-3463/1-2016 от 02.08.2016, и представить отчет об устранении в Управление по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок и Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора.

Срок: I квартал 2018 г.

Пунктом 6.29 УДЛ № ГН-03-101-2321 от 04.03.2010 определено, что эксплуатирующей организации АО «Концерн Росэнергоатом» необходимо обосновать в установленном порядке величину давления и периодичность испытаний герметичного ограждения энергоблоков Балаковской АЭС, Ростовской АЭС, Калининской АЭС в соответствии с требованиями п.3.6.6 НП-001-15, п.п.158,159 НП-010-16.

Срок: до ППР -2018 (планово-предупредительный ремонт).

01.04.2018 АО «Концерн Росэнергоатом» остановлен для проведения капитального планового ремонта продолжительностью 45 суток в соответствии с годовым планом ремонта энергоблоков на 2018 год энергоблок № 3 Калининской АЭС, что подтверждается копией плановой заявки № 616/2268 от 21.03.2018.

Филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» 30.03.2018 исх.9/ф04-ГИС/41509 в адрес Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора направлен «Отчет о выполнении требования п. 6.28 УДЛ №ГН-03-101-2321 от 04.03.2010, дающей право на эксплуатацию ядерной установки, выданной АО «Концерн Росэнергоатом».

При изучении и анализе вышеуказанного отчета было установлено, что требования п.6.28 и п.6.29 условий действия лицензии № ГН-03-101-2321 от 04.03.2010 на эксплуатацию ядерной установки (энергоблок № 3 Калининской атомной электрической станции) к настоящему времени не выполнены.

16 апреля 2018 г. в 14 час. 00 мин. по адресу: 171841, г. Удомля Тверской области, Калининская атомная станция, ИБК, пом.301 при проведении проверки выявлено, что АО «Концерн Росэнергоатом» не устранены в срок по 31.03.2018 (включительно) замечания, отмеченные в экспертном заключении ДНП-5-3463/1-2016 от 02.08.2016.

В частности, АО «Концерн Росэнергоатом» не представлено достаточное обоснование значения пониженного давления для испытаний герметичного ограждения энергоблока № 3 Калининской АЭС на герметичность.

Кроме того, не обоснована допустимость переноса испытаний герметичного ограждения на герметичность расчетным давлением.

В соответствии с требованиями п.3.6.6 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-001-15 "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 17.12.2015 № 522, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.02.2016 № 40939 определено, что в проекте АС должна быть обоснована величина допустимой негерметичности герметичного ограждения. Соответствие фактической герметичности проектной должно быть подтверждено до первой загрузки реактора и проверяться в процессе эксплуатации с установленной в проекте АС периодичностью. Испытания герметичного ограждения при вводе в эксплуатацию блока АС должны проводиться при расчетном давлении, последующие испытания проводятся при обоснованном в проекте АС давлении.

Согласно п. 158 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-010-16 «Правила устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 24.02.2016 № 70, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2016 № 41574,определено, что испытание ГО на герметичность давлением воздуха, соответствующим расчетному давлению, проводится один раз в период ПНР (после окончания строительных и монтажных работ до первой загрузки реактора), затем повторяется не реже одного раза в 10 лет или с периодичностью, обоснованной в проекте АС, а также после ремонта или замены элементов, влияющих на герметичность и прочность, если эти элементы не могут быть проконтролированы локально.

Обоснование величины пониженного давления для испытаний на герметичность и периодичности проведения испытаний ГО расчетным давлением один раз за весь срок службы АЭС в период ПНР и не реже одного раза в десять лет пониженным избыточным давлением, выполненное АО «Атомэнергопроект», которое   является   проектировщиком   защитной   оболочки   энергоблока   №   3 Калининской АЭС, не внесено в проект АЭС и ООБ АЭС (для энергоблока № 3 ТОБ АЭС).

В соответствии с п. 1.1.5 УДЛ № ГН-03-101 -2321 от 04.03.2010, Предприятие обязано осуществлять разрешенную ему деятельность с соблюдением проектных критериев, а также параметров и характеристик, проектных пределов и условий безопасной эксплуатации, установленных в документах, одним из которых является «Техническое обоснование безопасности АЭС. Энергоблок № 3 Калининской АЭС, Проект. Книги 1-11» (арх. НИАЭП № А-53662) (далее - ТОБ АЭС). В соответствии с п.4.4 УДЛ № ГН-03-101 -2321 от 04.03.2010, реализация изменений на энергоблоке № 3 Калининской АЭС, а также внесение изменений в указанную в п. 1.1.5 и 1.1.6 условий действия лицензии документацию возможны только после изменения условий действия лицензии.

До настоящего времени отсутствует изменение условий действия лицензии № ГН-03-101-2321 от 04.03.2010, которым вносится изменение в ТОБ АЭС в части обоснования величины давления и периодичности испытаний герметичного ограждения энергоблока № 3 Калининской АЭС в соответствии с требованиями п. 158, 159 НП-010-16. Таким образом, АО «Концерн Росэнергоатом» не обоснованы в установленном порядке величина давления и периодичность испытаний герметичного ограждения энергоблока № 3 Калининской АЭС в соответствии с требованиями п.3.6.6 НП-001-15, п.п.158,159 НП-010-16, что является нарушением п.6.28, п.6.29 УДЛ № ГН-03-101-2321 от 04.03.2010.

Эксплуатирующая организация АО «Концерн Росэнергоатом» обязана была выполнить требования, установленные в п. 6.28 и п. 6.29 УДЛ № ГН-03-101-2321 от 04.03.2010, в соответствующие сроки, что сделано не было.

В соответствии с п.4.1 Устава акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (редакция от 28.12.2017), утвержденного решением общего собрания акционеров АО «Концерн Росэнергоатом» (протокол от 28 декабря 2017 г. № 25), основной целью деятельности Общества является обеспечение безопасного и экономически эффективного производства электрической энергии и мощности, тепловой энергии и получение прибыли за счет осуществления их купли-продажи (поставки).

Таким образом, АО «Концерн Росэнергоатом» совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Указанное нарушение допущено в результате непринятия своевременных мер со стороны руководства эксплуатирующей организации АО «Концерн Росэнергоатом».

В эксплуатирующую организацию АО «Концерн Росэнергоатом» было направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении № ВУ-У-023-2018 от 16.04.2018 (исходящий ОИ ЯРБ на КлнАЭС от 16.04.2018 № 12-04/10-61). Указанное уведомление получено АО «Концерн Росэнергоатом» 16.04.2018, что подтверждается отметкой на 1 листе уведомления (входящий АО «Концерн Росэнергоатом» 9/59039/01 от 16.04.2018). Таким образом, АО «Концерн Росэнергоатом» уведомлено надлежащим образом о месте и времени составления протокола.

Законный представитель АО «Концерн Росэнергоатом» ФИО4 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещен надлежащим образом. Однако, законный представитель АО «Концерн Росэнергоатом» на составление протокола об административном правонарушении не явился, направил представителя по доверенности ФИО5 (доверенность № 1 от четырнадцатого сентября 2016 года, выданная АО «Концерн Росэнергоатом» в лице заместителя Генерального директора - директора филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» ФИО6, действующего на основании Доверенности от 26.07.2016, выданной АО «Концерн Росэнергоатом»).

Протокол составлен в присутствии представителя по доверенности № 1 от четырнадцатого сентября 2016 года АО «Концерн Росэнергоатом» - главного инженера филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» ФИО5

В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ), в материалы дела не представлено и судом не установлено.

Административное правонарушение выявлено 16.04.2018 г. Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ (три месяца со дня выявления административного правонарушения), не пропущен на момент вынесения решения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Следовательно, срок привлечения Общества к административной ответственности истекает 16 июля 2018 года.

Нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований согласно  п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд учитывает, что заявитель не сослался на наличие отягчающих обстоятельств при совершении ответчиком указанного административного правонарушения.

Пункт 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает меру административного наказания за совершение предусмотренного данной статьей правонарушения, в том числе в виде предупреждения.

Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании юридического лица, которое выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ).

Согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2 от 27.01.2003, по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 09.04.2003 N 116-О и от 05.11.2003 N 349-О, установленная законодателем в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность не препятствует судам арбитражным судам избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих или отягчающих обстоятельств.

В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции, признает, что цель административного наказания в виде предупреждения совершения правонарушения в данном конкретном случае, не может быть достигнута путем вынесения предупреждения.

Отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, денежных средств, отсутствие факта причинения вреда, отягчающих обстоятельств, само по себе не может свидетельствовать о том, что административный штраф, назначенный судом в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несоразмерным наказанием за совершенное административное правонарушение.

Вопрос о применении конкретной санкции в каждом случае рассматривается судом применительно к конкретным обстоятельствам спора.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства дела в их совокупности, суд не усматривает оснований для назначения меры ответственности в виде предупреждения.

Суд считает возможным установить АО «Конценрн Росэнергоатом»  меру административной ответственности в виде штрафа, установленного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ в размере - 30 000 рублей.

Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Привлечь АО "Концерн Росэнергоатом" (адрес: 109507, <...>, ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 17.09.2008) к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и наложить на него административный штраф в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Сумма штрафа должна быть перечислена по реквизитам: ИНН <***>, КПП 643901001, БИК 046311001, ОКТМО 63607101, получатель – УФК по Саратовской области (Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), банк получателя – отделение Саратов г. Саратов, счет 40101810300000010010, КБК 498 1 16 11000 01 6000 140 (денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ об использовании атомной энергии).

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.М. Кукина