ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-99079/15 от 06.10.2015 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                                          Дело № А40-99079/2015

07 октября  2015 года                                                                                

Резолютивная часть  решения объявлена   06 октября 2015  года.

Полный текст решения изготовлен  07 октября 2015 года.

Арбитражный суд г. Москвы

в составе судьи Кастальской М.Н. (шифр судьи -697 )

при ведении протокола судебного заседания секретарем Касьяновой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Кунашир»

к Заместителю министра природных ресурсов (Минприроды России) ФИО1,

Министерству  природных ресурсов и экологии РФ

третье лицо: ФГБУ «Государственный природный заповедник «Курильский»

о признании незаконными действия заместителя природных ресурсов ФИО1 по отказу в согласовании добычи водных биологических ресурсов обществу с ограниченной ответственностью «Кунашир», возложить обязанность на Министерство природных ресурсов Российской Федерации согласовать добычу (вылова) ежа морского в одномильной акватории государственного природного заказника федерального значения "Малые Курилы" для судна "Частоозерское", принадлежащего ООО "Кунашир" на праве собственности.

при  участии:

от заявителя: не явился, извещен,

от ответчиков:

от   Министерства  природных ресурсов и экологии РФ – ФИО2, паспорт, дов. № 01-08-35/26687 от 21.11.2014г.

от Заместителя  министра природных ресурсов (Минприроды России) - не явился, извещен

от третьего лица- не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ООО «Кунашир» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Заместителю министра природных ресурсов (Минприроды России) ФИО1 о признании незаконными действий заместителя природных ресурсов ФИО1 по отказу в согласовании добычи водных биологических ресурсов обществу с ограниченной ответственностью «Кунашир», и возложении обязанности на Министерство природных ресурсов Российской Федерации согласовать добычу (вылова) ежа морского в одномильной акватории государственного природного заказника федерального значения "Малые Курилы" для судна "Частоозерское", принадлежащего ООО "Кунашир" на праве собственности.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что в соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов №652015020049, выданного Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 18.12.2014, Общество наделено правом добычи ВБР в районе 6104 Южно- Курильская зона с квотами вылова 255,732 тн. сроком с 01.01.2015 по 31.12.2015. на судне «Частоозерское», бортовой номер Г-0371. Таким образом, Общество в соответствии с вышеприведенными положениями закона обладает правом на добычу ВБР в определенном в выданном разрешении районе. На территории, поименованной в разрешении Общества, расположен Заказник, относящийся к особой охранной зоне. Согласно подпункту 2 пункта 3.1. Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Малые Курилы», утвержденного приказом Министерства, на территории Заказника запрещается промышленное и прибрежное рыболовство, нахождение с соответствующими орудиями добычи (вылова) ВБР (кроме случаев, установленных настоящим Положением). В силу пункта 3.9 Положения установлено, что в морской акватории Заказника допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве добыча (вылов) морского ежа и приморского гребешка при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства при условии соблюдения режима особой охраны территории заказника и согласования объемов, способов и районов добычи указанных водных биологических ресурсов с Министерством (п.3.9 введен Приказом Минприроды РФ от 20.01.2012 N 8). Из содержания данной нормы следует, что на Министерство возложена обязанность по согласованию ведения промысла ВБР, а именно, согласованию объемов, способов и районов добычи. Таким образом, по мнению заявителя, именно Министерство является субъектом, осуществляющим согласование критериев добычи ВБР - её объемов, способов и районов. При таких обстоятельствах, Министерство в силу вышеуказанного законодательства рассматривает упомянутые обстоятельства и принимает решение об их согласовании. Вместе с тем, как следует, Министерством к процедуре согласования привлекается стороннее лицо, не поименованное в п.3.9 Положения - Учреждение. Так, на Общество возлагаются обязанности по «урегулированию отношений» с указанным юридическим лицом, осуществляющим охрану Заказника, путем заключения договора о взаимодействии и представления положительного заключения. С учетом изложенного, Министерство в нарушение норм права спорными действиями привлекло к участию в согласовании критериев добычи ВБР юридическое лицо, что противоречит закону и нарушает права Общества. Более того, ответчик понуждает Общество совершить действия, не предусмотренные законодательством - заключить договор и представить заключение от привлекаемого лица, что не установлено какими-либо существующими нормами права. Не предусмотрено действующим законодательством и заключения таких договоров и составления заключений по вопросам, обозначенным Министерством. Данные обстоятельства указывают на злоупотребление государственным органом своими полномочиями, установление дополнительных административных барьеров, самовольно созданных в нарушение закона и препятствующих осуществлению ООО «Кунашир» предпринимательской деятельности в той степени свободы, которая предусмотрена законом. Оспариваемые действия по отказу в согласовании промысла и возложении дополнительных обязанностей на заявителя с урегулированием отношений с Учреждением не соответствуют закону, нарушают права Общества и создают препятствия в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Определением от 13.07.2015 суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Министерство  природных ресурсов и экологии РФ.

В судебное заседание не явились представители заявителя, ответчика Заместителю министра природных ресурсов и третьего лица,  суд располагает сведениями об их надлежащем извещении в порядке ст. 123 АПК РФ.

Представитель ответчика Министерства  природных ресурсов и экологии РФ в судебном заседании   возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в ранее представленном отзыве.

Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123, 156, 197, 200 АПК РФ, суд, заслушав представителя ответчика Министерства  природных ресурсов и экологии РФ, исследовав представленные доказательства, проверив и обсудив доводы лиц, участвующих в деле, находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов возникает по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве, часть 1 статьи 11 Закона о рыболовстве).

В силу ст. 12 Закона №166-ФЗ право на добычу (вылов) водных биоресурсов может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ).

Согласно подпункту "г" пункта 1 статьи 2 Закона N 33-ФЗ государственные природные заказники относятся к особо охраняемым природным территориям.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22 Закона N 33-ФЗ). Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль (пункт 3 и 4 статьи 22 Закона N 33-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В силу пункта 2 названной статьи задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Положение о государственном природном заказнике федерального значения "Малые Курилы" утверждено приказом Минприроды РФ от 19.08.2009 г. N 253  (далее - Положение).

Согласно п. 2.1 Положения, Заказник образован для выполнения следующих задач:

1) сохранение природных комплексов (ландшафтов) островов Малой Курильской гряды и прилегающей к ним морской акватории;

2) сохранение, восстановление и воспроизводство объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов;

3) сохранение среды обитания и путей миграции объектов животного мира;

4) осуществление экологического мониторинга;

5) проведение научных исследований;

6) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма.

В силу п.п. 2 п. 3.1 Положения, на территории заказника запрещаются  промышленное и прибрежное рыболовство, нахождение с соответствующими орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов (кроме случаев, установленных настоящим Положением);

В соответствии с п. 3.9 Положения, в морской акватории заказника допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве добыча (вылов) морского ежа и приморского гребешка при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства при условии соблюдения режима особой охраны территории заказника и согласования объемов, способов и районов добычи указанных водных биологических ресурсов с Минприроды России.

Как следует из материалов дела, письмом от 30.01.2013 № 12-47/1421 Минприроды РФ согласовало  добычу серого морского ежа в одномильной охранной зоне государственного природного заказника федерального значения "Малые Курилы" с 29.01.2013 по 31.12.2013 (л.д. 18).

27 ноября 2014 года ООО "Кунашир" направило в Минприроды РФ обращение №09781-ОГ750 о согласовании добычи морского ежа серого в одномильной акватории государственного природного заказника федерального значения «Малые Курилы» на 2015 год.

Письмом от 15.12.2014 № 12-5 0/75 73-ОТ Минприроды РФ сообщило в адрес ООО "Кунашир" о необходимости предоставления в целях согласования добычи ВБР в данный государственный орган обращения в произвольной форме, в котором должны быть указаны планируемые объемы, сроки, орудия, способы и районы добычи (вылова) морского ежа, с приложением копий разрешений на добычу (вылов), выданных Северо-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в установленном порядке. Кроме того, Обществу предложено представить документы, подтверждающие согласование возможности добычи (вылова) морского ежа серого, сроков нахождения и количества судов или иных плавучих средств в акватории Заказника ФГБУ «Государственный природный заповедник «Курильский» (далее - Учреждение), осуществляющим охрану территории (акватории) Заказника (л.д. 10).

Письмом от 11.01.2015 №11 ООО "Кунашир", указав об отсутствии законодательно установленной обязанности согласовывать добычу ВБР в охранной зоне Заказника с Учреждением, представило в адрес Министерства необходимые сведения о планируемых объемах, сроках, орудиях, способах и районах добычи (вылова) морского ежа. Также ООО "Кунашир" представлена копия разрешения на добычу (вылов), выданного Северо-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству на период с 01.01.2015 по 31.12.2015. Кроме того, в письме от 11.01.2015 №11 содержалось обращение Общества о разъяснении процедуры согласования промысла в охранной зоне с ссылкой на соответствующее законодательство (л.д. 11).

Письмом от 20.02.2015 №05-12-47/4037 Минприроды РФ, сославшись на пункты 1.6, подпункт 2 пункта 3.1., пункт 3.9 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Малые Курилы», утвержденного приказом Министерства от 19.08.2009 №253, повторно указало о необходимости согласования ведения промысла с ФГБУ «Государственный природный заповедник «Курильский», в том числе заключить с Учреждением договор о взаимодействии при осуществлении добычи ВБР в целях сохранения популяции морского ежа серого и соблюдения режима особой охраны территории (акватории) Заказника; представить    в    Министерство    положительное    заключение (согласование) Учреждения по вопросу ведения промысла; представить повторно в Министерство информацию о планируемых объемах, сроках, орудиях, способах и районах добычи (вылова) морского ежа с приложением копии разрешения на добычу (вылов), выданного Северо-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (л.д. 13-14).

Полагая, что права ООО "Кунашир" нарушены действиями по отказу в согласовании промысла и возложении дополнительных обязанностей на заявителя с урегулированием отношений с ФГБУ «Государственный природный заповедник «Курильский», ООО "Кунашир" обратилось  в суд настоящим заявлением.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из заявленных ООО "Кунашир" предмета и основания спора, арбитражный суд проверяет оспариваемые действия в соответствии с требованиями, установленными статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности следует, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного правоотношения, предусматривая свободу распоряжения лицами, участвующими в деле, принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты.

Правила принципа диспозитивности применительно к производству в арбитражном суде  распространяется и на процессуальные отношения, возникающие в связи с выбором лица, обратившегося в арбитражный суд, способа защиты своих прав.

Так, истец (заявитель) самостоятельно определяет объем своих требований, и суд не вправе выходить за рамки заявленного предмета заявленных требований (ст. ст. 4, 36, 37, 49, 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действия (бездействия) незаконными должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушены оспариваемым актом, решением, действием (бездействием), а также законы и иные нормативно-правовые акты, которым данный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют.

Границы предмета доказывания, как и пределы судебного разбирательства, определяются предметом и основанием иска. При этом арбитражный суд в соответствии с действующим арбитражным процессуальным законодательством не вправе выходить за пределы заявленных требований, а также рассматривать вопрос о законности оспариваемых действий по иным основаниям, не заявленным заявителем.

В обоснование заявленных требований ООО "Кунашир" указывает, что действия ответчика не соответствуют п.3.9 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Малые Курилы», поскольку единственным разрешающим органом, осуществляющим процедуру согласования, является Министерство, иного лица либо организации, участвующего в процедуре согласования, законодательством не предусмотрено.

Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении Минприроды России. Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 Минприроды России осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденного Постановлением Правительства от 29 мая 2008 г. N 404, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий.

Распоряжением Правительства от 31 декабря 2008 г. N 2055-р заказники федерального значения были переданы в ведение Минприроды России.

            В соответствии со ст.ст. 2 и 6 Федерального Закона РФ от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории федерального значения, к которым относятся и природные заповедники, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

            На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Действительно, в силу п. 3.9 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Малые Курилы», в морской акватории заказника допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве добыча (вылов) морского ежа и приморского гребешка при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства при условии соблюдения режима особой охраны территории заказника и согласования объемов, способов и районов добычи указанных водных биологических ресурсов с Минприроды России.

Таким образом, указанным пунктом установлено ограниченное право на добычу водного биологического ресурса при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства и только при условии соблюдения режима особой охраны территории заказника.

Согласно п. 1.6 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Малые Курилы», охрану территории заказника, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии природных комплексов и объектов на территории заказника осуществляет ФГБУ «Государственный природный заповедник «Курильский».

Рассматривая обращение ООО "Кунашир", Минприроды РФ запрошены дополнительные сведения в ФГБУ «Государственный природный заповедник «Курильский» относительно соблюдения режима особой охраны территории заказника.

ФГБУ «Государственный природный заповедник «Курильский» представило материалы административных дел, составленных в отношении судна "Частоозерское" (бортовой номер Г-0371, судовладелец ООО "Кунашир"), согласно которым данное судно нарушало режим заказника и режим морской охранной зоны государственного природного заповедника "Курильский".

Письмом от 20.02.2015 №05-12-47/4037 Минприроды РФ ООО "Кунашир" было проинформировано о необходимости урегулирования данного вопроса с ФГБУ «Государственный природный заповедник «Курильский».

Изучив материалы дела, выяснив обстоятельства обращения ООО "Кунашир" с заявкой в Минприроды РФ, суд приходит к выводу об отсутствии у федерального органа законных оснований для согласования ООО "Кунашир" объемов, способов и районов добычи водных биологических ресурсов на территории государственного природного заповедника «Курильский».

Суд полагает необходимым указать, что  согласование добычи водного биологического ресурса при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства на территории заказника является не обязанностью, а правом Минприроды РФ при условии соблюдения заинтересованным лицом  режима особой охраны территории заказника.

В соответствии с частью 3 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Давая оценку вопросу о нарушении оспариваемыми действиями Минприроды РФ прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд указывает на то, что в результате несогласования добычи водного биологического ресурса права и законные интересы заявителя не были нарушены, поскольку законные основания для получения указанного согласования у ООО "Кунашир" отсутствовали.

При изложенных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина распределяется в соответствии со ст.110 АПК РФ и возлагается на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 16, 29, 65, 67, 68, 71, 75, 110, 123, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ООО «Кунашир» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                    М.Н. Кастальская