ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-99195/18-131-716 от 12.07.2018 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва Дело № А40-99195/18-131-716

09 августа 2018 года

Резолютивная часть решения от 12 июля 2018 года

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению

истец АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АРХБУМ"(адрес: 164900, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 27.08.2002)

ответчик ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (адрес: 107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 23.09.2003) в лице филиала Северная железная дорога

о взыскании 187 326 руб. 18 коп.

УСТАНОВИЛ:

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АРХБУМ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании 187 326 руб. 18 коп. неосновательного обогащения.

Определение о принятии иска к производству размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 15.05.2018г.

Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований, в порядке упрощенного производства, в соответствии со ст.ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела, в порядке упрощенного производства, не заявили, в связи с чем, спор рассмотрен в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик в установленный судом срок до 13.06.2018г. представил отзыв по существу заявленных требований, просит в иске отказать.

Через канцелярию суда истцом представлены возражения на отзыв ответчика.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 27.12.2012 между ОАО «РЖД» и АО «АРХБУМ» (клиент) заключен договор на организацию расчетов N 5Р22-0910/13. Договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, штрафов, платы за перевозку грузов и порожних вагонов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и порожних вагонов в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщении.

В соответствии с разделом 3 договора Клиент перечисляет на расчетный счет ОАО «РЖД» в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО «РЖД» платежей. ОАО «РЖД» учитывает поступившие от Клиента денежные средства на J1C Клиента и производит списание с JIC Клиента сумм, причитающихся ОАО «РЖД» платежей в порядке, установленном договором.

В июне 2017 года с различных станций Российских железных дорог на станцию Исакогорка Северной железной дороги осуществлялась перевозка гружёных платформ, не принадлежащих перевозчику, с оформлением железнодорожных накладных, в которых АО «АРХБУМ» указано в качестве плательщика.

Согласно сведениям, указанным в накладных вагоны следовали с грузом на станцию Исакогорка в адрес грузополучателя АО «АЦБК». При принятии груза к перевозке провозная плата за вагоны, указанные в таблице № 1, была рассчитана перевозчиком на станции отправления по тарифной схеме N 8 за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД в груженом рейсе, которая в соответствии с пунктом 2.6.1.1 прейскуранта N 10-01. определяется за перевозку грузов в собственных универсальных вагонах (крытые, платформы, полувагоны).

В отношении перевозок железнодорожным транспортом порядок установления платы за перевозку определен в Уставе железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ РФ) и Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ).

Согласно статье 2 УЖТ РФ и статье 8 Закона N 17-ФЗ плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

При определении размера провозной платы за перевозку грузов российскими железными дорогами подлежат применению тарифы, установленные Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры. выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 (Тарифное руководство N 1). пунктом 1.1 которого определено, что уровень тарифа устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте.

Согласно пункту 2.4.1 и 2.4.1.4 Тарифного руководства N 1 Прейскуранта N 10-01. утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5. железнодорожный тариф для собственных (арендованных) вагонов состоит из платы за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД и определяется по тарифным схемам, указанным в таблице N 6 и № 7 приложения 5 названного Тарифного руководства (тарифная схема N 8 пункт 1.1.3 или № 9 пункт 1.1.4 часть 2 Тарифного руководства N 1 (в зависимости от типа подвижною состава)).

С 01.01.16 г. к базовым ставкам тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, расчеты за которые осуществляются в соответствии с Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", установлен индекс, определяемый по правилам раздела 2 части I Прейскуранта N 10-01, согласно приложениям N 1. N 5. N 7 к приказу ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 "Об индексации тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "РЖД".

Так согласно п. 3 и п. 4 приложения N 1 к приказу ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 (в зависимости от типа подвижного состава) с 2016 г. к ставкам тарифов на перевозки лесоматериалов круглых и пиломатериалов на собственных (арендованных) универсальных платформах применялся коэффициент 3,540, а к ставкам тарифов на перевозки лесоматериалов круглых и пиломатериалов на собственных (арендованных) специализированных платформах для лесоматериалов с длиной по осям сцепления автосцепок менее 19,6 метров применялся коэффициент 3.333.

Тарифы на перевозку грузов установлены Постановлением ФЭК РФ от 17 нюни 2003 года N 47-т/5, различны в зависимости от типа вагона - универсальный или специализированный.

При заполнении в техническом паспорте формы ВУ-4М модели вагона, общих данных о вагоне и его оборудовании необходимо руководствоваться справочным материалом "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Альбом-справочник", согласованным Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (протокол от 27-29 января 2010 г., г. Железногорск). "Справочником моделей грузовых вагонов", утвержденным Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (протокол от 10 - 11 июля 2007 г.. г. Москва) и Комиссией Совета по железнодорожному транспорту специалистов по информатизации железнодорожных администраций (протокол от 20 - 21 сентября 2005 г., г. Москва).

Согласно технических паспортов на вагоны, указанные в таблице № 1, тип вагона был определён по коду 5406 - платформа для перевозки лесоматериалов модели 13-2114-07 и относятся к собственному подвижному составу, то есть являются собственными специализированными платформами.

В соответствии со вторым разделом п. 4.2.: «назначная система нумерации собственных грузовых вагонов парков железных дорог колеи 1520 мм» справочника моделей грузовых вагонов, утвержденным комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ от 01.06.2005, модели грузовых вагонов, использованных АО «АРХБУМ» имеют код особенности модели - 5406, обозначающий тип вагона, в данном случае это Платформа 4-осная, для перевозки лесоматериалов.

Как указано выше вагоны является собственными специализированными платформами для перевозки лесоматериалов. Расчет провозной платы за перевозки грузов в данных платформах должен осуществляться в соответствии с правилами пункта 2.8.1 Прейскурантах" 10-01 "Определение платы за перевозку грузов в специализированных вагонах" по тарифной схеме N 9 с применением коэффициента 3,333 согласно п. 4 приложения N 1 к приказу ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 на перевозки лесоматериалов круглых и пиломатериалов на собственных (арендованных) специализированных платформах для лесоматериалов с длиной по осям сцепления автосцепок менее 19,6 метров.

Из железнодорожной накладной № ЭД956435 следует, что плата за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД за вагон № 42239764 модели 13-2114-07 была взята как за универсальную платформу по тарифной схеме N 8 в размере 29 969 рублей, а за вагон № 54375183 той же модели 13-2114-07 была взята как за специализированную платформу в размере 29 444 рублей, что соответствует тарифной схеме N 9.

Согласно технического паспорта на вагон № 54375183 тип вагона определён по коду 5406 - платформа для перевозки лесоматериалов модели 13-2114-07 и относится к собственному подвижному составу, то есть является собственной специализированной платформой.

Таким образом, в результате к одной и той же модели платформы 13-2114-07 по одноимённому маршруту, с одинаковым наименованием и массой груза были применены различные тарифные схемы Прейскуранта N 10-01 и коэффициенты индексации к базовым ставкам тарифов Приложения N 1 к приказу ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15.

Перевозчиком истцу были выставлены счета-фактуры: от 31.05.2017 г., от 05.06.2017 г., от 10.06.2017 г., от 15.06.2017 г., от 20.06.2017 г., 25.06.2017 г., от 30.06.2017, на основании которых с лицевого счета истца, открытого в Северном ЦФТО, по перечням первичных документов: от 31.05.2017 г. № 2017056, от 05.06.2017 г. № 2017061. от 10.06.2017 г. № 2017062. от 15.06.2017 г. № 2017063, от 20.06.2017 г. № 2017064, от 25.06.2017 г. № 2017065, от 30.06.2017 № 2017066. были списаны денежные средства в счет оплаты перевозки платформ по спорным накладным, указанным в таблице № 1.

АО «АРХБУМ» рассчитана провозная плата по каждой платформе, принятой к перевозке по спорным накладным, исходя из расстояния перевозки по тарифной схеме N 9, и стоимость перевозки по указанным в таблице № 1 накладным составила в общей сумме 24 852 695 руб. Ответчиком по спорным перевозкам списано со счета 25 015 884 руб.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Нормы гражданского законодательства, устанавливают, что правоотношения между коммерческими организациями основываются на принципах возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов и недопустимости неосновательного обогащения.

В отношении довода ответчика о ненадлежащем истце, АО «АРХБУМ» в накладных указано в качестве плательщика ж.д. тарифа. Кроме того, списание провозной платы произведено с лицевого счёта АО «АРХБУМ». Требование АО «АРХБУМ» квалифицировало нормами материального права, регулирующие отношения участников гражданского оборота как кондикционные.

По Прейскуранту 10-01 тариф определяется по типу вагонов. Модели вагонов у АО «АРХБУМ» по паспорту - платформа для перевозки лесоматериалов модели 13-2114-07 и относится к собственному подвижному составу, то есть является собственной специализированной платформой.

К одной и той же модели платформы 13-2114-07 по одноимённому маршруту, с одинаковым наименованием и массой груза были применены различные тарифные схемы Прейскуранта N 10-01 и коэффициенты индексации к базовым ставкам тарифов Приложения N 1 к приказу ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15.

В отзыве ответчик подтверждает, что к одной и той же модели платформы 13-2114-07 в АБД ПВ присвоены разные коды, которые по его мнению и определяют применяемую схему тарифа. Тарифные схемы Прейскуранта N 10-01 не содержат указания на применение той или иной схемы в зависимости от присвоенного кода в АБД ПВ.

Тарифы на перевозку грузов различны в зависимости от типа вагона - универсальный или специализированный.

Согласно технических паспортов на вагоны тип вагона был определён по коду 5406 - платформа для перевозки лесоматериалов модели 13-2114-07 и относятся к собственному подвижному составу, то есть являются собственными специализированными платформами.

Позиция ответчика о том, что род вагона определяет и указывает в накладной грузоотправитель в виде буквенных символов «ПЛ» и «СПЦ» не основана на действующих нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок регистрации подвижного состава и оформления перевозочных документов.

Исполнение государственной функции по пономерному учету железнодорожного подвижного состава и контейнеров Росжелдор осуществляет в соответствии с пунктом 5.3.10 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397 и приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее -Минтранс России) от 14.11.2005 N 137 "Об организации работы по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, контейнеров, эксплуатируемых на путях общего пользования" (действующий в период пономерного учёта вагонов по настоящему делу).

Приказом Минтранса России от 25.07.2012 N 266 утвержден Административный регламент Росжелдора предоставления государственной услуги по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава и контейнеров, который действовал в спорный период.

В силу названного регламента Росжелдор ведет автоматизированный учет и регистрацию собственников и арендаторов в АБД ПВ. которая, не будучи формой государственной регистрации имущества, является формой специализированною учета в отношениях между Обществом и другими участниками железнодорожных перевозок.

В соответствии со вторым разделом п. 4.2.: «8-значная система нумерации собственных грузовых вагонов парков железных дорог колеи 1520 мм» справочника моделей грузовых вагонов, утвержденным комиссией Совета по железнодорожном}' транспорту государств - участников СНГ от 01.06.2005. модели грузовых вагонов, использованных АО «АРХБУМ» имеют код особенности модели - 5406. обозначающий тип вагона, в данном случае это 11латформа 4-оспая, для перевозки лесоматериалов.

Согласно абз. 1 раздела 2. Структура справочника «8-значная система нумерации собственных грузовых вагонов парков железных дорог колеи 1520 мм» справочника моделей грузовых вагонов Действующая система нумерации вагонов предусматривает восьмизначный цифровой помер. Таким образом, по номеру вагона в автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов информационного вычислительного центра железнодорожных администраций (АБД ПВ ИВЦ ЖА) в соответствии со справочником моделей грузовых вагонов и определяется тип вагона, а не на основании буквенной аббревиатуры, как на то указывает ответчик.

Кроме того, в соответствиями Распоряжением ОАО "РЖД" от 24 января 2014 г. N 136р "О соглашении об обмене электронными документами", действующим в спорный период, АО «АРХБУМ» и ОАО «РЖД» при оформлении перевозочных документов пользовались порядком обмена электронными документами, подписанными усиленной электронной подписью, между автоматизированной системой Клиента и автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (далее - система ЭТРАН) при перевозке грузов. Оформление перевозочных документов в системе ЭТРАН производится по номеру вагона, на основании которого система в автоматическом режиме присваивает вагону буквенную аббревиатуру «ПЛ» или «СПЦ».

С конца июля месяца 2017 г. ответчик самостоятельно произвёл изменение тарификации по специализированным платформам для перевозки лесоматериалов модели 13-2114-07, относящихся к собственному подвижному составу АО «АРХБУМ».

Так по вагону №42239764 по накладной 368167 от 17.01.2018 г. ответчиком применена схема № 9 как но специализированным платформам для перевозки лесоматериалов модели 13-2114-07. хотя по настоящему делу произвели взыскание тарифа по схеме № 8. Аналогичная ситуация и по другим вагонам.

Согласно данных пономерного учёта вагон № 42239764 в 2016 г. числился как универсальная платформа и ОАО "РЖД" использовалась тарифная схема 8. а уже согласно справки из АБД ПВ от 25.05.2018 г. этот же вагон числится как платформа для лесоматериалов. АО «АРХБУМ» изменений в АБД 1 IB не вносило, уведомлений от ответчика об изменении данных в АБД ПВ от ответчика не получал.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика.

С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 307, 309, 310, 784, 785, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-67, 71, 102, 110, 123, 226-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (адрес: 107174, ГОРОД МОСКВА,,,,УЛИЦА БАСМАННАЯ НОВ.,2, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.09.2003) в пользу АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АРХБУМ"(адрес: 164900, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 27.08.2002) сумму неосновательного обогащения в размере 187 326 (Сто восемьдесят семь тысяч триста двадцать шесть) руб. 18 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 6 619 (Шесть тысяч шестьсот девятнадцать) руб. 79 коп.

Настоящий судебный акт подлежит немедленному исполнению и может быть обжалован в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья Ю.В.Жбанкова