ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-103242/19 от 15.09.2020 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва             

30 сентября 2020 года                                                                                               Дело №А41-103242/19

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Сергеевой А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.В. Архиповой, рассмотрев  в судебном заседании дело А41-103242/19 по заявлению СНТ "САДОВОД" к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения  

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований - СНТ «Заречье», Администрация городского округа Истра Московской области

при участии сторон в судебном заседании согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

СНТ "Садовод" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом удовлетворенного судом в порядке ст. 49 АПК РФ ходатайства об уточнении заявленных требований) о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Управление Росреестра по Московской области) от 24.09.2019 об незаконным; об обязании Управления Росреестра по Московской области произвести государственный кадастровый учет в отношении земельного участка  с КН 50:80:0060323:190, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Истра,  тер. СНТ Садовод.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте http://kad.arbitr.ru/. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствии заявителя.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя заинтересованного лица, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в соответствии с проектом планировки садового участка коллектива п/я №1309 Истринского р-на Московской области от 1957 года, Тушинскому Машиностроительному заводу предоставлен земельный участок общей площади 7 га, в том числе садовые участки 5,6 га, дороги и проезды 1,4 га.

Постановлением главы администрации Истринского района от 2 февраля 1993 года  № 12-СВ.З. "О закреплении земель и выдачи свидетельств садоводческому товариществу "Садовод" д.Вельяминово" был изъят земельный участок площадью 7 га у Тушинского Машиностроительного завода ранее предоставленный предприятию для коллективного садоводства и предоставлен  с\т "Садовод".

На основании постановления главы администрации Истринского района от 02 февраля 1993 года № 12-СВ.З СНТ "Садовод" зарегистрировал право коллективно совместной собственности  на земельный участок, общей площадью 8 150 кв.м., что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № МО-8-01-014 951.

Для определения границ земельного участка с кадастровым номером: 50:80:0060323:190 СНТ "Садовод" обратилось к кадастровому инженеру, которым был составлен межевой план, согласно которому площадь земельного участка с кадастровым номером 50:80:0060323:190 составила 14 504 +/- 84,00 кв.м.

Для уточнения границ земельного участка с кадастровым номером: 50:80:0060323:190
Заявитель обратился с межевым планом в территориальное подразделение Управления Росреестра по Московской области.

24 сентября 2019 года Управление Росреестра по Московской области выдано решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости  № 50-0-1-296/3001/2019-13476.

В обоснование отказа Управлением Росреестра по Московской области указано, что представленные документы содержат противоречивые сведения в части указания площади и конфигурации уточняемого земельного участка, в связи с чем не подтверждают фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет в границах составляющих площадь 14 504 кв.м.

Посчитав, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости является незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ каждое из представленных сторонами доказательств в отдельности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

В силу ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 ст.39.1 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Постановлением Главы администрации Истринского района МО от 2.03.1998 № 12 св.з за СНТ «Садовод» был закреплен земельный участок площадью 7,0 га из них: В коллективно-совместную собственность 8150 кв.м. В собственность членов СНТ 61850 кв.м. Ранее выданный государственный акт был признан утратившим силу.

На основании постановления главы администрации от 2.03.1993 г. № 12 св.з. с/т «Садовод» выдано свидетельство о праве собственности на землю в коллективно-совместную собственность 8150 кв.м.

Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с КН 50:08:0060323:190 прошел государственный кадастровый учет и сведения о нем внесены в ЕГРН 02.03.1993. Площадь участка составляет 8150 кв.м.

Как следует из заявления для определения границ земельного участка с КН 50:08:0060323:190 СНТ «Садовод» обратилось к кадастровому инженеру, которым составлен межевой план. По результатам замеров площадь участка составила 14 504 кв.м.

В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что площадь земельного участка не изменялась на протяжении последних 15 лет.

Федеральный закон "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (последняя редакция) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - кадастровые отношения).

Согласно ч.4 ст. 1 Федерального закона "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее -кадастровый инженер).

Из изложенного выше следует, что заключение кадастрового инженера в качестве основания возникновения права собственности на земельный участок, не предусмотрено действующим законодательством, в том числе кадастровый инженер не является уполномоченным лицом, которому предоставлено право распоряжения земельными участками из числа земель неразграниченной государственной собственности.

Со дня вступления в силу Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.

Статьей 26 Закона о регистрации предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Статья 27 Закона о регистрации предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В частности, имеется отличие площади земельного участка от площади, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, более чем на десять процентов (пункт 42 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 2 статьи 26 Закона о кадастре).

Заявителем предъявлен в Управление Росреестра межевой план указывающий на отличие площади предоставленного земельного участка от фактически занимаемой площади.

В силу части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2017 г., местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

 если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.

Необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ (статья 22 Закона N 218-ФЗ).

Частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ранее, до 1 января 2017 г., аналогичные по содержанию положения содержались в части 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 21 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее -Требования), для подготовки межевого плана допускается использование картографических материалов, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительной документации, хранящейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого
плана используются (пункт 22 Требований) утвержденные в установленном порядке
проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных
некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ч. 2 ст. 42.8 Федерального закона «О кадастровой деятельности», при уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, местоположение границ этих земельных участков определяется с учетом утвержденных в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в границах такой территории документа (при наличии данных проектов или документа), а также с учетом требований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с п.3 ч. 2 ст. 42.8 Федерального закона « О кадастровой деятельности», при уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

В ЕГРН содержатся сведения о площади земельного участка с КН 50:08:0060323:190 8150 кв.м. по фактическому пользованию площадь земельного участка составляет 14 504 кв.м., что превышает сведения об объекте недвижимости более чем на 10 процентов.

Согласно ч. 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании вышеизложенного, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку действия государственного регистратора не противоречат нормам действующего законодательства и являются законными.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия решения в Десятый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области.

Судья                                                                                                            А.С. Сергеева