ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-12129/08 от 07.07.2009 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

«10» июля 2009 г. Дело № А41-12129/08

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 10 июля 2009 года.

  Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ивановой Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Администрации города Климовска Московской области,

к ТУ ФАУГИ,

3-лицо: УФРС по Московской области, Комитет по управлению имуществом города Климовска, ЗАО «Март», УФАКОН по Московской области,

о признании недействительным зарегистрированного права собственности,

при участии в заседании: согласно протоколу,

  установил:

Истец – Администрация города Климовска Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ТУ ФАУФИ по Московской области о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 300, 00 кв.м., с кадастровым номером 50:56:030322:0008, расположенный по адресу: <...>.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, в порядке ст. 51 АПК РФ, привлечены УФРС по Московской области, Комитет по управлению имуществом города Климовска, ЗАО «Март».

Определением от 15 октября 2008г. была произведена замена ненадлежащего Ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом на Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом.

Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил предмет иска и просит суд признать недействительным зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:56:030322:0008, расположенный по адресу: <...>; признать за Администрацией г. Климовска право распоряжения земельным участком с кадастровым номером 50:56:030322:0008, расположенный по адресу: <...>, государственная собственность на который не разграничена.

Определением от 27 апреля 2009г., в порядке ст. 51 АПК РФ, к качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, к участию в деле было привлечено УФАКОН по Московской области.

Представитель Истца на удовлетворении заявленных требований, с учетом уточнения, настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Ответчика надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился. Дело рассматривается по существу в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Заслушав представителей сторон, находящихся в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела (подлинные обозревались в судебном заседании), арбитражный суд приходит к следующему.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Во исполнение Постановления Главы города Климовска Московской области от 28.11.2002г. № 1054, между истцом и ЗАО «Март» был заключен Договор аренды земельного участка № 114/03 от 22.01.2003г. Предметом данного Договора является земельный участок площадью 300,00 кв.м. с кадастровым номером 50:56:030322:0008, расположенный по адресу: <...>.

Основанием для заключения Договора аренды земельного участка является право собственности ЗАО «Март» на недвижимое имущество, находящееся на земельном участка с кадастровым № 50:56:030322:0008.

Договор зарегистрирован в установленном законном порядке, о чем свидетельствует отметка Московской областной регистрационной палаты от 27.03.2003г. за номером 50-01/56-04/2003-22.1.

Исковые требования мотивированы тем, что при получении в 2008г. выписки на зарегистрированный Договор аренды в качестве правообладателя указана Российская Федерация и основываются на ст. 27 АПК РФ, ст. 2 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г., государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.В соответствии со ст. 16 ФЗ-122, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

На момент заключении Договора, спорный земельный участок разграничен не был.

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г. № 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В деле правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым № 50:56:030322:0008, имеется заявление о государственной регистрации сделки с имуществом от представителя Комитет по управлению имуществом г. Климовска. В результате чего в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество в отношении спорного земельного участка была внесена запись о правообладателе – Российская Федерация – в лице Комитета по управлению имуществом г. Климовска Московской области (л.д. 25).

Ответчиком не предоставлены доказательства обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности за Российской Федерацией на спорный земельный участок на основании какого-либо акта уполномоченного органа об отнесении его к собственности РФ. Отсутствие оснований такого права свидетельствует о его недействительности.

Кроме того, исходя из текста письма УФРС по Московской области № РС-исх. 56/571 от 26.12.2008г. (л.д. 105 – 106), данные в ЕГРП в разделе «правообладатель» в отношении спорного земельного участка с «Российская Федерация – в лице Комитета по управлению имуществом г. Климовска Московской области» на «Российская Федерация» были изменены в 2008г. сотрудниками УФРС по Московской области в рабочем порядке, на основании решения Консультативного совета от 19.12.2007г. в соответствии с требованиями п. 18 Правил введения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г. № 219.

Утверждение Ответчика о пропуске Истцом срока исковой давности не подтверждены материалами дела и противоречат вышеуказанному письму УФРС по Московской области, поскольку ранее 2008г. последний об изменении правообладателя спорного земельного участка узнать не мог.

Сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок кадастровый номер 50:56:030322:0008, нарушают законные права и интересы Администрации города Климовска на распоряжение спорным земельным участком.

Истец в соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ, имеет право обратиться в суд за восстановлением нарушенного права.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 АПК РФ, суд

  РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:56:030322:0008, расположенный по адресу: <...>.

 Признать за Администрацией г. Климовска право распоряжения земельным участком с кадастровым номером 50:56:030322:0008, расположенный по адресу: <...>, государственная собственность на который не разграничена.

  Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия решения в Десятый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области.

Судья Н.М. Иванова